Начало \ Написано \ А. Толстихина | |
Открытие: 05.12.2014 |
Обновление: 20.01.2018 |
А.
Толстихина
Источник текста: "1 Сентября", 1995, ?41 (11 апреля). С. 3.
В очерке
есть ряд неточностей и ошибок. Я не стал делать сноски для подтверждения
цитат и указания источников. Они хорошо известны, и их можно найти в
собрании. К сожалению, моя бумажная копия имеет потери текста, которые
указаны. Иннокентий Анненский - учитель поэтов Нет нужды говорить о том, до какой степени мы не знаем поэта Иннокентия Федоровича Анненского. Он был загадкой и для своих современников, ибо, являясь одним из зачинателей поэзии русского символизма, находился вне литературных школ и движений. Он был труден для тех, кто был с ним рядом, и по традиции стал труден для потомков и последователей. Но есть вопросы, которые не требуют ответов. Это стихи Анненского: точные, мучительные, тонкие. Однако личность Анненского, многогранная и в то же время строго целеустремленная, совместила в себе и поэта, и школьного учителя. Как это было возможно - вопрос, характерный скорее для нашей эпохи, когда искусство и жизнь стали очень далеки друг от друга. А кроме поэта и учителя, был еще филолог - переводчик Еврипида, чиновник Министерства народного просвещения, блестящий пропагандист античности. Педагогические результаты деятельности Анненского отнюдь не менее значительны, чем литературные. Свидетельство тому -- Н. С. Гумилев и другие его ученики, поэты царскосельской гимназии. Или это магия Царского Села - места, где еще за сто лет до Анненского жили поэты? Состав публикации (заголовки даны автором или редакцией):
Д. Кленовский. "Еврипид в толпе"
(фрагмент
"Поэты царскосельской гимназии")
На службе у классицизма "Одним из его (И. Анненского - Ред.) любимых планов было основание поэтической академии по образу греческих перипатетиков. Он представлял себе, что он будет бродить со своими учениками по аллеям царскосельского парка. Последние годы своей жизни он провел в Царском Селе и очень любил царскосепьский парк. Тут он будет передавать им свои поэтические мечты и теории и делиться плодами своего творчества. Я спрашивала его, почему он не хочет развить их в книге, которая стала бы достоянием круга его читателей и почитателей, носила бы на себе печать его личности не только в существе его идей, но и в их выражении. На это он отвечал мне, что не имеет никакого значения, кем рождена идея. Важно одно, что она родилась. Пусть ее воспримет и понесет дальше тот, кого она заразила. Дальнейшая ее эволюция зависит только от того, насколько идея жизнеспособна. Эта мечта долго увлекала его" (из воспоминаний Т. А. Богданович). В этой мечте Анненского выразилось его педагогическое кредо. Творчество учителя было для него неотделимо от литературного и - шире - языкового творчества. Но в реальности все представало иначе. Его карьера внешне выглядела очень успешной. После окончания университета по словесному разряду историко-филологического факультета он преподавал словесность и древние языки сначала в Петербурге, а затем в коллегии Павла Галагана в Киеве. С 1893 г. он стал директором 8-й петербургской гимназии. Его приняли очень хорошо, так как он сменил нелюбимого всеми директора и сам был уже известен как знаток античности. Отзыв о нем в "Памятной книжке" 8-й гимназии резко отличается от обычных в таких документах формально-вежливых упоминаний: "Его бывшие ученики с благодарностью вспоминают его гуманное, мягкое обращение с ними, отзываясь особенно сочувственно о его стремлении к развитию в них эстетического чувства; в преподавателях он всячески поощрял стремление к самостоятельной научной работе, в разрешении различных педагогических вопросов". Точкой, в которой соединились тогда литературные и педагогические интересы Анненского, явилась школьная постановка "Реса", неизвестной до сих пор трагедии Еврипида, переведенной самим директором. До постановки спектакля перевод был опубликован; гимназисты - актеры, музыканты, участники древнегреческого хора - оказались выразителями тех литературных идей, над которыми работал Анненский. И в этом смысле спектакль был не просто школьной постановкой, а сотворчеством учеников и учителя, о котором он мечтал. Здесь важно было не только остаться верным греческому оригиналу, не и корректно перевести его на язык русской культуры рубежа веков - в музыке, декорациях, костюмах, даже гриме (которым занимался один из гимназистов). Спектакль был событием в культурной жизни Петербурга: множество зрителей, среди которых был даже министр народного просвещения граф И. Д. Делянов, пришли смотреть и слушать Анненского, говорившего устами своих гимназистов. В 1896 г. Анненский был приглашен руководить гимназией в Царском Селе, что было своего рода повышением в должности - по принципу территориальной близости к монарху. Однако здесь все сложилось совсем по-другому. Директорство мучило Анненского, мешало его работе над переводами, которую он изначально определил как свое главное жизненное назначение. "Нисколько не смущаюсь тем, что работаю исключительно для будущего и все еще питаю твердую надежду в пять лет довести до конца свой полный перевод и художественный анализ Еврипида - первый на русском языке, чтоб заработать себе одну строчку в истории литературы, - в этом все мои мечты". Собственно, директором гимназии Анненский и не был, если понимать эту должность как некий круг административных обязанностей. Но несомненно также и то, что литературные занятия Анненского сформировали дух школы, где сам директор преподавал только греческий язык в выпускном классе. Среди учеников Анненского - поэты Д. Коковцов, Н. Оцуп, С. Горный, его собственный сын, писавший под псевдонимом В. И. Кривич, и многие другие участники литературной жизни того времени. И даже окончивший царскосельскую гимназию Всеволод Рождественский, который опоздал на уроки Анненского лет на десять и вообще никогда его не видел, с гордостью говорил о нем: "Мой директор". "Директорство Анненского складывалось трудно по многим причинам. Фасадом своим гимназия смотрела на царский дворец, а со двора была частью небольшого и вполне провинциального городка. Здесь учились дети царедворцев, которые нередко пользовались высоким положением родителей и доставляли директору и преподавателям массу педагогических сложностей. И в то же <пропуск нескольких слов нижней строки 2 стлб.> поэта, но не директора единственной в городе гимназии. Оно вряд ли трогало Анненского, который никогда не имел единомышленников, но было небезразлично для местного общественного мнения. В газете "Царскосельское дело" был напечатан фельетон о Гумилеве: "Это был молодой человек, очень неприятной наружности и косноязычный, недавно окончивший местную гимназию, где одно время высшее начальство, самолично пописывало стихи с сильным привкусом декадентщины". Анненскому помогало то, что он никогда не "спускался на землю" - вообще не пытался быть ниже, чем был. Один из его знакомых вспоминал, как он говорил: "Я знаю, что моя мысль принадлежит будущему, и для него берегу мысль". Вполне вероятно, что эта внутренняя уверенность Анненского хранила бы его на всем протяжении жизненного пути. Однако в период его пребывания на посту директора случился 1905 год, который не минован и Царское Село. В гимназию ворвалась улица - и с этим ничего нельзя было сделать. Можно было только защитить гим <пропуск нескольких слов нижней строки 3 стлб.> влек восторженное внимание всей гимназии. Все ждали реакции директора. Но Анненский не был беззащитным человеком. Он моментально ответил гимназисту, что красная рубашка - форма палача и потому крайне на нем неуместна. "На следующий год Анненский ушел со своей должности, пробыв в ней почти десять лет. Многие считали его карьеристом, другие просто недоумевали, почему он не оставил гимназию ради своего более значительного дела. Но оказалось, что и здесь Анненский работал ради главной цели - нового возрождения античной культуры, рассматривая свои директорские обязанности как духовно-нравственный долг. И потому учитель и поэт оказались в нем неразделимыми. "Вы спросите меня: "Зачем вы не уйдете?" О, сколько я думал об этом. Сколько я об этом мечтал... Может быть, это было бы и не так трудно... Но, знаете, как вы думаете серьезно? Имеет ли нравственное право убежденный защитник классицизма бросить его знамя в такой момент, когда оно со всех сторон окружено злыми неприятелями? Бежать не будет стыдно? И вот мое сердце, моя воля, весь я разрываюсь между двумя решениями. Речь не о том, что легче, от чего сердце дольше будет исходить кровью, вопрос о том, что благороднее? что менее подло?.." (из письма А. В. Бородиной). Устные сочинения Благодаря многолетнему изучению древней культуры у Анненского сложилось почти сакральное отношение к слову. Совершенное владение языком как источником всех духовных понятий он считал важнейшей обязанностью каждого человека но отношению к своему отечеству. Идея воспитания у юношества ответственного отношения к слову определила его педагогическую позицию, на основании которой Анненский строил всю свою преподавательскую деятельность. На его манере преподавания сказывалось влияние древнегреческих представлений о сочетании красоты с благородством духа. Все очевидцы отмечают торжественность его появления в аудитории, подчеркнутое соблюдение единого стиля внешности одежды, жестов. В сочетании с хорошо поставленной и продуманной речью это создавало несколько театральный эффект. Та- <пропуск нескольких слов нижней строки 4 стлб.> стях. Слово произносимое как существенная часть живого языка было для него не менее важно, чем письменная речь, обучению которой школа традиционно уделяет главное внимание. В своих педагогических статьях Анненский подчеркивал, что именно в устной речи ребенок получает свои первые лингвистические навыки, в ней формируется его языковое чутье, которое не только открывает человека для общения, но и дает начальные духовно-нравственные ориентиры. Задача словесника - активизировать естественно заложенное в каждом человеке чувство родного языка. Первое и самое простое средство к этому - дать ребенку возможность свободно рассказывать о том, что ему близко и интересно. В школьной практике это могут быть своего рода устные сочинения на заданную тему с обязательной домашней подготовкой к ним. Проповедник красоты и гармонии во всем, Анненский считал недопустимым проявление любого косноязычия, которое приводит в конце концов к духовной деградации. Он писал о том, что учитель не должен давать ученикам самой возможности быть неловким в речи, допускать ошибки в грамматике или орфоэпии. Он признавал порочной практику школьных диктантов, в которых образ слова искажается множеством неправильных написаний. Человек пишет главным образом по памяти, а не по правилам, отмечал Анненский, и потому важно дать памяти материал, который может быть усвоен с интересом и без напряжения работы на оценку. Для этого Анненский предлагал разнообразные формы творческого списывания: выбрать из текста то, что относится к данной теме или образу, и т. д. Написание сочинений он считал полезным только в домашних условиях, когда можно прибегнуть к помощи справочников, словарей или родителей. Самое главное - научить человека употреблять слова продуманно и ответственно, и тогда можно ожидать, что в речи и мыслях не будет беспорядка. Анненский понимал языковое чутье как эстетическое чувство, такое же, как восприятие музыки или живописи. В школе оно развивается в основном с помощью чтения хороших авторов или произведений народной словесности. Только зарождающееся, еще совсем не осознаваемое эстетическое чувство очень легко разрушить - и потому Анненский предостерегал от подробного анализа литературных произведений, который препятствует восприятию целостных образов, безотчетному любованию поэзией или прозой. "На школе лежит долг хранить и поддерживать память о родных поэтах. Неблагодарность есть недостаток самосознания", - писал Анненский. Но хранить память можно только тогда, когда поэзия станет для каждого юного человека искусством, и ничем больше, - это главное условие ее вечного бытия. "Как искусство, поэзия имеет три характерных черты: во-первых, она универсальна - на пир поэзии придет и царь, и убогий, и старый, и малый, и слепой, и глухой - для глухого поэзия будет живописью, для слепого - музыкой; во-вторых, поэзия дает чисто интеллектуальное впечатление, она не дает непосредственного наслаждения, как музыка и скульптура, чтобы наслаждаться ею, надо думать; в-третьих, поэзия есть самое субъективное из искусств". Как научить думать над произведением и как научить сотворчеству или сопереживанию, благодаря которым можно преодолеть субъективность поэзии? Первое, на чем настаивает Анненский, - это выразительное чтение, которое не только помогает понять смысл, но передает красоту стиха - главное в поэзии. Словесникам Анненский рекомендовал давать небольшой историко-литературный комментарий к произведению, пояснять непонятные слова, исторические названия. А для того чтобы постигнуть своеобразие поэта, он считал нужным рассматривать произведение и со стороны живописи (художественные приемы автора), и со стороны языка (новые или любимые слова поэта, особые значения слов, характерные черты грамматического строя). Но для такого изучения произведений нужен предварительный опыт эстетических переживаний и серьезной духовной работы над материалом, который щедро предоставляет жизнь. После увольнения из царскосельской гимназии Анненский не оставил педагогическое поприще. Он служил инспектором петербургского учебного округа, был в постоянных разъездах по северо-западным губерниям. О своих делах в это время он писал так: "одно другого смешнее, нелепее и омерзительно-несоответственнее с теми мыслями, которые меня волнуют и сладко сжигают". Зато эти мысли воплотились в его стихах, в сборнике литературно-критических статей "Книга отражений". При этом Анненский оставался верен своему педагогическому кредо. В его дом приходили сложившиеся или начинающие поэты, как Гумилев и Анна Ахматова. В последний год своей жизни Анненский открыл для себя новую форму служения классицизму - начал читать цикл лекций по древнегреческой литературе на Высших женских историко-литературных курсах Н. П. Раева. Умер Анненский в 1909 г., возвращаясь со своей лекции. Вечером этого дня на курсах был бал, на который пригласили и Анненского. В разгар бала пришла весть о его смерти. И, несмотря на то, что курсистки любили своего профессора и позже все приехали на его похороны в Царское Село, бал тогда не прекратился. Не оправдывая легкомысленных курсисток, можно сказать, что, видимо, смерть Анненского не нарушила праздника. Анненский писал, что поэт не должен быть "учителем и публицистом, проповедником или трибуном". Его стихия - "природа и духовная независимость". И все же Анненский - учитель и проповедник. Анненский - предтеча "серебряного века" русской поэзии. А. Ахматова писала: "Он был предвестьем, предзнаменованьем / Всего, что с нами позже совершилось"... |
|
Начало \ Написано \ А. Толстихина | |
|