![]() |
|
Начало \ Именной указатель \ Анненский и Гумилёв |
Обновление: 20.08.2020 |
||||
АННЕНСКИЙ и ГУМИЛЁВ
Николай Степанович Гумилёв (1886-1921)
- русский поэт.
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Портрет работы М. В. Фармаковского. Париж, 1908 г. ИРЛИ [6] |
1909 г. Портрет работы Н. С. Войтинской |
1912 г. ЛГИА [2] |
Бюст Н. С. Гумилёва, выполненный А. А. Сосенской, в Музее Николаевской гимназии [7] |
|
Загуляев П. М. Царица-скука //
Царскосельское дело. 1908. ? 1. 28 марта. С. 2. Подпись: Пересмешник; В переписке Анненского имя Гумилева впервые возникает в 1903 г. в тексте официального отношения, которое он адресует в Тифлисскую гимназию (цит. по: Гимназические документы Н. С. Гумилева / Публ. А. И. Павловского // Н. Гумилев; А. Ахматова: По материалам историко-литературной коллекции П. Лукницкого / РАН; ИРЛИ (ПД); Отв. ред. А. И. Павловский. СПб.: Наука, 2005. С. 46):
Его Превосходительству Статский Советник Степан Яковлевич Гумилев обратился ко мне с просьбою о принятии сына его Николая Гумилева<,> ученика вверенной Вам Гимназии<,> в VII класс вверенной мне Гимназии. Вследствие сего имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сообщить мне<,> не имеется ли с Вашей стороны каких-либо препятствий к поступлению означенного ученика во вверенную мне Гимназию и в удовлетворительном случае не отказать выслать свидетельство об успехах и ПОВЕДЕНИИ, кондуитный список и все его документы и сообщить отметку по географии означенного ученика из IV класса в V класс.
Директор И. Анненский Червяков А. И. // Письма II. Прим. 4 к письму Анненского С. К. Маковскому от 31 августа 1909 г. C. 377-380. К теме "Анненский и Гумилев" также обращаются:
Аллен Л. У истоков поэтики Н. С. Гумилёва: Франция и западноевропейская поэзия.
Тому, кто был влюблен,
как Иксион, 17 февраля 1906 г. Анненский подарил Н. С. Гумилёву свою "Книгу отражений" с дарственной надписью. Гумилёв сопроводил посвящением Анненскому стихотворение "Семирамида" (сб. "Жемчуга"): "Светлой памяти И. Ф. Анненского". Правда, это было сделано им в изданиях 1910 и 1918 гг., а первой публикации стихотворения в траурном номере "Аполлона" (1909, ? 3), посвящения не было. Свет для Н. С. Гумилёва, надо сказать, не совсем радужный, скорее "холодно-дынный", лунный. И становится понятно почему, когда читаешь последние 8 строк, в которых автор метафорично говорит о сложных творческих отношениях с Учителем:
Всё манит и
радует, всё ясно и близко,
И в сумрачном
ужасе от лунного взгляда, Подробнее о "лунности" Анненского можно прочесть у Р. Д. Тименчика и А. Е. Аникина, см. перечень работ выше. Несколько позже Гумилёв посвятил И. Ф. Анненскому знаменитое стихотворение, [1]: К таким нежданным и
певучим бредням Я помню дни: я, робкий,
торопливый, Десяток фраз,
пленительных и странных, О, в сумрак
отступающие вещи, В них плакала какая-то
обида, ...Скамью я знаю в
парке. Мне сказали, Там вечером и страшно,
и красиво, Она глядит, она поет и
плачет, Журчит вода,
протачивая шлюзы, Впервые: А, ? 9, 1912, с подзаголовком "По случаю второй годовщины смерти, исполнившейся 30-го ноября". В журнале вместо строфы 9 было: То муза отошедшего поэта, Очевидно,
читалось на заседании Общества
ревнителей художественного слова 3
декабря 1911 г., где выступал Гумилев (см.:
Русский художественный листок, 1911, ? 20).
Из царскосельских лебедей. -- См.
стихотворение В. А. Жуковского 'Царскосельский
лебедь' (1851). Открывает сборник "Колчан". О нём -- в комментарии к очерку Николая Оцупа "Николай Степанович Гумилёв". О стихотворении:
Евтушенко Е. А.
Иннокентий Анненский 1855--1909.
