Начало \ Именной указатель \ Ф. К. Сологуб и И. Ф. Анненский

Сокращения

Обновление: 25.07.2017

Ф. К. Сологуб и И. Ф. Анненский
(1863-1927)

Сологуб (Тетерников) Фёдор Кузьмич (1863-1927) - поэт, прозаик, переводчик, драматург, публицист. По специальности преподаватель математики. Один из виднейших и последовательных представителей русского символизма.

Ф. К. Сологуб в Википедии
Монографические сайты Ф. К. Сологуба:
http://fsologub.ru


 





 Портрет работы Б. М. Кустодиева,
1907 г. [1], с. 343
Портрет работы К. А. Сомова,
1910 г., ИРЛИ
Портрет работы Ю. П. Анненкова,
1921 г. [3], с. 103
Портрет работы Н. Вышеславцева,
1927 г.
Санкт-Петербург,
Смоленское кладбище, 2005 г.


Увидеть  Ф. Сологуба в собрании можно также на двух групповых снимках вместе с А. Блоком, Г. Чулковым и Конст. Эрбергом.

Ф. Сологуб, И. Анненский и В. Брюсов написали трагедии на одну античную тему. Эта ситуация освещена в прим. 58 к статье А. В. Лаврова и Р. Д. Тименчика (ПК, с. 120). Там же приведено письмо Ф. Сологуба к И. Анненскому:

22 декабря 1906 г.

'Многоуважаемый Иннокентий Федорович,
Раньше, чем я узнал, что Вы написали трагедию о Лаодамии, я взялся за ту же тему. С моей стороны это было большою смелостью, потому что я никогда не занимался изучением античной древности. Но статья Ф. Ф. Зелинского так заинтересовала меня этою темою, что я решился обработать ее, не гонясь за недоступною для меня историческою точностью. Когда я прочел Вашу превосходную трагедию, было уже поздно бросать мою работу: первые 2 листа были написаны совсем, а остальные
- вчерне. Теперь я беру на себя смелость послать Вам рукопись трагедии, которую я назвал "Дар мудрых пчел". Буду очень рад, если Вы пожелаете хотя бегло просмотреть эту пьесу, и буду очень польщен, если Вы когда-нибудь, при случае, скажете или напишете мне что-нибудь о моей работе.
С истинным уважением Федор Тетерников'.

ЦГАЛИ, ф. 6, оп. 1, ед. хр. 365.
Письмо опубликовано в контексте приведённого в статье плана мемуарной книги В. Кривича (записка П. Н. Медведеву, январь 1933 г.).
Кроме того, ситуация пояснена А. В. Лавровым в кн.:
[5], с. 731:
Анализ "Дара мудрых пчёл" в сопоставлении с двумя другими трагедиями русских символистов на тот же мифический сюжет -- "Лаодамией" Иннокентия Анненского (1902, опубл. 1906) и "Протесилаем умершим" В. Брюсова (1913) -- см. в статьях: Силард Лена. Античная Ленора в XX в. -- Studia Slavica (Budapest), 1982, t. 28, с. 313-331 (
выходные данные статьи отличаются от тех, что приведены А. В. Лавровым и Р. Д. Тименчиком к публикации в ПК); Страшкова О. К. Три интерпретации мифа. -- В кн.: Брюсовские чтения 1980 года. Ереван, 1983, с. 77-90. Источником трагедии Сологуба послужила статья Ф. Ф. Зелинского 'Античная Ленора' (Вестн. Европы, 1906, ? 3, с. 167-193; вошла в кн.: Зелинский Ф. Из жизни идей. 2-е изд. СПб., 1908, т. 1, с. 199-229).
М. Волошин
написал рецензию "Фёдор Сологуб:"Дар мудрых пчёл"" (см. в кн.: [5], с. 434-438).

И. Ф. Анненский разбирает поэзию Ф. К. Сологуба в статье "О современном лиризме" (раздел "ОНИ"), где даёт ей ряд блестящих характеристик. Однако Ф. К. Сологуб обиделся на слова в свой адрес (см. прим. 53 к воспоминаниям В. Кривича) и сохранил свою обиду и после смерти Анненского (см. запись Вс. Рождественского в альбоме М. М. Шкапской). Есть краткая характеристика Сологуба и во 2-й части статьи "ОНЕ".

И. Ф. Анненский упоминает Ф. Сологуба в рецензии на сборник Н. С. Гумилёва "Романтические цветы".

Анненский пишет о Сологубе в письме А. Г. Горнфельду от 1 марта 1908 г.

Об отношениях с И. Анненским - в письме А. А. Кондратьева неизвестному адресату от 19 апреля 1931 г., фрагмент которого приведён А. В. Лавровым и Р. Д. Тименчиком в прим. 58 статьи к публикации в ПК, с. 120.

О пересечении творческих интересов Ф. К. Сологуба и И. Анненского см. прим. 3 к воспоминаниям Т. А. Богданович.

О Сологубе в письме  И. Анненского С. Маковскому 11 июля 1909 г. и примечаниях 2, 3, 4, 9 к нему.

Анненский размышляет о Сологубе и сопоставляет его с Гоголем в статье "Эстетика "Мертвых душ" и ее наследье".

Кроме того, упоминание в черновике к рецензии на книгу стихов Н. С. Гумилёва "Романтические цветы"

Ф. К. Сологуб упоминал Анненского, говоря о причинах закрытия театра В. Ф. Комиссаржевской:

Разрыв между театром и литературою был так глубок. что даже ощущая новых путей Комиссаржевская всё же не поставила ни брюсовскую "Землю", ни "Лаодамию" Иннокентия Анненского, ни "Незнакомку" Александра Блока.

[6], с. 349.
Алконост, кн. 1. Сборник памяти В. Ф. Кони. СПб., 1911, с. 2-3.

О. Ронен в своём докладе на "Анненских Чтениях -- 2005" "полемически" предполагал, что стихотворение "Поэту" ("В раздельной чёткости лучей...") адресовано Ф. К. Сологубу; см. его статью "Не-я".

Тема "Анненский и Сологуб" разрабатывается в:

Аникин А. Е. Анненский и Шевченко (заметки к теме).
Венцлова Т.
Тень и статуя: К сопоставительному анализу творчества Федора Сологуба и Иннокентия Анненского.
Кушнер А.
О некоторых истоках поэзии И. Анненского.

Мандельштам О. Э. Буря и натиск.
Меррилл Дж.
'Дар мудрых пчел' Ф.Сологуба - диалог с Анненским?

Пустыгина Н. Г. Драматургия Федора Сологуба 1906-1909 гг.: (Статья вторая). фрагменты, см. ниже
Ронен О.
Не-я.
Федоров А. В.
Два поэта (Иннокентий Анненский и Фёдор Сологуб как переводчики поэзии).

Н. Г. Пустыгина
Драматургия Федора Сологуба 1906-1909 гг.: (Статья вторая)

фрагменты статьи

Источник: Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1986. Вып. 683: Труды по русской и славянской филологии: Литература и публицистика: Проблема взаимодействия.

94

1906-1909-е годы - период наиболее интенсивной и разнообразной драматургической деятельности Ф. Сологуба. Драматургия этих лет богата в жанровом отношении: две трагедии - 'Дар мудрых пчел' (первая публикация: Золотое руно, 1907, ? 1, 2-3), 'Победа смерти' (Спб., изд-во 'Факелы', 1908), драма 'Любви' (две редакции: 1-я - журнал 'Перевал', 1907, ? 8-9; 2-я - Собр. соч., т. 8. Спб., б. г.) и, наконец, две 'шутовские' пьесы - 'Ванька-ключник и паж Жеан' (Новые мысли, 1908, ? 1), 'Ночные пляски' (Рус. мысль, 1908, ? 12). К концу этого периода относится работа Ф. Сологуба над инсценировкой романа 'Мелкий бес' (см.: Мелкий бес. Драма в 5-ти действиях. Спб., изд. журнала 'Театр и искусство', 1909; машинопись). Драматизированный характер имеет мистерия Сологуба 'Литургия Мне' (Весы, 1907, ? 2).

Три из названных пьес были поставлены в Драматическом театре В. Ф. Коммиссаржевской: 'Победа смерти' (1908 г.; реж. Вс. Мейерхольд), 'Ночные пляски' (1908 г.; реж. Н. Евреинов, балетмейстер М. Фокин), 'Ванька-ключник и паж Жеан' (1909 г.; реж. Н. Евреинов). Трагедия 'Дар мудрых пчел' подготавливалась для постановки в этом же театре. Чтение трагедии происходило в конце октября 1906 г. на Литературных субботах, организованных В. Ф. Коммиссаржевской. Пьеса уже была включена в репертуар театра, однако замысел постановки так и не был осуществлен. Не ставилась на сцене и драма 'Любви'.

<...>

97

Обращение к искусству прошлого становится творческим принципом: 'посвященный' общается с равным себе. Только поэту-творцу, считает Сологуб, открывается истинная ценность и многообразие произведения искусства. Критик и читатель (не поэты) всегда односторонне воспринимают текст, критик потому, что 'ко всякому литературному явлению подходит с кодексом правил, заранее подготовленных'9, читатель занимает промежуточное положение между критиком и поэтом, что также 'суживает для него тот круг, внутри которого лежит для поэта прекрасное и мудрое'10. Поэт же, 'вдохновенный творец, чародей и мечтатель', открывает 'чужую книгу' и 'ворожит' над ней11, продолжая начатое прошлыми поколениями художников и создавая свое. Этот принцип 'заимствования' сюжетов Сологуб последовательно проводит при написании своих пьес, причем всегда указывая на источник.

Так, трагедия 'Дар мудрых пчел' была создана как авторский вариант античного мифа о Лаодамии и Протесилае. Сологуб писал, что его заинтересовала статья Ф. Зелинского 'Античная Ленора'12, и он решил положить этот миф в основу трагедии. Конечно, создание пьесы во многом обусловлено общими тенденциями в развитии символической драматургии начала и середины 900-х годов - периода наиболее интенсивного 'мифотворчества'. Известно, что почти одновременно с Сологубом над этим же сюжетом работал Ин. Анненский. Недоразумение, возникшее между драматургами в связи с разработкой одного и того же мифа, освещено в комментариях А. В. Лаврова и Р. Д. Тименчика к материалам 'Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях'13. В частности здесь приведено пись-

9 Ф. Сологуб. Демоны поэтов. - В кн.: Ф. Сологуб. Собр. соч., т. 10. Спб, б. г. С. 172.
10 Там же, с. 173.
11 Там же; с. 170.
12 См.: Ф. Зелинский. Из жизни идей: Научно-популярные статьи, т. 1. Спб., 1908, с. 199-230.
13 См. в кн.: ПК, с. 61-146.

98

мо Сологуба Анненскому (от 22 дек. 1906 г.) с разъяснениями: Сологуб указывал, что он начал свою работу над трагедией, не зная о вышедшей уже 'Лаодамии' Анненского14. Интерес представляет также опубликованная комментаторами выдержка из письма А. А. Кондратьева, в которой упоминается, что Анненский 'был недоволен Сологубом за то, что тот воспользовался в трагедии <...> уклонениями от античного канона, сделанными им, Анненским'15. Эти 'уклонения', скорее всего, касаются трактовки сцены гибели Лаодамии. Трагедия Анненского 'Лаодамия' была написана на основании немногочисленных уцелевших отрывков трагедии Еврипида 'Протесилай', но, как объясняет Анненский в предисловии к трагедии, он отверг концовку Еврипида (у которого Лаодамия закалывается ножом) и предложил свою (героиня бросается в огонь)16. Такова же развязка и в трагедии Сологуба. Общее в трагедиях можно увидеть и на более глубинном уровне: это схожесть интерпретаций проблемы искусства, мечты. Например, в трагедию 'Дар мудрых пчел' Сологуб вводит персонаж, которого не было ни в одном из ранее предложенных вариантов мифа, - ваятеля Лисиппа. Этот художник создает для Лаодамии замену реальности - воскового Протесилая. В мифе о Лаодамии Сологуба привлекла сама идея подмены и безоговорочной, безумной веры в реальность мечты (ср. заключительные строки трагедии Анненского: 'Лунной ночью ты сердцу мила, / О мечты золотая игла, - / А безумье прославят поэты'17). Реальная же жизнь мертва, как мертв Протесилай. Но в целом в трагедии 'Лаодамия' Анненского акцент иной: его внимание сосредоточено на разработке проблем Рока и борьбы с ним, что Сологуба волновало мало.

14 Там же, с. 120.
15 Там же, с. 120-121.
16 См. И. Анненский. Стихотворения и трагедии. Л., 1959, с. 445.

ИСТОЧНИКИ

1. Владислав Ходасевич. Колеблемый треножник. М., "Советский писатель", 1991. 
2. Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюсов. М., "Наука", 1976.
3. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. В 2-х томах. Т. 1. Л.: Искусство, 1991.
4. Максимилиан Волошин. Путник по вселенным. Москва, "Советская Россия", 1990.
5. Максимилиан Волошин. Лики творчества. Л., "Наука", 1988.
6. Встречи с прошлым. Выпуск 3. М, "Советская Россия", 1986 (Сб. материалов ЦГАЛИ, изд. 3-е).

 

Начало \ Именной указатель \ Ф. К. Сологуб и И. Ф. Анненский

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2017

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования