Начало \ Написано \ А. Кушнер на телеканале "Культура" | |
Открытие: 15.04.2010 |
Обновление: 20.04.2022 |
Александр Кушнер
"Был Иннокентий Анненский последним..."
Телеканал "Культура" (Россия, 2009).
Автор и ведущий Александр Кушнер. 'Для товарищей-филологов он не был ученым, а только талантливым лектором с досадными декадентскими вкусами, - писал о нем Михаил Гаспаров. - Для символистов он был запоздалым открывателем их собственных открытий: Брюсов и Блок в рецензиях высокомерно похваливали 'Тихие песни' как работу начинающего автора, не догадываясь, что он гораздо старше их обоих'. Анна Ахматова считала Анненского единственным своим учителем, а Николай Гумилев называл его 'последним из царскосельских лебедей'. Свою единственную прижизненную книгу стихов Аннинский выпустил под характерным псевдонимом 'Никто'. О поэте рассказывает и читает его стихи поэт Александр Кушнер.
Источник текста: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=398932 (не действует)
Среди миров, в мерцании светил Иннокентий Анненский говорил: 'Поэзия лишь намекает на то, что недоступно выражению. Мы славим поэта не за то, что он сказал, а за то, что она дал нам почувствовать несказанное'. 13 декабря - в день 100-летия со дня смерти поэта - телеканал 'Культура' показал программу 'Был Иннокентий Анненский последним:' (начало в 15:40). Рассказывает поэт Александр Кушнер: 'Иннокентий Анненский - один из самых загадочных и таинственных поэтов. Можно сказать, что в начале ХХ века у нас было два великих поэта - Александр Блок и Иннокентий Анненский. Но Анненский был никому не известен при жизни. Слава к нему пришла посмертно. При жизни он издал только одну книгу - 'Тихие песни' - в 1904 году под псевдонимом 'Ник. Т-о'. Между тем, наверное, без него не было бы ни Ахматовой, ни Мандельштама. Он был важен для Пастернака, Цветаевой и Георгия Иванова. Его читаешь, и ощущение, будто эти стихи написаны сегодня, так они тебе нужны. Все стихи Анненского написаны в последние 9-10 лет его жизни. А ведь он родился в 1855 году. Он писал стихи и будучи молодым, но потом их уничтожил. Они ему не нравились. А занимался всю жизнь совсем другим. Он родился в Сибири, в Омске. Затем семья переехала в Петербург. Закончив Университет, стал директором Николаевской мужской гимназии в Царском Селе. Преподавал древнегреческий и латынь. Можно сказать, положил всю свою жизнь на перевод трагедий Еврипида. Также переводил современных ему французских поэтов. Писал статьи на педагогические темы. Среди выпускников его гимназии были Николай Гумилев, Николай Пунин - муж Ахматовой. Кстати, Пунин вспоминал, что его отец говорил ему: 'Странный у вас директор гимназии: едем мы с ним в Петербург, подъезжаем к городу, а он говорит - смотрите, какое ожерелье огней', - директору гимназии полагалось быть более сдержанным. У Анненского очень много стихов о вокзале. ТОСКА ВОКЗАЛА
О канун вечных будней,
Полумёртвые мухи
Флаг линяло-зелёный,
И эмблема разлуки
Есть ли что-нибудь нудней,
Что-нибудь, но не это...
Уничтожиться, канув Я не знаю лучших стихов о вокзале. Когда я вспоминаю их, я еще вспоминаю французскую живопись, того же Моне с его 'Вокзалом Сен-Лазар'. Но это стихи не о вокзале, они о любви. 'И эмблема разлуки в обманувшем свиданье' - вот почему человеку так тяжко и горько. В ВАГОНЕ
Довольно дел, довольно слов,
В непостижимой им борьбе
Хочу, не грезя, не моля,
А ты красуйся, ты - гори... И это стихи о любви. Как много в них сказано. Это стихи о любовной ссоре и примирении. Как замечательно введена прямая речь "До завтра,- говорю тебе, - сегодня мы с тобою квиты". Прозаику понадобилось бы несколько страниц, чтобы написать такой рассказ. Еще люблю эти стихи, потому что их можно прижать к сердцу, потому что их можно произнести от своего имени, потому что каждый из нас знает такие ситуации. Стихи у Анненского тихие. Формулировок нет, он их избегал, афоризмов тоже. Но стихотворение 'Петербург' несколько другое. ПЕТЕРБУРГ
Желтый пар петербургской зимы,
Сочинил ли нас царский указ?
Только камни нам дал чародей,
А что было у нас на земле,
Уж на что был он грозен и смел,
Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Даже в мае, когда разлиты Анненский любит Петербург и вдруг так страшно о нем пишет. Думаю, что на этих стихах сказались его любовь и преклонение перед Достоевским. Это Достоевский считал, что этот город склубился из тумана: Петербургский миф, петербургская поэзия, петербургская слава и петербургский ужас - они неразрывны. Поэт никогда не хотел, чтобы говорили о его личной жизни, он был, что называется, застегнут на все пуговицы. Жизнь его была печальна. Он был женат на женщине, которая была значительно его старше. В студенческие годы влюбился. А затем у него появилась тайная любовь: Всё это понятно по его стихам. Любовь была несчастная, невоплотившаяся - он был влюблен в жену своего пасынка. Она писала Розанову: 'Он не мог переступить этой черты'.
Зал, Конечно, она была красива, но каждый знает, что когда женщина плачет, когда она несчастна, самая красивая будет некрасивой в этот момент. Он был абсолютно точен, и сердце у него разрывается от любви к ней. В стихах Анненского появились вещи - это было новым для русской поэзии. Символисты вообще их не замечали, для них существовали только небесные сферы.
Лишь шарманку старую знобит, Или вот стихотворение 'Будильник':
Обручена рассвету
Цепляясь за гвоздочки,
О чьем-то недоборе Анненский вставал по будильнику - это так похоже на нас. Он ведь всю жизнь служил в гимназии. У него было 56 часов в неделю - немыслимое дело! Он нуждался, надо было кормить семью. Стихи Иннокентия Анненского кажутся проточной водой, с рябью, с зыбью. Они вспененные, как неровная поверхность. Эту вопросительную интонацию многие поэты игнорируют, не догадываясь, что она у нас есть. У них все идет как безапеляционное утверждение. Анненский сомневался, он был человек мыслящий, считающий себя во многом виноватым. И эта вопросительная интонация преображала его стихи. Он владел самым трудным в поэтическом искусстве - короткой строкой, коротким размером.
Полюбил бы я зиму, Как вдох и выдох. Такие стихи приходят по наитию, их нельзя придумать. Почему он так поздно стал писать стихи, только в ХХ веке? Дело, наверное, в том, что бывают эпохи не поэтические, а прозаические. Что такое 80-е - 90-е годы XIX века? Это царство русской прозы. Слава богу, что она у нас была. Толстой, Достоевский, Чехов, Лесков - проза съела поэзию. А в ХХ веке все изменилось. И он успел написать свои стихи. Конечно, он рано умер: внезапно, от разрыва сердца, на царскосельском вокзале. В половине восьмого вечера 30 ноября по старому стилю (13 декабря - по новому) 1909 года возвращался в Царское Село, отпустил извозчика, начал подниматься по ступеням и упал... Анненский боялся внезапной смерти, знал, что у него больное сердце. Говорил, что внезапно умереть, это все равно, что уйти из ресторана, не расплатившись. Похоронили его в Царском Селе. Было очень много людей, и почти никто из них не знал, что хоронят великого русского поэта. Анненский как будто предвидел свою судьбу. В одном из своих стихотворений он сказал о себе, что живет среди людей, которые не слышат. В 1910 году, через полгода после смерти, вышла его вторая книга - 'Кипарисовый ларец' - и имела огромный успех. Ей зачитывались Гумилев, Волошин, Ахматова, даже Маяковский. Анна Ахматова позже напишет:
А тот, кого учителем считаю, Думая об Анненском, понимаешь, что его судьба - это великое утешение для пишущих людей. Сегодняшние дни тоже не созданы для поэзии. Но судьба Иннокентия Анненского подсказывает, что не все так плохо. Все возвращается'. |
|
Начало \ Написано \ А. Кушнер на телеканале "Культура" | |
|