|
|
Начало \ Написано \ Г. В. Иванов |
Обновление: 01.02.2024 |
||
Г. В. Иванов фрагменты |
||
Имена Анненского и Г. В. Иванова соотносятся в работах:
Бобышев Д.
Эстетическая формула Иннокентия Анненского в
отражениях его антагонистов и последователей.
|
Петроград, 1921 г. (?) ИРЛИ, [2] |
Портрет работы Ю. П. Анненкова, 1921 [1] |
Я люблю безнадежный покой, Тишину безымянных могил, 1954
'1943-1958 Стихи'. Впервые - в 'Новом журнале' (1954,
38) - в подборке 'Дневник (1954)'. В первой публикации
- без разбивки на строфы. Г. В. Иванов заканчивает своё стихотворение '"Желтофиоль" похоже на виолу' (1943-1958: Стихи. Нью-Йорк, 1958. С. 56.) строкой Анненского из стихотворения "О нет, не стан...": "Оставь меня. Мне ложе стелет Скука".
По предположению Г. И. Мосешвили, "те иль эти" в стихотворении Г.
Иванова "Смилостивилась погода..." (Иванов Георгий.
Собрание сочинений в трех томах. М.: Согласие, 1994. Т. 1. С. 617)
имеют возможным источником стихотворение И. Ф. Анненского
"То и Это". Из недатированного письма Г. В. Иванова к Р. Гулю: 'Для разговора с типографией, прибавлю сразу: не буду в обиде, если по соображениям экономии книга будет набрана как в 'Портрете без сходства' (часть макета), т. е. одно за другим. Так же, кстати, по жадности 'Грифа' был издан в 1911 году 'Кипарисовый Ларец'. Стихи от этого ничего не проиграли'. Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Роман Гуль. Тройственный союз (Переписка 1953-1958 годов). Спб. 2010. С. 482. Имена Анненского и Г. В. Иванова соединены в ДД: Тарасова И. А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского). 10.02.01: Саратов, 2004. В собрании открыт фрагмент и доступен Автореферат ДД.
Источник текста (из домашнего собрания Н. Т. Ашимбаевой): Иванов Г. В. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 3: Мемуары. Литературная критика. М.: Согласие, 1993 (на фонтисписе 1994). Составление, подготовка текста Е. В. Витковского, В. П. Крейда. Комментарии В. П. Крейда, Г. И. Мосешвили. С. 5-220.
А. Ахматова относилась к
книге Г. Иванова резко отрицательно, назвав её в начале 1960-х "бульварными мемуарами"
(см.: Анна Ахматова. Собрание сочинений: В 6 т. [9 книг].
Том 5 / Сост., подгот. текста, коммент, статья С.А. Коваленко.
М.: Эллис Лак 2000, 2001. С. 96); "Это -
вреднейшая книга" (см.: Записные книжки
Анны Ахматовой (1958-1966)
/ составление и подготовка текста К.Н. Суворовой; вступ. ст.
Э.Г. Герштейн; научн. консультирование, вводные заметки к зап.
книжкам, указатели В.А. Черных. Москва -
Torino, РГАЛИ и Giulio Einaudi editore, 1996. С. 263).
Так же она относилась и к нему самому:
"Никогда и нигде он не сказал ни слова
правды.
<...>
Был кузминский мальчик.
<...>
Он циник - ему все равно"
(Там же. С. 263).
Из I (С. 12): Падает редкий, крупный снег. Вдоль тротуара бурые сугробы, под ногами грязь...
...Желтый пар петербургской
зимы, Эта цитата из стихотворения "Петербург", по замечанию комментаторов, неоднократно обыграна Г. Ивановым в разных произведениях.
Из IV (С. 31): Там, в этом желтом сумраке, с Акакия Акакиевича снимают шинель, Раскольников идет убивать старуху, Иннокентий Анненский, в бобрах и накрахмаленном пластроне, падает с тупой болью в сердце на грязные ступени Царскосельского вокзала, прямо
В желтый пар петербургской
зимы, которые он так "мучительно любил".
Этот фрагмент с
некоторыми изменениями вошёл в очерк "Закат над Петербургом". Об этом с
цитатой и комментарием см.:
Из X (С. 91): Что же, чем не занятие - шагать по тротуару, вдыхая бензин и стыдясь бедности! Тем более, что -
...И в мокром асфальте поэт
Из
стихотворения
"Дождик". Да и не одному ему <речь идет о В. Э. Мандельштаме> из "литераторов российских", и отнюдь при этом не "птицам", вроде Мандельштама, увы, придется элегически вздохнуть:
Какие
грязные не пожимал я руки, Неточная цитата из стихотворения "Ямбы".
Из XI (С. 107): И редко чье имя произносилось с большим вниманием и надеждой, чем тогда имя Кузмина. И не только читателями, но и людьми, чье одобрение вряд ли можно было заслужить не по праву, - В. Ивановым, Иннокентием Анненским.
Из XIII (С. 118-120): Падает снег. После вагонного тепла - сырой холодок оттепели пронизывает, забирается в рукава и за шиворот. И что за идея ехать ночью в Царское?! Но делать нечего - приехали, и обратного поезда нет. Тускло горят фонари. Ветки в инее. Звезды. - Эй, извозчик... Сани мягко летят по рыхлому, талому снегу. Городецкий обнимает меня за талию, галантно, на поворотах. На коленях у нас Мандельштам. Гумилев с Ахматовой - на переднем извозчике указывают дорогу - это они и выдумали ехать, на ночь глядя, в Царское. Им-то что - царскоселы. "Но нам-то, нам-то всем." В самом деле, глупо. После какого-то литературного обеда, где было порядочно выпито, поехали куда-то еще - 'пить кофе'. Потом еще куда-то. В первом часу ночи оказались на Царскосельском вокзале. От 'кофе', выпитого и здесь и там, головы кружились.
- Поедем в Царское...
Смотреть на скамейку, где любил сидеть Иннокентий Анненский. В самом деле, как раньше не догадались? Удачней нельзя и придумать, не правда ли? Ночью, по снегу, в какой-то закоулок Царскосельского парка - на скамейку посмотреть. И за это удовольствие ждать потом до семи часов утра - первого поезда в Петербург!.. Но "кофе" действовало, головы кружились. - Едем, едем... Вот - приехали. В вагонном тепле - укачало. На талом холодке развезло. Право, как глупо. Зачем приехали, куда приехали?.. Гумилев с Ахматовой (им что - царскоселы) впереди - указывают дорогу. Мандельштам на моих с Городецким коленях замерзает, стал тяжелый, как мешок, и молчит. За нами на третьем извозчике еще два 'акмеиста', стараются не отстать; у них нет денег на расплату, отстанут - погибнут. У каких-то чугунных ворот останавливаемся. Бредем куда-то по колено в снегу. Деревья шумят заиндевевшими ветками. Звезды слабо блестят. Идем в том же порядке - мы с Городецким под ручки ведем Мандельштама, все тяжелеющего и тяжелеющего. Сугробы все глубже, холод чувствительней. О, Господи... Гумилев оборачивается. - Пришли! Это и есть любимое место Анненского. Вот и скамья. Снег, деревья, скамья. И на скамье горбатой тенью сидит человек. И негромким, монотонным голосом читает стихи... ...Человек ночью, в глухом углу Царскосельского парка, на засыпанной снегом скамье глядит на звезды и читает стихи. Ночью, стихи, на 'той самой' скамье. На минуту становится жутко, - а ну, как... Но нет, это не призрак Анненского. Сидящий оборачивается на наши шаги. Гумилев подходит к нему, всматривается... - Василий Алексеевич, - вы?.. Я не узнал было. Господа, позвольте вас познакомить. Это - цех поэтов: Городецкий, Мандельштам, Георгий Иванов. - Человек грузно подымается и пожимает нам руки. И рекомендуется: - Комаровский. У него низкий, сиплый голос, какой-то деревянный, без интонаций. И рукопожатие тоже деревянное, как у автомата. Кажется, он ничуть не удивлен встрече. - Приехали на скамейку посмотреть. Да, да - та самая. Я здесь часто сижу... когда здоров. Здесь хорошее место, тихое, глухое. Даже и днем редко кто заходит. Недавно гимназист здесь застрелился - только на другой день нашли. Тихое место... <- На этой скамейке застрелился?> На этой. Это уже второй случай. Почему-то выбирают все эту. За уединенность, должно быть. <...> Это 1914 год, февраль или март. Об "анненской" истории из "Петербургских зим", как о выдумке, со слов самого Иванова, говорит С. К. Маковский в книге "Портреты современников", глава "Василий Комаровский (1881-1914)". К этим "воспоминаниям" и к самому Г. В. Иванову резко отрицательно относилась А. Ахматова.
ИСТОЧНИКИ
1. Владислав Ходасевич. Колеблемый
треножник. М., "Советский писатель",
1991. |
Начало \ Написано \ Г. В. Иванов |
При использовании материалов собрания просьба соблюдать
приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024
Mail:
vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com