1. Перебой ритма
Сонет
Как ни гулок, ни живуч
- Ям -
- б, утомлен и он, затих
Средь мерцаний золотых,
Уступив иным созвучьям.
То-то вдруг по голым
сучьям
Прозы утра, град шутих,
На листы веленьем щучьим
За стихом поскачет стих.
Узнаю вас, близкий
рампе,
Друг крылатый эпиграмм, Пэ -
- она третьего размер.
Вы играли уж
при мер -
- цаньи утра бледной лампе
Танцы нежные Химер.
С. 133.
КЛ. Три автографа в ЦГАЛИ, один из них - другая редакция; второй
- под фр. загл. "A
la maniere de Paul Verlaine"("В манере Верлена"); там же список.
Другая редакция (ЦГАЛИ, без
загл.):
Как ни гулок, ни
тягуч Ям -
- бический банальный стих,
Слава богу, он затих,
Перебит иным созвучьем. То-то вдруг по
голым сучьям
Прозы, точно град шутих,
Вслед ему веленьем щучьим
За стихом поскачет стих. Я узнал Вас,
чуждый рампе,
Но <не> чуждый эпиграмм Пэ -
- она третьего размер. Больше чувства,
чувства, сэр!
И играйте тихо лампе
Танцы нежные Химер.
Град шутих. Шутиха - фейерверочная ракета.
Пэ - она третьего размер - стихотворная
стопа в четыре слога, из которых сильным (в рус. яз.
- ударным) является третий.
Текст стихотворения полностью приведен в отклике:
Измайлов А.А. В прихожей Аполлона //
Русское слово, 1910, ? 168, 23 июля.
Переводы:
Hélène Henry-Safier
(фр.) см. ссылку ниже
О стихотворении:
Анри-Сафье Э. Несколько
наблюдений над французским подтекстом
"Трилистника шуточного".
Иванов Вяч. Вс.
Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том
I.
Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке:
6. Анненский и две
революции.
PDF
Ильин В. Н. Иннокентий Анненский и
конец Периклова века в России.
Налегач Н. В. Поэтика городского пространства в лирике И. Анненского //
Русские поэты XX века:
материалы и исследования: Иннокентий Анненский (1855-1909)
/ Отв. ред. Г. В. Петрова.
М.: "Азбуковник", 2022. С. 388-399.
Цифровая копия
Останкович А. В.
Гармоническая структура
русского классического сонета XVIII - первой половины XX века.
ДД. М.: 2009.
Смирнов И. П. Знак
сближается с вещью.
Александр Бузовкин.
Три стихотворения
Иннокентия Анненского, для баритона и фортепиано. 2. Перебой ритма.
Исполнение: С. Яковенко (баритон), М. Коллонтай (ф-но).
|
2. Пэон
второй
- пэон четвёртый
Сонет
На службу Лести иль
Мечты
Равно готовый консорты,
Назвать вас вы, назвать вас ты,
Пэон второй - пэон четвертый?
Как на монетах, ваши
стерты
Когда-то светлые черты,
И строки мшистые плиты
Глазурью льете вы на торты.
Вы - сине-призрачных
высот
В колодце снимок помертвелый,
Вы - блок пивной осатанелый,
Вы - тот посыльный в
Новый год,
Что орхидеи нам несет,
Дыша в башлык обледенелый.
С. 133-134.
КЛ. Автограф и список в ЦГАЛИ.
Пэон второй
- пэон четвертый - четырехсложные стихотворные стопы, в которых сильными являются соответственно второй и четвертый слоги.
Консорты - товарищи, соучастники.
О стихотворении:
Ильин В. Н. Иннокентий Анненский и
конец Периклова века в России.
Останкович А. В.
Гармоническая структура
русского классического сонета XVIII - первой половины XX века.
ДД. М.: 2009.
Петрова Г. В.
'Я --
слабый сын больного поколенья...' (К проблеме 'Анненский И Ницше')
PDF
|
3.
Человек
Сонет
Я завожусь на
тридцать лет,
Чтоб жить, мучительно дробя
Лучи от призрачных планет
На "да" и "нет", на "ах!" и
"бя".
Чтоб жить, волнуясь и
скорбя
Над тем, чего, гляди, и нет...
И был бы, верно, я поэт,
Когда бы выдумал себя.
В работе ль там не без
прорух,
Иль в механизме есть подвох,
Но был бы мой свободный дух -
Теперь не дух, я был бы
Бог...
Когда б не пиль да не тубо,
Да не тю-тю после бо-бо!..
С. 134.
КЛ.
Автограф и список в ЦГАЛИ.
Пиль
- приказ собаке, делающей стойку: "Вперед! Бери..."
Тубо - приказ собаке: "Стой! Не трогай!"
В
издании 1910 г. в 7-й строке нет запятых вокруг "верно". Если так в
автографе, то смысловой акцент несколько иной. Там же в 11-й строке
вместо слова "свободный" - слово "бессмертный". А в 12-й вместо "я"
"он".
О стихотворении:
Колобаева Л. А.
Ирония в лирике
Иннокентия Анненского.
Колобаева Л. А.
Русский символизм. С.
146.
Колобаева Л. А.
Концепция личности в
русской литературе рубежа XIX-XX веков.
Колобаева Л. А.
И. Ф. Анненский
(1855-1909).
Лавриллье А., Кихней Л.
Анненский-переводчик как 'восприемник' поэтической культуры французских
модернистов.
Маковский С. К.
Иннокентий Анненский.
Небольсин А. Р. Поэзия пошлости.
Останкович А. В.
Гармоническая структура
русского классического сонета XVIII - первой половины XX века.
ДД. М.: 2009.
Петрова Г. В.
И. Ф. Анненский: 'Проблема
Ницше'
PDF
Розенталь Л. В. Анненский.
Смирнов И. П. Знак
сближается с вещью.
Тименчик Р. Д. Заметки об акмеизме. II.
Чтение:
В. П. Смирнов. К. филолог. наук,
проф. Литературного института им. А. М. Горького.
Первая строфа
Видеопередача
"Поэты России ХХ
век. Иннокентий Анненский".
Источник
Валерий Бондаренко.
Видеопрограмма "Иннокентий Анненский. Гений".
"Поэты
и музы Серебряного века. Взгляд из Самары"
Это
стихотворение спела
Т. Алёшина.
|