Начало \ Именной указатель \ Маковский С. К.

Сокращения

Обновление: 15.03.2010

МАКОВСКИЙ
Сергей Константинович

(1877 - 1962)


Историк искусства, художественный критик, поэт, мемуарист, издатель, редактор, организатор художественных выставок. Сын известного художника Константина Маковского. Выступил в печати как художественный критик в 1898 г. С тех пор он был активен в русской культуре на протяжении 64 лет. Как поэт он начинал 'с веком наравне', проходя через увлечения, свойственные молодым поборникам нового искусства. Его первая поэтическая книга 'Собрание стихов' вышла почти одновременно с первыми сборниками Блока и Гумилева, в 1905 г. В 1907 г. участвовал в создании журнала 'Старые годы' и был одним из его редакторов. В 1909 г. по его инициативе был основан журнал 'Аполлон', явившийся центральным феноменом художественной и литературной жизни своего времени. До эмиграции Маковский проявил себя как организатор многих выставок и один из ведущих художественных критиков. Его 'Страницы художественной критики' в трех книгах (1906, 1908, 1913) были известны любителям искусства во всех уголках России. Оказавшись в эмиграции, Маковский еще более упрочил свой авторитет искусствоведа и критика, являясь редактором журналов 'Встреча' и 'Дело'. В первой половине 20-х годов в Праге были изданы его 'Силуэты русских художников'. За ними последовали 'Графика М. В. Добужинского', 'Последние итоги живописи', 'Народное искусство Прикарпатской Руси'. Жил в Праге и затем в Париже, продолжал редакторскую деятельность; в 1926 -1932 гг. был одним из редакторов крупной русской газеты 'Возрождение'. С 1949 г., когда было основано издательство 'Рифма', под редакцией Маковского стали выходить изящные небольшие сборники эмигрантских поэтов. Второй поэтический сборник Маковского вышел в 1940 г.
В послевоенные годы одна за другой выходят семь его поэтических книг. Это был как бы внезапный расцвет поэтического таланта у человека, которому перевалило за семьдесят. Его столетняя мать упрекала сына за преданность поэзии: 'Нашел чем заниматься в старости лет...' Последнюю книгу он готовил к печати в последний год жизни. Девятый сборник стихов - 'Requiem' - вышел посмертно в 1963 г. Издал две книги своих мемуаров - 'Портреты современников' и 'На Парнасе Серебряного века'. По словам Терапиано (Юрий Терапиано - представитель русского литературного зарубежья, 1892 - 1980) в последние годы жизни Маковский готовил третий том воспоминаний, однако книга эта осталась неизданной. Опубликовал восемь книг по искусству, самые известные из которых 'Страницы художественной критики' в трех томах и 'Силуэты русских художников'. Его воспоминания многое добавили к нашим знаниям о выдающихся современниках, с которыми Маковский встречался на жизненном пути. Подробно и глубоко он рассказал в этих мемуарах о своих встречах с Блоком, Вяч. Ивановым, 3. Гиппиус, Гумилевым, Анненским и другими.

В. Крейд в книге "Ковчег. Поэзия первой эмиграции". Москва, Издательство политической литературы, 1991. С. 258, 261.




Надпись:
"Глубокоуважаемому Фёдору Фёдоровичу Фидлеру от преданного ему ученика".
Музей ИРЛИ. ПК


Обложка и рисунок Ф. В. Домогацкого
на форзаце книги:
Сергей Маковский "Портреты современников",
Москва, "Аграф", 2000


Маковский Сергей Константинович <...> был главным инициатором и редактором журнала "Аполлон". Знакомство его с Анненским произошло в начале марта 1909 г., благодаря посредничеству Н. С. Гумилева. Впоследствии Маковский подчеркивал, что "Аполлон" не состоялся бы, не случись его встречи с Анненским. Платформа журнала была выработана Анненским и Маковским еще до первого учредительного собрания "Аполлона" (9.V 1909 г.; см. прим. 1 к письму от 12 мая 1909). 5 августа состоялось второе организационное собрание редакции, ознаменовавшееся конфликтом между Анненским и А. Волынским (на которого первоначально возлагались надежды как на одного из "идеологов" журнала). На этом заседании продолжались дискуссии по программе издания. Они изображены в напечатанных в 1-м номере "Пчелах и осах Аполлона" - составленном под редакцией Маковского полуироническом "скучном разговоре" о предмете и целях нового издания. Реплики "профессора" в этом полилоге восходят к высказываниям Анненского. Ср. его беловой автограф, соответствующий вступительной фразе "профессора" (ИРЛИ, р. 1, оп. 1, ед. хр. 122), черновые варианты этого текста (ЦГАЛИ, ф. 6, оп. 1, ед. хр. 186, лл. 2-8).
Первый номер "Аполлона" увидел свет 24 октября. На торжественном обеде по этому поводу Анненский говорил о "новой интеллигенции", собравшейся под сенью "Аполлона" и соединяющей в себе культурный традиционализм с прогрессивностью. Но резонанс статьи "О современном лиризме", первая часть которой была опубликована в 1-м номере "Аполлона", причинил Анненскому немало неприятных переживаний. Статья вызвала обиду Ф. К. Сологуба, неприятие А. Волынского, недовольство Вяч. Иванова, не говоря уже об издевательстве и травле в прессе от В. П. Буренина до А. Т. Аверченко. Смятение Анненского отразилось в открытом "письме в редакцию", помещенном во 2-м номере "Аполлона". Маковский был вправе указать, что "волнения этих нескольких недель ускорили ход сердечной болезни, которой он страдал давно" (С. Маковский. Портреты современников. Нью-Йорк, 1955, с. 224). Однако еще более тяжким был поступок самого редактора, отложившего печатание стихов Анненского в "Аполлоне".

КО, с. 662.

Маковский Сергей Константинович (1877 - 1962) - поэт, издатель, художественный критик, мемуарист (см. о нем подробнее: Лебедева Т. В. Сергей Маковский: Страницы жизни и творчества / Фак-т журналистики Воронежского гос. ун-та. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2004. 483 с). Главный инициатор и редактор основанного в 1909 г. литературно-художественного журнала 'Аполлон', ставшего одним из самых заметных центров притяжения творческой интеллигенции России. Именно организация журнала и подготовка его первых номеров (подробнее об этом см.: И. Ф. Анненский. Письма к С. К. Маковскому / Предисловие, публикация и примечания А. В. Лаврова, Р. Д. Тименчика // Ежегодник. С. 222-241) составляет предмет переписки Анненского и Маковского.
Маковский на протяжении более чем сорока лет с пиететом печатно отзывался о личности Анненского
<...> и его роли в организации 'Аполлона':


1896 г. Письма II, вкл.

Маковский Сергей. Иннокентий Анненский: по личным воспоминаниям // Веретено: Литературно-художественный альманах. Берлин: Книгоизд-во Отто Кирхнер и К°, 1922. Кн. 1. С. 231-247;
Маковский Сергей. Из воспоминаний об Иннокентии Анненском // Новоселье. Париж; Нью-Йорк. 1949. ? 39-41. С. 117-129;
Маковский Сергей. Вячеслав Иванов в России // Новый Журнал (Нью-Йорк). 1952. Кн. XXX. С. 138, 139, 143, 145;
Маковский Сергей. Иван Коневской // Литературный современник: Альманах: Проза, стихи, критика. Мюнхен, 1954. С. 275, 276;
Маковский Сергей. Портреты современников. Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1955. С. 221-268, 274-275, 276-277, 281, 282-283, 337, 347-348, 383;
Маковский Сергей. Н. С. Гумилев // Грани. Мюнхен; Лимбург; Франкфурт-на-Майне. 1957. ? 36. Октябрь-Декабрь. С. 133, 142;
Маковский Сергей. Стихи и проза В. А. Комаровского // Мосты. Мюнхен. 1960. ? 4. С. 273, 275, 276, 277, 278, 282-283, 286, 293;
Маковский С. На Парнасе 'Серебряного века'. Мюнхен: Изд-во Центрального Объединения Политических Эмигрантов из СССР, 1962. С. 17, 18, 20-21, 65, 87, 93, 123-142, 150, 198-199, 209, 228, 229, 235, 238, 294; портр.;
Makovskij S. Nicolas Gumilev (1886 - 1921): Un temoignage sur l'homme et sur le poete / Traduction de Georges Nivat // Cahiers du Monde Russe et Sovietique. 1962. T. III. ? 2. P. 178-188, 192, 208;
Маковский Сергей. Николай Гумилев по личным воспоминаниям // Новый Журнал (Нью-Йорк). 1964. Кн. 77. С. 159, 160, 161, 162-163, 166-167, 180, 187.

Неоднократно он выступал в собраниях, посвященных Анненскому. См., в частности:

Вечер поэзии И. Анненского // Ялтинский голос. 1919. 19 ноября. Без подписи (указано Р. Д. Тименчиком);
С. Памяти Иннокентия Анненского // Возрождение. Париж. 1929. ? 1668. 26 дек. С. 3.

Дань памяти Анненскому Маковский отдавал и в стихотворной форме (см., например: Маковский Сергей. Лик // Воля России. Прага. 1923. ? 2. Январь. С. 13-14; Маковский Сергей. Лик // Маковский Сергей. Somnium breve: Стихи. Париж: Impr. de Navarre, 1948. С. 92-93; а также стихотворение 'Ars poetica' ('Когда в тебя толпой ворвутся...'), опубликованное в его сборнике 'Вечер: Вторая книга стихов: (1918-1940)' (Париж, 1940. (На правах рукописи)) с посвящением 'Памяти Иннокентия Анненского'). Ср. строки произведения, вошедшего в состав его посмертно опубликованной книги:

В те годы Анненский-мудрец был жив,
учитель-друг, угасший слишком рано;
всеискушенный Вячеслав Иванов
и Гумилев, и Блок (в те дни - не скиф...

(Маковский Сергей. Requiem // Маковский Сергей. Requiem: Девятая книга стихов. Париж: Рифма, 1963. С. 14).

Однако стоит отметить, что если литературные достоинства печатных оценок наследия и личности Анненского, данных Маковским, вызывали в литературе почти исключительно позитивную реакцию (см.: Кленовский Д. Одухотворенные полотна // Опыты. Нью-Йорк. Кн. V. 1955. С. 100-102; Струве Г. Летописец русского Ренессанса // Грани. 1955. ? 25. С. 208-210; Померанцев Кирилл. Памяти С. К. Маковского // Мосты. Мюнхен. 1962. Кн. IX. С. 385; Бахрах Александр. По памяти, по записям: Литературные портреты. Париж: La Presse Iibre, 1980. С. 95; Лебедева Т. В. Сергей Маковский: Страницы жизни и творчества / Фак-т журналистики Воронежского гос. ун-та. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2004. С. 130-135, 140, 247, 282-283, 285-286, 302-307, 317, 336-337, 343, 399, 414-415, 417-419, 430, 432-433), то его роль в жизни и литературной судьбе Анненского не раз ставилась под сомнение (см.: Федоров А. Поэтическое творчество Иннокентия Анненского // СиТ 1959. С. 54; И. Ф. Анненский. Письма к С. К. Маковскому / Предисловие, публикация и примечания А. В. Лаврова, Р. Д. Тименчика // Ежегодник. С. 230, 241; Лукницкий П. Acumiana: Встречи с Анной Ахматовой: Т. I:1925-1926. Paris: YMCA-Press, 1991. С. 307; Проект 'Акмеизм' (Вступ. статья, подгот. текста и коммент. Н. А. Богомолова) // Новое литературное обозрение. 2002. ? 58. С. 141).

Червяков А. И. // Письма II. С. 307-308. Фото 1896 г. - там же, вкл.

О Маковском, его отношениях с Анненским и времени подготовки к выходу журнала "Аполлон" см.: "И. Ф. Анненский. Письма к С. К. Маковскому / Предисловие, публикация и комментарии А. В. Лаврова, Р. Д. Тименчика.// Ежегодник, с. 222-241.

И. Анненский и С. К. Маковский в письмах

Маковский посвятил Анненскому стихотворения:
"Лик" ("Что говоришь, таинственный? О чём...") // Маковский С. Somnium breve. Стихи. Париж, 1948;
"Ars poetica" из изданного "на правах рукописи" сборника "Вечер" (1941) - первая редакция стихотворения "Когда в тебя толпой ворвутся..." (Маковский С. Somnium breve. Стихи. Париж, 1948), в котором посвящение было снято.


Ars poetica

Памяти Иннокентия Анненского

Когда в тебя толпой ворвутся
Слова, которых ты не звал,
И звуки дрёмные проснутся,
Которых ты не пробуждал;
Когда на землю с безучастьем
Вдруг взглянешь, и во тьме души
Повеет холодом и счастьем
И вечностью, - тогда спеши,
Спеши облечь мгновенный трепет
В пылающие ризы слов,
Души внимай волшебный лепет,

Журчанье тайных родников,
И пусть на звон творящей муки
Ответит лирная строфа,
Словами вызывая звуки,
Невоплотимые в слова.

Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. В 2-х томах. Т. 2. Л.: Искусство, 1991, с. 213.
Ю. Анненков - автор обложки сборника "Вечер" (1941)


 

 

Когда в тебя толпой ворвутся
слова, которых ты не ждал,
и звуки спящие проснутся,
которых ты не пробуждал;
когда на землю с безучастьем
вдруг взглянешь, и во тьме души
повеет холодом и счастьем, -
тогда забудь себя, спеши,
спеши облечь мгновенный трепет
в сияющие ризы слов,
души волшебный слушай лепет,
журчанье тайных родников.

Сергей Маковский "Портреты современников", Москва, "Аграф", 2000.

Маковский говорит об Анненском в стихотворении: "Requiem" (С. Маковский. Requiem. Девятая книга стихов. Париж, "Рифма", 1963; Сергей Маковский "Портреты современников", Москва, "Аграф", 2000), в первоначальном варианте которого (Новый журнал, 1960, ? 59, Нью-Йорк) эти строки отсутствуют -

В те годы Анненский-мудрец был жив,
учитель-друг, угасший слишком рано;
всеискушенный Вячеслав Иванов
и Гумилёв, и Блок (в те дни - не скиф:
     он бурю звал, разбит, как утлый чёлн о риф
     разъявшегося океана)...

Это стихотворение имеет также эпиграф: "Dis manibuscum sacrum" (Богам и теням умерших приношение, лат.), почти повторяющий эпиграф Анненского к драме "Фамира-кифаред" - "Dis manibuscue sacrum").

С. Маковский об И. Анненском:

Иннокентий Анненский
Иннокентий Анненский - критик

Николай Гумилёв по личным воспоминаниям
(фрагменты)
"Портреты современников" и "На Парнасе Серебряного века"
(фрагменты книг)

Анненский говорит о Маковском в письме Е. М. Мухиной 25 июля 1909 г.

Анненский говорит о Маковском в письмах к М. А. Волошину 6 марта и 13 августа 1909 г.

И. Ф. Анненский размышляет о поэзии С. Маковского  в статье "О современном лиризме" (раздел "ОНИ"). Также краткая характеристика С. Маковского содержится во второй части этой статьи "ОНЕ".

А. Ахматова негативно относилась к мемуарам С. Маковского и к нему самому:
'Но, конечно, Гл<ебу> Струве еще далеко до озарений 83-л<етнего> Маковского, о которых придется говорить отдельно. В Петербурге Маковского никто никогда не принимал всерьез. Его называли и "моль в перчатках". Таким он и остался, приобретя в эмиграции всё, что полагалось там приобрести. <август 1963>' и далее в этом источнике - 'злобствующего, умирающего от зависти С. Маковского'.

О Гумилеве // Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

"Ты выдумал меня...", ресурс Надежды Дегтярёвой об Анне Ахматовой.

Также негативную характеристику Маковскому-редактору даёт Г. В. Адамович в письме Ю. П. Иваску.

 

Начало \ Именной указатель \ Маковский С. К.

Сокращения


При использовании материалов архива просьба соблюдать приличия
© Выграненко М. А., 2005-2010

russian mail: vygranenko@mail.ru; foreign mail: ma_vygranenko@excite.com