Начало \ Стихотворения \ Стихотворения, не вошедшие в авторские сборники \ 14

Алфавитный указатель

Мифологический словарь

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  17  18  19  20

Сокращения

Обновление: 20.01.2024

Тексты, примечания и варианты: СиТ 90

 

Петербург

Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.

Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.

Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.

А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале, -
Завтра станет ребячьей забавой.

Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.

Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слез, ни улыбки...
Только камни из мерзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.

Даже в мае, когда разлиты
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.

С. 186.
А, 1910, 8. Автограф в ГПБ, два автографа в ЦГАЛИ, один - с явными описками и вар.: ст. 16: "Скоро станет ребячьей забавой", ст. 20: "И прошедшее стало наш идол". В черновом автографе ЦГАЛИ ст. 14 зачеркнут: "Чем вознесся наш хищник двуглавый".

Примечание В. Кривича в ПС:
"Вариант строки 21: Ни цветов, ни чудес, ни святынь." (с. 155).

В темных лаврах гигант на скале - памятник Петру I работы скульпторов Этьена-Мориса Фальконе и Анн-Мари Колло.

В воспоминаниях В. Кривича (с. 110) есть фраза Анненского, имеющая отношение к стихотворению: "Нет, что бы там ни говорили, а Петра Великого из истории не выкинешь!"

Стихотворение не раз цитируется: Иванов Г. В. "Петербургские зимы".

Петербургский пар назван Е. А. Кумпан мандельштамовским образом в стихотворении Глеба Семенова "Мандельштам", см. на странице "Приношения творчества".

Переводы:

Ian Probstein (англ.)
Daniel Weissbort / Lubov Yakovleva (англ.)
Nilo Pucci (ит.)

Чтение:

Никита Быченков. mp3 3,7 MB
Источник: "Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов" (запись ООО "ИМАП", 2004 г.)

А. Кутепов.
Страницы русской поэзии XVIII-XX в.в. И. Ф. Анненский И. А. Бунин (подписное издание)
. Составитель Р. Д. Тименчик.
© "Мелодия", 1983. Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1982 г.

Валерий Дьяченко, народный артист России. Не полностью
В телепрограмме
"Был Иннокентий Анненский последним...", ТК "Культура", 2009 (автор и ведущий Александр Кушнер).

В. П. Смирнов. К. филолог. наук, проф. Литературного института им. А. М. Горького. Без двух последних строф
Видеопередача
"Поэты России ХХ век. Иннокентий Анненский". Источник

Алла Демидова. Нар. арт. РСФСР. Три первых строфы
https://youtu.be/4MnN_ZChRss

Музыкальное исполнение, музыка Д. Тухманова

Фото составителя, апрель 2021 г.:

    


В. И. Суриков
. Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870.
Первый вариант: Красноярский государственный художественный музей им. В. И. Сурикова.

Интересно сопоставить первую большую самостоятельную работу студента Академии художеств Василия Ивановича Сурикова с первыми строчками стихотворения. Конечно, у молодого живописца ещё не могло быть тех размышлений, что наполняли Анненского. И возможно, что он ориентировался на написанную за год до этого картину старшего товарища по учёбе Архипа Ивановича Куинджи.


А. И. Куинджи. Вид Исаакиевского собора при лунном освещении.
1869. Художественная галерея Смоленского государственного музея-заповедника.

Но картиной можно иллюстрировать стихотворение, несмотря на то, что она появилась почти на 40 лет раньше. В подтверждение того, что В. И. Суриков нашёл эту атмосферу города, - его студенческий рисунок "Вечер в Петербурге" (1871).

"Петербург" интересно сопоставить с разбором стихотворения А. Блока "Он спит пока закат румян..." в начальной части статьи "О современном лиризме". А в следующей части статьи Анненский написал о Петербурге - городе "новых символов". И сопоставил их с картиной А.Н. Бенуа. Но не назвал какой. Может быть, это фронтиспис к изданию "Медного всадника" 1904 г. Иллюстрации к ней Бенуа получили большой резонанс. Вообще в те времена Пушкинская поэма переосмысливалась. Вряд ли Анненский успел увидеть статью Брюсова к поэме в 3-ем томе собрания Пушкина, издававшегося С.А. Венгеровым (1909). Но статью Мережковского "Пушкин" (1896), надо думать, знал.

 


20 октября 2021

"Записки составителя": О лубке про кота, 28.10.2019

Исследования и наблюдения:

Аникин А.Е. 'Мифотворцу - на башню': Опыт сопоставления цикла с другими текстами Анненского // Аникин А.Е. Иннокентий Анненский и его отражения. Материалы. Статьи. Москва, Языки славянской культуры, 2011. С. 295-296. PDF 3,8 KB
Боровская А. А.
Эволюция жанровых форм в русской поэзии первой трети ХХ века.
фрагменты монографии
Е. Головин.
"Иннокентий Анненский и сиреневая мгла".
Громов П. П. "А. Блок, его предшественники и современники".
Долгополов Л. К. Поэзия русского символизма.

Иванов Вяч. Вс
. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I.
Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке: 6. Анненский и две революции. PDF
Иванов Вяч. Вс
. Заметки к истолкованию пастернаковских текстов.
Калмыкова В. В.
[Анненский]:
сопоставление со стихотворением О. Э. Мандельштама 'На площадь выбежав, свободен:'.
Корнилов В. Н. Человек в футляре. Анненский.
Мусатов В.
Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. (Глава 6, с. 270)
Небольсин А. Р.
Поэзия пошлости.
Поливанов А.
<Анализ стихотворения "Петербург">
Савельева Г. Т.
"'Петербургский миф' Иннокентия Анненского".
Смирнов В. П.
"Голос вне хора".
Сурат И.З. Мандельштам и Пушкин. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 50
-51.
Федякин С. Р.
Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909).

 

 

 

 


 

Мифологический словарь

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  17  18  19  20

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005
-2024
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования