|
|
| Начало \ Стихотворения \ "Тихие песни" | |
|
Обновление: 25.09.2025 |
||
|
|
|
"Прилагаемые стихотворения отнюдь
не подбирались для доказательства высказанных выше мыслей. Они писались
См. в
автобиографии для С. А. Венгерова:
Стихотворения книги также
находятся в ед. хр. 1 и в ед. хр. 27 (переплетенная тетрадь).
Из заветного фиала
Эпиграф: слегка изменённая
вторая строфа стихотворения "Не могу понять,
не знаю...". В книгу не вошло.
|
|
Поэзия
У гроба Двойник Который? На пороге (Тринадцать строк) Листы В открытые окна Идеал Май
ИЮЛЬ
АВГУСТ Сентябрь Ноябрь. Сонет Ветер Ненужные строфы. Сонет В дороге
СРЕДИ НАХЛЫНУВШИХ
ВОСПОМИНАНИЙ
Трактир жизни Там ? Первый фортепьянный сонет Ещё один С четырёх сторон чаши Villa nazionale Опять в дороге На воде Конец осенней сказки. Сонет Утро Ванька-ключник в тюрьме Свечка гаснет Декорация
БЕССОННИЦЫ
ЛИЛИИ С балкона Молот и искры Тоска возврата "Мухи как мысли" (памяти Апухтина) Под зелёным абажуром Третий мучительный сонет. Строфы Второй фортепьянный сонет
ПАРАЛЛЕЛИ Тоска Желание
|
М. М-ов. Русский вестник. 1904. ? 7. С. 385-386. См. ниже.
Л. В. <Василевский Л.> Ник. Т-о. Тихие песни. С приложением
сборника стихотворных переводов 'Парнасцы и проклятые'. Спб.,1904. //
Образование. 1904. Апрель. С.97-98. Аврелий (В. Я. Брюсов). [Рец. на кн. стихов И. Рукавишникова и Ник. Т-о]. // Весы. 1904. ? 4. С. 62-63. Блок А. А. [Рец. на кн. Ник. Т-о "Тихие песни"]. // Слово. 1906, 6 марта. "Литературное приложение", ? 5.
Русский вестник. 1904. ? 7. С. 385-386. 385 Ник. Т-о. Тихие песни. С приложением сборника стихотворных переводов "Парнасцы и проклятые". С.-Петербург, 1904. 386 Целый ряд стихотворений - "Ненужные строфы" (сонет), "Там", "?", "Первый фортепианный сонет", "Второй мучительный сонет" и т. д. и т. д. доказывает, что автор очень близок к помешательству, т. е. к новому направлению, хотел я сказать. Близость автора к декадентскому направлению видна и из выбора переводных стихотворений. Произведений из Сюлли Прюдома, Леконта де Лиль, из Гейне, Горация - раз, два, да и обчёлся, зато сколько отведено места произведениям родоначальника декадентов Ш. Боделера, затем П. Верлену, Ст. Малларме и других. В заключение приведём целиком одно стихотворение (из Ш. Кро), с которым автор считает долгом познакомить русских читателей. Стихотворение это носит премиленькое заглавие: "Сушёная селёдка". <далее текст стихотворения> Рецензия помещена в разделе "Библиография", между обзорами книг о проказе, кумысе и итогами финансового хозяйства. Может быть, под псевдонимом скрылся "нововременской журналист Меньшиков", упоминаемый Вс. А. Рождественским в своих воспоминаниях? Наверное, о таких "важных людях" и написал Анненский вслед за Ш. Кро в стихотворении "Сушёная селёдка".
Тименчик Р. Д. Поэзия И. Анненского в читательской среде 1910-х годов DjVu // А. Блок и его окружение. Учен. зап. Тарт. ун-та, вып. 680. Блоковский сборник. VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т. 1985. С. 102. (В позднейшем варианте: Тименчик Р. Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2017. С. 79 глава "К истории культа Анненского"): В архиве поэта почти не сохранилось писем с откликами на сб. "Тихие песни"*, вышедший под псевдонимом, остававшимся ещё долгое время после оглашения авторства загадкой для многих, кому книга попадала в руки. Когда в 1913 г. Е. Штерн включила под именем "Ник. Т-о" 2 стихотворения этого сборника в антологию "Современные русские лирики" (наряду с 6 стихотворениями "И. Анненского" из "Кипарисового ларца"), в печати раздались голоса о ненужности помещения "совершенно неизвестных <...> Ник. Т-о"4. При этом бытующее среди библиофилов представление, что Анненский был недоволен своей первой книгой, выписывал и уничтожал экземпляры и что она тогда уже считалась редкостью5, в первой части неверно, а во второй неточно. Анненский дарил книгу спустя 3 года после выхода6, её можно было купить в Петербурге в начале 1912 г. у петербургских букинистов, несколько экземпляров было приобретено весной 1913 г., и только в начале 1914 г. у петербургских букинистов она считалась распроданной7 и с этого времени стала редкостью8. * Одним из таких писем является письмо А. А. Бурнакина от 22 июля 1908 года.
4 Вестник литературы, 1913, с. 76;
ср. рецензию Ач<А. Н. Ачкасова>
- Киевская мысль, 1913, ? 82. На неведение составительницы указал А. И. Тиняков.
- Новый журнал для всех, 1913, ? 9, с. 124. 5 Лидин В. Друзья мои - книги. М., 1966, с. 299. 6 См. письмо педагога К. А. Иванова к Анненскому (ЦГАЛИ, ф. 6,, оп. 1, ед. хр. 329). Константин Алексеевич Иванов (1858-1919) - последний директор Николаевской мужской гимназии в Царском Селе (1914-1917). На момент написания письма - директор 12-й СПб гимназии. См. о нём подробнее на сайте К. И. Финкельштейна. 7 Письмо А. А. Попова (Вира) Б. В. Томашевскому от 12.11.1912 - ГБЛ, ф. 645; письмо В. М. Отроковского А. Альвингу от 6.VIII 1913 - ЦГАЛИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 31, л. 2 об.; письмо Г. И. Рыбинцева Е. Я. Архиппову от 8.II 1914 - ЦГАЛИ, ф. 1458, оп. 1, ед. хр. 76, л. 23. 8 Ср. письмо Г. Г. Шпета Ф. И. Витязеву от 3.VIII 1921 с благодарностью за присылку драмы "Меланиппа-философ": "Теперь мне из Анненского не достаёт только "Лаодамии" (из сб. "Северная речь") и "Тихих песен" (ник. Т-о)" (ЦГАЛИ, ф. 106, оп. 1, ед. хр. 187, л. 12).
Тростников М. В. Сквозные мотивы лирики И. Анненского: "по мнению Вс. Сечкарева, название первого сборника стихотворений Анненского 'Тихие песни' заимствовано из стихотворения Лермонтова 'Ангел' ('По небу полуночи ангел летел / И тихую песню он пел'), представляющего краткое поэтическое изложение платоновской идеи Души..."
Нелишне иметь в виду, что за 50 лет до ТП, в 1854 году, книгу подобного состава издал П.И. Вейнберг. Она тоже была первой поэтической книгой для автора. В неё вошли оригинальные и переводные (из Горация, Шенье, Гюго) стихотворения. Анненский наверняка её знал, не раз отзываясь на труды Вейнберга в своих служебных рецензиях и общаясь с ним во второй половине 1880-х гг. в собраниях общепедагогического отдела учебно-воспитательного комитета Педагогического Музея военно-учебных заведений. Возможно, книга Вейнберга была одним из ориентиров, пусть и подсознательных.
О псевдониме: Алёхина Н. М. Переводы И.Ф. Анненского в контексте его сборника 'Тихие песни'. PDF Аникин А.Е. Философия Анаксагора в "зеркале" творчества Иннокентия Анненского. Аникин А. Е. Апофатический принцип в поэзии Анненского: к анализу псевдонима Никто - Ник. Т-о. PDF Аникин А. Е. Корректурное дополнение. Бунатян Г. Г. "Работаю исключительно для будущего...". глава из книги, с. 239 Варнеке Б. В. <Из воспоминаний> (фрагмент ранней версии об Анненском) Гамалова Н. Имя собственное в творчестве Анненского. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I. Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке: 6. Анненский и две революции. PDF Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I. Нечет и чет. Иванова О. Ю. О 'неслучайности' слова в поэтическом творчестве И. Ф. Анненского. Козубовская Г. П. Лирический мир И. Анненского: поэтика отражений и сцеплений. Корнилова Н. А. И. Ф. Анненский на пороге 'Некалендарного века' (царскосельские дни 1908-1909 годов). PDF Кривич В. Предисловие // ПС Львов Л. Посмертное: Посмертные стихи Иннокентия Анненского. Изд. "Картонный домик", Петерб., 1923. Моторин А. В. Теория художественного образа у И. Ф. Анненского. В составе сборника материалов конференции 2005 г. PDF 4,0 MB Островская Е. С. Поэтический перевод и перевод поэзии. И. Ф. Анненский. Концепция отражения. PDF Петрова Г. В. О 'Театре Еврипида' Иннокентия Анненского. PDF Тименчик Р. Д., Черный К. М. [Биографический очерк]. Фёдоров А. В. Иннокентий Анненский как переводчик лирики. С. 188. Ходасевич В. Ф. Об Анненском. Червяков А. И. Прим. 10 к письму И. Ф. Анненского к С. А. Соколову от 11.10.1906 // Письма II. С. 54. Л. В. Лосев назвал И. Бродского "Никто" в стихотворении "Дверь (фотография Марианны Волковой)", подразумевая псевдоним Анненского. |
||
|
"Парнасцы и проклятые" Стихотворения см. на странице переводов. Имена авторов в книге 1904 г. напечатаны не одинаково. I. Лирика Идеал
(из Сюлли Прюдомма) II. Поэмы Смычок
(из Ш. Кро)
Другие издания
Анненский
И. Тихие песни. Параллельные тексты на латышском и русском языках.
Составил Янис Рокпелнис.
Рига, Лиесма, 1986 г. 104 с. (Серия: 1000 строк).
В оформлении обложки использован фрагмент картины И. И. Левитана 'Над вечным покоем' (1894).
В книге впервые объединены итоговые сборники
трех выдающихся русских поэтов, разделенных в историко-литературной традиции
границами культурных эпох и направлений: 'Последние песни' Н. А. Некрасова,
'Песни из "Уголка"' К. К. Случевского и 'Тихие песни' И. Ф. Анненского.
Выбранный составителями концептуальный подход позволяет восстановить
утраченные внутренние связи между поэтическими поколениями и проследить
общие лейтмотивы 'последних песен' - стихотворных книг, лирическое
содержание которых связано с ситуациями ожидания конца, физического и
метафизического порога, кризиса - и в то же время с пафосом
творческого завещания. Все три поэтические книги представляют собой
результат эстетического и экзистенциального опыта прикосновения к
Непознаваемому и преодоления Неизбежного. Атрибуты, вступительная статья и примечания PDF
Написано о книге
Адамович Г. В.
Памяти Ин. Ф.
Анненского. К двадцатилетию со дня смерти.
|
|||
| Начало \ Стихотворения \ "Тихие песни" |
![]()
При использовании материалов собрания просьба соблюдать
приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2025
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com