36-38.
БЕССОННИЦЫ
1 Бессонница
ребёнка
От душной копоти земли
Погасла точка огневая,
И плавно тени потекли,
Контýры странные сливая.
И знал, что спать я не могу:
Пока уста мои молились,
Те, неотвязные, в мозгу
Опять слова зашевелились.
И я лежал, а тени шли,
Наверно зная и скрывая,
Как гриб выходит из земли
И ходит стрелка часовая.
2 "Парки - бабье лепетанье"
Сонет
Я ночи знал. Мечта и труд
Их наполняли трепетаньем, -
Туда, к надлунным очертаньям,
Бывало, мысль они зовут.
Томя и нежа ожиданьем,
Они, бывало, промелькнут,
Как цепи розовых минут
Между запиской и свиданьем.
Но мая белого ночей
Давно страницы пожелтели...
Теперь я слышу у постели
Веретено, - и, как ручей,
Задавлен камнями обвала,
Оно уж лепет обрывало...
3 Далеко... Далеко...
Когда умирает для уха
Железа мучительный гром,
Мне тихо по коже старуха
Водить начинает пером.
Перо её так бородато,
Так плотно засело в руке...
. . . . . . . . . . . . . . . .
Не им ли я кляксу когда-то
На разовом сделал листке?
Я помню - слеза в ней блистала,
Другая ползла по лицу:
Давно под часами усталый
Стихи выводил я отцу...
. . . . . . . . . . . . . . . .
Но жаркая стынет подушка,
Окно начинает белеть...
Пора и в дорогу, старушка,
Под утро душна эта клеть.
Мы тронулись... Тройка плетется,
Никак не найдет колеи,
А сердце... бубенчиком бьется
Так тихо у потной шлеи...
ТП.
1. С. 72. Автограф в ЦГАЛИ; там же список, под загл. 'Мои бессонницы':
И
вот опять они пришли, И шёпот их всё так же сладок, Но в душной копоти земли - Увы! - для сердца нет загадок.
Переводы:
Linda Southby (англ.)
2. С.
72-73. Автограф, под загл. 'Сонет', и беловой автограф, под загл.
'Ночи', с подзаг. 'Сонет', в ЦГАЛИ. Загл. в ТП - цитата из стихотворения Пушкина 'Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы'.
Исследования и наблюдения:
Боровская А. А.
Семантика
цветообозначений в лирике И. Анненского.
PDF Налегач Н. В.
Небесные образы в книге
стихов И. Анненского "Тихие песни".
PDF Новикова У. В.
Образ
Парки в лирике И. Ф. Анненского.
Останкович А. В.
Гармоническая
структура русского классического сонета XVIII - первой половины XX века.
ДД. (2.5.3)
Ромащенко С. А.
Примечания
PDF // Н. А. Некрасов. Последние песни. К. К.
Случевский. Песни из 'Уголка'. И. Ф. Анненский. Тихие песни. /
Подгот. текста М. В. Праско, вступ. ст. С. А. Ромащенко, А.
В. Паутовой; примеч. С. А. Ромащенко. Новосибирск: "Открытая
кафедра", 2020. С. 338. 3. С.
73. Автограф в ЦГАЛИ, под загл. 'Через сорок лет', с зачеркнутым загл. 'Перед рассветом', с вар. В первой строфе, по свидетельству В. Кривича, содержится автобиографический намек на 'невыносимый нервный зуд кожи', от которого одно время поэт страдал по ночам (ЛМ,
с. 214).
Исследования и наблюдения:
Кушнер А. С.
Интонационная неровность.
= = = = =
Можно добавить следующее
замечание:
"'Текст
бессонницы' в русской поэзии необозрим. Это одна из традиционных
поэтических тем, и мало кто из поэтов ее не коснулся1"
1 Таборисская Е.М.
'Бессонницы' в русской лирике (к проблеме тематического жанроида) //
Studia metrica et poetica. Сб. памяти П.А. Руднева. СПб.: 1999. С.
224-235.
Сурат И.З. Мандельштам и Пушкин. М.:
ИМЛИ РАН, 2009. |
39-41.
ЛИЛИИ
1 Второй мучительный сонет
Не мастер Тира иль Багдата,
Лишь девы нежные персты
Сумели вырезать когда-то
Лилеи нежные листы, -
С тех пор в отраве аромата
Живут, таинственно слиты,
Обетованье и утрата
Неразделенной красоты,
Живут любовью без забвенья
Незаполнимые мгновенья...
И если чуткий сон аллей
Встревожит месяц сребролукий,
Всю ночь потом уста лилей
Там дышат ладаном разлуки.
2
Зимние лилии
Зимней ночи путь так долог,
Зимней ночью мне не спится:
Из углов и с книжных полок
Сквозь ее тяжелый полог
Сумрак розовый струится.
Серебристые фиалы
Опрокинув в воздух сонный,
Льют лилеи небывалый
Мне напиток благовонный, -
И из кубка их живого
В поэтической оправе
Рад я сладостной отраве
Напряженья мозгового...
В белой чаше тают звенья
Из цепей воспоминанья,
И от яду на мгновенье
Знаньем кажется незнанье.
3 Падение лилий
Уж черной Ночи бледный День
Свой факел отдал, улетая:
Темнеет в небе хлопьев стая,
Но, веселя немую сень,
В камине вьется золотая
Змея, змеей перевитая.
Гляжу в огонь - работать лень:
Пускай по стенам, вырастая,
Дрожа, колеблясь или тая,
За тенью исчезает тень,
А сердцу снится тень иная,
И сердце плачет, вспоминая.
Сейчас последние, светлей
Златисто-розовых углей,
Падут минутные строенья:
С могил далеких и полей
И из серебряных аллей
Услышу мрака дуновенье...
В постель скорее!.. Там теплей,
А ты, волшебница, налей
Мне капель чуткого забвенья,
Чтоб ночью вянущих лилей
Мне ярче слышать со стеблей
Сухой и странный звук паденья. 3 февраля 1901
ТП.
1. С. 74. Черновой автограф, с поправками карандашом, под загл. 'Мучительные сонеты', в ГПБ.
Тир - финикийский город (совр. Сур в Ливане) и
Багдат (совр. Багдад) славились в древности и в средние века мастерством своих ювелиров.
Рисунок Э. Шалковой
(Кельметр), акварель.
Исследования и наблюдения:
Аникин А.Е. Падение лилий // Аникин А.Е.
Иннокентий Анненский и его отражения. Материалы. Статьи.
Москва,
Языки славянской культуры, 2011. С. 423.
PDF
Булавкин К. В.
'Разорванный' цикл 'мучительных сонетов' И. Анненского.
PDF
Гитин В. Е.
"Интенсивный
метод" в поэзии Анненского
(Поэтика
вариантов: два "пушкинских" стихотворения в "Тихих песнях"). О связи со стихотворением А. С. Пушкина "Зимняя дорога".
Останкович А. В.
Гармоническая
структура русского классического сонета XVIII - первой половины XX века.
ДД. (4.4, Прил. В)
Ромащенко С. А.
Примечания
PDF // Н. А. Некрасов. Последние песни. К. К.
Случевский. Песни из 'Уголка'. И. Ф. Анненский. Тихие песни. /
Подгот. текста М. В. Праско, вступ. ст. С. А. Ромащенко, А.
В. Паутовой; примеч. С. А. Ромащенко. Новосибирск: "Открытая
кафедра", 2020. С. 338. 2. С.
74-75. Два автографа в ЦГАЛИ, один под загл. 'Лилии цветут', другой - без загл. Там же список, под загл. 'Лилии ночью'.
Исследования и наблюдения:
Гаспаров М. Л.
Поэтика
"серебряного века". 3. С. 75. Три автографа в ЦГАЛИ: один под фр. загл. 'La
chûte des lys' ('Падение лилий'. - Ред.). Падающие лилии (Зимой)', другой
- под фр. загл. 'Crépuscule du soir. La
chûte des lys' ('Вечерние сумерки. Падение лилий'. -
Ред.), третий - под загл. 'Еще лилии'; там же список, под загл. 'Зимой (Д. В. Анненской)'.
Второй из названных автографов расположен в переплетённой
тетради: РГАЛИ. Ф.
6. Оп. 1. Ед. хр. 27.
Источник
Страница пронумерована
трижды - 129 (исх.), 127, 67 (л.).
В названии зачёркнуто: (Д. В. Анненской).
Слова "ночь" и "день" в первой строке с маленькой
буквы. Отличаются знаки препинания; например, нет восклицательного знака
в строке 19. Седьмая строка:
Гляжу в огонь, - и думать лень
Строка 22:
Чтоб в грезах вянущих лилей
На предыдущем листе тетради
(66) расположен указанный список рукой
Д. В. Анненской или
О. П. Хмара-Барщевской. Он отличается от опубликованного в книге:
Зимой (Д. В. Анненской)
Уж зимней ночи улетая Погасший факел отдал день, Уж рассекая ночи тень Взамен заискрилась играя, Сегодня кажется вторая, В камине змейка золотая... Гляжу в огонь... Мне думать лень... Пусть тени наполняют сень, Пусть сердце нежится, мечтая.
Но вот последние светлей, Златисто-розовых углей Распались жаркие строенья. Снегов могил, снегов полей, Снегов серебряных аллей Во мраке слышу дуновенье... О ночь! Бессонному пролей Хоть каплю своего забвенья, Чтоб в грезах вянущих лилей Он ярче слышал со стеблей Сухой и странный звук паденья.
Обе записи датированы:
"3/II 1901".
Исследования и наблюдения:
Гитин В. Е.
Два
источника стихотворения И. Ф. Анненского 'Тоска маятника'. С. 112.
Козубовская Г. П.
Лирический мир И. Анненского: поэтика отражений и сцеплений.
Налегач Н. В.
Небесные образы в книге
стихов И. Анненского "Тихие песни".
PDF
Подворная А.В.
Анненский: между
классикой и модернизмом: учебное пособие. С. 75-76.
PDF
3,5 MB
3
февраля 2021 |