Начало \ Стихотворения \ Стихотворения, не вошедшие в авторские сборники \ 14

Алфавитный указатель

Мифологический словарь

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  17  18  19  20

Сокращения

Обновление: 05.10.2021

Тексты, примечания и варианты: СиТ 90

 

Петербург

Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.

Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.

Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.

А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале, -
Завтра станет ребячьей забавой.

Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.

Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слез, ни улыбки...
Только камни из мерзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.

Даже в мае, когда разлиты
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.

С. 186.
А, 1910, 8. Автограф в ГПБ, два автографа в ЦГАЛИ, один - с явными описками и вар.: ст. 16: "Скоро станет ребячьей забавой", ст. 20: "И прошедшее стало наш идол". В черновом автографе ЦГАЛИ ст. 14 зачеркнут: "Чем вознесся наш хищник двуглавый".
Это стихотворение - единственное, которое Анненский собирался оставить для печати в "Аполлоне" после того, как узнал, что его стихи "не пойдут" (см. его письмо С. К. Маковскому от 12 ноября 1909 г.).

Примечание В. Кривича в ПС:
"Вариант строки 21: Ни цветов, ни чудес, ни святынь." (с. 155).

В темных лаврах гигант на скале - памятник Петру I работы скульпторов Этьена-Мориса Фальконе и Анн-Мари Колло.

Стихотворение не раз цитируется: Иванов Г. В. "Петербургские зимы".

Стихотворение интересно сопоставить с разбором стихотворения А. Блока "Он спит пока закат румян..." в статье "О современном лиризме" и размышлениями Анненского по этому поводу.

Decrescendo*

Из тучи с тучей в безумном споре
          Родится шквал, -
Под ним зыбучий в пустынном море
          Вскипает вал.

Он полон страсти, он мчится гневный,
          Грозя брегам.
А вслед из пастей за ним стозевный
          И рев и гам...

То, как железный, он канет в бездны
          И роет муть,
То, бык могучий, нацелит тучи
          Хвостом хлестнуть...

Но ближе... ближе, и вал уж ниже,
          Не стало сил,
К ладье воздушной хребет послушный
          Он наклонил...

И вот чуть плещет, кружа осадок,
          А гнев иссяк...
Песок так мягок, припек так гладок:
          Плесни - и ляг!

* Ослабевая (ит.) - музыкальный термин, означающий постепенное убывание звучности.

С. 187.
А, 1910, 11. Автограф и авториз. маш. копия в ЦГАЛИ.

Примечание В. Кривича в ПС:
"Вариант: строка 3 - Под ним зыбучий в безлюдном море; строка 5 - Ломая снасти, он мчится гневный.
В авторской тетради первоначально в строке 3 было - "безлюдном море", а строка 5 начиналась словами - "Он полон страсти".
В одном из списков (где была воспроизведена первоначальная редакция), рукою Анненского начало 5 стр. изменено: "Ломая снасти...", но "безлюдном" в 3 стр. оставлено без изменения.
По некоторым данным, с большой вероятностью можно предположить, что приведенные изменения в тексте тетради сделаны позже, чем в списке." (с. 155).

В воспоминаниях В. Кривича (с. 110) есть фраза Анненского, имеющая отношение к стихотворению: "Нет, что бы там ни говорили, а Петра Великого из истории не выкинешь!"

Исследования:

Черный К. М. Анненский и Тютчев.

 

Переводы:

Ian Probstein (англ.)
Daniel Weissbort / Lubov Yakovleva (англ.)
Nilo Pucci (ит.)

Исследования:

Боровская А. А. Эволюция жанровых форм в русской поэзии первой трети ХХ века. фрагменты монографии
Е. Головин.
"Иннокентий Анненский и сиреневая мгла".
Громов П. П. "А. Блок, его предшественники и современники".
Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I. Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке: 6. Анненский и две революции. PDF
Иванов Вяч. Вс
. Заметки к истолкованию пастернаковских текстов.
Калмыкова В. В.
[Анненский]:
сопоставление со стихотворением О. Э. Мандельштама 'На площадь выбежав, свободен:'.
Корнилов В. Н. Человек в футляре. Анненский.
Мусатов В.
Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. (Глава 6, с. 270)
Небольсин А. Р.
Поэзия пошлости.
Савельева Г. Т.
"'Петербургский миф' Иннокентия Анненского".
Смирнов В. П.
"Голос вне хора".
Сурат И.З. Мандельштам и Пушкин. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 50-51.
Федякин С. Р.
Иннокентий Федорович Анненский (1855--1909).

Чтение:

Никита Быченков. mp3 3,7 MB
Источник: "Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов" (запись ООО "ИМАП", 2004 г.)

А. Кутепов.
Страницы русской поэзии XVIII-XX в.в. И. Ф. Анненский И. А. Бунин (подписное издание)
. Составитель Р. Д. Тименчик.
© "Мелодия", 1983. Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1982 г.

Валерий Дьяченко, народный артист России. Не полностью
В телепрограмме
"Был Иннокентий Анненский последним...", ТК "Культура", 2009 (автор и ведущий Александр Кушнер).

В. П. Смирнов. К. филолог. наук, проф. Литературного института им. А. М. Горького. Без двух последних строф
Видеопередача
"Поэты России ХХ век. Иннокентий Анненский". Источник

Алла Демидова. Нар. арт. РСФСР. Три первых строфы
https://youtu.be/4MnN_ZChRss

Музыкальное исполнение, музыка Д. Тухманова


В. И. Суриков
. Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870.
Первый вариант: Красноярский государственный художественный музей им. В. И. Сурикова.

Интересно сопоставить первую большую самостоятельную работу студента Академии художеств Василия Ивановича Сурикова с первыми строчками стихотворения. Конечно, у молодого живописца ещё не могло быть тех размышлений, что наполняли Анненского. И возможно, что он ориентировался на написанную за год до этого картину старшего товарища по учёбе Архипа Ивановича Куинджи.


А. И. Куинджи. Вид Исаакиевского собора при лунном освещении.
1869. Художественная галерея Смоленского государственного музея-заповедника.

Но картиной можно иллюстрировать стихотворение, несмотря на то, что она появилась почти на 40 лет раньше. В подтверждение того, что В. И. Суриков нашёл эту атмосферу города, -- студенческий рисунок "Вечер в Петербурге" (1871).

Фото составителя, апрель 2021 г.:

  

 

 

 

Мифологический словарь

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  17  18  19  20

Сокращения



При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2021

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования