11-12.
ИЮЛЬ
1
Сонет
Когда весь день свои костры
Июль палит над рожью спелой,
Не свежий лес с своей капеллой,
Нас тешат: демонской игры
За тучей разом потемнелой
Раскатно-гулкие шары;
И то оранжевый, то белый
Лишь миг живущие миры;
И цвета старого червонца
Пары сгоняющее солнце
С небес омыто-голубых.
И для ожившего дыханья
Возможность пить благоуханья
Из чаши ливней золотых.
2
Палимая огнем недвижного светила,
Проклятый свой урок отлязгала кирьга
И спящих грабаров с землею сколотила,
Как ливень черные, осенние стога.
Каких-то диких сил последнее решенье,
Луча отвесного неслышный людям зов,
И абрис ног худых меж чадного смешенья
Всклокоченных бород и рваных картузов.
Не страшно ль иногда становится на свете?
Не хочется ль бежать, укрыться поскорей?
Подумай: на руках у матерей
Всё это были розовые дети. 1900
С. 60.
ТП.
1. Автограф, под загл. 'Июльский сонет', с вар., в ЦГАЛИ.
2. Автограф в ЦГАЛИ.
Автограф в ИРЛИ. Ф. 411 (собрание В. А.
Десницкого). Оп. 1. Ед.хр. 3.
"Пушкинский Дом: Рукописи онлайн"
Заглавие
"Июль".
В конце многоточие.
Кирьга (обл.) - кирка.
Грабары (обл.) - землекопы.
Исследования и наблюдения:
Боровская А. А.
Семантика
цветообозначений в лирике И. Анненского.
PDF
Мусатов В. Пушкинская традиция в русской
поэзии первой половины ХХ века. (Глава 5, с. 177)
Останкович А. В.
Гармоническая
структура русского классического сонета XVIII - первой половины XX века.
ДД. (2.5.1, 2.5.4, 4.4)
Черный К. М.
Анненский и Тютчев.
25
июля 2023 |
13-14.
АВГУСТ
1
Хризантема
Облака плывут так низко,
Но в тумане всё нежней
Пламя пурпурного диска
Без лучей и без теней.
Тихо траурные кони
Подвигают яркий гнет,
Что-то чуткое в короне
То померкнет, то блеснет...
...Это было поздним летом
Меж ракит и на песке,
Перед бледно-желтым цветом
В увядающем венке,
И казалось мне, что нежной
Хризантема головой
Припадает безнадежно
К яркой крышке гробовой...
И что два ее свитые
Лепестка на сходнях дрог -
Это кольца золотые
Ею сброшенных серег.
2 Электрический свет в аллее
О, не зови меня, не мучь!
Скользя бесцельно, утомленно,
Зачем у ночи вырвал луч,
Засыпав блеском ветку клена?
Ее пьянит зеленый чад,
И дум ей жаль разоблаченных,
И слезы осени дрожат
В ее листах раззолоченных, -
А свод так сладостно дремуч,
Так миротворно слиты звенья...
И сна, и мрака, и забвенья...
О, не зови меня, не мучь!
ТП.
1. С. 61. Автограф, с вар., в ЦГАЛИ.
Также беловой автограф в ИРЛИ (ПД). Ф. 411
(собрание В. А. Десницкого). Оп 1, ед. хр. 3.
"Пушкинский Дом: Рукописи онлайн"
Без разделения на строфы.
Без многоточия в начале 9-й стр.
В стр. 16 вместо "яркой" - "светлой".
2. С. 61-62. Беловой автограф в ГПБ. Черновой автограф, без загл., с вар., в ЦГАЛИ:
1-12:
О, не зови меня, не мучь!
Недоуменно, утомленно
Звезды аллей дрожащий луч
Из мрака вырвал ветку клёна.
Но жуток
ей зелёный чад
И страшно быть разоблаченной
И слёзы осени дрожат
В её тоске раззолоченной.
Обрывки
дум, обрывки туч
И вы, из сумрака разлуки
Ко мне протянутые руки.
О не зови меня, не мучь!
Переводы:
Martina Jakobson (нем.)
Исследования и наблюдения:
Гитин В. Е.
Два
источника стихотворения И. Ф. Анненского 'Тоска маятника'. С. 112.
Гусихина Н. П.
А. П. Чехов и И. Ф.
Анненский: грани соприкосновения. В составе
сборника материалов конференции 2005 г.
PDF 4,0 MB
Налегач Н. В.
Микроцикл И. Анненского
'Август' как неомифологический текст.
Налегач Н. В.
Поэтический диалог А. Кушнера с И Анненским.
PDF
Рубинчик О. Е.
'Местная
жизнь': Иннокентий Анненский и царскосельская пресса.
Топорков А. Л.
Из
мифологии русского символизма. Городское освещение.
фрагмент |