Начало \ Стихотворения \ Кипарисовый ларец \ 15

Алфавитный указатель

Мифология

 

Сокращения

Обновление: 20.11.2016

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30


Трилистник ледяной

Посмотреть крупнее

Надпись и виньетка работы М. Добужинского в 3-м номере журнала "Аполлон", где был напечатан трилистник. В том же номере, в разделе "Пчелы и осы Аполлона" (Паг. 1. С. 63-64):

Наши критики в цитатах (изречения об "Аполлоне")

Харьковские Брандесы и... Пушкин

Слишком много теории, слишком мало литературы и, главное, подлинной поэзии. Ведь нельзя же признать за поэзию "Ледяной трилистник" Сологуба (?!) ...
["Южный край". Без подписи]

По сообщению Р. Д. Тименчика (Тименчик Р. Д. О составе сборника Иннокентия Анненского "Кипарисовый ларец", сноска 21):
"Три стихотворения этого трилистника снабжены подзаголовками: 'Она мечется'. 'Она спит', 'Она дождалась'".

Тексты, примечания и варианты - СиТ 90

 

1. Ледяная тюрьма

Пятно жерла стеною огибая,
Минутно лед туманный позлащен...
Мечта весны, когда-то голубая,
Твоей тюрьмой горящей я смущен.

Истомлена сверканием напрасным,
И плачешь ты, и рвешься трепеща,
Но для чудес в дыму полудня красном
У солнца нет победного луча.

Ты помнишь лик светила, но иного,
В тебя не те гляделися цветы,
И твой конец на сердце у больного,
Коль скоро под землей не задохнешься ты.

Но не желай свидетелям безмолвным
До чар весны сберечь свой синий плен...
Ты не мечта, ты будешь только тлен
Раскованным и громозвучным волнам.

С. 114.
А, 1909, 1, под общим загл. "Ледяной трилистник", КЛ. Автограф в ЦГАЛИ.

Исследования:

Подворная А. В. Особенности поэтической онтологии И. Анненского. АКД. PDF 220 KB

 

 

 

 

2. Снег

Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка...
От нее даже дыму
Не уйти в облака.

Эта резанность линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенски синий
И заплаканный лед!

Но люблю ослабелый
От заоблачных нег -
То сверкающе белый,
То сиреневый снег...

И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане
Непорочные сны -
На сомнительной грани
Всесожженья весны.

С. 114-115.
А, 1909, 1, под общим загл. "Ледяной трилистник", КЛ.
Пять автографов в ЦГАЛИ, два беловых, три черновых, из них два с вар., там же, кроме того, два черновых незавершенных наброска и маш. копия.
Незавершённый набросок ЦГАЛИ:

Я росу туберозы
И желанье отдам
За пушистые розы
По косматым кустам.

Есть истома другая,
Гамма красок звончей
И влюбился в снега я
Не за прихоть лучей,

А за то, что сквозь тонк<ий>
Сон их веет весной
И что стану я звонкой
Стану яркой волной

Как рабыни томимы
И тяжка им краса
Даже вольной

Исследования:

Гинзбург Л. Я. О лирике (глава "Вещный мир").
Комиссарова А. А. "Небесные светила в поэзии И. Ф. Анненского". PDF 700 KB

 

3. Дочь Иаира

Слабы травы, белы плиты,
И звенит победно медь:
"Голубые льды разбиты,
И они должны сгореть!"

Точно кружит солнце, зимний
Долгий плен свой позабыв;
Только мне в пасхальном гимне
Смерти слышится призыв.

Ведь под снегом солнце билось,
Там тянулась жизни нить:
Ту алмазную застылость
Надо было разбудить...

Для чего ж с контуров нежной,
Непорочной красоты
Грубо сорван саван снежный,
Жечь зачем ее цветы?

Для чего так сине пламя,
Раскаленность так бела,
И, гудя, с колоколами
Слили звон колокола?

Тот, грехи подъявший мира,
Осушавший реки слез,
Так ли дочерь Иаира
Поднял некогда Христос?

Не мигнул фитиль горящий,
Не зазыбил ветер ткань...
Подошел Спаситель к спящей
И сказал ей тихо: "Встань".

С. 115-116.
А, 1909, 1, под общим загл. "Ледяной трилистник", КЛ.
Два автографа в ЦГАЛИ, один под загл. "Воскресение" (в оглавлении авторской тетр. почерком неустановленного лица; "Дочь Иаира"), с вар., другой - под загл. "Дочь Иаира" и с одной строфой, записанной на обороте предшествующего листа (опубликована в КЛ 2):

Сини реки, светлы веси
И с небес и из могил
Всем ответ: "Христос воскресе!"
Кто б о счастьи не молил.

Исследования:

Аникин А.Е. Философия Анаксагора в "зеркале" творчества Иннокентия Анненского.
Бердникова Т. В.
Подтекст как разновидность импликации в поэтическом тексте (на материале лирики А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского)

Мусатов В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. (Глава 5, отдел ""Я" и "не-Я"")
Подворная А. В
.
Особенности поэтической онтологии И. Анненского. АКД. PDF 220 KB

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2016

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования