|
|
Начало \ Именной указатель \ П. П. Потёмкин |
Обновление: 05.09.2024 |
|||||||
Поэт, сатирик, переводчик, драматург. Печатался в 'Аполлоне'. О Потемкине упоминает Андрей Белый в .мемуарах 'Начало века': 'В Петербурге войною шел на нас Блок, поэты из 'Вены' (такой ресторан был), где Дымов*, Куприн, Арцыбашев, Потемкин себя упражняли в словах, собирались брататься с Ивановым и Городецким..' Блок в письме Белому от б июня 1911 г. отзывается о стихах Потемкина - 'это уже какая-то нестроевая рота'. Потемкин одно время был в числе ближайших друзей Гумилева. 'Сатириконовец' Потемкин за свою общительность, легкость нрава, богемность почитался своего рода душой 'Бродячей собаки'. Здесь он, случалось, разыгрывал свои остроумные скетчи. Одно из его стихотворений - 'Дворцовая набережная' - облетело весь Петербург.
Когда весной
разводят После революции он эмигрировал. Сначала жил в Праге, потом поселился в Париже. Однажды в Париже им была устроена панихида по 'Бродячей собаке', которая в его жизни, очевидно, сыграла большую роль, чем в судьбе любого из ее завсегдатаев. Некоторые из этих завсегдатаев, эмигрировавших во Францию, присутствовали на этой символической панихиде. Гумилев писал о Потемкине в 1909 г. ('Аполлон', 2) - о попытке этого поэта 'написать поэму из современной жизни'. Хотя стих отличается ясностью (серьезная похвала в устах Гумилева), поэма в целом оказалась неудачной. У Потемкина 'пока мало данных писать большие вещи', - суммирует свое впечатление Гумилев. В следующем году в 'Аполлоне' появилась статья Гумилева 'Поэзия в 'Весах'. Серьезным упущением этого журнала Гумилев считал 'непривлечение к сотрудничеству П. Потемкина, одного из самых своеобразных молодых поэтов современности'. В своей другой статье в том же номере 'Аполлона' (8, 1910), лишь упоминая Потемкина, Гумилев относит его к числу поэтов, создававших свой стиль. Другой краткий отзыв находим у Гумилева в его рецензии на вышедшую в 1911 г. 'Антологию' книгоиздательства 'Мусагет': 'Неровны, как всегда, стихи Петра Потемкина, хотя теперь удачных выражений у него больше, чем неудачных', И наконец, в 1912 г. Гумилев пишет рецензию на только что вышедший в свет сборник стихов Потемкина 'Герань'. 'Кажется поэт, наконец, нашел себя. С изумительной легкостью и быстротой, но быстротой карандаша, а не фотографического аппарата, рисует он гротески нашего города, всегда удивляющие, всегда правдоподобные'. * О Дымове см. письмо И. Анненского С. Маковскому 22 октября 1909 г. Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. "Третья волна", Париж - Нью-Йорк; "Голубой всадник", Дюссельдорф,1989; Репринт. М., "Вся Москва", 1990. Редактор-составитель, автор предисловия и комментариев Вадим Крейд.
П. П.
Потёмкин в Lib.ru/Классика
(источник изображения 2)
П. П. Потёмкин приехал
знакомиться с Анненским 4 марта 1909 г. вместе с
Маковским,
Волошиным и С.
А. Ауслендером
П. П.
Потёмкину посвящён сонет-акростих И.
Анненского
"Из
участковых монологов",
которым, по сообщению
В. Кривича,
Анненский надписал
ему свою "Вторую книгу отражений". И. Ф. Анненский пишет о стихах П. Потёмкина в статье "О современном лиризме" (раздел "ОНИ") . П. П. Потемкин писал Анненскому в ответ на его неразысканное письмо с отзывом на свою книгу 'Смешная любовь: 1-я книга стихов' (СПб.: Изд. Г. М. Попова, 1908), см. фрагмент в прим. 8 к письму Анненского С. Маковскому 11 июля 1909 г. О П. П. Потёмкине, упоминая Анненского, писал Н. А. Оцуп в посвящённом ему очерке. См. также о П. П. Потемкине в публикации А. Г. Терехова 2-го номера журнала "Остров".
Из дневника П. Лукницкого, 29.01.1926: О Потемкине говорила <А. Ахматова>, что он был громадного роста, силач, борец, пьяница, и когда напивался - дебоширил вроде покойного Есенина. Поэтому за ним всегда присматривали приятели и не давали ему пьянствовать. В. Щеголева (жена пушкиниста П. Е. Щеголева, подруга Ахматовой. - В. Л.) рассказывала, что Потемкин был влюблен в АА. АА говорит, что никогда этого не знала, потому что Потемкин не высказывал этого (да и Щеголева вспоминает, что Потемкин, говоря о своей влюбленности в АА, добавлял, что она никогда об этом не узнает). АА помнит, что действительно Потемкин, бывало, подсаживался к ней в "Бродячей собаке" и говорил какие-то "многозначительные и непонятные" вещи. <...> "Зноско, Потемкин, Маковский - сейчас в Париже. Если б их спросить о Николае Степановиче, они бы рассказали охотно и просто - они не то, что позднейшие - Г. Иванов, Оцуп (не Адамович - он все-таки другой человек!) - эти с ложью. В. К. Лукницкая. Н. Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Ленинград, 1990.
Из воспоминаний В. Пяста: Приехав, он (Гумилев - В. Л.) сделал визиты тем из петербургских поэтов, которых считал более близкими себе по творческим устремлениям. В числе их был П. Потемкин, тогда уже собиравшийся издавать сборник своих стихов и дебютировавший в отдельном издании перевода "Танца мертвых" Франка Ведекинда. Потемкин прожил в детстве некоторое время в Риге и считал себя связанным с немецким языком и культурой. Не бросая шахмат, он бросил к этому времени естественные науки и в университете стал числиться на том же романо-германском отделении, которое выбрал себе в конце концов и я, на котором был и впервые в ту весну появившийся на горизонте О. Мандельштам и Н. Гумилев. Все, кроме Потемкина-германиста, были романистами... В. К. Лукницкая. Н. Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Ленинград, 1990.
|
Начало \ Именной указатель \ П. П. Потёмкин | |
|