Анненский пишет о стихах Н. Гумилёва в статье "О современном лиризме" (раздел "ОНИ") . Упоминание в черновике доклада "Поэтические формы современной чувствительности" Анненский говорит о Гумилёве в письме С. К. Маковскому от 31 августа 1909 г. Гумилёв неоднократно писал о поэзии Анненского в своих статьях и рецензиях, вошедших в "Письма о русской поэзии". Гумилеву принадлежит рецензия на 'Вторую книгу отражений'. Гумилев был инициатором журнала "Остров", о втором номере которого написано А. Г. Тереховым:
Сказалось
<...> влияние идей И. Ф. Анненского
("коллективное мыслестрадание") <...> Второй номер журнала "Остров" / Публикация А. Г. Терехова // [5, с. 317, 323]. Там же интересно прочитать (с. 325): Второй номер "Острова", вышедший в конце августа, рецензировали сами его "участники" (А, 1909, ? 3, с. 46-47). Гумилёв в короткой заметке писал о стихах Анненского; Кузмин в более пространном отзыве коснулся всех, кроме Анненского. Рецензии, напечатанные в декабрьском номере "Аполлона", опередила пародия на "Остров" в газете "Царскосельское дело", постоянно в 1908-1910 гг. нападавшей на Гумилева. В записях П. Н. Лукницкого описывается этот эпизод и раскрывается псевдоним авторов пародии: "В мае <так!> месяце был напечатан, но не выкуплен из типографии "Остров" ? 2. Подписчикам деньги были возвращены. А неудавшееся "дело" не прошло бесследно для читателей. 2 октября в газете "Царскосельское дело" ? 40 появилась пародийная пьеса в стихах "Остов <, или Академия на Глазовской улице>", написанная не менее веселыми "деловыми" людьми. За подписью Д. В. О-е скрывались старые друзья-"враги" царскоселы Д. И. и И. Н. Коковцевы46'.47
46 Ср.: "Авторами пьесы-пародии
были П. М. Загуляев и Д. И. Коковцев <...>" (Жизнь Николая Гумилева. С.
233). Д. И. Коковцев (1887 - 1918), поэт-"традиционалист", одноклассник
Гумилева по царскосельской гимназии. Сохранилось письмо Коковцева Л. Н.
Урванцеву, написанное после рекомендации Гумилевым
Потемкина в "Кружок
Случевского": '<...> на собрании Кружка Случевского 23 янв<аря> у В. П.
Авенариуса будет баллотироваться несколько новых членов и в том числе
"знаменитый" Потемкин <...>. Все, кому дорого доброе имя Кружка, решили
сплотиться и не допустить на "Вечера Случевского" г. Потемкина, который,
как Вам, наверное, известно, прикосновенен к грязной истории с
"Кошкодавами". Хотя он всячески отрицает свою виновность, но факт его
знакомства с главарями почтенной компании установлен точно. Кроме того,
г. Потемкин устроил в прошлом году форменный дебош в доме г-жи Тимаревой,
с которой у меня есть общие знакомые. От такого дебоша, в случае
избрания Потемкина, не гарантирован и Кружок Случевского. <...> Надеюсь,
Вы не откажитесь приехать и положить ему "минус" <...>" (ГПБ. 248.332).
Пародия была перепечатана в издании: Гумилёв Н. Неизданное,
несобранное. Paris, 1986. С. 183-193. <1908 г.> Многоуважаемый Иннокентий Фёдорович! Я уже много раз просил Валентина Иннокентьевича* передать Вам мою искреннюю благодарность за вашу чудную статью о моей книге, но теперь уступаю желанию поблагодарить Вас самому. Я не буду говорить о той снисходительности и внимательности, с какой Вы относитесь к моим стихам, я хочу особенно поблагодарить Вас, за лестный отзыв об "Озере Чад", моем любимом стихотворении. Из всех людей, которых я знаю, только Вы увидели в нём самую суть, ту иронию, которая составляет сущность романтизма и в значительной степени обусловило название всей книги. С главной мыслью Вашей статьи я могу вполне согласиться, но во многом она даёт мне возможность взглянуть на себя под совершенно новым углом зрения. Надо ли говорить, как это ценно.
Еще раз бесконечно благодарю Вас за те усилия, которые Вы сделали, чтобы помочь мне осознать моё творчество и подвинуть меня так намного "по тернистому пути славы". * сына И. Анненского, В. И. Анненского. Михаил Гольденберг. В глубинах судеб людских. Baltimore, MD: Via Press, 1999. Сетевой ресурс "Стихия",
уже не действующий. Письмо является ответом на рецензию Анненского, опубликованную в статье Р. Д. Тименчика "Иннокентий Анненский и Николай Гумилёв". В этой же статье приводится фрагмент письма, в котором предпоследний абзац начинается иначе: "С главной мыслью Вашей статьи - веянием Парижа я еще не могу вполне согласиться..." Другие публикации письма мне неизвестны, поэтому уточнить пока нет возможности. Год рождения Анненского уточнён документально А. В. Орловым в статье "Юношеская биография Иннокентия Анненского" ещё в 1985 г.
3 апреля 1909 г. Многоуважаемый Иннокентий Федорович! Не согласитесь ли Вы посетить сегодня импровизированный литературный вечер, который устраивается у меня. Будет много писателей, и все они очень хотят познакомиться с Вами. И Вы сами можете догадаться об удовольствии, которое Вы доставите мне Вашим посещением. Все соберутся очень рано, потому что в 12 час. надо ехать на вокзал всем петербуржцам.
Искренне преданный Вам
Н. Гумилев В кн.: Лукницкая В. К. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990.
<конец августа 1909 г.> Многоуважаемый Иннокентий Фёдорович, Вы будете очень добры, если согласитесь придти к нам в это воскресенье часам к пяти дня. Я жду Маковского, Кузмина еtс. Обещал быть и Вячеслав Иванович. Я говорил уже с Валентином Иннокентьевичем и он любезно согласился придти. Будут стихи, но не в таком неумеренном количестве, как прошлые разы. Я имею новую вещь для прочтенья. Искренне преданный Вам Н. Гумилев
Письма
II. C.
380. Из писем В. И. Анненскому (Валентину Кривичу) Источник текста: Неизвестные письма Н. С. Гумилева (Публикация Р. Д. Тименчика) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Том 46. ? 1. Январь-февраль. 1987. С. 50-56. 52 <Париж>, 2 октября 1906 Многоуважаемый Валентин Иннокентиевич! Очень и очень благодарю Вас и Иннокентия Феодоровича за знакомство с Деникерами. Я не писал Вам раньше потому, что я познакомился с m-er Nicolas в мое второе посещение, а именно вчера, когда я был приглашен завтракать Любовью Феодоровной1. Я был встречен очень сердечно и был представлен Любовью Феодоровной во французское семейство, фамильи которого я не запомнил. М-еr Nicolas читал свои стихотворения, и мне они очень понравились: при красивой простоте стиля много красивых и интересных сопоставлений и образов и полное отсутствие тех картонажных эффектов, от которых так страдает новая русская поэзия. Я непременно переведу его стихи2, если найду орган, где бы можно было печататься. 'Слово' - тю-тю3. Даже гонорара не платят. Вы меня спрашиваете о моих стихах. Но ведь теперь осень, самое горячее время для поэта, а я имею дерзость причислять себя к хвосту таковых. Я пишу довольно много, но совершенно не могу судить хорошо или плохо. Мое обыкновенье - принимать первое высказанное мне мненье, а здешние русские ничего не говорят, кроме: 'Очень, очень звучно' или даже просто 'Очень хорошо'. Но я надеюсь получить от Вас более подробное мнение о моих последних стихах. Несколько из них я послал на имя Сергея Владимировича4. Когда он вернется, он верно не откажется показать их Вам. Другие посылаю Вам сейчас. Меня очень огорчило известие о смерти Инны Андреевны5. Хотя я ее знал мало, но несколько встреч было достаточно, чтобы почувствовать к ней живую симпатию. Передайте, пожалуйста, Сергею Владимировичу мое сочувствие его горю. Мне очень жаль, что Вы ничего не написали за лето. Но ведь это естественное последствие Ваших усиленных занятий. Ничто так не ослабляет творческие способности, как постороннее умственное напряжение. Эта теория - оправдание моей прошлой, гимназической лени6. Что же касается поэмы, посвященной Наталье Владимировне7, то, продолжая Ваше сравнение с железной дорогой, я могу сказать, что все служащие забастовали и требуют увеличения рабочего дня, глубокого сосредоточения и замкнутой жизни, а я как монархист не хочу потакать бунтовщикам, уступая их желаньям. 53 Впоследствии, когда я перейду в 'Союз 17 октября'8, может быть, дело двинется быстрее. Пожалуйста, засвидетельствуйте мое уважение Наталье Владимировне. Дине Валентиновне9 и Иннокентию Феодоровичу.
Крепко жму Вашу руку Ваш Р. S. Адрес мой остается прежним10. Кривич-Анненский Валентин Иннокентиевич (1880-1936) - поэт, беллетрист, мемуарист, сын И. Ф. Анненского. В частном собрании хранится экземпляр 'Романтических цветов' с автографом Гумилева - акростихом 'Ва<лентину> Кривичу':
В. Кривичу также посвящён триптих "Северный Раджа". Кривичу принадлежало несколько эпиграмм на Гумилева. Одну из них ('И сразу в две редакции глядят его глаза') цитирует Э. Ф. Голлербах [4, с. 124], другая - на возвращение Гумилева из Африки в 1911 г, - упоминается в письме А. А. Кондратьева к Кривичу от 5 сентября 1913 г. (ЦГАЛИ, ф. 5, oп. 1, ед. хр. 78, л. 3). В 'Заметках о русской беллетристике' (Аполлон, 1909, ? 1, с. 24) Кривич разбирал рассказ Гумилева 'Скрипка Страдивариуса'. В заметке 'Несколько слов о чтении стихов' Кривич писал: 'Всем памятен, конечно, покойный поэт Г<умилев>, один из примечательных поэтов последнего десятилетия. Человек крупного таланта и огромной эрудиции в области поэтического слова, очень любивший говорить стихи, страдал вместе с тем очень значительными недостатками произношения. Я помню покойного еще с самых первых шагов его дороги поэта и помню, как создавалась им его манера читки. Читал он стихи глухим, напряженным распевом, направляя звук голоса в голову. Такой монотонной заунывной читкой произносил он стихи всегда и все, простого и сложного построения, музыкальные и зрительные, свои и чужие. Едва ли я ошибусь, если скажу,- в этом способе читки поэт нашел, м<ожет> б<ыть>, единственный путь для своих произносительных возможностей. А между тем, со временем многие стали говорить об этой читке как об особой манере декламации, чуть ли не особой голосовой трактовке стиха, стали ссылаться на нее чуть ли не как на особую школу' (ЦГАЛИ, ф. 5, oп. 1, ед. хр. 47, лл. 7-8). 1 Сестра И. Ф. Анненского, Любовь Федоровна, была замужем за французским антропологом Жозефом (Иосифом Егоровичем) Деникером (1852-1918). Последнему в частности, принадлежат и воспоминания о встречах с русскими революционерами, написанные в начале 1880-х годов (Каторга и ссылка, 1924, ? 4, с. 20-43). См. страницу собрания. 2 Никола Деникер, сын Ж. Деникера и Л. Ф. Анненской, выпустил свою единственную книгу стихов в 1907 г. Переводы Гумилева из Н. Деникера неизвестны. См. страницу собрания. 3 Весной 1906 г. Гумилев (как и В. Кривич и И. Анненский) печатал стихи в приложениях к газете 'Слово' ('Понедельниках'): 26 июня был напечатан 'Крест', 3 июля - 'Лето', после чего издание прекратилось. 4 Штейн (фон Штейн) Сергей Владимирович (1882-1955) - поэт, переводчик, историк литературы. В некрологе Гумилеву он вспоминал: 'Я познакомился с Гумилевым, когда он был воспитанником седьмого класса Николаевской царскосельской гимназии. Чистенький, аккуратно одетый, с тщательно расчесанным пробором, он производил впечатление благовоспитаннейшего юноши - 'enfant de bonne maison'. Особенно 54 часто стал я его встречать в период его увлечения А. А. Горенко (Ахматовой), семья которой была мне родственно близка. Характерная черта, сближающая и Анну Ахматову и Гумилева - литературное развитие их совершалось с исключительною быстротою' (Последние известия, Таллин, 1921, 16 ноября; письма Ахматовой к Штейну см. 11]). С. В. Штейн рецензировал первый сборник Гумилева 'Путь конквистадоров' и, в частности, писал: 'Г. Гумилев как поэт еще очень молод: в нем не перебродило и многого он не успел творчески переработать. Несомненно, однако, что у него есть задатки серьезного поэтического дарования, над развитием которого стоит прилежно поработать. Сборник стихотворений выпущен юным автором слишком рано: он пестрит детскими страницами, в которых сказывается отсутствие твердой и возмужалой мысли (см. его 'Поэмы'). Как и многие начинающие поэты, г. Гумилев, свободно пишущий стихи, поддается обаянию своей версификаторской способности и подчас не столько сам владеет стихом, сколько его стих - им. Почему-то у молотого поэта есть тяготение к архаизмам ('златой', 'влачились', 'мятутся', 'стезя' и т. п.), которые сильно режут ухо и странно противоречат несомненному стремлению автора следовать лучшим образцам новейшей русской поэзии' (Слово, 1906, 21 января). Гумилеву принадлежит печатный отклик на сборник переводов Штейна 'Славянские поэты'. 'Переводы сделаны любовно', - отметил Гумилев (Речь, 1908, 19 июня). 5 Горенко Инна Андреевна (1885-1906), сестра Ахматовой, жена С. В. Штейна. Умерла от туберкулеза легких в Сухуми. Гумилев мог с ней встречаться до апреля 1905 г., когда она уехала из Царского села на юг.
6 Ср. сведения, собранные
биографом Гумилева: 'Учился в гимназии плохо. "Гумилев усердно изучает
все, что не проходится в гимназии", - говорили преподаватели' (Лукницкий
П. Н. Н. Гумилев - биография. 20 июля 1926. - ГБЛ, ф. 218, к. 1072,
? 1, л. 28).
(сообщил Л. В. Горнунг). Н. В. Анненской посвящено также стихотворение "Заводи" (сборник "Жемчуга"). 8 Шутка Гумилева, не принадлежавшего ни к каким политическим партиям, обыгрывает и популярность партии октябристов в Царском селе. С этим кругом царскоселов у Гумилева были частые стычки. Орган октябристов, газета 'Царскосельское дело', в 1908-1910 гг. постоянно травила поэта. 9 Анненская Дина (Надежда) Валентиновна (1841-1917) - жена Анненского, мать Кривича. 10 К письму приложены стихотворения 'Сегодня у берега нашего бросил...' (первый вариант; в слегка исправленном виде оно позднее было послано Брюсову, но никогда не публиковалось) и 'Музы, рыдать перестаньте...' (вошло в цикл 'Беатриче' в сборнике 'Жемчуга').
56 <Петроград, март 1916> Дорогой Валентин Иннокентиевич, письмо это Вам передаст мой большой приятель Константин Юлианович. Ляндау1. Он издает альманах и очень хочет получить для него стихи Иннокентия Феодоровича2. Пожалуйста, не откажите ему в них, альманах обещает быть очень приятным. Ваше согласье я сочту за личное одолжение. Искренне Ваш Н. Гумилев Датируется по содержанию. Повторное обращение К. Ю. Ляндау с той же просьбой к Кривичу относится к 27 марта 1916 г. (ЦГАЛИ, ф. 5, оп. 1, ед. хр. 84, л. 1).
1 Ляндау Константин Юлианович
(1890-1969) - поэт, актер, режиссер, драматург, организатор кружка
поэтической молодежи. Гумилеву принадлежит скорее отрицательная рецензия
на его сборник 'У темной двери' (Биржевые ведомости, утр. вып., 1916, 30
сентября).
Из письма жене А. А. Горенко (Анне Ахматовой) 16 июля 1915 г., с фронта 1-й мировой войны: Я всё читаю Илиаду; удивительно подходящее чтенье. У ахеян тоже были и окопы и заграждения и разведка. А некоторые описанья, сравненья и замечанья сделали бы честь любому модернисту. Нет, не прав был Анненский, говоря, что Гомер как поэт умер*. * Об эпатажных нападках И. Ф. Анненского на Гомера в присутствии историка Н. И. Казеева рассказывается и в воспоминаниях Н. А. Оцупа. Николай Гумилёв. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Письма о русской поэзии / Подгот. текста, примеч. Р. Тименчика. -- М.: "Художественная литература", 1991. С. 242. Фрагмент воспоминаний А. А. Гумилёвой "Николай Степанович Гумилёв", [3, с. 115].
В 1903 году семья
вернулась в Царское Село. Здесь мальчики*
поступили в Царскосельскую классическую гимназию. Директором её был известный поэт Иннокентий Фёдорович Анненский. В первый же год Анненский обратил внимание на литературные способности Коли. Анненский имел на него большое влияние, и Коля как поэт многим ему обязан. Помню, как Коля рассказывал, как однажды директор вызвал его к себе. Он был тогда совсем юный. Идя к директору, сильно волновался, но директор встретил его очень ласково, похвалил его сочинения и сказал, что именно в этой
области он должен серьёзно работать. В своём стихотворении "Памяти Анненского" Коля упоминает об этой знаменательной встрече:
... Я помню дни: я робкий, торопливый
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
Слегка седеющий поэт.
Но в гимназии Коля хорошо учился только по словесности, а вообще
- плохо. По математике шел очень слабо.
"Новый
журнал" (Нью-Йорк), ? 46, 1956, стр. 107-126.
Энгельгардт Н. А. "Эпизоды моей жизни", [5, с. 383, 389]. Фрагменты.
Учился он в Царскосельской классической гимназии и в старшем классе пользовался, как поэт, вниманием директора, классика и даровитого стихотворца ("Кипарисовый ларец") - Иннокентия Фёдоровича Анненского,* брата известного писателя, сотрудника "Русского Богатства" Николая Фёдоровича Анненского.
*
Первое документальное свидетельство
личного знакомства Гумилёва и И. Ф.
Анненского - письмо Гумилёва к В. И.
Анненскому-Кривичу от 2 октября 1906 г. (Известия
АН СССР. Серия литературы и языка. 1987, т.
64, ? 1, с. 52-54; публикация
Р. Д. Тименчика).
Гумилёв участвовал вместе с Анненским в
сборнике "Северная речь" (СПб.,
1906); Анненский рецензировал его книгу
стихов "Романтические цветы" ("Речь",
1908, ? 308, 15 декабря, подп.: "И. А.". См.
в статье: Р. Д. Тименчик. "Иннокентий
Анненский и Николай Гумилёв"). См.:
Иннокентий Анненский и Гумилёв. "Неизвестная"
статья Анненского / Публикация и
комментарий Г. П. Струве // "Новый
журнал". Нью-Йорк, 1965. Кн. 78, с. 279-287.
Принимая в 1912 г. предложение Маковского
заведовать литературным отделом
"Аполлона",
Гумилёв писал ему: "Да поможет мне в
этом одинаково дорогое для нас с Вами
воспоминание о Иннокентии Фёдоровиче" (ГРМ,
ф. 97, ед. хр. 72). Энгельгардт
Николай Александрович (1867--1941) --
литератор, автор исторических романов,
историк русской литературы, сын А. Н.
Энгельгардта, выдающегося учёного,
автора известных "Писем из деревни",
брат второй жены Гумилёва А. А. Гумилёвой.
Гильдебрандт-Арбенина О. Н. Гумилёв / Публикация М. В. Толмачёва, прим. Т. Л. Никольской, [5, с. 465]. Фрагмент. Анненским он увлекался сильно, изучал его творчество. А. Ахматова, я думаю, была в восторге, что Анненский сказал, что на месте Штейна женился бы не на сестре Ахматовой, а на ней самой.* * Об этом говорит и сама Ахматова, см. Лукницкий I. О С. В. фон Штейне см страницу собрания. Гильдебрандт-Арбенина Ольга Николаевна (1897/8--1980) -- актриса, художница, дочь засл. артиста Н. Ф. Арбенина. Жена Ю. И. Юркуна. Входила в окружение Н. С. Гумилёва, а затем М. А. Кузмина.
Гиппиус В. В. [Рец.] Пряники ("Костёр" и "Фарфоровый павильон" Н. Гумилёва. Пг., 1918), [5, с. 573]. Фрагмент.
<...> * Первоначально было "хорошо". Гиппиус Владимир Васильевич (1890--1942) -- известный советский литературовед и критик, поэт и переводчик. См. о нём в очерке: Розенталь Л. В. Анненский.
Чуковский К. И. "Неопубликованные страницы 'Чукоккалы'", [4, с. 181]. Фрагмент. Зимой 1921 года он каждое воскресенье заходил за мной, и мы шли через весь город на Петроградскую сторону к нашей общей знакомой, Варваре Васильевне Шайкевич, большой поклоннице его поэзии, и, покуда мы шли по пустынному, промозглому, окоченевшему, тихому городу, он всю дорогу читал мне стихи Иннокентия Анненского и свои, новые, сочинённые только что, в последние дни.
ИСТОЧНИКИ 1. Николай Гумилёв. Сочинения в
трёх томах, т. 1. Москва, "Художественная
литература", 1991. Вступ. статья,
составление, примечания Н. А. Богомолова. |
Начало \ Именной указатель \ Гумилёв и Анненский | |
|