![]() |
|
Начало \ Написано \ Г. И. Чулков |
Обновление: 05.01.2019 |
|
Г. И. Чулков ТРАУРНЫЙ ЭСТЕТИЗМ И. Ф. Анненский - критик
|
|
Георгий Иванович Чулков
(1879-1939)
- поэт, прозаик,
критик, литературовед. Дружил с
А. А. Блоком. И. Ф. Анненский пишет о стихах Г. Чулкова в статье "О современном лиризме" (раздел "ОНИ") . Чулков написал рецензию на "Библиографию Иннокентия Анненского", составленную Е. Я. Архипповым (Русская Мысль, 1915, ? 4). Чулков писал об Анненском в своих воспоминаниях "Годы странствий". О них - в письме Э. Ф. Голлербаха от 14 апреля 1930 г, см. фрагмент в статье к публикации А. В. Лаврова и Р. Д. Тименчика. "Чтение поэта есть уже творчество". Этот афоризм в устах И. Ф. Анненского приобретал, особенное значение и как бы оправдывал принцип, положенный в основу его критических работ, принцип крайнего субъективизма. Читая "Книги Отражений", прежде всего видишь лицо их автора, его взгляд, улыбку, слышишь его голос, и та внутренняя творческая работа, которую совершал критик-читатель, является как что-то зримое и эстетически воплощенное. Нет, это не аналитическое исследование "Гамлета", "Трех сестер", "Клары Милич" или "Романцеро"*: это тени, видения, вызванные к новой таинственной жизни читателем-чародеем... Да, это - Принц Датский, но я вижу новый жест его, которого я не видел, когда смотрел глазами Шекспира; да, это - Маша, Чеховская Маша, но что-то еще открылось в её сердце... "Маша любит, чтобы ей говорили тихим голосом немножко туманные фразы, но чистые, великодушные и возвышенные фразы, когда самовар потух, и в столовой темнеет, а по небу бегут не то облака, не то тени"... И эта Клара Милич, конечно, та самая Клара, которую так предсмертно воспел Тургенев, но у неё было и другое имя... |
![]() Фото с автографом, 1900-е. Москва, частное собрание. [1], с. 387
|
Евлалия... "Она сначала пела, потом перешла на драматическое амплуа, и в тоске любовного разочарования еще молодой приняла фосфор в Харьковском театре после первого акта Василисы Мелентьевой"... А портрет её такой: "Брови черные и почти сросшиеся прямой линией... И глаза черные - не желтые, как на испанских портретах, а именно черные, - это глаза-зрачки, трагические и самоосужденные"... А вот эти Гейневские призраки "Романцеро"... Да, они, все так же плывут по таинственным волнам: So traurig schwimmen die Todten... Но почему же они по иному теперь ужасны и по иному трагичны? Какие странные "Отражения" рассматриваем мы в этих книгах! И если в самом деле зеркальны эти книги, то не магическое ли стекло поставил перед нами мастер? Смерть сомкнула его уста, и мы не услышим больше его признаний, а в его книгах так мало разъясняющих слов, и самое сокровенное всегда маскируется улыбкой скептика и эстета... Но как далёк этот эстетизм от благодушия художественного гурманства: воистину это - траурный эстетизм... Анненский ничего не хочет знать до конца, потому что знать до конца значит верить во что-то, быть уверенным в чем-то. Но никакой веры Анненский не может принять в силу какой-то странной своей "гордости". Всегда он созерцает, эстетически созерцает - и только. И в траурной печали скользят перед ним видения. Это мстит за себя тайна искусства. "Мне отмщение и Аз воздам". За траурной завесой скрылось реальное. "Остались только вороны, туман и никем не оплаканные трупы, - да с ними одинокая, безысходно-пустынная душа поэта"... So traurig schwimmen die Todten...
Иногда поэт-критик даже не видит
всего лица, пригрезившегося кому-то в его глухой ночи: лишь блеснёт единая черта, и вот уже спешит поэт к новому образу. Так гейневский Карл I из "Романцеро" торопливо проходит мимо созерцателя, но, однако, успевает ранить сердце, потому что при мгновенной вспышке магния было видно, как дрогнули "локоны на осужденной голове Стюарта"... * Имеются в виду статьи Анненского "Клара Милич", "Три сестры", "Гейне и его "Романцеро"", "Белый экстаз", "Гамлет" в "Книгах отражений". ИСТОЧНИКИ 1. Владислав Ходасевич.
Колеблемый
треножник. М., "Советский писатель",
1991.
|
Начало \ Написано \ Г. И. Чулков | |
|