1. Тоска маятника
Неразгаданным
надрывам
Подоспел сегодня срок;
В стекла дождик бьет порывом,
Ветер пробует крючок.
Точно вымерло все в
доме...
Желт и черен мой огонь,
Где-то тяжко по соломе
Переступит, звякнув, конь.
Тело скорбно и
разбито,
Но его волнует жуть,
Что обиженно-сердито
Кто-то мне не даст уснуть.
И лежу я околдован,
Разве тем и виноват,
Что на белый циферблат
Пышный розан намалеван.
Да по стенке ночь и
день,
В душной клетке человечьей,
Ходит-машет сумасшедший,
Волоча немую тень.
Ходит-ходит, вдруг
отскочит,
Зашипит - отмерил час,
Зашипит и захохочет,
Залопочет горячась.
И опять шагами мерить
На стене дрожащий свет,
Да стеречь, нельзя ль проверить,
Спят ли люди или нет.
Ходит-машет, а для
такта
И уравнивая шаг,
С злобным рвеньем "так-то, так-то"
Повторяет маниак...
Все потухло. Больше в
яме
Не видать и не слыхать...
Только кто же там махать
Продолжает рукавами?
Нет! Довольно... хоть
едва,
Хоть тоскливо даль белеет
И на пледе голова
Не без сладости хмелеет.
С. 123-124.
КЛ. Автограф и два списка в ЦГАЛИ, под одним авторская помета:
"Дорога. Постоялый Двор".
Примечание
В. Кривича PDF в КЛ 2,
с. 152:
Отметка: "Дорога. Постоялый двор", сделана автором на одном из
позднейших списков стихотворения, и, вероятнее всего, имеет т. с.
объяснительный характер.
Исследования и наблюдения:
Аникин А.Е. Зимний романс // Аникин А.Е.
Иннокентий Анненский и его отражения. Материалы. Статьи.
Москва,
Языки славянской культуры, 2011. С. 417-420.
PDF
Гитин В. Е.
Два
источника стихотворения И. Ф. Анненского 'Тоска маятника'.
Гитин В. Е.
"Интенсивный
метод" в поэзии Анненского
(Поэтика
вариантов: два "пушкинских" стихотворения в "Тихих песнях").
Гитин В. Е. Точка
зрения как эстетическая реальность, прим. 5.
О
первой строке
Кушнер А. С.
О некоторых истоках
поэзии И. Анненского. PDF
Тименчик Р. Д.
О составе сборника
Иннокентия Анненского "Кипарисовый ларец".
("...содержит реминисценцию из 'Мертвых
душ' - описание часов Коробочки")
|
2. Картинка
Мелко, мелко, как из
сита,
В тарантас дождит туман,
Бледный день встает сердито,
Не успев стряхнуть дурман.
Пуст и ровен путь мой
дальний...
Лишь у черных деревень
Бесконечный все печальней,
Словно дождь косой, плетень.
Чу... Проснулся грай
вороний,
В шалаше встает пастух,
И сквозь тучи липких мух
Тяжело ступают кони.
Но узлы седых хвостов
У буланой нашей тройки,
Доски свежие мостов,
Доски черные постройки -
Все поплыло в хлябь и
смесь, -
Пересмякло, послипалось...
Ночью мне совсем не спалось,
Не попробовать ли здесь?
Да, заснешь... чтоб
быть без шапки.
Вот дела... - Держи к одной! -
Глядь - замотанная в тряпки
Амазонка предо мной.
Лет семи всего
-
ручонки
Так и впилися в узду,
Не дают плестись клячонке,
А другая - в поводу.
Жадным взглядом
проводила,
Обернувшись, экипаж
И в тумане затрусила,
Чтоб исчезнуть, как мираж.
И щемящей укоризне
Уступило забытье:
"Это - праздник для нее.
Это - утро, утро жизни!"
С. 124-125.
КЛ. Автограф и неполный список (первые 4 строфы) в ЦГАЛИ.
Исследования и наблюдения:
Зырянов О. Своеобразие лирического нарратива в поэзии И.
Анненского: к вопросу о новейшем типе лиризма.
PDF
//
Материалы 2015;
Русские поэты XX века:
материалы и исследования: Иннокентий Анненский (1855-1909)
/ Отв. ред. Г. В. Петрова.
М.: "Азбуковник", 2022. С. 467-475.
Цифровая копия
Тименчик Р. Д.
О составе сборника
Иннокентия Анненского "Кипарисовый ларец".
|
3.
Старая усадьба
Сердце дома. Сердце
радо. А чему?
Тени дома? Тени сада? Не пойму.
Сад старинный
- все
осины - тощи, страх!
Дом - руины... Тины, тины, что в прудах...
Что утрат-то!.. Брат на
брата... Что обид!..
Прах и гнилость... Накренилось... А стоит...
Чье жилище? Пепелище?..
Угол чей?
Мертвой нищей логовище без печей...
Ну как встанет, ну как
глянет из окна:
"Взять не можешь, а тревожишь, старина!
Ишь затейник! Ишь
забавник! Что за прыть!
Любит древних, любит давних ворошить...
Не сфальшивишь, так
иди уж: у меня
Не в окошке, так из кошки два огня.
Дам и брашна - волчьих
ягод, белены...
Только страшно - месяц за год у луны...
Столько вышек,
столько лестниц - двери нет...
Встанет месяц, глянет месяц - где твой
след?.."
Тсс... ни слова... даль
былого - но сквозь дым
Мутно зрима... Мимо... мимо... И к живым!
Иль истомы сердцу
надо моему?
Тени дома? шума сада?.. Не пойму...
С. 125-126.
КЛ. Два автографа в ЦГАЛИ, один с вар.
Брашно (устар.) - еда, кушанье.
Исследования и
наблюдения:
Лекманов О. А.
Книга об
акмеизме. С. 109.
Маковский С. К.
Иннокентий Анненский.
Подворная А. В.
Анненский: между
классикой и модернизмом: учебное пособие. С. 24-25.
PDF
3,5 MB
Тименчик
Р. Д. О составе
сборника Иннокентия Анненского "Кипарисовый ларец".
Чистякова Т. А. Поэт
Иннокентий Анненский и Бельский край.
"Старую усадьбу" можно
поставить в гипотетический следственный ряд со стихотворениями "Старый дом"
К. Д. Бальмонта и "Старые
усадьбы" Н. С. Гумилёва
(между ними).
Стихотворения разные, созданные разными авторами. Но первое разбиралось
Анненским ещё в 1904 г. в статье-докладе
"Бальмонт - лирик", откуда можно привести
следующее:
"...удивительная унылость и
мистический колорит придается пьесе,
кажется, тем, что вся она состоит из
мужских стихов, падающих как-то особенно
тяжело и однообразно".
И далее о "мистической
жизни", "где
скрещиваются кошмарные тени,
накопленные в старом доме, как в душе, за
его долгую пассивно-бессознательную,
все фатально воспринимающую жизнь", о "замкнутости, одиночестве этого дома-души".
Примечательно, что стихотворение Бальмонта имеет подзаголовок
"Прерывистые строки", что связывает его и с
одноимённым стихотворением Анненского.
Второе размещено автором в той
же книге стихов, которая открывается посвящением
"Памяти Анненского"
("Колчан", 1916).
Подтверждение этой связи:
Чабан А. А.
Гумилев -
критик поэтов-символистов: динамика оценок и эволюция критического языка.
С. 91; прим. 192.
Чтение:
Запись
mp3
3,5
MB
Николай
Денисов, заслуженный артист России.
Источник:
"Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов" (запись
ООО "ИМАП", 2005 г.)
|