Начало \ И. Ф. Анненский и музыка \ "Среди миров" Юрия Шапорина |
Открытие: 20.06.2007 |
Обновление: 05.11.2017 |
"Среди миров" Юрия Шапорина
"Моя звезда" Александра Вертинского "Среди миров" Юрия Шапорина "Тихие песни" Виссариона Шебалина |
|
Советский композитор, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1954). В своём творчестве продолжил героико-патриотические традиции русской классической музыки. Его монументальные сочинения (опера 'Декабристы', симфония-кантата 'На поле Куликовом', оратории 'Сказание о битве за русскую землю', 'Доколе коршуну кружить?') заложили основу героического эпоса в советской музыке; к её классическим образцам принадлежат также камерно-вокальные произведения. С 1939 профессор Московской консерватории. Среди учеников: Е. Ф. Светланов, А. Г. Флярковский, Р. К. Щедрин. Государственная премия СССР (1941, 1946, 1952), Государственная премия РСФСР (1966). М. Ф. Леонова // Муз. Энц. словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 631. (в сокращении)
|
Ю. А. Шапорин Страница в Википедии |
Нотная запись
PDF 530 KB
Первая публикация
романса: Наталья Дмитриевна Шпиллер (1909-1995) - советская оперная певица (лирическое сопрано), педагог, музыкально-общественный деятель. Исполнение Г. П. Виноградова mp3 Исполнение З. А. Долухановой mp3 О романсе: Смирнова И. Романсы Ю. А. Шапорина. М.: "Советский композитор", 1968: 56 Любимый Шапориным жанр романсов также не был забыт в эти годы. 1940-1945 годами помечены восемь элегий (опус 18) и три романса "Из лирической тетради" (опус 18а) на стихи русских поэтов-классиков. 58-59
Пока же он снова написал "по зову
сердца" романсы на стихи Лермонтова,
Языкова, Тютчева, Огарёва, Фета, Ин.
Анненского, Ив. Бунина и Блока. 60-61
Как в поэзии, так и в музыке элегия - один из жанров лирики - преимущественно связана с грустными размышлениями, печальными воспоминаниями. Обычно это пьеса скорбного характера, с элементами философского раздумья.
<...> 62 Впервые 'Элегии' прозвучали в 1945 году по радио в исполнении солистки Большого академического театра Союза ССР Татьяны Талахадзе. Они были высоко оценены критикой. В журнале 'Советская музыка' читаем: 'Как и в прежних своих вокальных сочинениях, композитор проявил себя тонким мастером вокального стиля, прекрасно чувствующим неповторимую красоту русской поэзии. Одухотворенность, выразительность вокальной мелодии, искренность и теплота чувств отличают 'Элегии' Шапорина, продолжающие лучшие традиции русской классической вокальной лирики'.*** * Цикл
Шапорина на стихи А. Блока.
Васина-Гроссман В. Мастера
советского романса. 2-е издание, перераб. и
дополн. М.: "Музыка", 1980. 125
Творческая индивидуальность Шапорина не легко дается в руки исследователю, не определяется каким-либо одним характерным качеством или даже суммой нескольких.
В этом отношении его романсы ближе к романсам Танеева или Брамса, чем, например, к творчеству таких новаторов, как Прокофьев или Вольф. 126-127
Что же касается самой музыкальной стилистики, то первое, что всегда отмечается музыковедами, обращающимися к творчеству Шапорина, это удивительное слияние музыкального и поэтического образа, тонкое ощущение всех поэтических особенностей выбранного стихотворения и мастерское их претворение. Шапорин великолепно знал и чувствовал русскую поэзию. Только тонкий знаток и ценитель мог выбрать, например, из наследия самых различных поэтов - от Н. Огарева до Ин. Анненского - столь созвучные друг другу произведения, которые явились основой для цикла 'Элегии'. В этом отношении Шапорин - прямой наследник классиков русского романса. 147
Цикл 'Элегии' (соч. 18)* стилистически весьма близок 'Далекой юности'.** Не рассматривая его подробно, остановимся лишь на некоторых отличительных чертах. На первый взгляд, он гораздо сложнее по средствам выразительности, чем блоковский и особенно пушкинский циклы. Здесь применены более развернутые и композиционно сложные формы, богаче фактура, изощреннее гармонический язык. Вместе с тем здесь еще яснее ощутим процесс освобождения мелодии, несущей в себе основное образное содержание и определяющей характер всего произведения. Это связано и с гораздо большей интонационно-тематической определенностью мелодии, с концентрацией тематизма. 152
Своим творчеством композитор как бы полемизирует с каноническим пониманием жанра элегии, какое было высказано, например, в свое время В. Кюхельбекером: 'В элегии новейшей и древней Стихотворец говорит о самом себе, об своих скорбях и наслаждениях. Элегия почти, никогда не окрыляется, не ликует: она должна быть тиха, плавна, обдумана'.*** *
Подстраничная сноска автора: 'Дробись, дробись, волна. ночная', 'Не улетай, не улетай', 'Еще томлюсь тоской желаний', 'В моей глуши однообразной', 'В тиши и мраке таинственной ночи', 'В мае', 'Среди миров, в мерцании светил', 'Приближается звук'.
|
|