Начало \ Стихотворения \ Кипарисовый ларец \ 19

Алфавитный указатель

Мифология

 

Сокращения

Обновление: 30.12.2015

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30


Трилистник из старой тетради

Тексты, примечания и варианты - СиТ 90

 

1. Тоска маятника

Неразгаданным надрывам
Подоспел сегодня срок;
В стекла дождик бьет порывом,
Ветер пробует крючок.

Точно вымерло все в доме...
Желт и черен мой огонь,
Где-то тяжко по соломе
Переступит, звякнув, конь.

Тело скорбно и разбито,
Но его волнует жуть,
Что обиженно-сердито
Кто-то мне не даст уснуть.

И лежу я околдован,
Разве тем и виноват,
Что на белый циферблат
Пышный розан намалеван.

Да по стенке ночь и день,
В душной клетке человечьей,
Ходит-машет сумасшедший,
Волоча немую тень.

Ходит-ходит, вдруг отскочит,
Зашипит - отмерил час,
Зашипит и захохочет,
Залопочет горячась.

И опять шагами мерить
На стене дрожащий свет,
Да стеречь, нельзя ль проверить,
Спят ли люди или нет.

Ходит-машет, а для такта
И уравнивая шаг,
С злобным рвеньем "так-то, так-то"
Повторяет маниак...

Все потухло. Больше в яме
Не видать и не слыхать...
Только кто же там махать
Продолжает рукавами?

Нет! Довольно... хоть едва,
Хоть тоскливо даль белеет
И на пледе голова
Не без сладости хмелеет.

С. 123-124.
КЛ. Автограф и два списка в ЦГАЛИ, под одним авторская помета: "Дорога. Постоялый Двор".

См. о стихотворении:
Гитин В. Е. "Интенсивный метод" в поэзии Анненского
(Поэтика вариантов: два "пушкинских" стихотворения в "Тихих песнях").

О первой строке этого стихотворения см.:
Гитин В. Точка зрения как эстетическая реальность, прим. 5.

 

2. Картинка

Мелко, мелко, как из сита,
В тарантас дождит туман,
Бледный день встает сердито,
Не успев стряхнуть дурман.

Пуст и ровен путь мой дальний...
Лишь у черных деревень
Бесконечный все печальней,
Словно дождь косой, плетень.

Чу... Проснулся грай вороний,
В шалаше встает пастух,
И сквозь тучи липких мух
Тяжело ступают кони.

Но узлы седых хвостов
У буланой нашей тройки,
Доски свежие мостов,
Доски черные постройки -

Все поплыло в хлябь и смесь, -
Пересмякло, послипалось...
Ночью мне совсем не спалось,
Не попробовать ли здесь?

Да, заснешь... чтоб быть без шапки.
Вот дела... - Держи к одной! -
Глядь - замотанная в тряпки
Амазонка предо мной.

Лет семи всего - ручонки
Так и впилися в узду,
Не дают плестись клячонке,
А другая - в поводу.

Жадным взглядом проводила,
Обернувшись, экипаж
И в тумане затрусила,
Чтоб исчезнуть, как мираж.

И щемящей укоризне
Уступило забытье:
"Это - праздник для нее.
Это - утро, утро жизни!"

С. 124-125.
КЛ. Автограф и неполный список (первые 4 строфы) в ЦГАЛИ.

3. Старая усадьба

Сердце дома. Сердце радо. А чему?
Тени дома? Тени сада? Не пойму.

Сад старинный - все осины - тощи, страх!
Дом - руины... Тины, тины, что в прудах...

Что утрат-то!.. Брат на брата... Что обид!..
Прах и гнилость... Накренилось... А стоит...

Чье жилище? Пепелище?.. Угол чей?
Мертвой нищей логовище без печей...

Ну как встанет, ну как глянет из окна:
"Взять не можешь, а тревожишь, старина!

Ишь затейник! Ишь забавник! Что за прыть!
Любит древних, любит давних ворошить...

Не сфальшивишь, так иди уж: у меня
Не в окошке, так из кошки два огня.

Дам и брашна - волчьих ягод, белены...
Только страшно - месяц за год у луны...

Столько вышек, столько лестниц - двери нет...
Встанет месяц, глянет месяц - где твой след?.."

Тсс... ни слова... даль былого - но сквозь дым
Мутно зрима... Мимо... мимо... И к живым!

Иль истомы сердцу надо моему?
Тени дома? шума сада?.. Не пойму...

С. 125-126.
КЛ. Два автографа в ЦГАЛИ, один с вар.
Брашно (устар.) - еда, кушанье.

Об истоках стихотворения см.:
Т. А. Чистякова
. Поэт Иннокентий Анненский и Бельский край.

"Старую усадьбу" можно поставить в гипотетический следственный ряд со стихотворениями "Старый дом" К. Д. Бальмонта и "Старые усадьбы" Н. С. Гумилёва (между ними). Стихотворения разные, созданные разными авторами. Но первое разбиралось Анненским ещё в 1904 г. в статье-докладе "Бальмонт-лирик", откуда можно привести следующее:
"...удивительная унылость и мистический колорит придается пьесе, кажется, тем, что вся она состоит из мужских стихов, падающих как-то особенно тяжело и однообразно".
И далее о "мистической жизни", "где скрещиваются кошмарные тени, накопленные в старом доме, как в душе, за его долгую пассивно-бессознательную, все фатально воспринимающую жизнь", о "замкнутости, одиночестве этого дома-души". Примечательно, что стихотворение Бальмонта имеет подзаголовок "Прерывистые строки", что также связывает его с одноимённым стихотворением Анненского.
Второе размещено автором в то
й же книге стихов, которая открывается посвящением "Памяти Анненского" ("Колчан", 1916)

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М.А. Выграненко, 2005-2015

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования