Начало \ Написано \ И. В. Ставровская | |
Открытие: 5.12.2011 |
Обновление: 20.07.2016 |
И.
В. Ставровская Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук фрагменты введения
Источник текста: Ставровская, Ирина Викторовна. Мотив двойничества в русской поэзии начала XX века : И. Анненский, А. Ахматова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 Иваново, 2002 156 c. : 61 03-10/868-8 http://www.dissland.com/catalog/motiv_dvoynichestva_v_russkoy_poezii_nachala_xx_veka_i_annenskiy_a_ahmatova.html Нумерация сносок с постраничной на единую изменена мной. СОДЕРЖАНИЕ Введение
Глава
I. Мотив
двойничества в поэзии И.
Анненского: истоки, особенности, вариации
ГЛАВА II.
Двойничество в художественном мире А.
Ахматовой: лирическое 'Я',
роли, эволюция мотива Заключение ВВЕДЕНИЕ Исследование мотива двойничества в русской поэзии начала XX века представляется весьма перспективным. Подход к художественным системам И. Анненского и А. Ахматовой в этом аспекте позволяет не только углубить представление об особенностях их поэзии, но и, возможно, пролить свет на некоторые стороны поэзии Серебряного века в целом. То, что поэтическое сознание начала XX века было разорванным, цельность лирического 'Я' для большинства поэтов оказывалась желанной, но не достижимой целью, гармония человека и мира в большинстве случаев была нарушена, - все это сегодня является почти аксиомой. Нестабильность, зыбкость мироощущения в поэзии начала XX века отмечается почти всеми специалистами. В качестве предпосылок этого называются социальные1, мировоззренческие2 и культурные особенности эпохи3. Естественно, все это приводило к размыванию границ лирического 'Я', к утрате четкой системы координат, определяющей рубежи 'своего' и 'чужого'4. Поэтому мотив двойничества, феномен несовпадения себя с самим собой оказывался принципиально важным в поэзии тех лет. Особо хочется отметить, что реализация этого мотива была гораздо сложнее и интереснее, чем просто появление образа двойника. Речь идет не о том, употреблялось ли слово 'двойник' в тексте стихотворения, речь идет и именно о глубинных основаниях художественного мира, организующих всю поэтическую систему. Недооценка этого, на наш взгляд, приводила исследователей к спорным, а порой и неточным интерпретациям (особенно это касается художественного мира И. Анненского). Традиционно мотив двойничества в культуре Серебряного века связывался специалистами лишь с идеей неоромантизма и фактически прочитывался как вариация на тему романтического двоемирия. 'Символизм, с его представлениями о неистинности земного бытия и идеальных 'мирах иных', на которые реальные явления могут только намекать, с его стремлением в надзвездные пространства<,> во многих мотивах поэтического творчества обнаруживает связь с романтической концепцией'5, - пишет В. Ванслов. На этом делается акцент и в монографии Н. В. Тишуниной6. Автор полагает, что сама тема двойничества 'берет свое начало в творчестве романтиков', что 'именно в романтизме в качестве основополагающего принципа утверждается принцип двоемирия'. Два плана реальности сосуществуют параллельно друг с другом. Мир объективных явлений, происходящих во внешней, всем видимой и всеми понимаемой жизни, и глубинный, скрытый невидимый мир духовного внутреннего бытия человека'.7 Теми же чертами автор наделяет и сознание рубежа XIX-XX веков: 'Если жизнь реальная уродлива, то жизнь идеальная должна быть прекрасной, то есть построенной на совершенно других законах, нежели законы повседневного существования - это осознает человек, живущий на рубеже XIX-XX веков. Он как бы 'балансирует' на грани двух способов жизни - реального и идеального. Раздвоенная жизнь предопределила раздвоение сознания личности'8. Такое прочтение само по себе возражений не вызывает, однако едва ли оно полностью адекватно поэзии начала XX века. В том-то и сложность, что художественное сознание этой эпохи вступает в диалог не только с европейским романтизмом, но и с другими мировоззренческими и художественными системами. Грандиозные интеллектуальные потрясения рубежа веков приводят к тому, что поэзия этого времени открыта как отдаленному прошлому, так и еще не наступившему 'будущему' - сознанию середины XX века. Нам кажется, что изучение мотива двойничества позволит показать органичную связь культуры Серебряного века, с одной стороны, с культурными системами прошлого, в частности, с мироощущением европейского барокко (несмотря на работу И. П. Смирнова и ряд других частных исследований9, эта проблема еще малоизучена), а с другой - мы увидим, что здесь намечаются векторы дальнейшего развития поэзии. В этом смысле показательна эволюция поэтического мира А. Ахматовой. В качестве предмета исследования мы не случайно выбрали поэзию И. Анненского и А. Ахматовой. Нам представляется, что в творчестве этих авторов видны новые грани темы двойничества, возможно, не столь заметные ни в стихах старших символистов, ни у младосимволистов (особо следует говорить об А. Блоке, но его двойничество не раз становилось предметом специальных исследований). Дело в том, что 'преодоление' символизма, столь характерное для поэзии 1910-х годов было, кроме всего прочего, и стремлением гармонизировать разорванное лирическое 'Я'. Одним из гарантов гармонизации 'Я' становилась, как известно, мировая культура, что особенно характерно для русского акмеизма. Однако это приводило к тому, что сами образы мировой культуры, наложенные на символистское мироощущение, порождали особое решение темы двойничества, практически не известное ни романтизму, ни символизму рубежа веков: лирическое 'Я' начинало 'узнавать себя' и 'двоиться' в образах культуры. Именно на этой проблематике и будет сделан акцент в нашей работе. <...> Разумеется, исследование поэзии И. Анненского и А. Ахматовой обязало нас изучить специальную литературу, посвященную творчеству этих поэтов. На сегодняшний день существует огромное число статей и монографий, посвященных творчеству этих художников. Подробный анализ вряд ли возможен, очевидно, и не нужен. Мотив двойничества, постоянно 'всплывал' в научной литературе, однако очень редко он становился предметом специальных, пусть и частных исследований. <...> Кроме того, тема двойничества затрагивалась в монографиях А. В. Федорова об Анненском и В. Я. Виленкина об Ахматовой и др. Существует также громадное число исследований, где тема двойничества затрагивается как бы 'по касательной' при анализе других сторон художественного мира поэта. В необходимых случаях удачные находки авторов будут использованы нами непосредственно при анализе художественных систем, сейчас же важнее отметить тот факт, что целостного анализа мотива двойничества применительно к поэзии А. Ахматовой и И. Анненского не проводилось. Этим определятся научная новизна предлагаемого исследования. Не имея возможности подробно прокомментировать даже наиболее интересные исследования, посвященные как поэзии А. Ахматовой и И. Анненского, так и сопоставлению их поэтических систем, автор вынужден ограничиться перечислением лишь тех статей и монографий, которые оказались наиболее важными для данной работы.
Аверинцев С. С.
Специфика лирической героини в поэзии Анны Ахматовой: солидарность и
двойничество // Wien slawistisches jahrbuch / Wien, 1995. Bd. 41/1995; Автор надеется, что, опираясь на эти труды, равно как и на работы по проблеме двойничества и на статьи и монографии общетеоретического характера, он сумеет достичь основной цели своего исследования. Основная цель исследования состоит в том, чтобы на примере поэтических систем И. Анненского и А. Ахматовой показать сложность и неодномерность решения проблемы двойничества в русской поэзии начала XX века. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Структура работы. Диссертация состоит из 'Введения', двух основных глав и 'Заключения'. 'Заключение' содержит размышления о том, что мотив двойничества в культуре начала XX века представляет собой своеобразную 'тему с вариациями'. Особо рассматривается феномен двойничества Маяковского как совершенно оригинальная вариация на заданную тему. Сноски:
1. Акцент на этом
делало ортодоксальное советское литературоведение. См., например:
Михайловский Б. В. Русская литература XX века ( с девяностых годов
до 1917 года). М., 1939.
|
|
Начало \ Написано \ И. В. Ставровская | |
|