Начало \ Написано \ Г. В. Ходасевич | |||
Открытие: 20.05.2007 |
Обновление: 05.08.2019 |
||
Г. В.
Ходасевич
Перед очерком автор приводит следующую справку: Иннокентий Анненский (1855-1909)
Полное имя: Иннокентий Федорович Анненский.
Вряд ли отыщется поэт, который внимательнее прислушивается к сердечному ритму чаще обращается в своих стихах к сердцу. Немногие его произведения обошлись без многоточий, замедлений, ускорений, перебоев. Происходит ли это от невозможности высказать всё, одновременно сладкой и мучительной недосказанности, или в стихи прорывается нарушенное дыхание больного человека? Недооцененный при жизни и почти неизвестный современному читателю, Иннокентий Анненский до сих пор остается любимым поэтом многих сочинителей (а некоторые, например Ахматова и Кушнер, даже имели удовольствие любить его публично) и кладезем для заимствований. Но мало кто за изящной и отточенной формой его творений видит не автора-модерниста, а человека, обуреваемого почти что нутряными чувствами - страхом, доходящим порой до ужаса, тоской, муками бесплодных попыток преодолеть творчеством трагизм жизни. По словам Вячеслава Иванова, '...сердце говорило Анненскому о любви и ею уверяло его о небе. Но любовь, всегда неудовлетворенная, неосуществленная здесь, обращалась только в "тоску"'2. 'С тех самых пор, как я ясно начинаю себя понимать, я рос слабым, болезненным ребенком и, в отношении физического развития, оставался далеко позади сверстников, - вспоминал Иннокентий Анненский. - Самое свойство моего организма делало меня менее подвижным и отчасти более солидным сверстников'3. Эта солидность сопровождала его всю жизнь: он даже с близкими держался с подчеркнутой чопорностью, а в его доме царил барский обиход, и тогда уже казавшийся совершенным анахронизмом. И лишь в стихах да еще в письмах к нескольким адресатам сквозь маску благополучия прорывалась страдающая душа. Вот как с поразительной законченностью, свойственной всем его стихам, описал Анненский в четверостишьи 'К моему портрету' противоречия, которые отравляли существование поэта:
Игра природы в нем видна, Педагог, филолог, чиновник, Анненский был прирожденным оратором. Но в его сердце жили тоска и страх. С легкой руки Владислава Ходасевича, принято считать, что это был страх перед смертью, в действительности же - перед 'постылым ребусом бытия'. Богатое воображение поэта было не в силах победить скуку обыденного прозябания. А сон в его творчестве (надо думать, и в жизни) оказался накрепко связан с кошмарами и болезнью:
Эта ночь бесконечна была, 'Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдании, или о смерти, или о красоте. Крупица страдания должна быть и в смехе, и даже в сарказме, - иначе поэт их никогда себе не усвоит'6, - такой вывод сделал Анненский и отыскал в страдании красоту, а по мнению некоторых исследователей, даже стал 'певцом смерти'.
Пока в тоске растущего испуга
Пока прильнув сквозь мерзлое стекло, Поэт знал, что для наивной души борьба со страхом жизни непосильна. Но он вовсе не был наивен, когда писал: 'С особой охотой поэт симулирует страдание. Симулирует, конечно, как поэт, т.е. творчески, прекрасно, со страстью, с самозабвением, но все же только симулирует'8. В жизни Анненского, однако, было немного поводов для симуляции. Но, кроме мучительных воспоминаний, болезнь дарила, по его словам, и интересные: 'Я пережил дивный день действительно великолепного бреда, который <...> отличался у меня удивительной стройностью сочетаний и ритмичностью. Между прочим, все мои, даже беглые, мысли, являлись в ритмах и богатейших рифмах, и странно, что это шло периодами: сначала один размер, потом другой, легкость в подборе сочетаний была прямо феноменальная, хотя, конечно, их содержание было верхом банальности'9. Он часто добивался потрясающего эффекта, используя в стихах приемы риторики. Вот замечательный пример подтверждения тезиса 'сердце не камень' с помощью ложной посылки:
Я думал, что сердце из камня, Пожар в сердце и дым - постоянный мотив стихов Анненского:
Кончилась яркая чара, Предметность поэзии Анненского, наделение вещей душой, зачастую более нежной и хрупкой, чем у людей, - одно из главных достоинств его стихов:
...И скрипка отвечала
да,
Смычок все понял, он затих, Поэт постоянно разрабатывал в своем творчестве тему обиды, причем самые запоминающиеся образы, связанные с обидой, принадлежат в его стихах вовсе не людям, а вещам:
Бывает такое небо, Сколь убедительно звучит в стихах этот мотив, столь двусмысленна у Анненского тема прощения. Похоже, поэт, воскликнувший:
О, дайте вечность мне, - и вечность я отдам не в силах был убедить в возможности прощения не то что читателя - самого себя:
Я все простил: простить достало сил,
Не возражай! Я был с тобой во сне; Несмотря на тяжелую болезнь сердца, Анненский очень много трудился: его нагрузка как преподавателя доходила до 56 учебных часов в неделю, он перевел всего Еврипида и множество стихов любимых французских символистов. Связывая именно с Еврипидом возможность занять 'одну строчку в истории русской литературы', к собственному творчеству поэт относился очень строго: единственный прижизненный сборник 'Тихие песни' был издан под псевдонимом Ник. Т-о (то же безопасное имя, что избрал себе Одиссей для общения с циклопом Полифемом). Видимо, поэтому весьма прохладная реакция критики на эту книгу не стала для Анненского большим ударом. Но когда поэт, отбросив псевдоним и выйдя в отставку, решил посвятить себя исключительно творчеству, циклопы моментально набросились на него и загубили беззащитное сердце:
О сердце! Когда леденея, Но ведь 'сердце так слабо и сиро'. Не нашлась... Сердце остановилось па ступеньках Царскосельского вокзала по пути на лекцию. Поэт был опознан по тексту доклада про таврическую жрицу, прочесть который ему было не суждено. 1. Не
совсем точная цитата письма
А. В. Бородиной от 29. 11. 1899 г. |
|||
Начало \ Написано \ Г. В. Ходасевич | |||
|