Начало \ Труды \ Гимназические речи  

Обновление: 01.06.2017

Гимназические речи

Речь о царствовании и деятельности императрицы Екатерины II: Изложение. Произнесена в актовом зале гимназии 6 ноября 1896 года.
<РЕЧЬ, произнесенная в царскосельской гимназии 1 июня 1897 г.>
<РЕЧЬ, произнесенная в царскосельской гимназии 8 сентября 1897 г.: Фрагменты>
<РЕЧЬ, произнесенная в царскосельской гимназии 8 сентября 1898 г.>
<РЕЧЬ, произнесенная в царскосельской гимназии 2 июля 1899 г.>

<РЕЧЬ, произнесенная в царскосельской гимназии 8 сентября 1899 г.: Фрагменты>
Общественное значение комедий Аристофана. Лекция для учеников старших классов. 1899-1900 учебный год.
'Набросок речи о Гоголе' Предположительно 1890, см. публикацию Л. А. Сугай.
Художественный идеализм Гоголя. Речь, произнесённая 21 февраля 1902 г. на чествовании памяти Н. В. Гоголя.
Речь, произнесенная на чествовании памяти В. А. Жуковского 23 апреля 1902 года.
Достоевский. Речь, произнесенная в Царскосельской гимназии.

<РЕЧЬ, произнесенная в царскосельской гимназии 1 июня 1897 г.>

Источник текста: Циркуляр по С.-Петербургскому учебному округу. 1897. ? 7. С. 347-350.
Также: Сведения об Императорской Николаевской Гимназии в Царском Селе: 1896-1897 учебный год. СПб.: Паровая скоропечатня П. О. Яблонского, 1897. С. 26-28, 29-30.
Текст из второго источника передал в собрание 
Кирилл Финкельштейн.

Аттестаты зрелости вручены окончившим курс гимназического учения 1-го июня после благодарственного молебствия в присутствии педагогического совета и учеников гимназии, а также многих из граждан Царского Села.
При этом директор сказал окончившим курс учения следующие приветственные и напутственные слова:

Друзья мои, ещё вчера питомцы! Расставаясь с вами, мне бы хотелось сказать вам несколько слов, высказать вам те пожелания, которые исходят от искреннего чувства.

Не долгое время мне пришлось провести среди вас, но за этот короткий период я, кажется, успел в достаточной степени ознакомиться с знаниями, полученными вами из курса средней школы, с нравственным же обликом каждого из вас, конечно, только до некоторой степени. Проверяя свое душевное состояние, вы должны будете сознаться, что переживаемые вами минуты - это минуты счастья. Вы чувствуете прежде всего нравственную удовлетворенность, заплатив ваш первый долг, оправдав достигнутым вами результатом потраченные на вас заботы ваших родителей, опекунов, лиц, заступающих место их, и нас, ваших руководителей, при прохождении курса средней школы.

Перед вами открывается новая для вас жизнь. Вы встретите впереди вместо учебника - науку, вместо школьной скамьи - аудиторию и из опекаемых сделаетесь самостоятельными, т.е. ответственными за все ваши поступки перед обществом. Просматривая введенные обычаем и изложенные вами намерения относительно избрания того или другого пути для дальнейшего вашего образования, я с некоторым недоумением и, не скрою, даже с грустью, заметил, что большинство из вас избрало специальные заведения. Мне кажется, что в самой тесной связи с классической среднею школою всегда был и всегда будет университет. Туда мы вас и готовили.

В университете и в дальнейшей вашей жизни вы встретитесь с двумя типами знания, с двумя формами отношения к науке и научному развитию. В первом преобладает экстенсивный, во втором интенсивный момент. Вы можете расширять ваш умственный горизонт, приобретая всевозможные познания из вторых рук и заботясь более об общем построении частей вашего образовательного курса, чем о выработке метода и тщательном усвоении отдельных систем и вопросов науки. Но вы можете также приучаться к работе специальной, самостоятельной, сначала исторической, потом критической. Вырабатывая себе умение работать для развития науки и для прочного органического усвоения добытых ею результатов, вы, конечно, потеряете в широте кругозора, но насколько эта форма отношения к науке жизненнее и действеннее!

С своей стороны, гимназия подготовляла вас именно к этой интенсивной и специальной работе, причем она имела в виду сделать из вас прежде всего работников, полезных для науки и жизни. Заметьте, что при страшно быстром накоплении знаний и растущей вместе с ним дифференциации научной работы, всезнание становится своего рода философским камнем и жизненным эликсиром, - оно недостижимо. Систематичность и целесообразность специальной работы, вот в чем сила, жизнь, интерес, значение истинно научной деятельности. Ставьте же себе в вашем дальнейшем образовании идеалом не популяризатора знаний, а ученого специалиста, но помните, что и высшее учебное заведение, несмотря на все рвение ваше, не выработает из вас ученых: как гимназия подготовила ваш ум к восприятию науки и сообщила элементы знания, так университет даст вам метод, умение работать и средство для самостоятельной работы: остальное будет зависеть от вас самих, от вашей восприимчивости, энергии и умственной силы, которой дай вам Бог много и много ...

Конечно, намеченный вами путь, я это знаю, выбран не всеми окончательно, выбран в большинстве случаев почти ощупью, так сказать, наудачу, и не один из вас и даже не один раз переменит не только факультет, но даже заведение: математик, может быть, сделается юристом, филолог - медиком и т.д. Подобные колебания не должны смущать вас, они вполне естественны, но пусть каждый из вас, на каком бы пути к самосовершенствованию и образованию ни поставила его судьба, - знает, что достижение цели лежит в труде и только в нем одном. Чего же пожелать вам теперь, при расставании с вами?

Пожелаю, конечно, здоровья и бодрости духа! Друзья мои, вы встретите на предстоящем вам пути, может быть, много неровностей, колебаний, даже горьких минут сомнений, борьбы с неблагоприятными в вашей жизни обстоятельствами, никогда не падайте духом, не теряйте бодрости, вспомните слова: 'деньги потерял, ничего не потерял, время потерял - много потерял, бодрость потерял - все потерял'. 'Только трус теряет бодрость', говорит Еврипид устами Амфитриона. Дай вам Бог также при дальнейших ваших занятиях наукою находить нравственное удовлетворение в труде и в отыскании истины. Ещё несколько слов, друзья мои! Самосовершенствуясь, изучая науку, отыскивая истину, вы, может быть, встретите людей, которые скажут вам: 'пойдем за мною - я открою тебе истину, я нашел её и покажу тебе'. Не верьте им, это - слепцы: истина добывается только трудом, упорным и тяжелым самостоятельным трудом. Каждый вершок на бесконечном пути отыскания истины завоевывается громадными усилиями.

В минуты ваших сомнений, нравственного колебания, упадка вашей энергии и духа, вспомните, что у вас есть к кому обратиться за советом, поведать свое горе и встретить не только полное сочувствие, но и самое горячее участие; придите к нам, вашим бывшим руководителям, откройте нам беспокоящие вас сомнения, и я уверен, что как я лично, так и каждый из присутствующих здесь членов педагогического совета, с самым теплым чувством даст вам свой совет. Вы заслужили вполне то расположение к себе, которое у нас остается и при расставании с вами. Благодарю вас от всего сердца, благодарю и ваши семьи, которые шли к нам навстречу в нашем стремлении к вашей пользе, и без поддержки одна школа никогда не может достигнуть желаемых ею результатов. Будущее ваше неизвестно никому, имена некоторых из вас, готовящихся быть слугами родины, может быть, будем произносить с гордостью, многих с чувством благодарности и всех вас, я уверен, с уважением.

<РЕЧЬ, произнесенная в царскосельской гимназии 2 июля 1899 г.>

Источник текста и примечаний: КО, с. 496-498.


Миг вожделенный настал. Окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,
Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?
1


Господа! эти слова невольно приходят мне на ум, в связи с еще живым впечатлением от пушкинских дней, которые мы с вами только что пережили в дружном единении. Они просятся у меня на язык, когда я сегодня отпускаю вас на новый путь. Мне кажется, эти шесть строк, которыми наш великий поэт так глубоко передал двойственность настроения, неразлучную с окончанием долгого труда, должны близко подходить и к вашему теперешнему душевному состоянию. Я уверен, что, по крайней мере в настоящую минуту, сквозь горделивое сознание успеха, сквозь отрадную перспективу отдыха и все соблазны новизны у вас пробивается струя невольной грусти; вам жалко расстаться с этими стенами, жалко завершить пору вашей жизни, хотя она отличалась в нашей среде суровым, местами, может быть, даже горьким трудом.

Говоря здесь от лица ваших наставников, я не могу не сознаться, что и мои чувствования в настоящую минуту смутны. Я радуюсь вашим успехам, горжусь новым результатом труда моих сотоварищей и вместе с тем испытываю некоторый страх, выпуская вас из-под опеки.

Откуда этот страх? Я боюсь не за то, что вы мало знаете и недостаточно приучены к труду. Хотя результаты наших совместных трудов, может быть, и очень скромны, но вы поступаете в высшую школу во всяком случае с лучшей подготовкой, чем та, которую некогда туда приносили мы, ваши наставники.

Я не боюсь и за вашу серьезность; вы понимаете ответственность взрослых людей, которой вы подвергаетесь, перестав быть учениками средней школы. Я вполне уверен, что вы будете дорожить тем правом продолжать свое образование, которое сегодня за вами укрепляется: недаром же вы столько работали для получения этого права, недаром столько трудились и, может быть, не раз болели за вас сердцем ваши родители, недаром, наконец, вы уносите отсюда часть нервной и мозговой силы, которую ваши наставники вложили в трудное, медленное и ответственное дело вашего развития.

Может быть, некоторые из вас выбрали свою будущую специальность ощупью и потеряют год на исправление ошибки, - этого я тоже для вас не боюсь, потому что ошибка случайная и поправимая не есть еще зло.

Я боюсь, что прервется та нравственная работа над самопознанием и самоопределением, которая началась для вас, по крайней мере для многих из вас, в гимназии под влиянием великих книг классического мира, в общении с Ксенофонтом, Платоном и Софоклом. Вы знаете из того, что мне уже приходилось говорить вам, что я не ценю особенно высоко заботы о пополнении так называемого общего образования путем чтения популярных книг по истории, астрономии или физиологии: к науке надо относиться интенсивно, а не экстенсивно, по крайней мере надо всегда помнить, что первое отношение безмерно выше и ценнее второго. Но вы можете мне сказать, что уже самоопределились, выбрав по своим вкусам, наклонностям или способностям ту или другую специальность. Нет, господа, дело самоопределения есть медленная, кропотливая работа; мы старались вложить в ваши сердца только зерна самоопределения и будем счастливы, если в вашей дальнейшей жизни совершится их произрастание. Признаками этого серьезного процесса должна быть осторожность ваших суждений, желание властвовать не над другими, а над самим собой, контроль над собственным душевным миром, причем вы должны чуждаться решительных, категорических и безоглядных определений.

Вам предстоит теперь превосходный способ вести дело самопознания и самоопределения, приобщаясь мало-помалу высокой научной работе, которая равно ценна во всех областях человеческого знания.

Старайтесь же поставить себя в такие условия, чтобы ничто не мешало вашим занятиям наукой. Помните, что, кроме логической своей ценности, наука и научные занятия обладают еще исключительным свойством успокаивать совесть человека и что они помогают каждому мыслящему человеку понять и исполнить истинное свое назначение.

Не все из вас, конечно, сделают впоследствии, по выходе из университета, научные занятия центром своей деятельности, но дай бог каждому из вас воспитать в себе убеждение, что только в строгой науке лежит вечный источник совершенствования и каждого человека и мира; дай бог, чтобы в ваши сердца никогда не вкрадывался стыд признать себя учениками, если судьба не даст вам сделаться учеными.

Тот великий поэт, юбилей которого совпал с вашими последними школьными днями, пусть остается для вас навсегда путеводной звездой.

Знакомясь ближе с творчеством и биографией Пушкина, мы убеждаемся, что и он переживал трудную работу самоопределения и постоянно совершенствовал свои создания. Только гений скрыл от нас суровые болезненные стороны этого процесса, кристаллизуя пушкинские творения в законченные и совершенные формы.

Но пора кончить. Желаю еще раз и от всего сердца, чтобы каждый из вас нашел в жизни любимый, захватывающий его труд, не оставлял при этом никогда работы над самопроверкою и самосовершенствованием на почве высших духовных стремлений и особенно науки.

Впервые опубликовано в типографском экземпляре отчета, изданного отдельной кн.: Сведения об Императорской Николаевской гимназии в Царском Селе. 1898-1899 учебный год, СПб., 1900, с. 25-28. Автограф неизвестен. Печатается по тексту первой публикации.
Эта речь, в которой Анненский в обобщенной форме выразил свое эстетическое и этическое кредо, свое отношение к труду и особенно к науке, выходит далеко за рамки педагогики.

1. Миг вожделенный настал... - Стихотворение Пушкина 'Труд' (1830).



При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2017

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования