Начало \ Написано \ С. Р. Федякин | |
Открытие: 20.01.2011 |
Обновление: 20.10.2018 |
С. Р. Федякин
Источник текста: "У книжной полки", 3, 2005. С. 82-85. Очерк завершает публикация стихотворений "Среди миров", "Прерывистые строки". В собрании размещены и другие очерки автора, см. ссылки и о нем на странице.
82 Вечереющий Петербург 30 ноября 1909 года. У Царскосельского вокзала с извозчика сходит встревоженный господин, в тяжелой шубе, с красным портфельчиком в руке. И - медленно садится на заснеженные ступени... Более чем через четыре десятка лет известнейший поэт, 'лебединая песнь' первой русской эмиграции, Георгий Иванов, пытаясь в очерке 'Закат над Петербургом' изобразить невероятный воздух невской столицы, напишет: 'Там, в этом призрачном сумраке, с Акакия Акакиевича снимают шинель, Раскольников идет убивать старуху, Лиза бросается в ледяную воду Лебяжьей канавки. Иннокентий Анненский в накрахмаленном пластроне и бобрах падает с тупою болью в сердце на ступени Царскосельского вокзала в
Желтый пар петербургской зимы, которые он так "мучительно" любил'*. * Этот текст вошёл также в "Петербургские зимы". Пусть Лиза из оперы 'Пиковая дама' бросается не в Лебяжью, а Зимнюю канавку. Пусть Иннокентий Анненский 'в бобрах' в 'желтый пар' и мокрый снег не 'падал'. Он лишь тихо опустился у вокзального подъезда... Но почему-то, для завершения великого культурного мифа имперской России, - где звонко цокали копыта пушкинского 'Медного Всадника', где сам Пушкин валился, тяжело раненный, на снег, где бродили и метались герои Гоголя и Достоевского, а рядом мучились сами их создатели, где волшебные белые ночи чередовались с наводнениями и водой 'буро-желтого цвета', где таяли в небесной синеве золоченый Адмиралтейский шпиль и купол Святого Исаакия и слышались - напротив Зимнего дворца - пушечные выстрелы из Петропавловской крепости, - почему-то для всей этой панорамы - с крещенскими парадами и бомбами террористов, декадентами с блестящими проборами в кабаре 'Бродячая собака' и казачьими нагайками, разгоняющими кричащие толпы, - нужен был и этот образ: Иннокентий Федорович Анненский, умирающий у подъезда вокзала от сердечного приступа. Его смерть была тиха и буднична. Как вполне 'банальна' была и его биография. И, тем не менее, внешняя обыденность жизни этого человека при встрече с ним, а тем более его творчеством - становилась столь же необыкновенной, как и вся история Петербурга. Жизнь почти без событий: гимназия, университет, занятия классической филологией, педагогика. Все аккуратно, основательно, прочно. Один из лучших знатоков античности, автор множества педагогических статей. В 90-е годы XIX века пробудилась в Анненском особая страсть - желание перевести Еврипида. Тогда ему казалось, что этими переводами он сможет оставить память о себе. Уже за переводами с древнегреческого 83 пойдут новейшие французские поэты, родится и собственная поэзия. И все-таки и в начале XX века, даже после книги 'Тихие песни', где он скрылся за псевдонимом 'Ник. T-о', Анненский не только в глазах современников, но, похоже, и в собственных глазах в первую очередь - педагог, и уже после - переводчик, поэт, автор драм на античные сюжеты и критической прозы. И все же его жизнь была полна 'мучительной тишины'. Болезнь почти банальная - врожденный порок сердца. Но не отсюда ли - особое одиночество, с ранних лет, когда не всегда мог даже ходить в гимназию, получив часть своего образования на дому? Не отсюда ли - сама 'скромность' его биографии, - ведь любой резкий шаг мог прервать само течение жизни? А эта неизбывная тоска по иному существованию, пронзившая его поэзию?
Не мерещится ль вам иногда, Стихотворение 'Свечку внесли'. Ощущение мрака будто перемещает человека в совершенно особое пространство. Мир зримый замещается миром, который приходит через звуки.
И движеньем спугнуть этот миг Отчетливо очерчено чувство легкого испуга, настигающее человека в темноте, когда раза ничего не могут различить, когда невероятно обостряется слух и в каждом случайном шелесте или в шуме собственной крови и собственного дыхания мерещится присутствие кого-то неизвестного, также молчаливо слушающего каждый твой шорох. Не было ярких внешних событий? Зато появилось умение жить в себе, способность жить не самим переживанием, но его оттенками. Родилась та чуткость, которая граничит с детским и неизбывным для рода людского вопросом о смысле жизни, когда каждое мгновение наполнено вечностью. Он был прекрасным педагогом, с честью несущим свой долг. Он был поэтом милостью Божией. Долгое время жил в двух мирах, поневоле отдавая много сил педагогике. 1909 год - время предчувствия, что судьба его вот-вот должна решиться, что он, наконец-то, должен освободиться от лишних обязанностей и отдаться литературному труду. Современники тоже начинали прозревать в педагоге и ученом-эллинисте одну из первых поэтических звезд своего времени. И творческая устремленность Анненского дает первые плоды признания: в первой половине 1909-го выходит 'Вторая книга отражений', в сентябре на сцене Александрийского театра ставится трагедия Еврипида 'Ифигения в Авлиде' в переводе Анненского, вот-вот должна выйти из печати вторая книга лирики 'Кипарисовый ларец'... Почему этот год, с которого начинало приходить признание, оказался последним? Неприятности при увольнении с педагогического поприща? Непонимание, недовольство и ропот литераторов, которое вызвала его статья 'О современном лиризме'? Нечуткость редактора журнала 'Аполлон', отложившего публикацию новых стихов? Или что-то дрогнуло во всей русской жизни, и чуткий Анненский первым уловил грядущие катастрофы? Странный, непостижимый год, когда символизм был смертельно болен, когда русская поэзия жила в предчувствии акмеизма и футуризма... Или дрожь пробежала и по самой русской жизни, готовя вслед за Анненским уход Врубеля, Комиссаржевской, Льва Толстого? Спустя более чем десятилетие, уже в Советской России, выйдет его посмертный сборник стихов. Одно стихотворение - 'Петербург' - читалось как ранее не услышанное пророчество. Несколько четверостиший сумели вобрать внутрь себя и многочисленные литературные эхо, - из Пушкина, Гоголя, Достоевского, - и всю историю Российской империи, начиная с Петра Великого. В стихотворении - все та же мучительная тоска разъединения: 'Я не знаю, где вы и где мы', - еще более усиленная дополнительными смыслами (разъединения сословного, имущественного, национального...), и тем, что противоположности - сосуществуют: 'Только знаю, что крепко мы слиты'. В нескольких 84 строках всплывают: указы царя, его настойчивое возведение новой столицы наперекор всему: природной стихии (она отзовется наводнениями и водой 'буро-желтого цвета'), стихии войны ('Потопить ли нас шведы забыли?'), народной стихии (бунты и революции, после которых 'пустыни немых площадей, где казнили людей до рассвета'). Вместо легенды, которая одухотворяет историю города - страшные страницы истории ('Вместо сказки в прошедшем у нас только камни да страшные были'). Петербург не вырастал как другие города: от кремля - вширь, кольцами ('Ни кремлей, ни чудес, ни святынь'). Он строился волею царя ('Сочинил ли нас царский указ?'), вместо кремля - Петропавловская крепость, которая никак не есть центр города. Центр же 'размазан': и Дворцовая набережная, и 'Александрийский столп', и Адмиралтейский шпиль, и Невский проспект, и Исакиевский собор - все это можно назвать центром, но лишь сознавая всю условность такого названия. Известная символика 'Медного всадника': Петр на вздыбленном коне, который задним копытом давит змею (символ стихии, которая 'обязана' стушеваться перед императорской волей) - поворачивается в стихотворении Анненского мрачным пророчеством: 'Царь змеи раздавить не сумел', и потому: 'В темных лаврах гигант на скале, - завтра станет ребячьей забавой'. Стихотворение написано с невероятной плотностью. В каждой строке - отзываются все другие строки. И за ними - Империя, живущая странной судьбой 'по указу', в которой с совершенной ясностью встает только 'сознанье проклятой ошибки'. И даже единственное живое чудо Петербурга - белые ночи - превращаются в 'отраву бесплодных хотений', подчеркивая безысходность русской истории послепетровского периода. Гибель Империи и ее столицы, которая сначала утратит свое имя, а потом и свое значение главного города государства, - все это будет после Анненского. Но обо всем этом он уже сказал в 'Петербурге', тем самым и себя самого вписав в многозначный культурный миф Российской империи, куда уже вошла почти целиком вся русская литература девятнадцатого века и начала века двадцатого. Но его имя накрепко связалось не только с петербургским мифом, но со всей русской поэзией. Год 1909-й стал годом смерти Анненского и годом его второго рождения. Своим учителем его считали Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Георгий Иванов, Георгий Адамович. Отзвуки Анненского уловимы в Ходасевиче, Пастернаке, Хлебникове и даже Маяковском. 'Он сразу шел по стольким дорогам!' - вздохнет Ахматова, и добавит: 'Убеждена, что Анненский должен занять в нашей поэзии такое же почетное место, как Баратынский, Тютчев, Фет'.
...Но где светил погасших лик Последние строки стихотворения 'Бесконечность'. Предощущение того мгновенного сердечного спазма, который лишит поэта жизни? Или той вечности, которая лежит за пределами 'человеческого, только человеческого', но с ощущения которой всегда начинается второе рождение? 85 Тексты стихотворений "Среди миров", "Прерывистые строки".
|
|
Начало \ Написано \ С. Р. Федякин | |
|