|
|
Начало \ Стихотворения \ "Тихие песни" |
Обновление: 15.09.2024 |
||
|
"Прилагаемые стихотворения отнюдь
не подбирались для доказательства высказанных выше мыслей. Они писались
См. в
автобиографии для С. А. Венгерова:
Стихотворения книги также
находятся в ед. хр. 1 и в ед. хр. 27 (переплетенная тетрадь).
Из заветного фиала
Эпиграф: слегка изменённая
вторая строфа стихотворения "Не могу понять,
не знаю...". В книгу не вошло.
|
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
страница
|
М. М-ов. Русский вестник. 1904.
?
7. С. 385-386. См.
ниже.
Русский вестник. 1904. ? 7. С. 385-386. 385 Ник. Т-о. Тихие песни. С приложением сборника стихотворных переводов "Парнасцы и проклятые". С.-Петербург, 1904. 386 Целый ряд стихотворений - "Ненужные строфы" (сонет), "Там", "?", "Первый фортепианный сонет", "Второй мучительный сонет" и т. д. и т. д. доказывает, что автор очень близок к помешательству, т. е. к новому направлению, хотел я сказать. Близость автора к декадентскому направлению видна и из выбора переводных стихотворений. Произведений из Сюлли Прюдома, Леконта де Лиль, из Гейне, Горация - раз, два, да и обчёлся, зато сколько отведено места произведениям родоначальника декадентов Ш. Боделера, затем П. Верлену, Ст. Малларме и других. В заключение приведём целиком одно стихотворение (из Ш. Кро), с которым автор считает долгом познакомить русских читателей. Стихотворение это носит премиленькое заглавие: "Сушёная селёдка". <далее текст стихотворения> Рецензия помещена в разделе "Библиография", между обзорами книг о проказе, кумысе и итогами финансового хозяйства. Может быть, под псевдонимом скрылся "нововременской журналист Меньшиков", упоминаемый Вс. А. Рождественским в своих воспоминаниях? Наверное, о таких "важных людях" и написал Анненский вслед за Ш. Кро в стихотворении "Сушёная селёдка".
В архиве поэта почти не сохранилось писем с откликами на сб. "Тихие песни", вышедший под псевдонимом, остававшимся ещё долгое время после оглашения авторства загадкой для многих, кому книга попадала в руки. Когда в 1913 г. Е. Штерн включила под именем "Ник. Т-о" 2 стихотворения этого сборника в антологию "Современные русские лирики" (наряду с 6 стихотворениями "И. Анненского" из "Кипарисового ларца"), в печати раздались голоса о ненужности помещения "совершенно неизвестных <...> Ник. Т-о"4. При этом бытующее среди библиофилов представление, что Анненский был недоволен своей первой книгой, выписывал и уничтожал экземпляры и что она тогда уже считалась редкостью5, в первой части неверно, а во второй неточно. Анненский дарил книгу спустя 3 года после выхода6, её можно было купить в Петербурге в начале 1912 г. у петербургских букинистов, несколько экземпляров было приобретено весной 1913 г., и только в начале 1914 г. у петербургских букинистов она считалась распроданной7 и с этого времени стала редкостью8.
4 Вестник литературы, 1913, с. 76;
ср. рецензию Ач<А. Н. Ачкасова>
- Киевская мысль, 1913, ? 82. На неведение составительницы указал А. И. Тиняков.
- Новый журнал для всех, 1913, ? 9, с. 124. 5 Лидин В. Друзья мои - книги. М., 1966, с. 299. 6 См. письмо педагога К. А. Иванова к Анненскому (ЦГАЛИ, ф. 6,, оп. 1, ед. хр. 329). Константин Алексеевич Иванов (1858-1919) - последний директор Николаевской мужской гимназии в Царском Селе (1914-1917). На момент написания письма - директор 12-й СПб гимназии. См. о нём подробнее на сайте К. И. Финкельштейна. 7 Письмо А. А. Попова (Вира) Б. В. Томашевскому от 12.11.1912 - ГБЛ, ф. 645; письмо В. М. Отроковского А. Альвингу от 6.VIII 1913 - ЦГАЛИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 31, л. 2 об.; письмо Г. И. Рыбинцева Е. Я. Архиппову от 8.II 1914 - ЦГАЛИ, ф. 1458, оп. 1, ед. хр. 76, л. 23. 8 Ср. письмо Г. Г. Шпета Ф. И. Витязеву от 3.VIII 1921 с благодарностью за присылку драмы "Меланиппа-философ": "Теперь мне из Анненского не достаёт только "Лаодамии" (из сб. "Северная речь") и "Тихих песен" (ник. Т-о)" (ЦГАЛИ, ф. 106, оп. 1, ед. хр. 187, л. 12). Тименчик Р. Д. Поэзия И. Анненского в читательской среде 1910-х годов DJVU // А. Блок и его окружение. Учен. зап. Тарт. ун-та, вып. 680. Блоковский сборник. VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т. 1985. С. 102. (В позднейшем варианте: Тименчик Р. Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2017. С. 79 глава "К истории культа Анненского"). "по мнению Вс. Сечкарева, название первого сборника стихотворений Анненского 'Тихие песни' заимствовано из стихотворения Лермонтова 'Ангел' ('По небу полуночи ангел летел / И тихую песню он пел'), представляющего краткое поэтическое изложение платоновской идеи Души..." Тростников М. В. Сквозные мотивы лирики И. Анненского.
О псевдониме:
Алёхина Н. М.
Переводы И.Ф. Анненского
в контексте его сборника 'Тихие песни'.
PDF Л. В. Лосев назвал И. Бродского "Никто" в стихотворении "Дверь (фотография Марианны Волковой)", подразумевая псевдоним Анненского. |
||
"Парнасцы и проклятые" Стихотворения см. на странице переводов. Имена авторов в книге 1904 г. напечатаны не одинаково. I. Лирика Идеал
(из Сюлли Прюдомма) II. Поэмы Смычок
(из Ш. Кро)
Другие издания
Анненский
И. Тихие песни. Параллельные тексты на латышском и русском языках.
Составил Янис Рокпелнис.
Рига, Лиесма, 1986 г. 104 с. (Серия: 1000 строк).
Н. А. Некрасов. Последние песни. К. К.
Случевский. Песни из 'Уголка'. И. Ф. Анненский. Тихие песни. /
Подгот. текста М. В. Праско, вступ. ст. С. А. Ромащенко, А.
В. Паутовой; примеч. С. А. Ромащенко. Новосибирск: "Открытая
кафедра", 2020. - 352 с. Формат 84х108/32. Тир. 1000 экз. В оформлении обложки использован фрагмент картины И. И. Левитана 'Над вечным покоем' (1894).
В книге впервые объединены итоговые сборники
трех выдающихся русских поэтов, разделенных в историко-литературной традиции
границами культурных эпох и направлений: 'Последние песни' Н. А. Некрасова,
'Песни из "Уголка"' К. К. Случевского и 'Тихие песни' И. Ф. Анненского.
Выбранный составителями концептуальный подход позволяет восстановить
утраченные внутренние связи между поэтическими поколениями и проследить
общие лейтмотивы 'последних песен' - стихотворных книг, лирическое
содержание которых связано с ситуациями ожидания конца, физического и
метафизического порога, кризиса - и в то же время с пафосом
творческого завещания. Все три поэтические книги представляют собой
результат эстетического и экзистенциального опыта прикосновения к
Непознаваемому и преодоления Неизбежного. Атрибуты, вступительная статья и примечания PDF
Написано о книге
Адамович Г. В.
Памяти Ин. Ф.
Анненского. К двадцатилетию со дня смерти.
|
Начало \ Стихотворения \ "Тихие песни" |
При использовании материалов собрания просьба соблюдать
приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com