|
|
Начало \ Именной указатель \ Анненский и Гончаров | |
Создание: 27.11.2006 |
Обновление: 25.03.2024 |
АННЕНСКИЙ и ГОНЧАРОВ
|
||||
И. А. Гончаров в молодости. Рисунок неизвестного художника |
Портрет работы
Н. А. Майкова [2] |
Рисунок
Я. П. Полонского [1] |
Портрет работы И. Н. Крамского, 1874 [1] |
Памятник на могиле, "Литераторские мостки" Волковского кладбища (СПб) Фото составителя, 2009 г. |
Иван Александрович
Гончаров. Его жизнь и сочинения: Сборник
историко-литературных статей / Сост.
B. Покровский. [2-е изд.]. М., 1907, с. 173-177; 3-е
изд. М., 1912, с. 142-146; и оказавшая известное воздействие на восприятие героя романа литературоведением последних десятилетий (см.:
* Setschkarev Vsevolod. Studies in the Life and Work of
Innokentij Annenskij. The Hague: Mouton & Co, 1963. (Slavistic
Printings and Reprintings / Ed. by C. H. Van Schooneveld; v. XXXVI). P. 254-255; Поискам более глубинных линий корреляции творческой практики Анненского с наследием Гончарова посвящена недавно опубликованная работа (см.: Тюкаев А. К. Воображенье без желаний. Гончаров и Анненский: Штрихи к знакомым портретам // И. А. Гончаров: (Материалы международной конференции, посвящённой 180-летию со дня рождения И. А. Гончарова) / Отв. ред. Кутейников. Ульяновск, Стрежень, 1994, с. 333-339). А. И. Червяков. // УКР I. С. 76-77. См. монографический сайт И. А. Гончарова в Российской Литературной Сети: http://www.goncharow.net.ru/
Анненский о Гончарове:
- И. А. Гончаров
и его "Обломов" неоднократно упоминается в статье
"Образовательное значение родного языка"
Отрадин М. В. 'Обломов' в зеркале критики // Роман И. A. Гончарова 'Обломов' в русской критике: Сб. статей / Ленингр. гос. ун-т; Сост., автор вступ. статей и коммент. М. В. Отрадин. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1991, с. 13: Человечность, доброта - эти качества выделил в Обломове и Иннокентий Анненский (статья 1892 г.). Из ее названия - "Гончаров и его Обломов" - видно, что критика интересует не только роман, но и его создатель. Статья написана человеком, который убежден, что литературное произведение, так сказать, растет во времени, обнаруживая все новые и новые дополнительные, "сегодняшние смыслы". Оно живет как отражение в сознании читателя, и это "отражение" и есть предмет критического разбора. Поэтому в статье Анненского подчеркнуты личностная интонация, личностные оценки и выводы. Тезис о том, что в своем романе Гончаров описал психологически близкие ему типы личности, будет подробно развит в работах начала XX в., в частности в трудах Е. А. Ляцкого. Давно отмеченную объективность Гончарова Анненский толкует как преобладание живописных, зрительных элементов над слуховыми, музыкальными, описания над повествованием, "материального момента над отвлеченным", "типичности лиц над типичностью речей", отсюда - исключительная пластичность, "осязательность" образов. "Трудную работу объективирования" критик не оценивает как "безразличность в поэтическом материале": между авторм и его героями "чувствуется все время самая тесная и живая связь". Обломов для Гончарова - тип "центральный", от "служит нам ключом и к Райскому, и к бабушке, и к Марфиньке, и к Захару". Итоговая мысль критика: "В Обломове поэт открыл нам свою связь с родиной и со вчерашним днем, здесь и грезы будущего, и горечь самосознания, и радость бытия, и поэзия, и проза жизни; здесь душа Гончарова в ее личных, национальных и мировых элементах". Анненскому, человеку рубежа веков, уже ясно, что штольцевская претензия на роль "деятеля" в русской жизни оказалась несостоятельной. Поэтому и позиция Обломова ему кажется не только понятной, но и в какой-то мере оправданной: "Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?". Анненский дает достаточно субъективный, но яркий, запоминающийся образ деятельного друга Ильи Ильича: "Штольц - человек патентованный и снабжен всеми орудиями цивилизации, от Рандалевской бороны до сонаты Бетховена, знает все науки, видел все страны: он всеобъемлющ, одной рукой он упекает Пшеницынского братца, другой подает Обломову историю изобретений и открытий; ноги его в это время бегают на коньках для транспирации; язык побеждает Ольгу а <ум> занят невинными доходными предприятиями". К концу века оценка деятельности Штольца как "честной чичиковщины", восходящая к одному из поздних высказываний Писарева, стала уже привычной. Статья Анненского в этом издании: с. 210-231. В комментарии (с. 294) составитель пишет об Анненском: В его статьях очень заметно художественное начало, читатель чувствует, что это проза поэта. Некоторые критические работы Анненского были написаны для опубликования в журнале "Русская школа", в том числе и статья об "Обломове", или для чтения перед юношеской аудиторией (он много лет преподавал в гимназиях и на Высших женских курсах античную литературу и теорию словесности). Это сказалось на их построении, характере изложения материала: непринужденность рассуждений, разговорная манера, использование приемов ораторской речи. Примечания к статье в этом издании.
ИСТОЧНИКИ 1. Русские
писатели 1800-1917. Биографический словарь,
т. 1. Гл. редактор П. А. Николаев. М., "Советская
Энциклопедия", 1989.
|
Начало \ Именной указатель \ Анненский и Гончаров |
При использовании материалов собрания просьба соблюдать
приличия
© Выграненко М. А., 2005-2024
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com