Начало \ Именной указатель \ А. Н. Анненская \ "О детских книгах", под ред. А. Н. Анненской

Сокращения

 

Обновление: 25.04.2017

 

Посмотреть крупнее и полностью

Библиография А. Н. Анненской     страница А. Н. Анненской

О детских книгах. Критико-библиографический указатель книг, вышедших до 1 янв. 1907 г., рекомендуемых для чтения детям в возрасте от 7-ми до 16-ти лет. Составлен кружком преподавателей и писателей под редакцией А. Анненской, В. Герда, Н. Лихаревой, С. Порецкого, Е. Репьевой, Е. Соломина и О. Флоровской. М.: Издание книжного магазина С. Скирмунта "Труд"; Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1908.

В составлении настоящего "Указателя" принимали участие: А. Н. Анненская, Е. А. Аладжалова, А. А. Августовская, В. Л. Бианки, Г. Н. Боч, В. А. Герд, А. А. Догадова, Т. Т. Дорошевская, А. Г. Генкель, С. А. Золотарев, Е. А. Караваева, Е. В. Корш, К. А. Краснопевцева, Н. И. Лихарева, М. Ю. Людевиг, Ю. И. Менжинская, С. И. Метальников, А. З. Морецкая, А. П. Нечаев, А. М. Очаповская, Л. В. Очаповский, С. А. Порецкий, Е. И. Репьева, М. П. Родэ, А. Н. Рябинин, Е. К. Соломин, Л. Н. Соловьева, Н. И. Сомова, В. И. Сомова, О. Н. Флоровская, Е. С. Хохлова, П. Е. Шостак, А. Г. Якобсон.

С. VII.

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Предлагаемый вниманию читателя "Указатель детских книг" представляет собою обзор пригодной для детского чтения литературы, вышедшей в свет до 1 января 1907 г. Всего просмотрено свыше 3500 книг и брошюр. Из них рецензировано свыше 1900, остальные (свыше 1500) просмотрены, но не одобрены и просто перечислены в конце книги. К сожалению, неблагоприятные и независящие от издательства обстоятельства помешали издать настоящий "Указатель" с более точным, чем это сделано в "Указателе", библиографическим описанием рассматриваемых книг. Этим объясняется то, что в первых 8 печатных листах "Указателя" (столбцы 1-256) при фамилиях авторов не указаны имя и отчество их. Эта библиографическая ошибка отчасти исправлена в приложенных в конце "Указателя" алфавитных списках, где эти данные в большинстве случаев указаны. Кроме того, не всегда указаны число страниц, а иногда даже и цена книги.

Выпуская в свет в таком виде настоящий "Указатель", издательство думает, что эти ошибки не настолько серьезны, чтобы мешать пользованию им.

Имея в виду в непродолжительном времени выпустить в свет, как продолжение настоящего "Указателя", обзор детской литературы, вышедшей после 1 января 1907 г., издательство, само собой разумеется, выпустит его с точным библиографическим описанием рассмотренных книг. То же будет сделано и при повторном издании самого "Указателя", если таковое потребуется.

Те же неблагоприятные обстоятельства, о которых сказано выше, повели к тому, что в "Указатель" вкрались весьма досадные опечатки. Издательство просит читателей прежде пользования "Указателем" исправить их согласно приложенному в конце книги списку.

С. IX.

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последнее время датская литература сильно возросла в количественном отношении. Каждый год на книжный рынок выбрасывается несколько десятков красивых дорогих изданий, предназначенных для детей богатых родителей, и целые тысячи мелких брошюр и книжек, которые должны удовлетворять умственным запросам детей менее состоятельных классов общества. Разобраться во всей этой массе самого разнообразного и по форме, и по содержанию материала трудно даже специалистам-педагогам и почти невозможно родителям, не посвящающим себя исключительно воспитанию детей. На помощь им составлялись и до сих пор составляются различные указатели детской литературы с критическим разбором ее произведений. Так мы имеем: 1) "Справочную книжку по чтению детей всех возрастов", составленную М. В. Соболевым и изданную в 1903 г. при содействии главного управления военно-учебных заведений (в 1907 г. вышло 2-ое изд. Т-ва А. Ф. Маркс. Спб. XX+580 стр.). В ней перечислено более 3600 книг, с распределением их по возрастам, начиная от самого младшего до 18-летнего. Относительно некоторых даны только заглавия, относительно других приведены одобрения разных учебных ведомств и ученых учреждений, а также отзывы педагогических журналов. Так как отзывы эти заимствованы из различных журналов, то мерки, прилагаемые к книгам, оказываются слишком разнообразными, что затрудняет пользование каталогом. То же можно сказать о 2) "Что читать детям?", сборнике рецензий на лучшие детские книги (1600 названий), составленном А. Б. Корольковым (М. 1906 г.); об 3) "Указателе книг для детского чтения в возрасте 7-14 л." А. Е. Флерова (издание книжного магазина Тихомирова в Москве, 1905 г.), в котором помещен разбор 834 книг, и о 4) "Что читать детям?" Сборник рецензий из журналов, преимущественно педагогических. Изд. Курнина, 1904 г. (Разобрано около 300 кн.). 5) "Толковый указатель книг для чтения", изданный московским столичным попечительством о народной трезвости, имеет целью прийти на помощь читателям народных библиотек при самостоятельном выборе книг, и отделу книг для детей и юношества в нем отведено весьма небольшое место. Очень хороши библиографические указатели: 6) "Обзор детской литературы за 1885-88 гг.", составленый при участии Я. В. Абрамова, В. М. Гаршина, А. Я. Герда, Н. М. Герда и других педагогов, а также 7) "Что читать детям?" Педагогического музея военно-учебных заведений в Спб., но, к сожалению, в первый из них вошло всего 325 книг, во второй - только 264. В каталоге А. И. Лебедева: "Детская народная литература", вып. I, помещены заметки на 1134 книги для детей от 7-14-тилетнего возраста. Большая часть этих книг распределена по известным рубрикам (труд и совместная жизнь людей; семья; выработка характера; наблюдения над жизнью людей и общественные работники; чему учит природа; прошлая и настоящая жизнь народов), и при разборе их автор имеет главным образом в виду, насколько они отвечают на данный вопрос программы. вследствие чего критика его нередко грешит односторонностью. Каталог книг для школьных и народных библиотек, составленный Н. Петлиным и изданный книжным магазином "Труд", ограничивается книгами, разрешенными министерством нар. просвещения.

Таким образом, ни один из имеющихся в продаже указателей детской литературы не обнимает сколько-нибудь полно всей детской литературы и не квалифицирует книги на основании общих, строго определенных принципов.

Вследствие этого кружок специалистов-педагогов и лиц, горячо интересующихся воспитанием подрастающего поколения, решил составить предлагаемый библиографический указатель и в нем отметить небольшими рецензиями те книги, которые, по его мнению, могут способствовать умственному и нравственному развитию детей. Те издания, которые не удовлетворяют поставленным им требованиям от детской книги, просто перечислены в конце "Указателя".

В чем заключаются те требования, которые легли в основу наших суждений о книгах? Для произведений, носящих научный характер, они в главных чертах сводятся к следующему: во-1-ых, строгое соответствие с научными данными в той или другой области знания; во 2-ых, вполне популярное, живое изложение предмета, - такое изложение, которое было бы не только доступно читателю, но и возбуждало в нем интерес, толкало его на дальнейшее расширение его умственного кругозора. Установить общий критерий для беллетристических произведений труднее. Многие педагоги ставят меркой их пригодности художественность формы. Несомненно, что чтение художественных произведений имеет громадное воспитательное значение. Живые образы, созданные художником, запечатлеваются в душе читателя, освещают для него целый мир непонятных до тех пор жизненных явлений, пробуждают в нем отвращение к темным и пошлым сторонам человеческой жизни, внушают ему стремление к добру и красоте, развивают его эстетическое чувство. Если бы мы могли составить библиотеку ребенка исключительно из произведений великих художников пера, это была бы идеальная библиотека. Но, к сожалению, она была бы слишком недостаточна по количеству книг. Громадное большинство произведений великих писателей недоступны детскому возрасту как по темам, затрагиваемым в них, так и по форме, слишком, так сказать, "литературной", мало понятной для читателей, усвоивших себе еще только простой, разговорный язык. Некоторые педагоги находят, что высокое качество книг вполне искупает их малое количество. Жизненный опыт показывает нам обратное. Ребенок, который растет в интеллигентной семье и постоянно видит вокруг себя читающих людей, не удовольствуется двумя-тремя книгами в год, как бы хороши они ни были. Если вы не удовлетворите его потребность в чтении материалом, доступным его возрасту, он или сам станет добывать себе этот материал, или же проснувшаяся потребность заглохнет, быть может, навсегда. То же, еще в большей степени, относится к детям, растущим вне влияния интеллигентной среды. Для них чтение является часто не только единственным стимулом умственного развитая, но и тем убежищем, в котором молодая душа инстинктивно ищет спасения от окружающей ее темной действительности. Нельзя оставлять голодного без пищи только потому, что мы не можем дать ему безукоризненно хорошо приготовленного кушанья, ограничимся тем, что наше кушанье не будет содержать в себе вредных примесей, что оно послужит к развитию и укреплению организма. Именно этот критерий и положен в основу предлагаемого нами рекомендательного "Указателя". Признавая важное значение художественности в беллетристических произведениях, мы в силу необходимости вынуждены были не ставить в этом отношении слишком строгих требований авторам. Мы тщательно отмечали все те произведения детской литературы, в которых заметен художественный талант автора, но поневоле вносили в свой "Указатель" и такие, в которых отсутствие художественности искупается другими достоинствами.

Книга есть важный фактор в деле умственного и нравственного воспитания и мы находим, что беллетристические произведения должны не забавлять и развлекать ребенка, - эту роль в достаточной мере обслуживают всякие игры, игрушки, - они должны, с одной стороны, незаметно для него самого, внушать ему здравые нравственные понятия, руководить его нравственным развитием, с другой, знакомить его с жизнью, до некоторой степени заменять ему еще отсутствующий жизненный опыт.

Для удовлетворения первой из намеченных нами задач мы требуем, чтобы книга учила: 1) деятельной любви к людям, - деятельной, так как дети с ранних лет должны учиться тому, что еще слишком мало сочувствовать чужим страданиям, необходимо стараться по мере сил облегчать эти страдания; 2) такой же любви к природе, и ко всему живому, но с отсутствием ложной сентиментальности, оплакивающей сорванный цветок, волка, убитого охотником, бабочку, попавшую в сетку натуралиста; 3) уважение к труду и к трудящимся, к настойчивому преследованию раз намеченной полезной цели; 4) правдивости в словах и поступках, отсутствию всякого лукавства и фальши, честному и искреннему отношению к окружающим, без напускной почтительности к старшим; 5) мужеству в борьбе с внешними обстоятельствами, а также и с предрассудками окружающих; 6) добрые и дурные поступки должны вытекать из соответствующих чувств, а не обусловливаться внешнею санкцией: дети должны привыкать к сознанию, что добро хорошо само по себе, а не потому, что получит награду, и что зло носит свое наказание тоже в самом себе.

Относительно второй выставленной нами задачи, чтобы книга знакомила ребенка с жизнью можно, пожалуй, возразить, что она неудобоисполнима, по крайней мере в произведениях, предназначенных для детей младшего возраста. Действительно, так как предельный возраст, для которого составлен наш каталог, 15 лет, то мы и не думаем, чтобы разбираемые нами книги могли знакомить читателя с жизнью во всей полноте ее проявлений. В этом возрасте детям еще незнакомы те страсти, которые часто являются двигателями поступков взрослых людей, и преждевременное возбуждение этих страстей вовсе не желательно. Точно так же не следует грязнить воображение ребенка, и в особенности подростка, сценами разврата, дикого разгула, чрезмерной грубости. Яркие описания неотвратимых бедствий, непоправимых несчастий, слишком мрачных сторон жизни, слишком зверских проявлений человеческой природы, расстраивая нервы юного читателя, способны развить в нем пессимистический взгляд на жизнь и на людей.

Из этого не следует, что в книгах для детей действительность должна окрашиваться в розовый цвет, - нет, чем старше становится ребенок, тем чаще следует внушать ему, что жизнь не веселый праздник, что счастье дастся немногим, что для приобретения его требуются иногда большие усилия и всегда известная нравственная высота, что страдания и невзгоды беспрестанно встречаются на жизненном пути, что надобно запасаться умением предотвращать их, бороться с ними ради других и ради себя, бодро, мужественно переносить их, когда они неотразимы. Книга, предназначенная для чтения детей, не может дать полную картину человеческой жизни, но те явления, которых она касается, должны быть изображены правдиво, должны быть списаны с действительности. Она может умалчивать, но никогда не должна лгать. Ее картинам зла и порока может не хватать густоты красок, но она никогда не должна называть черного белым. Это касается всех без исключения книг, даже предназначенных для самого младшего возраста. Круг понимания и интересов этого возраста очень ограничен, но и в этом тесном круге ребенок должен приучаться правильно относиться к окружающим его явлениям. По мере возраста читателя и расширения его кругозора должны раскрываться новые и новые стороны жизни, с которыми его знакомит, которые ему уясняет книга, и всякое ложное представление действительности заслуживает все более и более строгого порицания.

Высказанные нами соображения объясняют, почему в числе одобренных нами книг не встречаются многие, получившие права гражданства в детских библиотеках, не встречаются между прочим такие сильно распространенные издания, как, напр., произведения Густава Эмара, Майн-Рида, даже Купера. Эти авторы слишком далеки от реальной жизни, они переносят читателя в совершенно фантастический мир явлений и взаимных отношений людей и силою своей фантазии заставляют его принимать эту выдуманную ими жизнь за действительную. Правда, геройские поступки и самоотверженные подвиги действующих лиц, некоторых из их рассказов могут возбудить в юном читателе мечты о совершенно таких же подвигах, но для подобной цели гораздо лучше служат эпизоды, заимствованные из реальной жизни, из биографий действительно существовавших борцов за право, свободу, истину.

Не одно внутреннее содержание, но и внешность изданий обращала на себя внимание составителей каталога. Конечно, при суждении о внешности книги необходимо было принимать в соображение ее цену: невозможно к брошюрке ценою в 3-5 коп. предъявлять те же требованья, как к книге в два-три рубля. Выдающиеся достоинства издания, хорошая бумага, четкая печать, в особенности изящно исполненные рисунки везде подчеркнуты. Напротив, неряшливость издания, мелкая печать (преимущественно в произведениях, предназначенных для младших детей), очень дурная бумага и безобразные рисунки не раз мешали включить книгу, даже дешевую, в число рекомендованных. Обращая внимание на эту внешнюю сторону, составители не придавали ей первенствующего значения и не позволяли себе рекомендовать издания очень изящные по внешней форме, но не подходящие к их программе по своему внутреннему содержанию.

Что касается формы изложения, то от книг, предназначенных для младших детей, требовалась простота и безыскусственность, живой разговорный язык: чем старше становится ребенок, тем более слог его книги должен приближаться к правильному, "литературному языку", к типу языка, каким писали и пишут представители новейшей нашей словесности.

Для удобства пользования нашим "Указателем" мы распределили все одобренные нами книги по четырем возрастам:

I. Дошкольный возраст, дети от 5, даже от 4 до 7 лет. Книги, входящие в этот отдел, могут быть прочтены малышам, еще не умеющим читать, и могут служить для упражнения в чтении детей, только что одолевших грамоту.

II. Младший возраст, дети от 7-10 лет, умеющие уже читать, не затрудняющиеся прослушать или прочесть длинный рассказ; ученики сельских школ, младших классов городских училищ.

III. Средний возраст, 10-13 лет. Ученики младших классов гимназий и соответствующих им училищ; дети, окончившие сельскую школу.

IV. Старший возраст, подростки от 13 до 15 лет включительно. В нашем каталоге помещено сравнительно немного книг по беллетристике для этого возраста, во-1-х, потому, что мы предъявляем более строгие требования для таких книг, во-2-х, потому, что многие произведения русских и иностранных писателей, предназначенные для взрослых, вполне годятся и для этого возраста.

Само собой разумеется, что распределение книг по возрастам сделано нами лишь приблизительно. Выбор чтения для ребенка определяется не столько его годами, сколько степенью развития; мы имели в виду детей среднего типа, от которого могут быть индивидуальные отклонения как в ту, так и в другую сторону.

ОТ РЕДАКЦИИ

Предназначавшаяся для "Указателя" статья специалистов-естественников о сочинениях Жюль Верна не могла по случайным обстоятельствам попасть в настоящее издание. Чтобы отчасти восполнить этот пробел мы считаем полезным указать, что почти все произведенья Жюля Верна переведены па русский язык. Лучшие из них: "Дети капитана Гранта", "Капитан Гатерас", "Восемьдесят тысяч верст под водой", "Таинственный остров", "Воздушная деревня", о которой см. рецензию под ? 1244, и "Путешествие вокруг света в 80 дней" (см. рец. ? 1439). Из изданий лучшее принадлежит А. С. Суворину, но оно очень дорого. Очень прилично по внешности издание т-ва И. Д. Сытина, но оно уже распродано. В 1906 г. у П. Сойкина вышло собрание сочинений Ж. Верна в 18 томах, но мы не имели возможности его рассмотреть.

С. XI-XV.
Предисловие не подписано, но автор -- А. Н. Анненская.

В этом справочнике числятся книги А. Н. Анненской:

304] Анненская. Анна. Роман для детей. 5-е изд. Стасюлевича. Спб. 1906 г. 176 стр. Ц. 50 к.
Имя А. Н. Анненской пользуется большою популярностью и симпатией среда юных читателей. Почти все ее рассказы написаны довольно талантливо, задушевно, без всяких внешних эффектов, просто и интересно. Анненская говорит с детьми серьезным простым языком, не подделываясь под их говор, а только выбирает для своих рассказов факты и положения, понятные им. Отец Анны, героини повести, после смерти жены, отдает новорожденную девочку на воспитание ее бабушке, живущей в деревне. Там она становится совершенно здоровым деревенским ребенком. Когда Анне минуло 9 лет, отец поместил ее в светскую семью своего брата. Искусственная обстановка и общество изломанных детей мало-помалу превращают милого ребенка в тщеславную и пустую девушку. Приехав через несколько лет погостить к бабушке, она высокомерно и брезгливо относится к своим прежним друзьям; деятельное и теплое участие бабушки к горестям и радостям крестьян непонятно ей. Продолжительная болезнь, разорение и смерть отца, затем бессердечное, эгоистичное отношение семьи дяди уясняет ей всю ложь ее прежней жизни, и, в конце концов, Анна возвращается к бабушке совершенно переродившейся, готовой принимать длительное участие в ее трудах на пользу окружающих.
Стлб. 81-82.

305] Анненская. Брат и сестра. Рассказ для детей. 2-е изд. Стасюлевича. Спб. 1900 г. 140 стр. ц. 50 к.
Оставшись круглыми сиротами после смерти матери, двое детей, брат и сестра, поселяются в семье дяди, жестокого самодура. Жизнь брата вскоре изменяется: научившись льстить и угождать старшим, он переезжает к богатому родственнику, который делает его своим наследником. Сестра остается прямой, честной, любящей девушкой, забывающей собственные интересы ради пользы окружающих. Она берет под свое покровительство больную тетку, двоюродную сестру и нелюбимого отцом двоюродного брата. Много приходится ей страдать от бессердечия дяди и брата, но в конце концов она устраивает себе жизнь по своему вкусу и, сделавшись сельской учительницей, всей душой отдается любимому делу. Рассказ написан просто и задушевно, с удовольствием прочтется детьми среднего и старшего возраста.
Стлб. 82.

306] Анненская. Зимние вечера. Рассказы для детей. 6-е изд. Стасюлевича. Спб. 1903 г. 532 стр. ц. 2 р.
В книге пять рассказов. Все они изображают обыкновенную будничную жизнь и героями их являются преимущественно дети. В "Тяжелой жизни" изображена судьба способной, любознательной девочки, которая, несмотря на все усилия, не может выбиться из тяжелой трудовой жизни и утешается только тем, что приготовит лучшие условия существования для своих маленьких племянниц. "Товарищи" рассказ из гимназической жизни, дает типы двух мальчиков, из которых один во всех случаях действует самостоятельно, не считаясь с мнением других, а другой вполне предан идее товарищества и работы сообща. В "Воспоминаниях детства" нарисована балованная любимица семьи, которая вырастает бессердечной эгоисткой. В рассказе "Гриша" изображены мытарства бедного сироты, которому, только благодаря случайной встрече с добрыми людьми, удается стать честным, порядочным человеком. Герой "У пристани" ненавидит бедность, в которой прошло его детство, и, не щадя ни себя, ни других, стремится к накоплению богатства. Он достигает цели, но в конце концов видит себя одиноким, нелюбимым и далеко не счастливым стариком.
Стлб. 82-83.

307] Анненская. Мои две племянницы. Сборн. рассказов для детей. 3-е изд. Стасюлевича. Спб. 1906 г. 158 стр. ц. 50 к.
В сборнике четыре рассказа. В первом из них, "Мои две племянницы", играют роль две девочки, одна скромная, послушная, услужливая, но сухая, безучастная к окружающим, другая вспыльчивая, несколько безалаберная, но горячо принимающая к сердцу чужие страдания. Во втором, "Надежда семьи", бедные родители тратят последние гроши на образование старшей дочери, в надежде, что она впоследствии явится поддержкой всей семьи. Неизвестно, сбудутся ли эти надежды, так как девочка под влиянием глупых насмешек подруг гимназисток становится все более и более требовательной и тщеславной. Старшая сестра в рассказе того же имени после смерти матери становится воспитательницей своих младших брата и сестры и берется за дело так жестко и неумело, что возбуждает ненависть брата. Последний рассказ, "Гувернантка", рисует тяжелое положение бедной девушки, принужденной жить гувернанткой в богатом доме.
Стлб. 83.

308] Анненская. Своим путем. Рассказы для детей старш. возраста. 2-е изд. Спб. 1905 г. 386 стр. ц. 1 р. 50 к.
В сборнике четыре больших рассказа. Все рассказы проникнуты верой в людей, полны бодростью духа и уверенностью, что добрые стремления не пропадут даром, раз человек твердо решит их осуществить.
Лучший рассказ "Волчок". Сирота, сын сапожника, становится земским доктором, благодаря, главным образом, своей настойчивости и упорству.
В рассказе "Чужой хлеб" изображена жизнь сиротки-крестьянки. Сначала попадает она в богатую светскую семью для забавы барышни. Оттуда она уходит в модный магазин, чтобы изучив ремесло портнихи, жить своим трудом. Заболев вскоре, она попадает в больницу, из которой ее берет в воспитанницы богатая одинокая дама, полюбившая ее, как свою дочь. Но жизнь ее становится счастливой только тогда, когда она делается учительницей в частной прогимназии, что дало ей возможность зарабатывать свои кусок хлеба и приносить другим пользу.
В рассказе "Трудная борьба" описана борьба девушки бедной семьи с предрассудком, что женщине, да при том еще бедной, не нужно не только высшее, но даже и среднее образование. Из этой борьбы она выходит победительницей и становится доктором.
В рассказе "Младший брат" старшая сестра, эгоистка, никем не любимая, совершенно изменяется, воспитывая младшего брата после смерти матери, и делается общей любимицей.
Стлб. 83.

309] Анненская. Свет и тени. Повести и рассказы для детей. Изд. Стасюлевича. Спб. 1903 г. 439 стр. ц. 1 р. 50 к.
В сборник вошло семь рассказов. Фабула всех их очень проста. Общая идея - значение личности, сила и влияние добра. В первой повести "Без роду, без племени" безродная девочка, воспитывающаяся в приюте, озлобляется на всех вследствие постоянных обид и несправедливостей, но потом под влиянием ласки совершенно перерождается. - "Чудак", сын помещика, который отдает почти все свое имение крестьянам, устраивает школу, в которой сам учит, помогает местному населению "чем может", по его выражению, не замечая, что отдает себя всего на служение ближним. - "В чужой семье": - девочка, выросшая среди дружной любящей семьи, попадает временно в чужую семью совершенно иного склада и своим сердечным, участливым отношением вносит в нее свет и теплоту. - В рассказе "Неудачник" добрый, честный, но скромный и застенчивый мальчик оказывается неспособным к занятиям в гимназии и к службе в лавке. Он уходит из родного дома всеми презираемый и делается вскоре всеми уважаемым и любимым учителем в институте слепых. - В следующем рассказе "Миша и Костя" приятели школьники, под влиянием прочтенного в классе рассказа, дают друг другу слово, быть честными и никогда не лгать. Но вскоре Миша, член бедной семьи, принужден украсть несколько щепок, чтобы согреть больную сестренку, и его более обеспеченный товарищ с презрением отворачивается от него. - В рассказе "Тетя Вера" выставлены два типа воспитательниц: одна, отзывчивая, полная любви к ближним, старается внушить те же чувства и своим питомцам, другая заботятся только о том, чтобы им жилось весело и привольно. - Последний рассказ "Две елки". На первую елку в богатом доме любуется из прихожей бедная девочка, брат которой умирает от недостатка средств на его лечение; вторую елку устраивают для этой самой девочки ее случайно разбогатевшие родители.
Стлб. 83-84.

1214] Анненская, А. В центральной Азии. Путешествие Свена Гедина в 1893-1897 г. в Памир, Тибет и восточный Туркестан. Со многими рис. и картой. Спб. 1900 г. 224 стр. ц. 1 р. 50 к.
Имя Свена Гедина очень тесно связано с обследованием заповедных стран центральной Азии, и указанной книжки нельзя обойти при знакомстве с известнейшими путешественниками по Азии. Тем не менее мы не посоветовали бы давать эту книжку читателю, у которого не определилось особой любви к географическому чтению. Она написана, правда, довольно хорошим языком, но автор чередует постоянно рассказ самого путешественник с своим пересказом его приключений и не везде удачно производит эту склейку. В результате - содержательная книга не поддерживает внимания читателя постоянно в напряжении и требует при чтении известных усилий.
Во всяком случае дети среднего возраста сумеют извлечь из нее много интересного материала о посещенных Гедином странах.
Стлб. 501-502.

1453] Анненская, А. Фритьоф Нансен и его путешествия. С портретом и 40 рис. Изд. Стасюлевича. Спб. 1904 г. 340 стр. ц. 1 р.
В виде последовательного занимательного рассказа описывает Анненская жизнь Нансена, начиная с самого раннего детства: его детские и юношеские экскурсии, занятия и ученые труды и всю ту обстановку, в которой воспитался этот смелый, неутомимо деятельный человек. Почти половина книги посвящена первой экспедиции ("На лыжах через Гренландию"), создавшей известность Нансену как путешественнику. Во второй половине приводится описание Северной полярной экспедиции. Несмотря на сравнительную краткость эта изящная книжка дает тот же богатый материал, так же много знаний, как и большой труд самого Нансена. А благодаря легкости изложения она может быть прочитана с большим интересом детьми старшего и среднего возраста.
Стлб. 584.

1793] Анненская, А. Георг Вашингтон. "Война за независимость". 2-е изд. Карбасникова. Спб. 1905 г. 170 стр. ц. 40 к.
Хотя о Вашингтоне существует несколько популярных книг, но работа г-жи Анненской с ее живым изложением несомненно найдет многих читателей. Вашингтон рассматривается автором в его частной и общественной жизни. Политические отношения Америки выяснены хорошо, и у читателя получается ясное представление о роли великого борца за свободу. Доступно детям среднего и старшего возраста.
Стлб. 669.

Начало \ Именной указатель \ А. Н. Анненская \ "О детских книгах", под ред. А. Н. Анненской

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2017
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования