Начало \ Именной указатель \ Ахматова и Анненский

 Сокращения

Обновление: 20.10.2016

АХМАТОВА и АННЕНСКИЙ

Анна Андреевна Ахматова (псевд., урожд. Горенко; 1889-1966) - русский поэт XX в. Была в первом браке замужем за Н.С. Гумилёвым, третьим - за Н.Н. Пуниным. Мать выдающегося историка и этнографа Л.Н. Гумилёва. И.Ф. Анненского считала своим поэтическим учителем.

А. Ахматовой посвящён сайт Надежды Дегтярёвой "Ты выдумал меня..." и др. ресурсы Сети (см. страницу литературных сайтов).
Страница Википедии


 



 

С рисунка
С. Сорина,
1914 [2]
Портрет работы
Н.И. Альтмана,
1914 [3]
 Портрет работы
О.Л. Делла-Вос-Кордовской,
1915, [1]
 Портрет работы
Ю.П. Анненкова,
1921 [5]
В Слепнёво.
Фото из собрания
И. и М. Баженовых [4]


Ахматова - автор стихотворений, связанных с именем И.Ф. Анненского:

Подражание И.Ф. Анненскому

И с тобой, моей первой причудой,
Я простился. Восток голубел.
Просто молвила: "Я не забуду".
Я не сразу поверил тебе.

Возникают, стираются лица,
Мил сегодня, а завтра далёк.
Отчего же на этой странице
Я когда-то загнул уголок?

И всегда открывается книга
В том же месте. И странно тогда:
Все как будто с прощального мига
Не прошли невозвратно года.

О, сказавший, что сердце из камня,
Знал наверно: оно из огня...
Никогда не пойму, ты близка мне
Или только любила меня.

<1910?>

Анна Ахматова. Сочинения в 2-х тт. Москва, "Художественная литература", 1987.
Из первой книги стихов "Вечер" ("Цех поэтов", 1912)

Учитель

Памяти Иннокентия Анненского

А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошёл и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье -
И задохнулся...

1945

А. Ахматова. Избранное. М., "Художественная литература", 1974 (Составитель - Н. Банников).
Открывает цикл "Венок мёртвым". Впервые - "Звезда", 1946, 1, под заглавием "Памяти Иннокентия Анненского".
По сообщению Р.Д. Тименчика, за словами
'Он был преддверьем, предзнаменованьем:' в черновике следовало 'всего, что с нами позже совершилось'. См.: Тименчик Р.Д. О 'Старых эстонках (Из стихов кошмарной совести)' Иннокентия Анненского.
Стихотворение анализируется: Налегач Н.В. Миф об Иннокентии Анненском в поэзии акмеистов.

Трилистник московский

Почти в альбом

Услышишь гром и вспомнишь обо мне,
Подумаешь: она грозы желала...
Полоска неба будет твердо-алой,
А сердце будет как тогда - в огне.
Случится это в тот московский день,
Когда я город навсегда покину
И устремлюсь к желанному притину,
Свою меж нас еще оставив тень.

Без названия

Среди морозной праздничной Москвы,
Где протекает наше расставанье
И где, наверное, прочтете вы
Прощальных песен первое изданье -
Немного удивленные глаза...
'Что? Что? Уже? Не может быть!' - 'Конечно!..'
И святочного неба бирюза,
И все кругом блаженно и безгрешно...

Нет, так не расставался никогда
Никто ни с кем, и это нам награда
          За подвиг наш.

Ещё тост

За веру твою! И за верность мою!
За то, что с тобою мы в этом краю!

Пускай навсегда заколдованы мы,
Но не было в мире прекрасней зимы,

И не было в небе yзopней крестов,
Воздушней цепочек, длиннее мостов...

За то, что все плыло, беззвучно скользя.
За то, что нам видеть друг друга нельзя,

За все, что мне снится еще и теперь,
Хоть прочно туда заколочена дверь.

1961-1963

Анна Ахматова. Сочинения в 2-х тт. Москва, "Художественная литература", 1987.
Впервые -- "Огонёк", 1964, 10 (март). В рукописи название "Московские акварели" исправлено на "Трилистник московский".
Название цикла напрямую связано с книгой стихов И. Анненского "Кипарисовый ларец".

Царскосельская ода
Девятисотые годы

фрагмент

Настоящую оду
Нашептало... Постой,
Царскосельскую одурь
Прячу в ящик пустой,
В роковую шкатулку,
В кипарисный ларец,
А тому переулку
Наступает конец.

Комарово, 1961 г.

А. Ахматова. Избранное. М., "Художественная литература", 1974 (Составитель Н. Банников).
Начало стихотворения, вошедшего в "Седьмую книгу", явно связано с кипарисовым ларцом Анненского.

Фрагмент автобиографии "Коротко о себе" (1965):

Когда мне показали корректуру "Кипарисового ларца" Иннокентия Анненского, я была поражена и читала её, забыв всё на свете.

А. Ахматова. Избранное. (Составитель Н. Банников). М., "Художественная литература", 1974.
Об этой фразе: Гинзбург Л.Я. Вещный мир. С. 314.

Из записных книжек А. Ахматовой:

Меж тем как Бальмонт и Брюсов сами завершили ими же начатое (хотя еще долго смущали провинциальных графоманов), дело Анненского ожило со страшной силой в следующем поколении. И если бы он так рано не умер, мог бы видеть свои ливни, хлещущие на страницах книг Б. Пастернака, свое полузаумное: "Деду Лиду ладили..."* у Хлебникова, своего раешника (шарики) у Маяковского и т.д. Я не хочу сказать этим, что все подражали ему. Но он шел одновременно по стольким дорогам! Он нес в себе столько нового, что все новаторы оказывались ему сродни...
* Строка из стихотворения И. Анненского "Колокольчики".

Борис Леонидович со свойственным ему красноречием ухватился за эту тему и категорически утверждал, что Анненский сыграл большую роль в его творчестве...

С Осипом я говорила об Анненском несколько раз. И он говорил об Анненском с неизменным пиететом.

Знала ли Анненского М. Цветаева, не знаю.

Любовь и преклонение перед Учителем и в стихах и в прозе Гумилёва.

Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Том второй. М., "Художественная литература", 1987 (раздел "Размышлений о поэтах-современниках").
Ранее опубликовано: Лямкина Е.И. Вдохновение, мастерство, труд (Записные книжки А. Ахматовой). Обзор. Встречи с прошлым, вып. 3, изд. 2-е. М., "Советская Россия", 1980.

Источником текста является также книга: В.К. Лукницкая. Н. Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Ленинград, 1990. В первом источнике во втором абзаце отсутствуют слова "со свойственным ему красноречием", а во втором - последняя фраза.

Ещё одна конспективная запись А. Ахматовой:

Книжная лавка Митрофанова. Никто - Тихие песни (Анненский).

Приведено: lucas_v_leyden. Маргиналии собирателя: Анненский. Часть 2 (?? 17-32) (по источнику: Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966). Москва-Torino. Giulio Einaudi editore: 1996. С. 134).

Из "Разговорной книжки" Н.Н. Пунина:

А. 29 июля 1925. Сиверская. Фельдмаршальская, 63.
"Николай приехал ко мне в гости. Ждём грозы. Показывала ему статью об Анненском..."

[6], с. 249

Из письма А.А. Ахматовой Н.Н. Пунину, 2 мая 1927 г. <Ленинград>:

"... вчера (1 мая) ездила в Царское <...> Вспомнила всех, кто для меня связан с Царскосельскими парками: Анненского, Комаровского, Николая Степановича (и стихотворение Пушкина "В начале жизни школу помню я").
[6], с. 279.

Фрагменты очерка "О Гумилёве":

Стихи я писала с 11 лет совершенно независимо от Н<иколая> С<тепановича>, пока они были плохи, он, с свойственной ему неподкупностью и прямотой, говорил мне это. Затем случилось следующее: я прочла (в брюлловском зале Русского музея) корректуру "Кипарисового ларца" (когда приезжала в Петербург [на] в начале 1910 г.) и что-то поняла в поэзии.

Несколько слов об "Пет<ербургских> зимах" (за кот<орые> автор был бит). См. стр. Черубина де Габриак. После дуэли Вяч<еслав> Иванов и Анненский были у Г<умиле>ва, а Волошин скрылся с петерб<ургского> горизонта и стал ездить в Москву. <...> Какой, между прочим, вздор, что весь "Аполлон" был влюблен в Черубину. Кто? - Кузмин, Зноско-Боровский? - и откуда этот образ скромной учительницы. Дм<итриева> побывала уже в Париже, блистала в Коктебеле, дружила с Марго*, занималась провансальской поэзией, а потом стала теософской богородицей. А вот стихи Анненского, чтобы напечатать ее, Мак<овский> действительно выбросил из перв<ого> номера, что и ускорило смерть Ин<нокентия> Феод<оровича>. (См. Ан<ненский> - Мак<овскому> письмо...) "Не будем больше говорить об этом и постараемся не думать". Об этом Цветаева не пишет, а разводит вокруг Волошина невообразимый, очень стыдный сюсюк**. <декабрь 1962>
*
Гринвальд Маргарита Константиновна. Подруга Е.И. Дмитриевой. Летом 1908 года жила в ателье Волошина в Париже. "Девочка" или "Весёлая девочка" - так прозвал её Волошин. Запечатлена в романе А.Н. Толстого "Две жизни" (См. в кн.: Черубина де Габриак. Исповедь. М., "Аграф", 1999, с. 355, 357).  
** Имеется в виду статья М. Цветаевой о М. Волошине "Живое о живом". Думается, что слова А. Ахматовой субъективны и эмоциональны.

Говоря о теме "луны" в творчестве Н. Гумилёва, Семирамида, вероятно, посвящ<ена> И.Ф. А<нненскому> потому, что он ее похвалил. Других причин нет, но она ("Семир<амида>"), очевидно, примыкает к антилунным стихам <...> <август 1963>

Царское Село в стихах Н<иколая> С<тепановича> как будто отсутствует. Он один раз дает его как фон к стихотворению "Анненский" ("Последний из царскосельских лебедей". Сам царскосельским лебедем быть не хочет). <записала в декабре 1963>

Осенью 191 г. Гум<илев> уехал в Аддис-Абебу. Я осталась одна в гумилевском доме (Бульварная, д<ом> Георгиевского), как всегда, много читала, часто ездила в Петербург (главным образом, к Вале Срезневской, тогда еще Тюльпановой), побывала и у мамы в Киеве, и сходила с ума от "Кипарисового ларца". Стихи шли ровной волной, до этого ничего похожего не было. <...> <апрель 1965>

Сайт Надежды Дегтярёвой об Анне Ахматовой "Ты выдумал меня...".
Опубликовано в издании: Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

Фрагменты интервью Е. Осетрова "Грядущее, созревшее в прошедшем" (беседа с Анной Ахматовой):

186

Как и у каждого поэта, у Ахматовой есть свои пристрастия.

- В последнее время, - говорит Анна Андреевна, - как-то особенно сильно зазвучала поэзия Иннокентия Анненского. Я нахожу это вполне естественным. Вспомним, что Александр Блок писал автору "Кипарисового ларца", цитируя строки из "Тихих песен": "Это навсегда в памяти. Часть души осталась в этом".* Убеждена, что Анненский должен занять в нашей поэзии такое же почётное место, как Баратынский, Тютчев, Фет.
* Письмо А. Блока от 12 марта 1906 г.

- Вы считаете Анненского своим учителем?

- И не только я. Иннокентий Анненский не потому учитель Пастернака, Мандельштама и Гумилёва, что они ему подражали, - нет, о подражании не может идти речи. Но названные поэты уже "содержались" в Анненском. Вспомним, например, стихи Анненского из "Трилистника балаганного":

Покупайте, сударики, шарики!
Эй, лисья шуба, коли есть лишни,
Не пожалей пятишни:
Запущу под самое небо -
Два часа потом глазей, да в оба!

Сопоставьте "Шарики детские" со стихами молодого Маяковского, с его выступлениями в "Сатириконе", насыщенными подчёркнуто простонародной лексикой...

Если неискушённому читателю прочесть:

Колоколы-балаболы,
Колоколы-балаболы,
Накололи, намололи,
Дале боле, дале боле,
Накололи, намололи,
Колоколы-балаболы.
Лопотуньи налетели,
Болмоталы навязали,
Лопотали - хлопотали,
Лопотали болмотали,
Лопоталы поломали, -

то он подумает, что это стихи Велимира Хлебникова. Между тем, я прочитала "Колокольчики" Анненского. Мы не ошибёмся, если скажем, что в "Колокольчиках" брошено зерно, из которого затем выросла звучная хлебниковская поэзия.

Щедрые пастернаковские ливни уже хлещут на страницах "Кипарисового ларца". Истоки поэзии Николая Гумилёва не в стихах французских парнасцев, как это принято считать, а в Анненском.

Я веду своё "начало" от стихов Анненского. Его творчество,

187

на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью...

Вопросы литературы, 1965, ? 4. С. 186-187 (интервью полностью: 183-189).
Опубликовано также: Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Том второй. М., "Художественная литература", 1987 (в разделе "Размышления о поэтах-современниках").
Писатель Е. Осетров, бравший у Ахматовой интервью, сообщил: "Здесь я по просьбе поэтессы считаю нужным отметить, что беседа воспроизводится по живой записи и, кроме слов об Анненском и его воздействии на русскую поэзию, в интервью нет прямой речи Ахматовой".

вверх

А. Ахматова об И. Анненском в записях П.Н. Лукницкого "Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой" и в книге В. К. Лукницкой о Н. С. Гумилёве.

Дневниковые заметки А. Ахматовой об И. Анненском и О. Мандельштаме.

Эпиграф к книге стихов "Белая стая" (1917) - третья строка из стихотворения И. Анненского "Милая": "Горю и ночью дорога светла".

Эпиграф к циклу 'Из "Чёрных песен"' (1960-1961) - последняя строка стихотворения И. Анненского "Дальние руки": "Слова, чтоб тебя оскорбить..." (у Анненского без многоточия).

Эпиграф к части 10 цикла "Шиповник цветёт" (1964) - первая строка стихотворения И. Анненского "Ты опять со мной": "Ты опять со мной, подруга осень!" (у Анненского без восклицательного знака).

Один из трёх эпиграфов к третьей части "Поэмы без героя" (1940-1962) - строки из третьей строфы стихотворения И. Анненского "Петербург": Да пустыни немых площадей, / Где казнили людей до рассвета."

"Последняя трагедия Анненского" -- так назвала Анна Ахматова свою статью 30-х годов, основанную на двух последних письмах Анненского к Маковскому. Это название зафиксировано в составленном Ахматовой списке ее утраченных произведений (ГПБ, ф. 1073). Пафос этой статьи отразился в ахматовском стихотворении 1945 г. "Учитель" (см. выше).
КО, с. 662.
Об этой статье упоминает в своих записях П. Н. Лукницкий.

Интересна  во взаимосвязи с Анненским ориентация лирического стихотворения Ахматовой 'Рахиль' на монолог античной трагедии, в частности трагедий Еврипида 'Медея', 'Ипполит', 'Алкеста'. См. об этом:
Игошева Т.В. Драматическая коллизия в стихотворении Анны Ахматовой 'Рахиль' // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Гум. науки. 2000. ? 15.

А. Ахматова перевела стихотворение Самуила Галкина "Звезда", написанное под впечатлением от "Среди миров".

И.Ф. Анненский в свидетельствах и исследованиях об А. Ахматовой

Исследования темы "Ахматова и Анненский":

Аникин А. Е. Иннокентий Анненский и его отражения. -- I. Предварительные замечания.
Аникин А.Е.
Ахматова и Анненский. Заметки к теме I-VII.
Аникин А.Е. "Фамира-кифаред" И. Анненского: "проблема" Фамиры
Аникин А.Е. Ахматова и Анненский. О "петербургском аспекте темы.
Аникин А.Е. Чудо смерти и чудо музыки (О возможных истоках и параллелях некоторых мотивов поэзии Ахматовой).
Аникин А.Е
. Неоконченная статья В.Н. Топорова о статуе в творчестве Анненского.
PDF 750 KB
Асоян А.А.
К семиотике орфического мифа в русской поэзии (И. Анненский, О. Мандельштам, А. Ахматова)
Барзах А.Е. "Рокот фортепьянный" (Мандельштам и Анненский).
Бердникова Т. В.
Подтекст как разновидность импликации в поэтическом тексте (на материале лирики А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского).
Бердникова Т. В.
Формы выражения субъекта в лирике И.Ф. Анненского.
Бердникова Т. В. Функции диалога в поэтическом тексте (на материале лирики А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского)

Бердникова Т. В. Диалог в поэтическом тексте как проявление идиостиля (на материале лирики А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского).
Боровская А. А. Эволюция жанровых форм в русской поэзии первой трети ХХ века. фрагменты монографии
Гинзбург Л.Я.
Вещный мир.
Громов П.П.
А. Блок, его предшественники и современники.
Коченкова (Бердникова) Т. В. Обращение в поэтическом тексте (на примере произведений А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского).
Кралин М.М.
Анна Ахматова и Иннокентий Анненский.
Кралин М.М. "
А тот, кого учителем считаю..." (лекция об Анненском)
Львова Н. Холод утра. (Несколько слов о женском творчестве) // Жатва. Кн. 5. М., 1914. С. 255. (фрагмент в прим. 15 к публикации рецензии Д. С. Усова на сборник Ахматовой "Чётки")
Магомедова Д.Н.
Анненский и Ахматова (к проблеме "романизации" лирики).
Мандельштам О.Э. Письмо о русской поэзии, Буря и натиск.
Марков А. Заметки библиофила. Инскрипты Анны Ахматовой и Николая Гумилева.
Машевский А.Г.
Маленькое эссе об Ахматовой.
Мусатов В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. (Глава 7)
Налегач Н.В.
"Миф об Иннокентии Анненском в поэзии акмеистов".
Пономарева Г.М. Воспоминания С.В. Штейна о поэтах-царскоселах (И.Ф. Анненский, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова). PDF, 280 KB
Салма Н.
Анна Ахматова и Иннокентий Анненский (к вопросу о смене моделей мира на рубеже двух веков).

Тименчик Р.Д. Устрицы Ахматовой и Анненского
Тименчик Р.Д. [Рец.] Михаил Кралин. Победившее смерть слово. Статьи об Анне Ахматовой и воспоминания о ее современниках. Томск: Водолей, 2000. 384 с. Тираж 1000 экз. фрагмент рецензии
Усов Д. С. [Рец.] Анна Ахматова. Четки. Стихи. Петроград. 1914. Издательство "Гиперборей".
Цыбин В.Д.
Судьба и поэзия Иннокентия Анненского.
Черных В.А
. Блоковская легенда в творчестве Анны Ахматовой.

Шиндин С. Г. Акмеистический фрагмент художественного мира Мандельштама: метатекстуальный аспект. PDF, 2.8 MB

ИСТОЧНИКИ

1. "Литература в школе", ? 3, 2008. Обложка.
2. Осип Мандельштам. Камень. Л., "Наука", 1990 ("Литературные памятники"). Изд. подг. Л.Я. Гинзбург, А.Г. Мец, С.В. Василенко, Ю.Л. Фрейдин.
3. Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь, т. 1. М., "Советская энциклопедия", 1989.
4. М. Баженов. "Быть ли музею А. Ахматовой?". "Крестьянка", 5, 1988.
5. Юрий Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Репринт. М.: "Советский композитор", без указания года (1990?).
6. Н. Пунин. Мир светел любовью: Дневники. Письма. М.: "Артист. Режиссер. Театр". 2000.

вверх

Начало \ Именной указатель \ Ахматова и Анненский

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2016

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования