Начало \ Стихотворения \ Тихие песни \ 10

Алфавитный указатель

Мифологический словарь

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19

Сокращения

Обновление: 10.10.2020

10

Тексты, примечания и варианты: СиТ 90

 

24. ?

Пусть для ваших открытых сердец
До сих пор это - светлая фея
С упоительной лирой Орфея,
Для меня это - старый мудрец.

По лицу его тяжко проходит
Бороздой Вековая Мечта,
И для мира немые уста
Только бледной улыбкой поводит.

С. 67.
ТП. Два беловых автографа, под загл. 'Поэзия', один с вар., в ЦГАЛИ. Там же два списка под тем же загл., с вар.

В начале октября 2020 г. студент 1-го курса петербургской ВШЭ Михаил Бешимов прислал некачественное, но читаемое изображение автографа с вариантом последнего стиха:

Саркастическим смехом поводит.

РГАЛИ. [1899-1901]. Ф. 6, оп. 1, ед. хр. 27, л. 47 (вернее с. 47).

Оно было размещено в 2015 г. на сайте "Год литературы", https://godliteratury.ru/ вместе с несколькими другими изображениями автографов Анненского. В 2020 г. они уже были удалены. Однако оба варианта можно увидеть на сайте "Автограф: Иннокентий Анненский" (о чём также сообщил М. Бешимов).
Варианты позволяют увидеть творческий процесс ИФА. Думается,  Анненский оправданно выбрал вариант, включённый в книгу "Тихие песни". 'Саркастический смех' ухудшает стихотворение, и замечание Михаила вполне резонно: "Как мне кажется, это, если и не меняет смысл основного печатного текста, то более полноценно даёт понять природу 'бледной улыбки'". Оба автографа (ед. хр. 16 и ед. хр. 27) также дают возможность уяснить окончательное название, в них -- 'Поэзия. (?)'. А книгу открывает другое стихотворение 'Поэзия' ("Над высью пламенной Синая..."), автограф которого, кстати, не обнаружен.
В напечатанном варианте есть ещё одна примечательная правка Анненского. Первая строка при написании была такая: "Пусть для ваших сердец". Он добавляет слово -- "Пусть для любящих ваших сердец", зачёркивает его и вставляет другое, и это окончательный результат -- "Пусть для ваших открытых сердец".
Первая, вторая и четвёртая строки стихотворения изображены на рисунке титульного листа тетради (с. 1), где расположен 2-й вариант (ед. хр. 27, с. 47).

Наблюдения и исследования:

Налегач Н. В. Идеал счастья в творчестве Анненского. PDF

 

25. Первый фортепьянный сонет

Есть книга чудная, где с каждою страницей
Галлюцинации таинственно свиты:
Там полон старый сад луной и небылицей,
Там клен бумажные заворожил листы,

Там в очертаниях тревожной пустоты,
Упившись чарами луны зеленолицей,
Менады белою мятутся вереницей,
И десять реет их по клавишам мечты.

Но, изумрудами запястий залитая,
Меня волнует дев мучительная стая:
Кристально чистые так бешено горды.

И я порвать хочу серебряные звенья...
Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
И режут сердце мне их узкие следы...

С. 67.
ТП. Два автографа, один под загл. 'Соната', с вар., другой, беловой, под загл. 'Соната', с подзаг. 'Сонет' и зачеркнутым загл. 'У фортепьяно', с вар., в ЦГАЛИ.

Наблюдения и исследования:

Налегач Н. В. Небесные образы в книге стихов И. Анненского "Тихие песни". PDF
Петрова Г. В.
Творчество Иннокентия Анненского.
PDF 0.7 MB
(
Глава 1, часть 2. 'Муки мысли':  проблема страдающего сознания в эстетике и творчестве Анненского (драматургия и 'Тихие песни')). Сопоставление стихотворения с фетовским стихотворением 'Сияла ночь Луной был полон сад...'
Петрова Г. В. К некоторым проблемам поэтики И. Ф. Анненского.
Петрова Г. В.
И. Ф. Анненский: 'Проблема Ницше' PDF 180 KB

 



При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2020

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования