Тринадцать строк
Я хотел бы любить
облака
На заре... Но мне горек их дым:
Так неволя тогда мне тяжка,
Так я помню, что был молодым.
Я любить бы их вечер
хотел,
Когда, рдея, там гаснут лучи,
Но от жертвы их розовых тел
Только пепел мне снится в ночи.
Я люблю только ночь и
цветы
В хрустале, где дробятся огни,
Потому что утехой мечты
В хрустале умирают они...
Потому что - цветы это ты.
С. 149.
КЛ. Два автографа в ЦГАЛИ, один с вар.
О
стихотворении:
Налегач Н. В.
Образы цветов в поэтическом
мире И. Ф. Анненского.
PDF
Переводы:
Martina Jakobson (нем.) Ореанда
Ни белой дерзостью
палат на высотах,
С орлами яркими в узорных воротах,
Ни женской прихотью арабских очертаний
Не мог бы сердца я лелеять неустанней.
Но в пятнах розовых по силуэтам скал
Напрасно я души, своей души искал...
Я с нею встретился в картинном
запустеньи
Сгоревшего дворца - где нежное цветенье
Бежит по мрамору разбитых ступеней,
Где в полдень старый сад печальней и
темней,
А синие лучи струятся невозбранно
По блеклости панно и забытью фонтана.
Я будто чувствовал, что там ее найду,
С косматым лебедем играющей в пруду,
И что поделимся мы ветхою скамьею
Близ корня дерева, что поднялся змеею,
Дорогой на скалу, где грезит крест литой
Над просветленною страданьем красотой.
С. 150.
КЛ. Автограф
в ЦГАЛИ.
Ореанда - царское имение в Крыму; речь идет о развалинах дворца, сгоревшего в 1882 г.
Дремотность
Сонет
В гроздьях розово-лиловых
Безуханная сирень
В этот душно-мягкий день
Неподвижна, как в оковах.
Солнца нет, но с тенью
тень
В сочетаньях вечно новых,
Нет дождя, а слез готовых
Реки - только литься лень.
Полусон, полусознанье,
Грусть, но без воспоминанья
И всему простит душа...
А, доняв ли, холод
ранит,
Мягкий дождик не спеша
Так бесшумно барабанит.
С. 150.
КЛ. Автограф в ЦГАЛИ, с зачеркнутым загл. "Сонливость".
Александр Бузовкин.
Три стихотворения
Иннокентия Анненского, для баритона и фортепиано. 1. Дремотность.
Исполнение: С. Яковенко (баритон), М. Коллонтай (ф-но).
|
Нервы
(Пластинка для граммофона)
Как эта улица пыльна,
раскалена!
Что за печальная, о Господи, сосна!
Балкон под крышею.
Жена мотает гарус.
Муж так сидит. За ними холст, как парус.
Над самой клумбочкой
прилажен их балкон.
"Ты думаешь - не он... А если он?
Все вяжет, Боже мой...
Посудим хоть
немножко..."
...Морошка, ягода морошка!..
- "Вот только бы спустить лиловую
тетрадь?"
- "Что, барыня, шпинату будем брать?"
- "Возьмите, Аннушка!
- "Да там еще на стенке
Видал записку я, так..."
...Хороши гребэнки!
"А... почтальон идет... Петровым писем
нет?"
- Корреспонденции одна газета "Свет".
- "Ну что ж? устроила?"
- Спалила под
плитою.
- "Неосмотрительность какая!.. Перед
тою?
А я тут так решил: сперва соображу,
И уж потом тебе все факты изложу...
Еще чего у нас законопатить нет ли?"
- "Я все сожгла".
- Вздохнув, считает
молча петли...
- "Не замечала ты: сегодня мимо нас
Какой-то господин проходит третий раз?"
- Да мало ль ходит их...
- "Но этот ищет, рыщет,
И по глазам заметно, что он сыщик..."
- "Чего ж у нас искать-то? Боже мой!
- "А Вася-то зачем не сыщется домой?"
- "Там к барину пришел за пачпортами
дворник".
- "Ко мне пришел?.. А день какой?"
- "Авторник".
- "Не выйдешь ли к нему, мой друг? Я
нездоров".
...Ландышов, свежих ландышов!
- "Ну что? Как с дворником?
Ему бы хоть
прибавить!"
- "Вот вздор какой. За что же?"
...Бритвы праветь...
- "Присядь же ты спокойно! Кись-кись-кись..."
- "Ах, право, шел бы ты по воздуху
пройтись!
Иль ты вообразил,
что мне так сладко
маяться..."
Яица
свежие, яица!
Яичек свеженьких?..
Но вылилась и злоба...
Расселись по углам и плачут оба...
Как эта улица пыльна, раскалена!
Что за печальная, о Господи, сосна!
12 июля 1909
Царское Село
С. 151-152.
КЛ. Два автографа в ЦГАЛИ, один с датой, другой с вариантом
строк 36-37:
Яичек не надо ли... Сорвана злоба.
Сидят, отвернувшись, и плачут оба.
Стихотворение было послано
Анненским в письме к О. П.
Хмара-Барщевской (не найдено). В
ответе от 20
августа О. П. пишет о своем впечатлении.
Стихотворение процитировано в
рецензии А. А. Измайлова на
КЛ как пример "безвкусия" Анненского.
Отклик стихотворения в виде
рифмы появился в "Египетской марке"
О. Э. Мандельштама, см.
"Пояснения для читателя", фрагмент ? 145.
О
стихотворении:
Головин Е.
Иннокентий
Анненский и сиреневая мгла;
Налегач Н. В. Поэтика городского пространства в лирике И. Анненского //
Русские поэты XX века:
материалы и исследования: Иннокентий Анненский (1855-1909)
/ Отв. ред. Г. В. Петрова.
М.: "Азбуковник", 2022. С. 388-399.
Цифровая копия
Новикова У. В. Образ
Парки в лирике И. Ф. Анненского.
Пруцков Н. И.
А. П. Чехов и И. Ф. Анненский ("Дама с
собачкой" - "Разлука"). глава
монографии
Смирнов И. П. Знак
сближается с вещью.
Чтение:
В. Гвоздицкий.
Страницы русской поэзии
XVIII-XX в.в. И. Ф. Анненский
И. А. Бунин (подписное издание). Составитель
Р. Д.
Тименчик.
© "Мелодия", 1983.
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1982 г.
|