Начало \ Стихотворения \ Кипарисовый ларец \ 2

Алфавитный указатель

Мифология

 

Сокращения

Обновление: 25.07.2017

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30



Трилистник соблазна

Тексты, примечания и варианты: СиТ 90

 

1. Маки

Веселый день горит... Среди сомлевших трав
Все маки пятнами
- как жадное бессилье,
Как губы, полные соблазна и отрав,
Как алых бабочек развернутые крылья.

Веселый день горит... Но сад и пуст и глух.
Давно покончил он с соблазнами и пиром,
-
И маки сохлые, как головы старух,
Осенены с небес сияющим потиром.

С. 86-87.
КЛ. Два автографа окончательной ред. в ЦГАЛИ. Там же -- два других автографа: один под загл. 'Маки', другой - без загл., с вар. Опубликован в КЛ, под загл. 'Вариант', с подзаг. 'Маки в полдень':

Маки

Мертвым сном кануна жизни
Их отравлен яркий жребий,
Сном за тучей липких мух
[Сном на плитах] в тусклом храме,
Сном, где головы старух
Осеняются Дарами...

Примечание: Осеняются Дарами, т. е. потиром (чашей), заключающей в себе вино и хлеб для причащения верующих.

Вариант
Маки в полдень

Безуханно и цветисто
Чей-то нежный сгиб разогнут, -
Крылья алого батиста
Развернулись и не дрогнут.

Все, что нежит - даль да близь,
Оскорбив пятном кровавым,
Жадно маки разрослись
По сомлевшим тучным травам.

Но не в радость даже день им,
Темны пятна маков в небе,
И тяжелым сном осенним
Истомлен их тяжкий жребий.

Сном о том, что пуст и глух
Будет сад, а в нем, как в храме,
Тяжки головы старух...
Осененные Дарами.

Исследования и отзывы:

Некрасова Е. А. "А. Фет, И. Анненский: Типологический аспект описания", с. 41-50. PDF
Чалмаев В. А. Иннокентий Федорович Анненский.

 

2. Смычок и струны

Какой тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, два унылых...
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.

"О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно, ты та ли, та ли?"
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.

"Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно..."
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил
До утра свеч... И струны пели...
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.

С. 87.
'Белый камень'. 1908, 1, под загл. 'Скрипка'.
Три автографа в ЦГАЛИ, один из них с вариантом.

Стихотворение цитируется героем рассказа Б. А. Пильняка "Снега" (1917). Сообщено об этом здесь:
Тименчик Р. Д. Поэзия И. Анненского в читательской среде 1910-х годов // А. Блок и его окружение. Учен. зап. Тарт. ун-та, вып. 680. Блоковский сборник. VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т. 1985. С. 108.

Исследования и отзывы:

Вторая беседа с Георгием Викторовичем Адамовичем [в записи Ю. П. Иваска] / Проект 'Акмеизм' / Вступ. статья, подгот. текста и комм. Н. А. Богомолова // НЛО, 2002, ? 6 (58). С. 148.
Бердникова Т. В. Подтекст как разновидность импликации в поэтическом тексте (на материале лирики А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского).
Беренштейн Е. П.
"'Просветлённая страданьем красота': Поэтический мир Иннокентия Анненского"
Верхейл К.
Трагизм в лирике Анненского.Гумилёв Н. С. Жизнь стиха.
Ильин В. Н. Иннокентий Анненский и конец Периклова века в России.
Шимко Л. Монографический анализ стихотворения И. Анненского 'Смычок и струны'.
Чалмаев В. А. Иннокентий Федорович Анненский.

В исполнении В. Гвоздицкого.

Романс О. Колмакова см. в разделе "И. Ф. Анненский и музыка".

Романс Б. Кинера см. в разделе "И. Ф. Анненский и музыка".

 

3. В марте

Позабудь соловья на душистых цветах,
Только утро любви не забудь!
Да ожившей земли в неоживших листах
     Ярко-черную грудь!

Меж лохмотьев рубашки своей снеговой
Только раз и желала она, -
Только раз напоил ее март огневой,
     Да пьянее вина!

Только раз оторвать от разбухшей земли
Не могли мы завистливых глаз,
Только раз мы холодные руки сплели
И, дрожа, поскорее из сада ушли...
     Только раз... в этот раз...

С. 88.
КЛ. Два автографа в ЦГАЛИ, один из них под загл. 'Только раз', с вар. 1-4 стр. (там же список):

О, ты можешь не помнить, что было потом!
Всё равно нам любви не вернуть.
Но не думай забыть под измокшим листом
     Ярко-чёрную грудь.

Автограф

Исследования и отзывы:

Богомолов Н. А. "Складень" (перекличке со стихотворением С. Надсона)
Гинзбург Л. Я.
Вещный мир. глава книги
Хайлова (Доронова) Е. Г.
Пунктуация автографов стихотворных текстов И. Ф. Анненского.
PDF 1.4 MB

 



При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М.А. Выграненко, 2005-2017
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования