Начало \ Именной указатель \ Л. Г. Кихней, персональная страница | |
Открытие: 5.07.2010 |
Обновление: 05.08.2023 |
КИХНЕЙ Любовь Геннадьевна
Доктор филологических наук, профессор Института Международного Права и Экономики им. А. С. Грибоедова (Москва).
Участник международных
Анненских
Чтений 2005 г. (Москва), где выступила с
докладом "Анненский как предтеча акмеистов"
(Иннокентий Федорович
Анненский. 1855-1909. Материалы и исследования. М.: Издательство
Литературного института им. А. М. Горького, 2009. С. 39-47).
Соавтор
монографии: Кихней Л., Ткачева Н.
Иннокентий Анненский: Вещество существования и образ переживания.
М.: Диалог, МГУ, 1999.
см. ниже
|
||||||||
Кихней Л. , Ткачева Н. М.: Диалог, МГУ, 1999
Рецензент:
кандидат филол. наук, доцент кафедры истории русской литературы
XX в. А.
В. Леденев.
Монография посвящена выявлению специфики
лирического мышления Иннокентия Анненского. Художественные открытия
Анненского рассматриваются как отражение его 'картины мира', которая, в
свою очередь, соотнесена с философско-эстетическими 'открытиями' эпохи.
Особое внимание уделено проблеме связи лирического метода Анненского с
художественными системами символизма и акмеизма. ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение -- 3 текст PDF Значение исследования даётся в: Подворная А. В. Особенности поэтической онтологии И. Анненского. Автореферат КД. PDF
Л. К. Кихней фрагмент
Источник текста:
сайт Н. Дегтяревой "Ты выдумал меня...",
http://www.akhmatova.org/bio/kihney/kihney00.htm Глава 1. Картина мира и образ переживания. "Вечер", "Четки" В ряде случаев предметные образы выполняют экспозитивную роль воссоздания ситуации, атмосферы происходящего повествования. Например, в начале пьесы "Прогулка" одним штрихом обрисован и внешний облик героини и обстановка встречи с возлюбленным: "Перо задело о верх экипажа..." Ахматова мастерски пользуется принципом метонимического изображения, заставляя читателя по частной детали достраивать целое. Этот принцип в прозе блестяще разработан Чеховым, а в поэзии - Анненским, через поэтику которого, возможно, и был воспринят молодой Ахматовой. Вместе с тем, вещные образы становятся "адсорбентами" эмоции, шифром психологической коллизии. Например, в стихотворении "Вечерняя комната" вещные детали: хризантема, старое саше, окна, надпись по-французски, плащи севрских статуэток, солнечный луч, георгины, звук виолы, аккорды клавесина - вбирают богатство мира в конкретности и многообразии сенсорного восприятия - через зрение, слух, обоняние, осязание. Но в совокупности они складываются в картину переживания лирической героини. Так, образ "окна слишком узки" намекает на эмоциональное напряжение героини, ее "переполненность" чувствами, ищущими выхода вовне. Или движение другой детали - "глянцевитые плащи" статуэток "померкли" - фиксирует изменившееся состояние героини, чувства которой как бы "притупились" после сознательно принятого решения, но все же сохранили где-то в глубине прежнюю силу и остроту. Смысл изображаемого выходит далеко за пределы буквального истолкования деталей. Любопытно, что в "Вечерней комнате" Ахматова как бы мотивирует принцип "овеществления" эмоций (ср.: И комната, где окна слишком узки / Хранит любовь и помнит старину). Она действительно была уверена в способности вещей, домов, мест сублимировать память о прошлом. В разработке способа косвенной передачи психологического состояния Ахматова шла по пути, проложенному Анненским*. Анненский был первым из русских поэтов, сумевшим по-новому выразить соотнесенность "мира вещей" и "мира души" (см.: Гинзбург, 1974. С. 311-353). Импрессионистические зарисовки Анненского всегда подспудно проецируются на те или иные философско-психологические модели. Так, в стихотворении "Одуванчики" повествуется о том, как девочка садит одуванчики в песок. Но к финалу стихотворения начинает явственно звучать мотив смерти. Конкретика детской игры передает трагизм быстротечности человеческой жизни, чему способствует подбор деталей: "яма", "холмики", "цветы с укороченными стеблями". Сами по себе эти образы не являются символами в традиционном понимании, но их контекстуальное сцепление вызывает ассоциации с кладбищем и смертью. Предметные слова Анненского "... очень естественно совмещаются с абстракциями", но "... в системе Ахматовой все это было бы невозможным" (Гинзбург, 1974. С. 342-343). Продолжая мысль Гинзбург, подчеркнем, что невозможность совмещения предметных образов Ахматовой с абстракциями проистекает из того, что у нее через сюжетное движение вещей показаны конкретные душевные процессы, а у Анненского вещная символика иллюстрирует уже готовую, сформулированную лирическую мысль, которая, как правило, афористически обнажается в финале (ср., например, концовки "Pace", "То было на Вален-Коски..." и др.)**. Ахматова творчески освоила принципы построения смысла посредством вещных ассоциаций. Но там, где у Анненского философский концепт, у нее - процессы, протекающие в психике.
Читатель ахматовских стихов
тоже не в готовом виде воспринимает эмоцию, а следует за смещением
фокуса авторского сознания: останавливаясь на тех же вещных вехах, что и
субъект переживания, он воспринимает их в той же последовательности и в
том же оценочном ключе. В итоге, "повторяя" работу авторского сознания,
читатель сам реконструирует переживание в соответствии со своим душевным
опытом и системой ценностей. ...стихотворения <в ранних сборниках А. Ахматовой> связаны между собой не причинно-следственными отношениями, как главки романа (по Б. Эйхенбауму), а, скорее, ассоциативно-музыкальной связью: по принципу контрапункта или темы с вариациями. Подобная организация лирического цикла разрабатывалась Ин. Анненским. Структура его "Трилистников" в "Кипарисовом ларце" аналогична строению сонаты. Темы, мотивы и ключевые образы задаются в первом стихотворении, второе вариативно разрабатывает их, причем финал его является своеобразной антитезой первому. Третье стихотворение, включающее новые мотивы, направляет развитие лирического сюжета в другое русло, при этом происходит объединение и смысловое обновление тем и мотивов, заданных в первых двух стихотворениях. В рамках сонатной структуры стихотворения вступают в сложные диалогичные отношения. Семантические корреспонденции и оппозиции возникают в межциклическом пространстве при объединении "Трилистников" и "Складней" в лирическое целое сборника. При этом происходит процесс "контекстуального" символообразования за счет наращивания ассоциативных смыслов лейт-образов, варьируемых в этих контекстах. Архитектонические принципы Анненского повлияли на художественные поиски Ахматовой. Но она в отличие от своего учителя исходит из более непосредственного, спонтанного восприятия бытия. Поэтому в ее творчестве трудно представить кристаллически выверенную циклическую структуру типа "Трилистника".
* Факт
поэтической преемственности и ученичества у Анненского Ахматова сама
неоднократно подчеркивала. Ср.: "Когда мне показали корректуру
"Кипарисового ларца" Иннокентия Анненского <в 1910-м году. - Л.К.>,
я была поражена и читала ее, забыв все на свете" (1, 18). |
Начало \ Именной указатель \ Л. Г. Кихней, персональная страница | |
|