Главная \ Стихотворения \ Кипарисовый ларец \ 28

Алфавитный указатель

Мифологический словарь

 

Сокращения

Обновление: 15.09.2024

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30

Тексты, примечания и варианты: СиТ 90


Тринадцать строк

Я хотел бы любить облака
На заре... Но мне горек их дым:
Так неволя тогда мне тяжка,
Так я помню, что был молодым.

Я любить бы их вечер хотел,
Когда, рдея, там гаснут лучи,
Но от жертвы их розовых тел
Только пепел мне снится в ночи.

Я люблю только ночь и цветы
В хрустале, где дробятся огни,
Потому что утехой мечты
В хрустале умирают они...
Потому что - цветы это ты.

С. 149.
КЛ. Два автографа в ЦГАЛИ, один с вар.

О стихотворении:

Налегач Н. В. Образы цветов в поэтическом мире И. Ф. Анненского. PDF

Переводы:

Martina Jakobson (нем.)

Ореанда

Ни белой дерзостью палат на высотах,
С орлами яркими в узорных воротах,
Ни женской прихотью арабских очертаний
Не мог бы сердца я лелеять неустанней.
Но в пятнах розовых по силуэтам скал
Напрасно я души, своей души искал...
Я с нею встретился в картинном запустеньи
Сгоревшего дворца - где нежное цветенье
Бежит по мрамору разбитых ступеней,
Где в полдень старый сад печальней и темней,
А синие лучи струятся невозбранно
По блеклости панно и забытью фонтана.
Я будто чувствовал, что там ее найду,
С косматым лебедем играющей в пруду,
И что поделимся мы ветхою скамьею
Близ корня дерева, что поднялся змеею,
Дорогой на скалу, где грезит крест литой
Над просветленною страданьем красотой.

С. 150.
КЛ. Автограф в ЦГАЛИ. 
Ореанда - царское имение в Крыму; речь идет о развалинах дворца, сгоревшего в 1882 г.

Дремотность Сонет

В гроздьях розово-лиловых
Безуханная сирень
В этот душно-мягкий день
Неподвижна, как в оковах.

Солнца нет, но с тенью тень
В сочетаньях вечно новых,
Нет дождя, а слез готовых
Реки - только литься лень.

Полусон, полусознанье,
Грусть, но без воспоминанья
И всему простит душа...

А, доняв ли, холод ранит,
Мягкий дождик не спеша
Так бесшумно барабанит.

С. 150.
КЛ. Автограф в ЦГАЛИ, с зачеркнутым загл. "Сонливость".

Александр Бузовкин. Три стихотворения Иннокентия Анненского, для баритона и фортепиано. 1. Дремотность.
Исполнение: С. Яковенко (баритон), М. Коллонтай (ф-но).

 


Нервы

(Пластинка для граммофона)

Как эта улица пыльна, раскалена!
Что за печальная, о Господи, сосна!

Балкон под крышею. Жена мотает гарус.
Муж так сидит. За ними холст, как парус.

Над самой клумбочкой прилажен их балкон.
"Ты думаешь - не он... А если он?
Все вяжет, Боже мой... 
                           Посудим хоть немножко..."
...Морошка, ягода морошка!..
- "Вот только бы спустить лиловую тетрадь?"
- "Что, барыня, шпинату будем брать?"
- "Возьмите, Аннушка!
                           - "Да там еще на стенке
Видал записку я, так..."
                          ...Хороши гребэнки!
"А... почтальон идет... Петровым писем нет?"
- Корреспонденции одна газета "Свет".
- "Ну что ж? устроила?" 
                         - Спалила под плитою.
- "Неосмотрительность какая!.. Перед тою?
А я тут так решил: сперва соображу,
И уж потом тебе все факты изложу...
Еще чего у нас законопатить нет ли?"
- "Я все сожгла". 
             - Вздохнув, считает молча петли...
- "Не замечала ты: сегодня мимо нас
Какой-то господин проходит третий раз?"
- Да мало ль ходит их...
                            - "Но этот ищет, рыщет,
И по глазам заметно, что он сыщик..."
- "Чего ж у нас искать-то? Боже мой!
- "А Вася-то зачем не сыщется домой?"
- "Там к барину пришел за пачпортами дворник".
- "Ко мне пришел?.. А день какой?"
                                   - "Авторник".
- "Не выйдешь ли к нему, мой друг? Я нездоров".
...Ландышов, свежих ландышов!
- "Ну что? Как с дворником? 
                             Ему бы хоть прибавить!"
- "Вот вздор какой. За что же?"
                                 ...Бритвы праветь...
- "Присядь же ты спокойно! Кись-кись-кись..."
- "Ах, право, шел бы ты по воздуху пройтись!
Иль ты вообразил, 
                       что мне так сладко маяться..."
        Яица свежие, яица!
Яичек свеженьких?..

                                Но вылилась и злоба...
Расселись по углам и плачут оба...
Как эта улица пыльна, раскалена!
Что за печальная, о Господи, сосна!

12 июля 1909
Царское Село

С. 151-152.
КЛ. Два автографа в ЦГАЛИ, один с датой, другой с вариантом строк 36-37:

Яичек не надо ли... Сорвана злоба.
Сидят, отвернувшись, и плачут оба.

Стихотворение было послано Анненским в письме к О. П. Хмара-Барщевской (не найдено). В ответе от  20 августа О. П. пишет о своем впечатлении.

Стихотворение процитировано в рецензии А. А. Измайлова на КЛ как пример "безвкусия" Анненского.

Отклик стихотворения в виде рифмы появился в "Египетской марке" О. Э. Мандельштама, см. "Пояснения для читателя", фрагмент ? 145.

О стихотворении:

Головин Е. Иннокентий Анненский и сиреневая мгла;
Налегач Н. В. Поэтика городского пространства в лирике И. Анненского // Русские поэты XX века: материалы и исследования: Иннокентий Анненский (1855
-1909) / Отв. ред. Г. В. Петрова. М.: "Азбуковник", 2022. С. 388-399. Цифровая копия
Новикова У. В.
Образ Парки в лирике И. Ф. Анненского.
Пруцков
Н. И. А. П. Чехов и И. Ф. Анненский ("Дама с собачкой" - "Разлука"). глава монографии
Смирнов И. П. Знак сближается с вещью.

Чтение:

В. Гвоздицкий.
Страницы русской поэзии XVIII-XX в.в. И. Ф. Анненский И. А. Бунин (подписное издание). Составитель Р. Д. Тименчик.
© "Мелодия", 1983. Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1982 г.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30


 

 


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005
-2024
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru