Начало \ Именной указатель \ Волошин и Анненский

Сокращения

Обновление: 05.03.2016

ВОЛОШИН и АННЕНСКИЙ

Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) - русский поэт. Страница Википедии

Волошин познакомился с Анненским в первых числах марта 1909 г. и регулярно встречался с ним в последующие месяцы, вплоть до скоропостижной кончины Анненского, последовавшей 30 ноября. Встречи поэтов, наиболее частые в сентябре-ноябре 1909 г., были связаны с подготовкой и выпуском в свет первых номеров литературно-художественного журнала 'Аполлон', но, помимо общих литературных дел и интересов текущего дня, Волошина и Анненского особенно сближала любовь к античной культуре и к творчеству новейших французских поэтов, наследниками которых в деле обновления поэтического слова они оба себя считали.

[3], с. 760-761.



 

 

Фотоавтопортрет
Середина 1900-х гг. [7]
Петербург, 1908 г.
[3]
Париж, 1915-1916
[6]
Фото 1928 г.
[6]

 
   
 Посмотреть крупнее
Бюст работы Э. Виттига
(в глине), Париж, 1908 г.
[3]*.
 Эскиз А. Я. Головина
к групповому портрету
членов редакции "Аполлона",
работа над которым была прервана смертью
И. Анненского ([3], с. 676)
Литография Н. Кадушкина (оригинал утерян),
ГЛМ, 1909 г. [1]
Силуэт
Е. Кругликовой, 1922 г.

[2]
 Портрет
Б. М. Кустодиева, 1924 г.
[4]


* Из письма Е. И. Васильевой (Дмитриевой) Волошину 34 ноября 1908 г.: "Ваш бюст такой хороший, и, Вы правы, значительный. Лицо греческого мудреца, не совсем Зевса, я его не очень понимаю, а Вы похожи на Эврипида."

Бюст Волошина лепил живший в Париже польский скульптор Эдвард Виттиг (1879-1941); его творчеству Волошин посвятил статью "Эдуард Виттиг" (А, 1913, 5). В конце ноября (письмо без даты) 1908 г. Волошин сообщал матери: "Он <бюст> удивительно похож. Я не говорю о сходстве, но он сам по себе будет очень крупным произведением искусства. Он в очень строгом античном стиле и напоминает голову Зевса. Я позирую в венке из полыни, как обычно хожу в Коктебеле" (ИРЛИ, ф. 562, оп. 3, ед. хр. 60). Герм с этим бюстом работы Э. Виттига установлен на бульваре Эксельман в Париже (см. фото в [2]).
[5], с. 302-303, 357-358.

Наиболее часто поэты общались в сентябре-ноябре 1909 г.: в Царском Селе у Анненского, в редакции "Аполлона" - при обсуждении конкретных вопросов, связанных с возникновением журнала, на вернисажах выставок и театральных премьерах. В своей статье <"И. Ф. Анненский - лирик"> Волошин создал сложный психологический портрет Анненского; многие его наблюдения оказались основополагающими в истолковании поэтического творчества Анненского и были развиты последующими критиками и исследователями автора "Кипарисового ларца".
КО, с. 661.

В целом разделяя основы символистской эстетики, он <Волошин> имел в своём критическом творчестве немало общих черт с К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, Андреем Белым, А. А. Блоком, Вяч. И. Ивановым, Ф. Сологубом, И. Ф. Анненским, Конст. Эрбергом, Г. И. Чулковым и другими представителями символистской школы.
<...>
Эссеизм Волошина-критика принципиально не столь уж необычен для русской литературы первой четверти нашего столетия: все поэты символистского круга - И. Анненский, Вяч. Иванов, Андрей Белый, А. Блок и многие другие - были, хотя и по-разному, эссеистами.
<...>
До последних дней своей жизни Волошин сохранил глубокую любовь к творчеству Анри де Ренье, Поля Клоделя, Вилье де Лиль-Адана. Отвечая 30 июня 1932 года на вопросы Е. Я. Архиппова, Волошин упоминает имена этих французских писателей в "вечной неизменяемой цепи поэтов" рядом с Пушкиным, Тютчевым, Некрасовым и Анненским, которых он любит "исключительно и неотступно".*

* Блок Александр. Собр. соч.: В 8-ми т. М.-Л., 1962, т. 5, с. 192.
В. П. Купченко, В. А. Мануйлов, Н. Я. Рыкова. М. А. Волошин - литературный критик и его книга "Лики творчества". [3], с. 556, 584, 592.

М. Волошин об И. Анненском в статье "Голоса поэтов":

У последних пришельцев стих подошел гораздо интимнее, теснее к интимному, разговорному голосу поэта. В старшем поколении это уже предчувствовалось в Ин. Феод. Анненском* и намечалось в Кузмине. Теперь это слияние стиха и голоса зазвучало непринужденно и свободно в поэзии Ахматовой, Марины Цветаевой, О. Мандельштама, Софии Парнок.
* Восприятие Анненского как предтечи акмеистов часто фигурировало в критике 1910-х гг.
- прежде всего у самих акмеистов (об этом в связи со статьёй Волошина см.: Тименчик Р. Д. 1) По поводу "Антологии петербургской поэзии эпохи акмеизма". - Russian Literature, 1977, vol. 5, ? 4, p. 320, примеч.; 2) Заметки об акмеизме. III. -  Ibid., 1981, ? 9, p. 175-190. В 1916 г. в том же издательстве "Гиперборей", которое выпустило "Камень" <О. Мандельштама>, вышел сборник стихов Гумилёва "Колчан", открывавшийся стихотворением "Памяти Анненского".
[3], с. 545, 773.

В архиве Волошина сохранился развёрнутый план статьи, свидетельствующий о том, что критик предполагал охарактеризовать гораздо более широкий спектр поэтических "голосов" <...>:

"Голоса современных поэтов: <...>.
Анненский. Академически торжественный, накрахмаленный баритон, который вдруг переходит в мастерское почти клоунское звукоподражание и кончает неожиданно простым, жутким, усталым "вполголоса", захватывающим своей обнажённой человеческой искренностью"
(ИРЛИ, ф. 562, оп. 1, ед. хр. 313, л. 1-1 об.).

Из комментария А. В. Лаврова к статье "Голоса поэтов". [3], с. 769-770. См. также прим. 16 к публикации: Лавров А. В., Купченко В. П. И. Ф. Анненский. Письма к М. А. Волошину.

Анненский и Волошин в письмах.

М. Волошин - автор некролога "И. Ф. Анненский - лирик".

М. Волошин - автор рассказа об И. Ф. Анненском, записанного Л. В. Горнунгом и Д. С. Усовым 27 марта 1924 г.

М. Волошин - автор "Истории Черубины", где говорится об И. Анненском.

И. Ф. Анненский разбирает поэзию М. А. Волошина в статье "О современном лиризме" (раздел "ОНИ") - стихотворение 'Лиловые лучи'.

Анненский в письме к Маковскому от З0. VII 1909 г. анализировал переводы М. Волошина из Поля Клоделя.

В 1922 г. в Севастополе А. А. Альвинг и М. А. Волошин служили в соборе панихиду в годовщину смерти Анненского (сведения со слов Альвинга из письма поэта Н. А. Лебедева к М. С. Волошиной от 23 октября 1934 г., сообщение В. П. Купченко).
ПК, прим.12, с. 117.

О Волошине, Черубине и Анненском говорит С. К. Маковский в главе "Черубина де Габриак" из книги "Портреты современников". Также см. об этом в архиве очерк А. Варламова "Последняя дуэль русской поэзии".


Могила Волошиных. Современное фото

ИСТОЧНИКИ

1. Владислав Ходасевич. Колеблемый треножник. М., "Советский писатель", 1991.
2. Максимилиан Волошин. Путник по вселенным. Москва, "Советская Россия", 1990.
3. Максимилиан Волошин. Лики творчества. Л., "Наука", 1988 (серия "Литературные памятники").

4. Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь, т. 1. Гл. редактор П. А. Николаев. М., "Советская Энциклопедия", 1989.
5. Черубина де Габриак. Исповедь. М., "Аграф", 1999 (сост.: Купченко В. П., Ланда М. С., Репина И. А.).
6. Максимилиан Волошин. Стихотворения. М., "Книга", 1989 ("Из литературного наследия").
7. Лавров А. В., Гречишкин С. С. Символисты вблизи: Статьи и публикации. - СПб.: Издательство "Скифия", ИД "ТАЛАС", 2004.

Начало \ Именной указатель \ Волошин и Анненский

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2016

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования