Начало \ Написано \ Н. В. Банников | |
Создание: 20.02.2011 |
Обновление: 15.08.2021 |
Иннокентий Анненский
(в книге "Три
века русской поэзии")
Николай Васильевич Банников
(1918-1996) - русский советский поэт и переводчик, журналист, главный
редактор газеты 'Литературная Россия', получивший известность также как
составитель и редактор многочисленных поэтических изданий и антологий.
Источник текста:
Сетевой
архив русской поэзии
"Стихия" Иннокентий Федорович Анненский родился в Омске, в состоятельной чиновничьей семье. В детстве был перевезен в Петербург. Рано лишившись родителей, воспитывался в семье своего старшего брата, Н. Ф. Анненского, народника, прогрессивного общественного деятеля. В 1879 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Был преподавателем древних языков, античной литературы, русского языка и теории словесности в гимназиях и на Высших женских курсах. В 1896 г. Анненского назначили директором гимназии в Царском Селе, где он жил до самой смерти. В печати выступил в 80-е годы с критическими статьями. Переводил французских поэтов XIX в., трагедии Еврипида, написал несколько собственных трагедий на сюжеты античной мифологии, одна из которых - "Фамира-кифаред" - в 1916 г. была поставлена на сцене. При жизни Анненского, в 1904 г., вышла единственная книга его стихов, подписанная псевдонимом Никто, - "Тихие песни". В 1910 г. напечатан главный сборник поэта - "Кипарисовый ларец", в 1923 г. - "Посмертные стихи". Поэзия Анненского развивалась в русле русского декадентства начала XX в. В ней отразился глубокий разлад поэта с действительностью, болезненно-острое ощущение одиночества. Порою Анненский видит мир как нечто призрачное, кошмарное, но мастерской деталью, живой, разговорной интонацией он умеет придать своим стихам жизненную выразительность. По определению Блока, на творчестве Анненского лежит "печать хрупкой тонкости и настоящего поэтического чутья". При всей импрессионистичности своих красок Анненский - большой мастер в изображении внутреннего мира человека, жизни души. В своих высказываниях поэт отвергал иллюзии религии и мистики. В некоторых его стихотворениях ("Старые эстонки", "Петербург") ощутим протест против самодержавного строя. Творчество Анненского оказало влияние на многих русских поэтов, в особенности на символистов и акмеистов.
В переиздании 2003
г. приведён портрет 1900-х гг. (отражённый слева направо) и
стихотворения:
"Бабочка газа", "Свечку
внесли", "Смычок и струны",
"Когда б не смерть, а
забытье...", "Среди
миров", "Снег",
"Дочь Иаира",
"Старые эстонки".
Источник текста:
"Русская Речь", 1995, No 2. С. 23-25. 23 Иннокентий Фёдорович Анненский (1855-1909) выступил в печати со своими стихами в возрасте почти пятидесяти лет; он был значительно старше и К. Д. Бальмонта, и В. Я. Брюсова, и Д. С. Мережковского. Будучи по специальности филологом-эллинистом и педагогом, Анненский публиковал лишь статьи по вопросам школьного образования, очерки о русских писателях, а с 1901 года - переводы произведений древнегреческого трагика Еврипида и три свои пьесы, написанные на еврипидовские сюжеты, одна из которых - 'Фамира-Кифаред' - шла на сцене московского Камерного театра в 1916 году. Будущий поэт родился в Омске в семье чиновника, занимавшего видный пост в 'Главном управлении Западной Сибири'. В 1860 году семья возвратилась из Омска в Петербург, где и жила раньше. Гимназический курс Иннокентий Анненский полностью не прошёл из-за ранней болезни сердца; экстерном он сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который окончил в 1879 году. Сразу же после университета стал преподавать древние языки - латинский и греческий - в гимназии, затем в Павловском институте, закрытом женском учебном заведении. Читал лекции на Бестужевских женских курсах. Позднее служил в Киеве - директором Коллегии Павла Галагана. В 1896 году был назначен директором Николаевской мужской гимназии в Царском Селе. Во время его директорства там, в частности, учился Николай Гумилёв. В январе 1906 года Анненского отстранили от должности директора за заступничество в пользу гимназистов-старшеклассников, замешанных в тогдашних волнениях учащейся молодёжи. Анненского перевели на должность инспектора Петербургского учебного округа. К тому времени у него уже был чин статского советника. Должность инспектора была сопряжена с поездками по северо-западным губерниям: эти поездки тяготили Анненского из-за его плохого здоровья, но и обогащали многими наблюдениями. 24 Первый сборник стихов Анненского, вышедший в 1904 году, назывался 'Тихие песни' и был подписан зашифрованным псевдонимом 'Ник. Т-о', то есть: 'Никто'. Известности автору книжка не принесла. Но у него завязались литературные связи, и он стал публиковать стихи в только что организованном журнале акмеистов 'Аполлон'. Здесь он напечатал большую литературно-критическую работу 'О современном лиризме', вызвавшую разноречивые, по большей части недоброжелательные толки почувствовавшей себя оскорблённой, а по сути дела недопонявшей статью тогдашней критики, но горячо поддержанную Максимилианом Волошиным, Николаем Гумилёвым и др. В 1906 и в 1909 годах вышли две 'Книги отражений', сборники замечательной критической прозы поэта. 13 декабря 1909 года Иннокентий Фёдорович Анненский скоропостижно скончался от разрыва сердца на ступенях вокзала, собравшись ехать из Петербурга к себе домой в Царское Село. Главный его сборник стихотворений 'Кипарисовый ларец' (название дано до кипарисовой шкатулке, в которой хранились рукописи стихов) вышел уже посмертно, в 1910 году. Авторитет Анненского-поэта первоначально возрос и укрепился в кругах молодых тогда акмеистов. Назвавшая позднее Анненского своим учителем Анна Ахматова писала в автобиографии: 'Когда мне показали корректуру 'Кипарисового ларца", я была поражена и читала её, забыв всё на свете'. Ныне имя Иннокентия Анненского - одно из самых привлекательных в плеяде крупнейших поэтов эпохи символизма. В стихотворениях Анненского авторское 'я' и внешний мир и противопоставлены, и в то же время нерасторжимы. Подобно Фёдору Сологубу и другим символистам, действительность Анненский воспринимает трагически как нечто тяжкое, уродливое, враждебное человеку, как кошмар и бред, бесконечно далёкий от истинно человеческого существования, от какой-либо гармонии и духовности. Напряжённо и болезненно остро ощущает он тленность и быстротечность жизни человека, её бесцельность, постоянную угрозу смерти и своё безысходное одиночество. Чувство тоски прямо-таки господствует в строках Анненского - 'Тоска белого камня', 'Тоска вокзала', 'Тоска медленных капель', 'Тоска отшумевшей грозы' - такие названия даёт поэт своим стихотворениям, как бы входя в сущность окружающих его предметов. 'Психические процессы, - писала историк русской поэзия Л. Я. Гинзбург о стихах Анненского, - как бы ассимилируют материальную среду, окружавшую человека'. Стихотворение 'Старая шарманка' говорит не столько о шарманке, сколько о человеческой старости, о пожизненном труде человека, его страданиях, о его творчестве. Лапидарный, спрессованный и одновременно нервный 25 стих Анненского, иногда очень прерывистый, с пропусками логических связей, исполненный намёков, недосказанностей, с подтекстом, нередко таящим смысл стихотворения, требует от читателя и привычки и внимательности, о чём говорил и сам поэт. Анненский полон соболезнования к неблагополучному, несчастному, по его восприятию, миру, полон душевной муки и совестливых угрызений. Мотив совести пронизывает многие его стихотворения. В быстро, как бы бегло, но очень выверенно очерченных предметах внешнего мира он проявляет изощрённое художническое мастерство. Излюбленные объекты его зыбкой, но зоркой живописи - снег, вечерний полумрак, горящая свеча, желтизна осеннего парка, дорожные видения путника. Пейзажи и описания Анненского могут доставить эстетическое наслаждение читателю независимо от их толкования. Мягкий, импрессионистический его стиль обретает иногда особую весомость и отшлифованную твёрдость в таких, например, стихах, как 'Петербург', содержащих мысли поэта о российском самодержавии. Поэзия Анненского как бы буднична, в ней нет ни пышных декораций, ни выспренности. Этот по-своему изысканный поэт отлично умел передать и простонародную речь и написать стихотворение, словно бы отысканное в бумагах позднего Пушкина ('Статуя мира'). 'Самое страшное и властное слово, то есть самое загадочное, может быть, слово будничное', - говорил он. Метод поэтических 'соответствий' - параллелизм внутренних переживаний, эмоций с явлениями внешнего мира - вводил Анненского в русло символизма, хотя такой его теоретик как Вячеслав Иванов считал поэзию Анненского особым символизмом, называя его 'ассоциативным' и даже 'земным' (ввиду отсутствия в стихах Анненского обращений к потустороннему, загробному). Истоки поэзии Анненского обнаруживаются на скрещении русской психологической прозы девятнадцатого столетия (в первую очередь Ф. М. Достоевского) с творчеством Ф. И. Тютчева, а также стихов французских символистов (начиная с Бодлера и Верлена), которых Анненский, один из первых в России, переводил и пропагандировал. Следы влияния Иннокентия Анненского на последующие поколения русских поэтов находят у многих: помимо Анны Ахматовой, и у Осипа Мандельштама, и у Бориса Пастернака. Известно, что его стихи хорошо знал Владимир Маяковский. Анна Андреевна Ахматова сказала об Анненском: 'Он нёс в себе столько нового, что все новаторы оказывались ему сродни'. фрагмент Источник - послесловие в книге: А. Ахматова. Избранное. М., "Художественная литература", 1974 (Составитель Н. Банников). ...был в начале XX столетия поэт, которого Ахматова назвала впоследствии своим учителем, - до болезненности тонкий аналитик чувств, хрупкий, полный рефлексии Иннокентий Анненский. Стихи Анненского, а также многогранное творчество Блока не могли не воздействовать на Ахматову, когда она вырабатывала свою поэтику, своё мастерство... |
|
Начало \ Написано \ Н. В. Банников | |
|