Начало \ Написано \ Н. Н. Богданов | |||
Обновление: 20.02.2021 |
|||
Н. Н. Богданов
Тему рассматривают также:
Литературная судьба Иннокентия Федоровича Анненского - одной из самых крупных фигур 'Серебряного века' - поистине трагична, ведь он был совершенно не известен как поэт при жизни и умер всего за четыре месяца до выхода своей главной книги - сборника стихотворений 'Кипарисовый ларец'. Заслуженная, но запоздалая слава поэта пришла к Анненскому уже после смерти. Думается, на судьбу Иннокентия Анненского, как и на всю тональность его творчества, наложило свой отпечаток то печальное обстоятельство, что он был, по сути, тяжело больным человеком. С детства Анненский страдал пороком сердца. Не удивительно, в таком случае, что тема 'сердца' и ощущений, непосредственно связанных с этим органом, проходит через все творчество поэта. Вот, например, несколько весьма характерных строк со страницы сборника 'Тихие песни', анонимно выпущенного автором в 1904 году. Их невозможно читать без волнения даже здоровому, полному жизненных сил человеку. Те же, кто имеет несчастье страдать сердечными заболеваниями, наверняка сразу почувствуют в поэте родственную себе душу.
Эта ночь бесконечна была,
На призывы ж тех крыльев в ответ Две первые строфы стихотворения "Утро". Несомненно, речь идет о приступе грудной жабы или, выражаясь современным языком - стенокардии, нарушении нормальной деятельности сердечной мышцы из-за недостатка кислорода. Что и говорить, картина это драматическая, неизменно вызывающая у больного человека страх, близкий к панике. Но как же точно удалось найти Анненскому метафору для описания возникшего в этот момент приступа аритмии сердца! Скорее всего, это экстрасистолы - внеочередные сокращения сердца, сбивающие его нормальный ритм. Кажется, только так, максимально близко к реальным ощущениям, и можно передать их - это как бы еще неумелые, неуклюжие движения совсем неопытного, неоперившегося птенца. Птенца, противоестественным образом сменившего сильную взрослую птицу, обычно легко и радостно несущую на своих крыльях здорового человека. С поразительной точностью охарактеризована и возникающая за потоком экстрасистол компенсаторная пауза сердца - судорожно трепетавший птенец вдруг замирает. Увы, подобные ощущения возможны уже при значительных изменениях сердечной мышцы: ее гипертрофии - болезненном увеличении и склеротических явлениях. А это значит, что болезнь уже глубоко пустила свои корни в сердце поэта. Думается, нет смысла гадать, какой же в действительности недуг одолевал Анненского. Учитывая обстоятельства его жизни - болезнь была не врожденной, а приобретенной в детстве после перенесенного воспаления легких, из-за чего даже пришлось дублировать год обучения в гимназии. Скорее всего, это мог быть порок митрального клапана сердца, его сужение или, наоборот, неспособность полностью замкнуться при каждом сердечном сокращении. В этом случае сердцу приходится работать с повышенной нагрузкой, из-за чего и развивается гипертрофия его мышц. В большинстве случаев этот процесс осложняется хроническим воспалением перикарда - сердечной сумки, что только усугубляет все болезненные явления. Но, даже абстрагируясь от этих, повторюсь еще раз, удивительно точных описаний нарушений сердечной деятельности, цитированное стихотворение следует признать болезненным. Дело в том, что здоровый человек обычно почти не ощущает своего тела, оно как бы растворяется в окружающем его мире. И, анализируя свои ощущения, он будет отталкиваться прежде всего от реакции на внешние раздражители. Для примера можно вспомнить пушкинские 'Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы':
Мне не спится, нет огня; Ночь. Мрак. Глаза не различают предметы в темноте, на что же отреагирует молодой, полный сил, хотя и испытывающий душевное беспокойство, человек? В атмосфере жилого дома скорее всего :на часы. И точно:
Ход часов лишь однозвучный К их мерному звучанью примешиваются и другие звуки. Растравленное тревогой воображение ассоциирует шорох ветра с бормотанием древнеримской богини судьбы, а неизбежная в условиях сельской жизни мышья беготня вызывает грустные мысли о бренности окружающего мира. Сходный образ мы найдем и в стихотворении современника Анненского - Константина Бальмонта 'Грусть':
Внемля ветру, тополь гнется, с неба дождь осенний льется, Конечно, приведенные выше строки написаны поэтами в их молодые годы, а когда же и быть здоровым, как не в эту пору? Пожалуй, только у Тютчева, в последний период его жизни, отыщется что-то родственное Анненскому. Вот как звучит это в его 'Бессоннице':
Ночной порой в пустыне городской Кажется, еще ничто не предвещает тех трагических признаний, что через мгновение польются из измученной души поэта. И вдруг:
И сердце в нас подкидышем бывает,
Но тщетно плачется и молится оно: Эти строки написаны в апреле 1873 года, всего за несколько месяцев до смерти поэта. В момент их рождения Тютчеву было уже за семьдесят. Цитированное выше стихотворение Анненского не датировано, но в момент выхода сборника 'Тихие песни' ему не было и 50. Для любого человека, мало-мальски искушенного в медицине, не составляет секрета, что с сердечной недостаточностью тесно соседствует патология дыхательной системы. Естественно, такие люди очень чувствительны к чистоте и свежести воздуха. Действительно, у Анненского можно обнаружить такие, весьма показательные, метафоры и сравнения:
Я хотел бы любить облака Или:
Гляжу на тебя равнодушно, И здесь ему сродни оказывается поздний Тютчев (выделено мною. - Н. Б.):
Все отнял у меня казнящий Бог: Или:
И жизнь над нами тяготеет Увы, закономерным оказывается и впечатление, вынесенное Анненским из пещер Киево-Печерского монастыря, посещение которых обернулось для него настоящим кошмаром:
Чьи-то беззвучно уста
Нет, не хочу, не хочу! Фрагменты стихотворения "Киевские пещеры". Впрочем, посетившие это замечательное место в какой-либо большой праздник, когда в подземных лабиринтах оказываются сотни людей, желающих припасть к мощам святых угодников, вряд ли осудят поэта за такое, далекое от благоговейного умиления, признание. * * * Разумеется, взгляд врача на творчество Анненского - всего лишь один из ракурсов в его понимании. Пожалуй, даже ракурс экзотический. Важнее другое: именно сердце становится для поэта синонимом души - органом, определяющим, говоря языком Достоевского, 'всемирную отзывчивость' поэта. Кажется, в русской литературе рубежа XIX-XX веков не найдется художника, равного в этом смысле Анненскому. Его сердце откликалось на горе людей, пусть даже и незнакомых автору, таких, как старые эстонки, чьи дети были замучены карателями в революцию 1905 года. Оно же воспринимало муку литературных героев - гетевской Гретхен, погубившей своего ребенка и утратившей, от непосильной потери, разум. Ему была близка и понятна даже тоска бездушных вещей, будь то будильник или старый вал изношенной, почти лишившейся голоса шарманки. Удивительное и уникальное умение всех понять чрезвычайно расширило поэтический мир Анненского, сделав его провозвестником неведомых перед тем путей творчества. 'Он нес в себе столько нового,' - писала Ахматова, 'что все новаторы оказывались ему сродни:' Увы, этот удивительный восприемник чужих страданий был совершенно одинок в своей реальной жизни. Лишенный, в силу болезненности, многих радостей бытия, Анненский был вынужден вести жизнь тихую и уединенную, как бы отгородившись от людей некоей завесой. В глазах окружающих это делало его облик почти таинственным. Именно так, по большей части, воспринимали его ученики и преподаватели учебных заведений в Петербурге и Киеве, где в разное время довелось служить поэту. Один из младших современников Анненского, впоследствии известный искусствовед Н. Н. Пунин так описывал свои впечатления: 'Он шел очень прямой, в вицмундире, с черным пластроном вместо галстука; по обеим сторонам на лоб спадали слегка седеющие пряди волос, и они качались на ходу; широкие брюки болтались вокруг мягких, почти бесшумно ступающих штиблет; его холодные и вместе с тем добрые глаза словно не замечали расступавшихся перед ним гимназистов, и, слегка кивая головой на их поклоны, он торжественно проходил по коридору, как бы стягивая за собой пространство:'*. * См. в собрании страницу Н. Н. Пунина. Несмотря на слабое здоровье, Анненский всю жизнь занимался весьма нелегким трудом - преподавательской деятельностью. Его послужной список включает частную гимназию Ф.Ф. Бычкова (позже - Я. Г. Гуревича) и 8-ую мужскую гимназию в Петербурге, коллегию Павла Галагана в Киеве, Павловский институт, Высшие женские (Бестужевские) курсы, где он преподавал древние языки - латинский и греческий, а также читал лекции по теории словесности. С 1896 г. Анненский в течение десяти лет возглавляет Николаевскую мужскую гимназию в Царском селе под Петербургом, в стенах которой, в свое время, учился Пушкин. Правда, тогда это была не гимназия, а знаменитый Императорский лицей. Кроме того, поэт публиковал многочисленные статьи и рецензии в различных научных изданиях, в частности - в 'Журнале Министерства народного просвещения', в журнале 'Воспитание и обучение' и проч. Что и говорить, такие нагрузки и не всякому здоровому человеку по силам. Здесь же они были еще и мучительной помехой для поэтического творчества.
Видимо из-за перегрузок Анненский слыл чрезвычайно рассеянным человеком. Известен, например, следующий анекдот. Поэт возвращается домой в Царское село с какой-то лекции из Петербурга. * См. в собрании страницу воспоминаний В. И. Анненского-Кривича. Вместе с тем, благодаря мастерству преподавания и гуманному отношению к людям, Анненский был кумиром своих учеников. Детей не обманешь: они слишком хорошо чувствуют истинное отношение к себе. Положа руку на сердце, многие ли из современных педагогов смогут, не кривя душой, повторить во след за поэтом:
Вы несчастны, если вам Третья строфа стихотворения "Дети". Да, он общался с ними на равных, ничуть не чувствуя, что потерял авторитет или зря потратил время! Тяжелый недуг парадоксальным, на первый взгляд, образом, сделал этого человека не только необыкновенно внимательным к нуждам других людей, но и мужественным перед лицом многочисленных жизненных ударов. Пожалуй, наиболее ярко эти качества проявились в период Первой русской революции. Захваченные вихрем ее событий, многие учащиеся Николаевской гимназии оказались замешанными в волнениях молодежи, подписывали петиции с требованиями изменений в учебном деле, участвовали в уличных демонстрациях. В самой же alma mater 4 ноября 1905 года была проведена 'химическая (! - Н. Б.) обструкция', после чего пришлось даже прерывать занятия. От директора потребовали объяснений, и, главное, списков участников беспорядков. Теряя драгоценное здоровье в объяснениях с власти предержащими, Анненский ухитрился все-таки сделать так, что требуемые списки поданы не были. Понятно, к чему бы это привело: все значащиеся в них были бы отчислены, как говориться, с 'волчьим билетом', и путь к образованию им был бы закрыт. Мудрый наставник спас своих подопечных, пусть даже и не всегда поступавших разумно, на грани анархии и хулиганства, от участи изгоев, но самому ему это стоило директорского поста. И хотя увольнение было обставлено как перевод на другую работу, да еще с повышением, сам факт принуждения к смене деятельности был, по существу, оскорбительным. К тому же новая должность - инспектор Санкт-Петербургского учебного округа - требовала постоянных разъездов по губернии, что при расстроенном здоровье было не только обременительным, но даже опасным для жизни. Правда, теперь появилось время для раздумий - в долгие часы переездов по железной дороге. И некоторые стихи Анненского последних лет приобретают характерные дорожные пометы: 'вологодский поезд', 'почтовый тракт Вологда -Тотьма'. Удивительно благородный и терпимый в отношении других людей Анненский был чрезвычайно требователен к себе. Вот строки из знаменитого стихотворения 'Старые эстонки', имеющего подзаголовок 'Из стихов кошмарной совести', - это отклик поэта на массовые расстрелы рабочих в Ревеле; содержащийся в нем приговор, прямо-таки, обжигает своей жестокостью:
Ты жалел их: На что ж твоя жалость,
Спите крепко палач с палачихой! * * * Скоропостижная смерть Анненского ужасна своей безвременностью. Но в ней было и одно загадочное обстоятельство. Поэт скончался вечером 30 ноября 1909 года прямо на ступеньках Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. Люди, поспешившие помощь к безжизненно оседавшему в снег господину, скорее всего даже не подозревали, кто перед ними. Между тем, до сих пор остается непонятным, почему Анненский оказался в это время на вокзале. По воспоминаниям одного из современников, незадолго перед этим поэт вышел из гостей на Загородном проспекте и должен был ехать совершенно в другую сторону - на Васильевский остров, где его ждали на лекции. Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, чем он руководствовался в своих действиях. Свершилось, то чего поэт так опасался, признавшись в одном из стихотворений:
О сердце! Когда, леденея, В реальной жизни чуда, увы, не произошло. Однако через четыре месяца Анненского ожидало поэтическое бессмертие. |
|||
Начало \ Написано \ Н. Н. Богданов | |||
|