Начало \ Стихотворения \ Кипарисовый ларец \ 18

Алфавитный указатель

Мифология

 

Сокращения

Обновление: 20.07.2017

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30


Трилистник в парке

Тексты, примечания и варианты: СиТ 90

 

1. <Я на дне>

Я на дне, я печальный обломок,
Надо мной зеленеет вода.
Из тяжелых стеклянных потемок
Нет путей никому, никуда...

Помню небо, зигзаги полета,
Белый мрамор, под ним водоем,
Помню дым от струи водомета
Весь изнизанный синим огнем...

Если ж верить тем шепотам бреда,
Что томят мой постылый покой,
Там тоскует по мне Андромеда
С искалеченной белой рукой.

С. 121.
"Перевал", 1907, 11. Четыре автографа, три из них черновые, один с датой, и список в ЦГАЛИ, все без загл.
Датируется 1906 г. по указанию В. Кривича (см.: КЛ 2, с. 152).
А. И. Червяков сообщает, что один из автографов стихотворения сопровождается пометой '20 мая. Вологда' (Письма II, с. 11).

Статуя Андромеды, работы неизвестного скульптора XVIII в., с поврежденной и грубо реставрированной рукой, -- в Екатерининском парке г. Пушкина возле бассейна с небольшим фонтаном.

Исследования и отзывы:

Аникин А. Е. Неоконченная статья В. Н. Топорова о статуе в творчестве Анненского. PDF 750 KB
Верхейл К.
Трагизм в лирике Анненского.
Головин Е.
"Иннокентий Анненский и сиреневая мгла".
Громов П. П. "А. Блок, его предшественники и современники".
Мусатов В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. (Глава 5, с. 179-180, отдел ""Я" и "не-Я"")
Ильин В. Н.
Иннокентий Анненский и конец Периклова века в России.
Яницкий Л. С.
Архаические структуры в лирической поэзии XX века.


См. страницу галереи

 

2. Бронзовый поэт

На синем куполе белеют облака,
И четко ввысь ушли кудрявые вершины,
Но пыль уж светится, а тени стали длинны,
И к сердцу призраки плывут издалека.

Не знаю, повесть ли была так коротка,
Иль я не дочитал последней половины?..
На бледном куполе погасли облака,
И ночь уже идет сквозь черные вершины...

И стали - и скамья и человек на ней
В недвижном сумраке тяжеле и страшней.
Не шевелись - сейчас гвоздики засверкают,

Воздушные кусты сольются и растают,
И бронзовый поэт, стряхнув дремоты гнет,
С подставки на траву росистую спрыгнет.

С. 121-122.
КЛ.
Три автографа в ЦГАЛИ, два из них черновые, один с вар.; кроме того, перечеркнутый автограф с зачеркнутым загл. "Бюст Пушкина".

Бронзовый поэт -- памятник Пушкину, работы Р. Р. Баха в Лицейском саду г. Пушкина.

Исследования и отзывы:

Аникин А. Е. Неоконченная статья В. Н. Топорова о статуе в творчестве Анненского. PDF 750 KB
Мусатов В.
Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. (Глава 5, с. 181-182)
Яницкий Л. С.
Архаические структуры в лирической поэзии XX века.

Видимо, подразумевая это стихотворение, Э. Ф. Голлербах написал своё - "Голос "Бронзового поэта"":

Мельчает человечья раса.
И вымирает Царскосел.
Сменил крылатого Пегаса
Коммунистический осел.
Лущат подсолнух. Топчут травы.
Горланят "Интернационал".
И как никто из сей оравы
Меня доселе не украл?


См. страницу галереи

3. "Pace" *
Статуя мира

Меж золоченых бань и обелисков славы
Есть дева белая, а вкруг густые травы.

Не тешит тирс ее, она не бьет в тимпан,
И беломраморный ее не любит Пан.

Одни туманы к ней холодные ласкались,
И раны черные от влажных губ остались.

Но дева красотой по-прежнему горда,
И трав вокруг нее не косят никогда.

Не знаю почему - богини изваянье
Над сердцем сладкое имеет обаянье...

Люблю обиду в ней, ее ужасный нос,
И ноги сжатые, и грубый узел кос.

Особенно, когда холодный дождик сеет,
И нагота ее беспомощно белеет...

О, дайте вечность мне, - и вечность я отдам
За равнодушие к обидам и годам.

<1905>

* Мир (ит.).

С. 122.
КЛ.
Два автографа в ЦГАЛИ, без подзаг., один с вар.; там же маш. копия стихотворения, без подзаг., с вар. Беловой автограф с загл. "Раcе" и подзаг., с вар., в ГПБ (в письме к А. В. Бородиной от 2 августа 1905 г.).

Статуя мира - мраморная женская фигура с опущенным факелом, работы итальянского скульптора XVIII в. Бартоло Модоло, находится в Екатерининском парке г. Пушкина; прежде стояла на круглой площадке у павильона "Эрмитаж", ныне перенесена к дворцу.

Меж золоченых бань и обелисков славы. Имеются в виду парковые павильоны "Верхняя баня", "Нижняя баня", "Турецкая баня" и памятники в честь побед русских войск.

Люблю обиду в ней, ее ужасный нос. Имеется в виду повреждение скульптуры (в настоящее время реставрирована).

См. о статуе в воспоминаниях В. Кривича и прим. 84 к ним.
Цитирует стихотворение и характеризует статую В. А. Комаровский в своём стихотворении
"La cruche cassée" (1913); см. в очерке С. К. Маковского "Гр. Василий Комаровский (1881-1914)" (из книги "На Парнасе Серебряного века").

Исследования и отзывы:

Аникин А.Е. Неоконченная статья В.Н. Топорова о статуе в творчестве Анненского. PDF 750 KB
Ашимбаева Н. Т.
Некоторые царскосельские мотивы в лирике Анненского. Доклад на конференции "Мусатовские чтения - 2009" (24 сентября 2009 г., Великий Новгород).
Мусатов В.
Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. (Глава 5, с. 180-181)
Орлова Е.
Литературная судьба Н. В. Недоброво. фрагмент книги с фрагментом рецензии на нее М. Михайловой.
Яницкий Л. С.
Архаические структуры в лирической поэзии XX века.


См. страницу галереи

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2017
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования