Начало \ "Анненская хроника": 25 марта 2019

Сокращения

Открытие: 20.08.2023

Обновление: 05.10.2023

"Анненская хроника"          архив "Анненской хроники"

Рецензия
 на кн.: Ф. И. Булгаков. "Знаменитые художники XIX века" (1897) в 4-х выпусках
(УКР II, ? 109
)

Записки составителя

25 марта 2019

Рецензия 1903 года на издание Ф. И. Булгакова выделяется из массы других рецензий темой изобразительного творчества, которая, наряду с темой музыки, была важнейшей для А. И потому он заметно вышел за рамки обычной служебно-педагогической сухости и педантизма.

Все четыре художника, которым отведены выпуски издания, были старшими современниками А. Двое из них даже прожили дольше него. Первый выпуск - о голландце Лоуренсе Альма-Тадема. Этот художник особенно интересовал А., "не только благодаря профессиональному совершенству, но и как отличный знаток античного мира и древнего востока". Отсюда и повышенное внимание к полиграфическому качеству выпуска. Мы знаем вариант первых двух строк стихотворения "Мелодия для арфы" о хризантеме:

Мечта моей тоскующей любви,
Соперница волшебных роз Тадема...

Но прежде всего нам памятны строки письма-эссе к А. В. Бородиной от 25 июня 1906 г.:

"Я видел днём розу, уже полную тяжёлых слёз, но ещё махровую и обещающую... Но едва я коснулся до её ветки, как вместе со слезами посыпались и лепестки... Так и с моей невысказанной поэзией, с моими все ещё золотыми снами - Альма Тадема не соберёт их росистых лепестков на мраморе своего полотна - их завтра выметет эбермановский дворник..."

А. И. Червяков отметил, что А. подразумевает картину 'Розы Гелиогабала' (1888). Однако розы украшают и другие полотна художника, которые мог  видеть А.

Анненский отмечает "крайне малое знакомство русской публики с картинами Альмы Тадемы". Думаю, что и сегодня это имя несправедливо мало известно.

Персона второго выпуска - немец Людвиг Кнаус, "один из симпатичнейших художников 19-го века". Дальше А. пишет о его широкой известности в России в начале прошлого века. Я же (и наверное не только я), к сожалению, не слышал о нём и не видел раньше его творчества. С удовольствием открыл для себя это имя, рассматривая множество его картин в Интернете. Анненский пишет об "удивительной (по экспрессии) картине" "Я могу подождать" и указывает, что она находится в Третьяковской галерее. Эта картина была издана тогда на фотооткрытках, которые нередко предлагаются сегодня на Интернет-аукционах. А вот современного цветного изображения я не нашёл, что наводит на мысль: находится ли картина в Третьяковке до сих пор? Анненский обращается к этой картине и в письме к В. К. Ернштедту от 30 сентября 1901 г., сетуя на задержку публикации своего 'Ипполита': "Ждать 4 месяца мне грустно, но да послужит мне утешением название знаменитой картины Кнауса Ich kann warten!'.

"Менее известен у нас Кнаус последних лет с его интереснейшими мифологическими идиллиями" - эта сторона творчества особенно примечательна для А. Я нашёл только одну картину Кнауса такого рода - "Проба сил". Жанровое мастерство художника и здесь, действительно, впечатляет.

Ещё два выпуска посвящены немецкому художнику Адольфу фон Менцелю и французскому художнику Жану-Луи Мейсонье. О первом А. пишет, что его картина 'Новейшие циклопы' "дает некоторое представление об удивительной жизненности <...> и необыкновенно развитом чувстве действительности". Не знаю, почему "циклопы" и где они на картине; по-моему, так это "Металлургический цех". У второго А. называет, например, картину "Философ".

  

 

"Анненская хроника": 25 марта 2019


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005
-2023
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования