|
|
Начало \ Именной указатель \ Анненский и Вяч. И. Иванов |
Обновление: 25.05.2024 |
||||
Вячеслав Иванович Иванов (16 [28] февраля 1866 - 16 июля 1949) - поэт, переводчик, критик, теоретик символизма.
Страница Википедии |
||||
|
|
|
|
|
Фото, 1908. [1] |
Портрет работы Н. П.
Ульянова СПб., Русский музей, 1918 [4] |
Портрет работы К. Ф.
Юона, 1920 [4] |
Рис. С. М. Городецкого, [5] |
Силуэт работы
Е. Кругликовой [3] |
КО, стр. 667. Анненский посвятил Вяч. Иванову два шуточных стихотворения под одним названием "Мифотворцу - на башню", где в квартире Вяч. Иванова регулярно бывал в 1909 г. (см. фото "башни" на странице), и стихотворение "Другому".
Автор статьи
"О
поэзии Иннокентия Анненского", в ходе
подготовки которой Вяч. И. Иванов не только узнал о существовании
"Кипарисового ларца", но и впервые прочитал "Тихие песни". Портрет справа выполнен К. А. Сомовым (1906). Вяч. Иванова можно также увидеть в собрании на групповом фото с Ф. Фр. Зелинским. Автор стихотворения, посвящённого Анненскому: Ultimum vale
Зачем у кельи ты подслушал,
'Не ты ль меж нас молился вслух,
- Молчи! Я есмь; и есть - иной.
Тот миру дан; я - сокровен: С посвящением: "Инн. Ф. Анненскому", вошло в кн.: "Cor ardens". СПб., 1911 (Цикл "Пристрастия"). Ultimum vale - последнее прощание (лат.). Это стихотворение исследуется:
Bazzarelli E. La poesia di Innokentij Annenskij. Milano,
1965. P. 46. И. Ф. Анненский - Вяч. И. Иванову. 24 мая 1909 г. Источник текста: Письма II. ? 194. Подготовка текста и комментарии А. И. Червякова. 314 24 мая 1909. Многоуважаемый Вячеслав Иванович, Если бы можно было этими строками заменить разговор! Но они лишь утешают меня, да и то слабо, в невозможности придти к Вам сегодня, как я собирался было. Я так устал вперед (омерзительнейшая из форм усталости) от перспективы еще этой, хотя и одной из последних недель, моей службы1, - что признаю неизбежным просидеть сегодня дома. Надо это... инстинктом чувствую, что надо. Знаете, как лошадь, на Кавказе: оступится, - и окаменевает - обращай- 315 тесь с нею, как с вещью. Всякому ведь еще хочется жевать и видеть, даже не видеть... а так... Опять это?.. Нет... перечитывал, наизусть знаю... нет, нет и нет! Елена Гете для нас, т<о> е<сть> для моего коллективного, случайного Я, не может быть тем чем сделало ее Ваше, личный и гордый человек2! И мы не выродились вовсе в своей безличности. Тогда было тоже... но оно еще не выявилось и не обострилось, не обвещилось так, как теперь. Вот и все. Елена, это - неполнота владения женщиной, и в ней две стороны. Елена культа, это - сознание женщины, а Елена мифа, это - желание мужчин. Призрачность же Елены - вовсе не покаянная песнь Тисии3 - хоро-становителя, а лишь - Роковая развеянность 'вечно-женского' по послушным и молящим, но быстро стынущим вожделениям. Вся Елена - из желаний: и в Амиклах на троне, и там - на Белом острове с загробно-торжествующим, но землею обагренным сыном Фетиды в виде жениха4, там среди белых птиц, крылатых желаний, пришедших следом и всюду за ней родящихся. Одевайте Елену в какие хотите философемы, но что-то в самой загадочности ее сидит мучительно- и неистощимо-грубое, чего не разложит даже электричество мысли, и всегда, всегда так было. Нет, я слишком дорого заплатил за оголтелость моего мира - не я, а Я, конечно - чтобы не сметь поставить... Стоп... потопим в чернильнице кощунство!5 Хотелось бы очень Вас послушать, именно послушать... молча... Но до менее взволнованно-больных минут, чем теперь, сейчас. Ваш И. Анне<нский> Печатается по тексту автографа, сохранившегося в архиве В. И. Иванова (НИОР РГБ. Ф. 109. К. 11. ? 43. Л. 1-2 об.). Письмо цитировалось впервые в работе, опубликованной дважды: Корецкая И. Вячеслав Иванов и Иннокентий Анненский // Культура и память: Третий международный симпозиум, посвящённый Вячеславу Иванову. II. Доклады на русском языке. Firenze: La Nuova Italia, 1988. С. 84. (Записки факультета литературы и философии Павийского университета; 45); Корецкая И. Вячеслав Иванов и Иннокентий Анненский // Контекст 1989: Литературно-тео- 316 ретические исследования / АН СССР; ИМЛИ им. А. М. Горького; отв. ред. А. В. Михайлов. М.: Наука, 1989. С. 60. В полном объеме впервые опубликовано в составе статьи А. В. Лаврова 'Вячеслав Иванов - "Другой' в стихотворении И. Ф. Анненского' (Иннокентий Анненский и русская культура ХХ века: Сб. научн. тр, / Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме; Сост. и научн. ред. Г. Т. Савельевой. СПб.: Арсис, 1996. С. 113-114). Написано на почтовой бумаге:
Иннокентий Феодорович Иванов Вячеслав Иванович ( 1866-1949) - поэт, переводчик, критик, теоретик символизма. Различные аспекты взаимоотношений Анненского и Вяч. Иванова, внимательно и не без полемического начала следивших за творчеством друг друга (см, в частности, работы, оказавшие серьезное методологическое воздействие на восприятие наследия Анненского и Иванова литературной критикой и наукой: статьи Анненского 'О современном лиризме' (КО. С. 329-333, 336, 337, 355, 357, 359-360, 380, 381, 382) и Иванова 'О поэзии Иннокентия Анненского' (Иванов Вячеслав. Собрание сочинений / Под ред. Д. В. Иванова и О. Дешарт; С введением и прим. О. Дешарт. Брюссель: Fоуег Oriental Chrétien, 1974. Т. II. С. 573-586; см, там же с. 21, 354-355, 659, 667, 742, 783, 816-817), стихотворения Анненского 'Другому', 'Мифотворцу - на башню' и Иванова 'Ultimum vale'), вызвали массу комментариев, им посвящена обширная научно-критическая литература (библиографический перечень, приведенный мною ранее (см.: УКР III. С. 132-134), надлежит пополнить следующими позициями:
- Stammler Heinrich A. Vjačeslav Ivanov's
Image of Man // Wiener Slavistisches Jahrbuch. Graz; Wien; Koln,
1967/68. Bd. 14. S. 128-142; 317
Werk Innokentij Annenskijs und Vjačeslav
Ivanovs. Frankfurt am Main: Lang, 1992. 285 S. (Heidelbcrger
Publikationen zur Shvistik. In: Litera-turwissenschaftliche Reihe, 2); Лично Анненский и Иванов познакомились, вероятно, осенью 1906 г. на чтении 'Сатирессы' А. А. Кондратьева (см.: Два письма А. А. Кондратьева к В. И. Иванову / Публ. Н. А. Богомолова // НЛО. 1994. ? 10: Историко-литературная серия; Вып. I. Вячеслав Иванов: Материалы и публикации / Сост. Н. В. Котрелев. С. 107-113), но вряд ли их общение до весны 1909 г. было сколько-нибудь активным (во всяком случае, документальными свидетельствами об их встречах в 1907-1908 гг. я не располагаю). Рабочий контакт между двумя мэтрами был установлен в значительной мере благодаря усилиям Маковского привлечь влиятельного в литературных кругах Иванова к деятельному сотрудничеству в журнале 'Аполлон'. Маковский и был инициатором визита Иванова в Царское Село, впечатления от которого отразились в публикуемом письме (телеграмма Маковского печатается по архивному источнику: РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. ? 347. Л. 2): 318
Иннокентию Федоровичу
Анненскому
Ц/Село <из> Петербурга
Можно ли приехать к Вам с
Вячеславом Ивановым <в> пятницу двухчасовым поездом<?>
Текст ответной телеграммы Анненского не сохранился, но судя по письму Маковского, отправленному 19 мая Вяч. Иванову (цит. по: Переписка В. И. Иванова с С. К. Маковским / Подгот. текста Н. А. Богомолова и С. С. Гречишкина; Вступ. статья Н. А. Богомолова; Коммент. Н. А. Богомолова и О. А. Кузнецовой // НЛО. 1994. ? 10: Историко-литературная серия; Вып. I. Вячеслав Иванов: Материалы и публикации / Сост. Н. В. Котрелев. С. 139-140), Анненский сразу же откликнулся и выразил согласие принять гостей:
Только что я получил телеграмму от Ин. Фед. Анненского: он очень рад будет видеть нас у себя в пятницу. Итак, я надеюсь, что мы встретимся в этот день, в 2 часа, на Царскосельском вокзале. Я уверен, что Вы не пожалеете об этом маленьком путешествии, а мне доставите настоящую радость. <...> Предполагаемая встреча у Анненского в пятницу 22 мая была одной из самых важных тем следующего письма Маковского (печатается по тексту автографа, сохранившегося в фонде Анненского: РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. ? 347. Л. 8-9): <см. на странице писем С. К. Маковского> 319 Показателем того, что в беседе Иванова и Анненского затрагивались не только вопросы организации журнала, но и их штудии в области культа Диониса, является содержание телеграмм, обмен которыми состоялся между Анненским и Ивановым вскоре после упомянутой встречи. В архиве Анненского (РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. ? 328. Л. 1) отложилась телеграмма Иванова следующего содержания:
Иннокентию Федоровичу Анненкову <так! -
А. Ч.> Можете ли одолжить Рейша Дионис<?>
Упомянутый в тексте Райш (Reisch) Эмиль (1863-1933) - немецкий филолог-классик, историк, археолог, автор ряда монографических работ, посвященных дионисийской проблематике, среди которых следует особо выделить следующие труды: Reisch Emil. Der Dionysos des Alkamenes. Wien, 1893; Dörpfeld Wilhelm, Reisch Emil. Das griechische Theater: Beiträge zur Geschichte des Dionysos-Theaters in Athen und anderer griechischer Theater. Athen, 1896. На авторитет Райша Анненский не раз ссылался в своих лекциях по античной литературе (см., в частности: ИАД. С. 26, 103, 136). Трудно поэтому предположить, что он просто перепутал издание, посылая ответную телеграмму (сохранилась в архиве Иванова (НИОР РГБ. Ф. 109. К. 11. ? 43. Л. 5), почтовый штемпель 25 мая):
К сожалению девятый полутом у меня взят.
Речь идет о девятом полутоме знаменитой 'Реальной энциклопедии классических древностей' Паули-Виссова, включающем в себя статью о Дионисе Отто Керна (см.: [Kern О.] Dionysos: 2) Der Gott // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft: Neue Bearbeitung / Unter Mitwirkung zahlreicher Fachgenossen hrsg. von Georg Wissowa. Stuttgart: J. B. Metzlersche Verlag, 1903. Neunter Halbband: Demogenes-Donatianus. Sp. 1010-1046), которую Анненский, между прочим, использовал, готовясь к лекциям (см.: Зельченко В. В. Примечания // ИАД. С. 340, 341, 348, 349). Стоит отметить, что эта работа упоминалась и Вяч. Ивановым в более поздних его трудах, посвященных дионисийской проблематике (см., в частности: Иванов Вяч. И. Дионис и прадионисийство: Фрагменты книги (публ. Г. Ч. Гусейнова) // Эсхил. Трагедии: В пер. Вячеслава Иванова / Изд. 320 подгот. Н. И. Балашов и др. М.: Наука, 1989. С. 352. (Литературные памятники)).
1 В августе 1909 г. истекал
тридцатилетний срок 'беспорочной и усердной' педагогической службы
Анненского. Пенсионное законодательство Российской Империи,
действовавшее в конце XIX - начале XX вв., по общему правилу определяло
срок выслуги пенсии для государственных служащих следующим образом: 25 и
35 лет. Чиновник, выслуживший 25 лет, имел право на пенсию в размере
половинного оклада, в случае, если срок выслуги составлял 35 лет, пенсия
была равна должностному окладу уходящего в отставку (ср. вводное прим. к
тексту 169 <письмо
О. П. Герасимову от 25.05.1908>).
2 Елена, прекраснейшая из женщин греческой мифологии, героиня II
части 'Фауста' Гёте, не однажды упомянута в труде Вяч. Иванова
'Эллинская религия страдающего бога' (см. первопубликацию: Иванов
Вячеслав. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. 1904.
Февраль. С. 59-60, 62). Анненский посвятил этому 'поэтическому имени'
специальную работу 'Елена и ее маски' (см. прим. 2 к тексту 170
<письмо
Е. М. Мухиной от 20.06.1908>). 321
Эллинская религия страдающего бога / Прим. и
коммент. В. В. Сапова // Человек. 2006. ? 6 (ноябрь -
декабрь). С.
173-174). 3 Речь идет о Стесихоре и его 'палинодии' (см. прим. 2 к тексту 170 <письмо Е. М. Мухиной от 20.06.1908>).
4 Амиклы - город на полуострове Пелопоннес, расположенный
неподалеку от Спарты, царем которой был Менелай, муж Елены. После смерти
Елена по одной из версий мифа была перенесена на остров Левка (Белый)
близ устья Дуная, где ее мужем стал сын нереиды Фетиды Ахилл, погибший у
стен Трои. 5 Иронически-провокационный характер этой фразы эффектно подсвечивается свидетельством мемуаристки: <Е. К. Герцык, см. на странице>
Вяч. И. Иванов - И. Ф. Анненскому. 16 октября 1909 г. 321 Приводится полностью и комментируется в прим. 28 к статье: Лавров А. В. "Вячеслав Иванов - "Другой" в стихотворении И. Ф. Анненского". К письму прилагалось стихотворение "Зачем у кельи Ты подслушал..." с посвящением: "Инн. Ф. Анненскому". Фрагмент письма приводился ранее в: ПК, прим. 255, с. 141. И. Ф. Анненский - Вяч. И. Иванову. 17 октября 1909 г. Дорогой Вячеслав Ив<анович>. Я только что получил Ваше превосходное стихотворение, которое я и воспринимаю во всей цельности его сложного и покоряющего лиризма. Заглушаю в душе лирическое желание ответить - именно потому, что боюсь нарушить гармонию Вашей концепции и красоту мысли - такой яркой и глубинно-ласкающей, что было бы стыдно полемизировать против ее личного коррелята и еще стыднее говорить о себе в терминах, мистически связанных с "Тем - безглагольным, безответным"1. Когда-нибудь в капризной беглости звука, то влажно <?> сшибаясь, то ропотно разбегаясь связанные и не знающие друг друга, мы еще продолжим возникшее между нами недоразумение2. Только не в узкости личной полемики, оправданий и объяснений, а в свободной дифференциации, в посменном расцвечении волнующей нас обоих Мысли. О чем нам спорить? Будто мы пришли из разных миров? Будто в нас не одна душа - беглая гостья; душа, случайно нас озарившая, не наша, но Единая и Вечная и тем безнадежней любимая? Ваш И. А.
КО, с. 493.
Автограф: ЦГАЛИ,
ф. 6, оп. 1, ед. хр. 284. 1 ...с "Тем - безглагольным, безответным". - Перефразированная строка из названного стихотворения В. Иванова. У Иванова: "Он пел: узнал я гимн заветный, - / Сам - безглагольный, безответный - / Немея в скинии земной". 2 ... возникшее между нами недоразумение. - Речь, по-видимому, идет о недовольстве В. Иванова разбором его стихотворений в статье Анненского "О современном лиризме".
Вяч. И. Иванов - В. Я. Брюсову. 3 января 1910 г. <Петербург> 3.I.1910
Поздравляю тебя с Новым годом, будь светел и славен. Ты очень обрадовал меня дважды приветами из Швейцарии и тронул живою памятью обо мне в местах, где я был счастлив когда-то1. С нетерпением жду твоего приезда. Жизнь моя течет тяжело и болезненно. Отпустить 'Cor Ardens' просто не было воли. И вовсе не потому, чтобы я его совершенствовал или пополнял по плану или, наконец, колебался обнародовать. Глубокое равнодушие оковывало меня. Но довольно писанных нелюбимых слов. Хочу тебя обнять. Благодарю тебя за 'Огненного ангела' - ты знаешь, я люблю твою книгу2. Пожелай счастливого Нового года Иоанне Матвеевне. 'Общество ревнителей художественного словат тебя; тобою гордится как своим3. Настоящий состав Совета, который ведет 'Общество', его задачи и работы: ты, Зелинский (кооптированный на место И. Ф. Анненского)4, Блок, Кузмин и я, Маковский - 'администратор' - ведает 'тело' 'Общества', с своим помощником (секретарем редакции 'Аполлона'). Выбирает новых членов Совет-администратор. Такова организация. Отделение от 'Аполлона' полное, в смысле организации и юридическом. Я читал в этом семестре о метафоре и символе (три вечера) и потом о внутренних формах лирики, именно о 'reine Lirik'* и гимне5. Анненский был прерван - преждевременной, горькой - смертью! - на начале серий: 'Ритмы Пушкина и их судьба в нашей позднейшей лирике'. Зелинский в этом полугодии прочтет о законе клаузулы в прозаическом периоде и о элегическом ритме (дистихи) в антике и у нас. Твоего курса ждем с огромным интересом. Любящий тебя В я ч е с л а в. Членов у нас мало - часто мы, кажется, преувеличиваем осторожность - что, впрочем, отнюдь не значит, что у нас литературная elite. В. Чуть-чуть было не уехал с Гумилевым в Африку6... но был болен, оцеплен делами и - беден, очень беден деньгами. * чистой лирике (нем.). Публикация и комментарии С. С. Гречишкина, Н. В. Котрелева и А. В. Лаврова // Литературное наследство, том 85. Валерий Брюсов. М., "Наука", 1976. С. 523-524. 1 Путешествуя по Западной Европе осенью 1909 г., Брюсов послал Иванову две приветственные открытки - из Бриенца (2 сентября) и из Женевы (11 сентября). 2 Брюсов послал Иванову второе издание романа 'Огненный ангел' (М., 'Скорпион', 1909). 3 Осенью 1909 г. 'Поэтическая академия' (т. е. заседания на 'башне' Иванова, посвященные лекциям по теории стиха для молодых поэтов) была преобразована в 'Общество ревнителей художественного слова' с официальной программой лекций и поэтических вечеров. В его 'совет', состав которого Иванов перечисляет далее, входили писатели, группировавшиеся вокруг редакции журнала 'Аполлон' (СПб.; первый номер вышел в октябре 1909 г.). Административные функции взяли на себя редактор 'Аполлона' Сергей Константинович Маковский (1877-1962) и секретарь редакции этого журнала Евгений Александрович Зноско-Боровский (1884-1954). Брюсов один из первых получил приглашение прочесть курс лекций по теории стиха: 'Кроме вас, для той же цели пока приглашены г.г. Вячеслав И. Иванов, Иннокентий Ф. Анненский, в числе своих слушателей вы увидите всех молодых поэтов, живущих здесь. Главным инициатором является Н. С. Гумилев' (письмо Зноско-Боровского от 21 сентября 1909 г. - ГБЛ, ф. 386, карт. 86, ед. хр. 61). Брюсов ответил согласием (см. там же, письмо от 20 октября 1909 г.), однако с лекциями в 'Обществе' не выступал. О роли Иванова в этом 'Обществе' см.: Модест Гофман. Поэтическая академия ('Вестник литературы', 1909, ? 8). 4 И. Ф. Анненский скоропостижно скончался 30 ноября 1909 г. Фаддей Францевич Зелинский (1859-1944) - филолог-классик, профессор Петербургского университета; друг Иванова. О "кооптированности" Зелинского см. письмо М. А. Кузмина к А. А. Блоку от 10.12.1909 и ответ на него. 5 Сохранились конспекты некоторых из этих лекций, написанные рукой М. М. Замятниной (см.: ГБЛ. Записки Отдела рукописей. Вып. 34. М., 1973, стр. 258. Опубликованы: Гаспаров М.Л. Лекции Вяч. Иванова о стихе в Поэтической Академии 1909 г. // НЛО. 1994. ? 10: Историко-литературная серия; Вып. I. Вячеслав Иванов: Материалы и публикации / Сост. Н. В. Котрелев. С. 89-106). Вероятно, задуманная им позже книга 'Введение в поэтику' должна была строиться на основе этого курса, а также лекций, прочитанных в 'Кружке поэзии' (ср.: 'Записи высказываний В. И. Иванова на занятиях 'Кружка поэзии', февраль-август 1920 г. Сост. Ф. И. Коган'. - ИМЛИ, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 6). Книга не вышла, хотя была объявлена изд-вом 'Альциона' ('Печать и революция', 1922, кн. 2(5), стр. 402). а затем ошибочно указана в числе изданий, вышедших в свет (там же, кн. 7, стр. 158). 6 Н. С. Гумилев уехал в Абиссинию в ноябре 1909 г. Анненский говорит о Вяч. Иванове в письме Волошину 6 марта 1909 г. Анненский говорит о Вяч. Иванове в письме Маковскому 31 августа 1909 г. (см. также прим. 5). Переписка С.К. Маковского и Вяч. Иванова в отношении к Анненскому, свидетельствующая об их разногласиях и косвенно - о разногласиях Иванова с Анненским (особенно письмо от 2 февраля 1910 г.). Запись в дневнике Вяч. Иванова от 5 августа:
'Вечером был на редакционном
собрании 'Аполлона'. Встретил, кроме Маковского и Анненского, Бенуа,
Добужинского, Мейерхольда, Судейкина, Врангеля. Приехал с Гумилевым.
Говорил с Волошиным, который был забавен, - по поводу его бранного
фельетона обо мне' Запись в дневнике Вяч. Иванова от 17 августа: 'Гумилев по просьбе Маковского читал мне и Кузмину стихи Анненского и Волошина, чтобы выбрать интереснейшие. Мы по обыкновению совпадали в приговоре'. Иванов Вячеслав.
Собрание сочинений. Т. II. Брюссель, 1974. С. 791. Запись в дневнике Вяч. Иванова от 24 августа о "скучноватых толках", т.е. о "Пчёлах и осах Аполлона", см. в прим. 1 к письму Маковского к Иванову от 29 июля 1909 г. Вяч. Иванов, вместе с Анненским и С.К. Маковским был учредителем Общества ревнителей художественного слова, которое они зарегистрировали 20 октября 1909 г. Этим была формально оформлена Академия стиха, возникшая при редакции журнала "Аполлон". Анненский разбирает поэзию Вяч. Иванова в статье "О современном лиризме" (раздел "ОНИ"). Характеристика творчества Вяч. Иванова содержится также во втором разделе этой статьи - "ОНЕ". Анненский характеризует Вяч. Иванова в черновике доклада "Поэтические формы современной чувствительности". Анненский упоминает "Тантал" Вяч. Иванова в 17-й (18-й) лекции курса "История античной драмы". Об отношении Вяч. Иванова к И. Анненскому - в письме А. А. Кондратьева не установленному лицу, фрагмент которого приведён в прим. 58 статьи Лаврова А. В. и Тименчика Р. Д. в ПК, с. 120. О соперничестве Анненского и Вяч. Иванова в Академии стиха вспоминает Г. И. Чулков в книге "Годы странствий" (1998, с. 203). О встрече Анненского и Вяч. Иванова на "башне" вспоминает Е. К. Герцык.
Он называл символистами лишь троих - Блока, себя и И. Анненского. Брюсов отошел от символизма. Он позитивен и не тонок, - эклектик. Субботин С. И. '...мои встречи с Вами нетленны...'. Вячеслав Иванов в дневниках, записных книжках и письмах П. A. Журова. // НЛО. 1994. ? 10: Историко-литературная серия; Вып. I. Вячеслав Иванов: Материалы и публикации / Сост. Н. В. Котрелев. С. 213.
Исследования темы "Анненский и Вяч. Иванов":
Баскер М.
Ранний Гумилев: путь к
акмеизму. фрагмент главы 4 "Вяч. Иванов не был единственным поэтом и исследователем античности. Таким был и Иннокентий Анненский; но к нему портрет, начертанный Зелинским, не подходит. Его наука и его поэзия идут по разным руслам, и, хотя античностью он занимался и как поэт в качестве переводчика и соперника Эврипида, не был он предан вакхизму, а, наоборот, тихой и утонченной очень индивидуальной рефлексии. Вяч. Иванов заметил, что Анненский относится к античности как ее декаданс ('О поэзии Иннокентия Анненского'; II, 579). Вяч. Иванов ничего не отрицал; наоборот, он стремился все включить в свой культурный синтез".
Смирнов И. П.
Знак сближается с вещью.
ИСТОЧНИКИ 1.
Максимилиан Волошин. Стихотворения. М.,
"Книга", 1989 (серия "Из
литературного наследия").
|
Начало \ Именной указатель \ Анненский и Вяч. И. Иванов |
При использовании материалов собрания просьба соблюдать
приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com