Начало \ Написано \ О. Шляговский

Сокращения

Открытие: 05.12.2015

Обновление: 05.08.2019

Олег Шляговский
Иннокентий Федорович Анненский

очерк из книги

Источник текста: Шляговский О. Поэзия - лекарство и яд гениев или Исповедь реабилитанта. СПб.: Нордмедиздат, 2011 г. 176 с., илл. Твердый переплет, Обычный формат. (ISBN: 978-5-98306-105-7 / 9785983061057). Тираж: 500 экз.
В интернете нашёлся PDF-текст книги, которым я и воспользовался.

Из аннотации: В книге О. Шляговского предлагается разработанный и опробованный автором метод поэтической самотерапии. Автор на исторических фактах из жизни гениальных поэтов и писателей двух последних веков показывает, как они сами использовали такой же путь восстановления здоровья, имея не только приобретенные, но и наследственные, врожденные заболевания... Поэтическая самотерапия гениев, в т. ч. И. Ф. Анненского. - Будни поэтической самотерапии. - Основные рекомендации по применению поэтической самтерапии. - Пример одного дня с поэтической самотерапией. - Стихи общетерапевтиской направленности. - Рифмованные установки строго определенной терапевтической направленности.

Почему-то очерк об Анненском расположен после очерков об Ахматовой, Гумилёве, Есенине и Пастернаке. Впрочем, книга такого свойства, что вопросы излишни. Орфография и пунктуация сохранены (интересно, в книге тоже так, как в цифровом варианте?).

Анненский Иннокентий Федорович - русский поэт, драматург, литературный критик, родился 20 августа 1855 в Омске. Учился в нескольких петербургских гимназиях. Однако в связи с материальным положением семьи, Анненскому пришлось доучиваться на дому и экстерном сдавать экзамены на аттестат зрелости.

В 1875 он поступил в Санк-Петербургский университет на историко-филологический факультет, где специализировался по античной литературе и овладел четырнадцатью языками, в том числе санскритом и древнееврейским. В круг его интересов входили также русский и славянский фольклор. Окончил университет в 1879 г. со званием кандидата, которое присваивалось выпускникам, дипломные сочинения которых представляли особую научную ценность.

В 1879-1890 гг. преподавал латынь и греческий в петербургских гимназиях, читал лекции по теории словесности на Высших женских (Бестужевских) курсах, печатал статьи и рецензии в 'Журнале министерства народного просвещения', журналах 'Воспитание и обучение' и 'Русская школа'. В 1891 г. был назначен на пост директора привилегированной киевской гимназической Коллегии.

Свои ранние стихотворные опыты Иннокентий Анненский назвал "чепухой" и уничтожил. Случайно сохранился лишь отрывок под названием 'Mater Dolorosa' (1874), целиком состоящий из лирических штампов.

'В поэзии отражается глубокий разлад поэта с действительностью, ощущение трагического одиночества' - вот такое одно из мнений исследователей его творческого наследия. Для человека, занимающегося изучением творчества как такового, это есть реальная и достойная внимания оценка. Да и стихи его недвусмысленно подтверждают нам сказанное:

'Иль над обманом бытия
Творца веселье не звучало?
И нет конца и нет начала
Тебе тоскующее "я"'
(из стихотворения 'Листы')

А для нас она нив коей мере не будет полной. Мы с вами обязаны рассмотреть его творческий процесс с точки зрения появления поэтических ростков как целебных трав для здоровья Анненского.

Иннокентия Федоровича, без всякого сомнения, мучило одиночество. Для подтверждения познакомлю вас с еще несколькими его строчками:

'Когда б не смерть, а забытье,
Чтоб ни движенья и ни звука,
Ведь если вслушаться в нее,
Вся жизнь моя - не жизнь, а мука...'

Как вы думаете, после неоднократного произнесения таких слов, пусть даже мастерски уложенных в рифму, ваш жизненный настрой намного улучшится?

Да, одиночество именно мучило, так как, если бы он как многие творческие люди испытывал от этого процесса комфорт и периодическую потребность в одиночестве, он писал бы о нем совсем по-другому. К одиночеству можно и должно относиться иначе, если, конечно, твоей целью является оздоровление собственного организма:

Одиночество - не пророчество,
а лишь миг или час.
Характера зодчество,
откровенный твой глас.

Оно жило и сгинуло,
дав дорогу другим,
чувствам покинутым,
пока им был любим.

Одиночество - не пророчество,
Хоть и бы, им я чтим,
когда верное творчество
в гости шло вместе с ним.

Прими пост одиночество
недалеко от меня,
и как верное братство
В нужный час будь
- броня!

Конечно, Анненский бессознательно перекладывает свой дискомфорт на лист и тем самым старается уйти от него. Однако, если ему это и удается, то только наполовину. Вторая половина, которая максимально обеспечила бы со временем уход от одиночества, это абсолютно противоположное по смыслу содержание его произведений. Другими словами, одиночество вместо врага стало бы его другом. Так как оно стало для меня после написания такого стихотворения, как я написал выше.

Иннокентий Федорович Анненский прожил 54 года. Он принял поэзию в свою жизнь и отдал ей все свои творческие силы. Однако, к сожалению, не сотворил из нее своего целителя и помощника окончательно и полностью.

Не могу не познакомить вас с ещё одним стихотворением Иннокентия Анненского под названием 'Смычок и струны'. Написано оно было в 1909 году:

<полный текст стихотворения>

На тему этого стихотворения проведена не одна дискуссия. Написана ни одна статья. Однако до нас с вами никто не рассматривал его со стороны поэтической самотерапии.

Предлагаю не проводить какого-нибудь детального анализа психологических и бытийных основ стиха. Уверен, если пойти этим путем, то у нас организуется следующая, до сих пор неизвестная тема дискуссии. Предлагаю, просто выписать в одну строку некоторые слова и словосочетания, определяющие палитру стиха:

'...тяжелый, темный бред!...
...выси мутно-лунны!...
...Два желтых лика, два унылых...
...И было мукою для них...'.

И эти все слова и словосочетания об инструменте, дарящем нам удивительные звуки жизни!? Если и случается что-нибудь темное и унылое, то именно скрипка или любой другой музыкальный инструмент может дать, так необходимые, жизненные силы. Думаю, чтобы лишаться удивительной возможности обратиться к живой музыке для самовосстановления, надо действительно здорово себя не любить.

Этот факт подтверждает еще раз концепцию об обязательном наличии в нашем творчестве произведений, дающих положительные эмоций. Эмоций, зовущих тебя жить, творить и побеждать. Если даже в реальной социальной жизни есть место негативу, то реакцией на них творческого, думающего человека не должно быть добавление к ним чёрных красок. Многие гениальные люди, о которых я говорил выше, и еще многие и многие другие делали это изысканно и с положительными эмоциями, не зачеркивая социального момента. Умер Анненский в Санкт-Петербурге 30 ноября 1909.

вверх

Начало \ Написано \ О. Шляговский

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2019
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования