Начало \ Издания \ Е. А. Некрасова

О собрании

Открытие: 20.04.2012

Обновление: 25.07.2016

  
Е. А. Некрасова
А. Фет, И. Анненский: Типологический аспект описания

фрагмент монографии

АН СССР, Институт русского языка. Москва, "Наука", 1991.

Ответственный редактор: доктор филологических наук В. П. Григорьев.
Рецензенты: доктор филологических наук Л. К. Граудина, доктор филологических наук Н. Г. Михайловская.

Мягкий переплёт, 127 стр., тираж 1400 экз., формат 70х100 1/32.

Книга посвящена сопоставительной стилистике поэтов различных направлений. В центре внимания - усложненные образы в стихах А. Фета и И. Анненского. Предлагается методика их интерпретации, основанная на особенностях стиля каждого автора. Анализ дается в сопоставлении с творчеством А. Блока и Б. Пастернака.
Для специалистов по стилистике, а также для всех любителей русской поэзии.

Фрагменты монографии открыты с разрешения автора (тел.звонок 9 окт. 2013 г.; номер сообщил ученый секретарь ИРЯ РАН В. А. Пыхов, спасибо).

Елена Андреевна Некрасова (род. 1929 г.) - кандидат филологических наук (1955), проработала в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН с 1958 г. до выхода на пенсию в начале 1990-х. Занимала должность старшего научного сотрудника сектора литературного языка и стилистики. Выпускница Московского городского педагогического института им В. П. Потёмкина (1952, диплом с отличием), где осталась в аспирантуре и защитила диссертацию но кафедре русского языка.

Введение

В основу предлагаемой автором типологии стихотворных текстов (см.: Некрасова, 1986) положен признак их ассоциативной структуры, выявляющийся в характере связи словесного образа и его денотата. По названному признаку массив стихотворных текстов (как элементов конкретных идиостилей) разделяется на два типологических класса: художественные системы, в которых названная связь осуществляется "непосредственно" (словесно-денотативный класс), и системы, в которых связь между словесным образом и денотатом осложнена дополнительными словесными ассоциациями. В других терминах эта оппозиция выражается в противопоставленности художественных систем филологического (термин заимствован из работы: Панов, 1962, с. 104) и нефилологического типов.

Указание на "дополнительные" словесные ассоциации, являющиеся основным признаком, разграничивающим названные типологические классы, не следует понимать в смысле безусловного и обязательного признания большей сложности ассоциативно-образной организации художественных систем филологического типа по сравнению с противопоставленным классом художественных систем словесно-денотативной структуры. Предлагаемый здесь фрагмент лингвостилистического типологического сопоставления идиостилей словесно-денотативного класса свидетельствует о том, что и в данном массиве художественных текстов (несравнимо большем по объему, чем противопоставленный ему класс) есть такие, в которых также существует дополнительная осложненность, вызванная художественно предопределенным устремлением к сокрытию ясной связи образа и его денотата. Но эта дополнительная осложненность не определяется собственно словесными ассоциациями. Более того сама образная структура текста может объясняться тем, что автор предпочитает "раздельность" выражения отдельных образных тем их "слиянию" в одном словесном выражении.

В данной работе, помимо ведущей цели описания, направленной на сопоставительный анализ фрагментов художественных систем одного типологического класса (и, соответственно, выделение этого класса в типологической схеме, применяемой к стихотворным лирическим текстам), присутствует и дополнительный аспект противопоставления языковой организации систем двух типологических классов.

В исследовании отводится место и для анализа способов языкового выражения отдельного тропа (в нашем случае - олицетворения) в художественных системах Фета, Анненского и Пастернака и символического контекста в идиостилях Анненского и Блока (разумеется, во фрагментарном варианте).

В работе используются издания:

А. А. Фет. Стихотворения и поэмы. Л., 1986. Вступительная статья, составление и примечания Б. Я. Бухштаба (в дальнейшем - Сборник, 1986);
А. А. Фет. Вечерние огни. М., 1971. Издание подготовили: Д. Д. Благой, М. А. Соколова (в дальнейшем - ВО).

Стихотворения цитируются по Сборнику (1986), комментарии - по двум изданиям. При цитировании начальных строк стихотворений Фета паспортизация не проводится, так как в сборнике есть их алфавитный перечень.

Иннокентий Анненский. Стихотворения и трагедии. Л., 1959. Вступительная статья, подготовка текста примечания А. В. Федорова (в дальнейшем - Сборник, 1959);
И. Ф. Анненский. Стихотворения и переводы. М., 1981. Составление и вступительная статья В. Д. Цыбина (в дальнейшем - Сборник, 1981).
Иннокентий Анненский. Избранное. М., 1987. Составление, вступительная статья и комментарии И. Подольской (в дальнейшем - Сборник, 1987).

Стихотворения (без ссылки на источник) цитируются по Сборнику, 1987.

Александр Блок. Сочинения: В 2 т. М., 1955. Т. 1;
Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы. Л., 1976.

Авторский курсив в стихотворных и исследовательских текстах специально отмечается, остальные выделения фрагментов произведений и цитат принадлежат нам.

Глава 2. Идиостиль И. Анненского

Смысл и образный строй некоторых стихотворений Анненского. С. 40-75 PDF, 1.3 MiB

Олицетворение (Анненский и Пастернак). С. 74-95 PDF, 345 KiB

Олицетворение и символизация (Анненский и Блок). С. 94-115 PDF, 660 KiB

Заключение и литература PDF, 203 KiB

вверх

 

Начало \ Издания \ Е. А. Некрасова

О собрании


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2016

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования