Начало \ Именной указатель \ Ф. К. Сологуб и И. Ф. Анненский

Сокращения

Обновление: 20.03.2013

Ф. К. Сологуб и И. Ф. Анненский
(1863 - 1927)

Сологуб (Тетерников) Фёдор Кузьмич (1863 - 1927) - поэт, прозаик, переводчик, драматург, публицист. По специальности преподаватель математики. Один из виднейших и последовательных представителей русского символизма. Ф. К. Сологуб в Википедии

Монографические сайты Ф. К. Сологуба: http://fsologub.ru, http://sologub.narod.ru


 





 Портрет работы Б. М. Кустодиева,
1907 г. [1, с. 343]
Портрет работы К. А. Сомова,
1910 г., ИРЛИ
Портрет работы Ю. П. Анненкова,
1921 г. [3, с. 103]
Портрет работы Н. Вышеславцева,
1927 г.
Санкт-Петербург,
Смоленское кладбище, 2005 г.


Увидеть  Ф. Сологуба в архиве можно также на двух групповых снимках вместе с А. Блоком, Г. Чулковым и Конст. Эрбергом.

Ф. Сологуб, И. Анненский и В. Брюсов написали трагедии на одну античную тему. Эта ситуация освещена в прим. 58 к статье Лаврова А. В. и Тименчика Р. Д. (ПК, с. 120). Там же приведено письмо Ф. Сологуба к И. Анненскому:

22 декабря 1906 г.

'Многоуважаемый Иннокентий Федорович,
Раньше, чем я узнал, что Вы написали трагедию о Лаодамии, я взялся за ту же тему. С моей стороны это было большою смелостью, потому что я никогда не занимался изучением античной древности. Но статья Ф. Ф. Зелинского так заинтересовала меня этою темою, что я решился обработать ее, не гонясь за недоступною для меня историческою точностью. Когда я прочел Вашу превосходную трагедию, было уже поздно бросать мою работу: первые 2 листа были написаны совсем, а остальные - вчерне. Теперь я беру на себя смелость послать Вам рукопись трагедии, которую я назвал 'Дар мудрых пчел". Буду очень рад, если Вы пожелаете хотя бегло просмотреть эту пьесу, и буду очень польщен, если Вы когда-нибудь, при случае, скажете или напишете мне что-нибудь о моей работе.
С истинным уважением Федор Тетерников'.

ЦГАЛИ, ф. 6, оп. 1, ед. хр. 365.
Письмо опубликовано в контексте приведённого в статье плана мемуарной книги В. Кривича (записка П. Н. Медведеву, январь 1933 г.).
Кроме того, ситуация пояснена А. В. Лавровым в кн.:
[5], с. 731:
Анализ "Дара мудрых пчёл" в сопоставлении с двумя другими трагедиями русских символистов на тот же мифический сюжет - "Лаодамией" Иннокентия Анненского (1902, опубл. 1906) и "Протесилаем умершим" В. Брюсова (1913) - см. в статьях: Силард Лена. Античная Ленора в XX в. - Studia Slavica (Budapest), 1982, t. 28, с. 313-331(
выходные данные статьи отличаются от тех, что приведены Лавровым А. В. и Тименчиком Р. Д. к публикации в ПК); Страшкова О. К. Три интерпретации мифа. - В кн.: Брюсовские чтения 1980 года. Ереван, 1983, с. 77-90. Источником трагедии Сологуба послужила статья Ф. Ф. Зелинского 'Античная Ленора' (Вестн. Европы, 1906, ? 3, с. 167-193; вошла в кн.: Зелинский Ф. Из жизни идей. 2-е изд. СПб., 1908, т. 1, с. 199-229).
М. Волошин
написал рецензию "Фёдор Сологуб:"Дар мудрых пчёл"" (см. в кн.: [5], с. 434-438).

И. Ф. Анненский разбирает поэзию Ф. К. Сологуба в статье "О современном лиризме" (раздел "ОНИ"), где даёт ей ряд блестящих характеристик. Однако Ф. К. Сологуб обиделся на слова в свой адрес (см. прим. 53 к воспоминаниям В. Кривича) и сохранил свою обиду и после смерти Анненского (см. запись Вс. Рождественского в альбоме М. М. Шкапской). Есть краткая характеристика Сологуба и во 2-й части статьи "ОНЕ".

И. Ф. Анненский упоминает Ф. Сологуба в рецензии на сборник Н. С. Гумилёва "Романтические цветы".

Анненский пишет о Сологубе в письме А. Г. Горнфельду от 1 марта 1908 г.

Об отношениях с И. Анненским - в письме А. А. Кондратьева неизвестному адресату от 19 апреля 1931 г., фрагмент которого приведён Лавровым А. В. и Тименчиком Р. Д. в прим. 58 статьи к публикации в ПК, с. 120.

О пересечении творческих интересов Ф. К. Сологуба и И. Анненского см. прим. 3 к воспоминаниям Т. А. Богданович.

О Сологубе в письме  И. Анненского С. Маковскому 11 июля 1909 г. и примечаниях 2, 3, 4, 9 к нему.

Анненский размышляет о Сологубе и сопоставляет его с Гоголем в статье "Эстетика "Мертвых душ" и ее наследье".

Кроме того:

- упоминание в черновике к рецензии на книгу стихов Н. С. Гумилёва "Романтические цветы"

Ф. К. Сологуб упоминал Анненского, говоря о причинах закрытия театра В. Ф. Комиссаржевской:

Разрыв между театром и литературою был так глубок. что даже ощущая новых путей Комиссаржевская всё же не поставила ни брюсовскую "Землю", ни "Лаодамию" Иннокентия Анненского, ни "Незнакомку" Александра Блока.

[6], с. 349.
(Алконост, кн. 1. Сборник памяти В. Ф. Кони. СПб., 1911, с. 2-3).

Тема "Анненский и Сологуб" разрабатывается в:

Федоров А. В. Два поэта (Иннокентий Анненский и Фёдор Сологуб как переводчики поэзии).
Венцлова Т. Тень и статуя: К сопоставительному анализу творчества Федора Сологуба и Иннокентия Анненского.
Кушнер А.
О некоторых истоках поэзии И. Анненского.

Меррилл Дж. 'Дар мудрых пчел' Ф.Сологуба - диалог с Анненским?
Аникин А. Е. Анненский и Шевченко (заметки к теме).

Сологуб и Анненский начали свою деятельность совершенно незамеченными еще в девяностые годы. Влияние Анненского сказалось на последующей русской поэзии с необычайной силой. Первый учитель психологической остроты в новой русской лирике, искусство психологической композиции он передал футуризму. Влияние Сологуба, почти столь же сильное, выразилось чисто отрицательно: доведя до крайней простоты и совершенства путем высокого рационализма приемы старой русской лирики упадочного периода, включая Надсона, Апухтина и Голенищева-Кутузова, очистив эти приемы от мусорной эмоциональной примеси и окрасив их в цвет своеобразного эротического мифа, он сделал невозможными всякие попытки возвращения к прошлому и, кажется, фактически не имел подражателей. Органически сострадая банальности, нежно соболезнуя мертвенному слову, Сологуб создал культ мертвенных и отживших поэтических формул, вдохнув в них чудесную и последнюю жизнь. Ранние стихи Сологуба и 'Пламенный круг' - циническая и жестокая расправа над поэтическим трафаретом, не соблазнительный пример, а грозное предостережение смельчаку, который впредь попробует писать подобные стихи.

Анненский с такой же твердостью, как Брюсов, ввел в лирику исторически объективную тему, ввел в лирику психологический конструктивизм. Сгорая жаждой учиться у Запада, он не имел учителей, достойных своего задания, и вынужден был притворяться подражателем. Психологизм Анненского - не каприз и не мерцание изощренной впечатлительности, а настоящая твердая конструкция. От 'Стальной цикады' Анненского к 'Стальному соловью' Асеева лежит прямой путь. Анненский научил пользоваться психологическим анализом, как рабочим инструментом в лирике. Он был настоящим предшественником психологической конструкции в русском футуризме, столь блестяще возглавляемой Пастернаком. Анненский до сих пор не дошел до русского читателя и известен лишь по вульгаризации его методов Ахматовой. Это один из самых настоящих подлинников русской поэзии. 'Тихие песни' и 'Кипарисовый ларец' хочется целиком перенести в антологию.

? С. 208.

ИСТОЧНИКИ

1. Владислав Ходасевич. Колеблемый треножник. М., "Советский писатель", 1991. 
2. Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюсов. М., "Наука", 1976.
3. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. В 2-х томах. Т. 1. Л.: Искусство, 1991.
4. Максимилиан Волошин. Путник по вселенным. Москва, "Советская Россия", 1990.
5. Максимилиан Волошин. Лики творчества. Л., "Наука", 1988.
6. Встречи с прошлым. Выпуск 3. М, "Советская Россия", 1986 (Сб. материалов ЦГАЛИ, изд. 3-е).

 

Начало \ Именной указатель \ Ф. К. Сологуб и И. Ф. Анненский

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© Выграненко М. А., 2005-2013

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования