|
|
Начало \ "Анненская хроника": 2020, к 200-летию Фета | |
Открытие: 05.03.2024 |
Обновление: |
"Анненская
хроника"
архив "Анненской хроники" К 200-летию со дня рождения Фета
5 декабря 2020 23 ноября / 5 декабря - 200 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина) (1820-1892). Называют также 29 ноября и даже 29 октября. Рядом с юбилейным числом это несущественно. Имена Анненского и Фета сопоставлялись исследователями не раз. Например, можно назвать монографию Е. А. Некрасовой "А. А. Фет, И. Анненский: Типологический аспект описания" (1991). Последним по времени весомым вкладом в эту тему является третья часть монографии Г. В. Петровой "А. А. Фет и русские поэты конца XIX - первой трети XX века" (2010), основанной на материале докторской диссертации. И сам Анненский неоднократно обращался в своих трудах к имени Фета как в отношении лирики, так и в отношении огромного переводческого наследия античных произведений, следовал и вырастал из Фета в своих стихах, особенно ранних. Более того, известна и семейная связь. Фет с приязнью описывает в воспоминаниях о своих молодых годах семейство Сливицких и особенно Александру Вениаминовну, тёщу ИФА: "...моя приятельница m-me Сливицкая не ограничилась угощением меня папиросами своего изделия, но сняла мой акварельный портрет, в то время до известной степени схожий".
И, отвлекаясь от ИФА, о портрете Фета 1846 г. Спасибо Анне Ирвин, она показала портрет и в Викимедии, и в томе "Литературного наследства" 2008 г. В обоих источниках есть ссылка на журнал "Русское обозрение". Я пошёл в библиотеку и посмотрел апрельскую книгу журнала за 1893 г. Выпуск, кстати, во многом связан с недавно умершим писателем. Портрет воспроизведён сразу на фронтисписе, перед завершающей частью воспоминаний Фета "Ранние годы моей жизни".
В подписи ещё нет инициалов А. В. Сливицкой. Изображение несколько отличается от варианта Викимедии. И есть маленькая деталь: справа внизу надпись: "фотот. К. Фишер, Москва)". Поэтому интересно описание цифрового изображения 2016 г. Мог ли его дать человек, который разместил изображение, или он воспользовался каким-то текстом? Особенно это место: "Самый рисунок невелик и вместе с рамкой занимает немного более четверти листа. Судя по полинявшему и попорченному бордюру на выцветшей красной рамке, она современна акварели. Подставка позади и кольцо вверху указывают, что Фет имел портрет постоянно перед глазами." Ясно, что к этому описанию подходит изображение в ЛН на стр. 77. В подписи к нему сказано, что оригинал утрачен, и портрет воспроизведён "по первой публикации в "Русском обозрении"", что странно - один с рамкой, может быть, той, что описана в Викимедии, другой - без. Правда, следом уточнение: "вырезка, принадлежавшая Ан. Ал. Александрову, редактору-издателю этого журнала" из московского Лит. музея. Что такое вырезка? Может ли она быть вырезкой из журнала, помещённой в рамку, см. изображение?
Таким образом, изображение в журнале - хоть и первая публикация портрета, но не единственное изображение (фото). Интересно, кто и когда описал музейный вариант (а может, оригинал). После воспоминаний Фета в журнале опубликовано стихотворение. Подпись напоминает о псевдониме ИФА. То есть он не придумал чего-то небывалого. М. б. поэтому первые рецензенты и последующие комментаторы "Тихих песен" относились к его псевдониму как к "сомнительному".
Юбилей Фета отметила почта России - марочный блок, конверт.
К столетию со дня смерти тоже был выпущен конверт:
|
Начало \ "Анненская хроника": 2020, к 200-летию Фета |
При использовании материалов собрания
просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com