Начало \ Стихотворения \ Стихотворения, не вошедшие в авторские сборники \ 14

Алфавитный указатель

Мифология

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  17  18  19  20

Сокращения

Обновление: 05.03.2016

 

Петербург

Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.

Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.

Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.

А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале, -
Завтра станет ребячьей забавой.

Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.

Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слез, ни улыбки...
Только камни из мерзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.

Даже в мае, когда разлиты
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.

Decrescendo*

Из тучи с тучей в безумном споре
          Родится шквал, -
Под ним зыбучий в пустынном море
          Вскипает вал.

Он полон страсти, он мчится гневный,
          Грозя брегам.
А вслед из пастей за ним стозевный
          И рев и гам...

То, как железный, он канет в бездны
          И роет муть,
То, бык могучий, нацелит тучи
          Хвостом хлестнуть...

Но ближе... ближе, и вал уж ниже,
          Не стало сил,
К ладье воздушной хребет послушный
          Он наклонил...

И вот чуть плещет, кружа осадок,
          А гнев иссяк...
Песок так мягок, припек так гладок:
          Плесни - и ляг!

* Ослабевая (ит.) -- музыкальный термин, означающий постепенное убывание звучности.

 

Тексты, примечания и варианты - СиТ 90

А, 1910, 8. Автограф в ГПБ, два автографа в ЦГАЛИ, один - с явными описками и вар.: ст. 16: "Скоро станет ребячьей забавой", ст. 20: "И прошедшее стало наш идол". В черновом автографе ЦГАЛИ ст. 14 зачеркнут: "Чем вознесся наш хищник двуглавый".
Это стихотворение - единственное, которое Анненский собирался оставить для печати в А после того, как узнал, что его стихи "не пойдут в "Аполлоне" (см. его письмо С. К. Маковскому от 12 ноября 1909 г.).

Примечание В. Кривича в ПС:
"Вариант строки 21: Ни цветов, ни чудес, ни святынь." (с. 155).

В темных лаврах гигант на скале -- памятник Петру I работы скульпторов Этьена-Мориса Фальконе и Анн-Мари Колло.

Стихотворение не раз цитируется: Иванов Г. В. "Петербургские зимы".

Исследования:
Боровская А. А. Эволюция жанровых форм в русской поэзии первой трети ХХ века.
фрагменты монографии
Е. Головин.
"Иннокентий Анненский и сиреневая мгла".
Громов П. П. "А. Блок, его предшественники и современники".
Мусатов В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. (Глава 6, с. 270)
Небольсин А. Р.
Поэзия пошлости.
Савельева Г. Т.
"'Петербургский миф' Иннокентия Анненского".
Федякин С. Р. Иннокентий Федорович Анненский (1855--1909).


В. И. Суриков
. Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870.
Источник первого варианта (вместе с предпросмотром в углу): Красноярский государственный художественный музей им. В. И. Сурикова.

Интересно сопоставить первую большую самостоятельную работу студента Академии художеств Василия Ивановича Сурикова с первыми строчками стихотворения "Петербург". Конечно, у начинающего живописца ещё не могло быть тех размышлений, что наполняли Анненского. И возможно, что он ориентировался на написанную за год до этого картину старшего товарища по учёбе Архипа Ивановича Куинджи.


А. И. Куинджи. Вид Исаакиевского собора при лунном освещении.
1869. Художественная галерея Смоленского государственного музея-заповедника.

Хотя, трудно сказать, кто на кого ориентировался в дальнейшем. Но как улавливается атмосфера! Вот ещё студенческий рисунок В. И. Сурикова "Вечер в Петербурге" (1871).

Видимо, она, эта атмосфера, и впрямь витала вокруг Исаакия, сгустившись ко времени написания Анненским своего шедевра в 1909 году.

А, 1910, 11. Автограф и авториз. маш. копия в ЦГАЛИ.

Примечание В. Кривича в ПС:
"Вариант: строка 3 -- Под ним зыбучий в безлюдном море; строка 5 -- Ломая снасти, он мчится гневный.
В авторской тетради первоначально в строке 3 было - "безлюдном море", а строка 5 начиналась словами -- "Он полон страсти".
В одном из списков (где была воспроизведена первоначальная редакция), рукою Анненского начало 5 стр. изменено: "Ломая снасти...", но "безлюдном" в 3 стр. оставлено без изменения.
По некоторым данным, с большой вероятностью можно предположить, что приведенные изменения в тексте тетради сделаны позже, чем в списке." (с. 155).

Исследования:
Черный К. М. Анненский и Тютчев.

 

 

 

Мифология

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  17  18  19  20

Сокращения



При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2016

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования