Начало \ Стихотворения \ Стихотворения, не вошедшие в авторские сборники \ 12

Алфавитный указатель

Мифология

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

Сокращения

Обновление: 25.04.2017

Тексты, примечания и варианты: СиТ 90


Миг

Столько хочется сказать,
Столько б сердце услыхало,
Но лучам не пронизать
Частых перьев опахала, -

И от листьев точно сеть
На песке толкутся тени...
Всё, - но только не глядеть
В том, упавший на колени.

Чу... над самой головой
Из листвы вспорхнула птица:
Миг ушел - еще живой,
Но ему уж не светиться.

ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

Исследование: Николина Н. А. 'Поэзия грамматики' ('Трилистник минутный' И. Анненского).

На полотне

Платки измятые у глаз и губ храня,
Вдова с сиротами в потемках затаилась.
Одна старуха мать у яркого огня:
Должно быть, с кладбища, иззябнув, воротилась.

В лице от холода сквозь тонкие мешки
Смесились сизые и пурпурные краски,
И с анкилозами на пальцах две руки
Безвольно отданы камина жгучей ласке.

Два дня тому назад средь несказанных мук
У сына сердце здесь метаться перестало,
Но мать не плачет - нет, в сведенных кистях рук
Сознанье - надо жить во что бы то ни стало.


Йозеф Израэльс (Israels; 1824-1911).
'Когда мы стареем' (1883).

ПС. Автограф в ЦГАЛИ.
Анкилоз -- сращение суставов.

Исследование: Роман Тименчик. Что вдруг. Статьи о русской литературе прошлого века. Иерусалим, "Гешарим"; Москва, "Мосты Культуры", [2008]. С. 580-583.

К портрету Достоевского

В нем Совесть сделалась пророком и поэтом,
И Карамазовы и бесы жили в нем, -
Но что для нас теперь сияет мягким светом,
То было для него мучительным огнем.

ПС.
Два автографа в ЦГАЛИ. Печ. по списку с авторскими правками (ЦГАЛИ).

Примечание В. Кривича в ПС, с. 164:
"В авторской тетради озаглавлено - "К портрету". Здесь первоначальное вступительное "Но" третьей строки заменено союзом "И". В списке рукою Анненского это "И" вновь переправлено в "Но", а к заглавию приписано - "Достоевского".
На самом портрете (репр. портр. Перова, 74 г. <1972 г.>), хранящемся у меня, надпись такова:

И Карамазовы, и бесы жили в нем,
В нем совесть сделалась пророком и поэтом.
И что для нас теперь сияет мягким светом, -
То было некогда мучительным огнем.
                                           Ник. Т-о.
"

Четверостишие завершает очерк С. В. фон Штейна "Поэзия мучительной совести".


К портрету

Тоска глядеть, как сходит глянец с благ,
И знать, что всё ж вконец не опротивят,
Но горе тем, кто слышит, как в словах
Заигранные клавиши фальшивят.

ПС. Автограф в ЦГАЛИ. В огл. авторской тетр. обозначено: "К портрету (Е. Левицкой)".

Примечание В. Кривича в ПС, с. 164:
"К кому именно относится это четверостишие, Анненский от близких не скрывал, - но в рукописях оно не названо. В соответствии с этим, не назову его и я." (с. 164).

Левицкая Елена Сергеевна (ум. 1915) - педагог, основательница и руководительница средней школы на правах классической гимназии с совместным обучением мальчиков и девочек (в Царском Селе).

О Е. С. Левицкой см. подробно прим. 1 к письму Анненского А. В. Бородиной от 18 июня 1903 г.

Завещание
Вале Хмара-Барщевскому

Где б ты ни стал на корабле,
У мачты иль кормила,
Всегда служи своей земле:
Она тебя вскормила.

Неровен наш и труден путь -
В волнах иль по ухабам -
Будь вынослив, отважен будь,
Но не кичись над слабым.

Не отступай, коль принял бой,
Платиться - так за дело, -
А если петь - так птицей пой
Свободно, звонко, смело.

ПС. Автограф в ЦГАЛИ, под загл. "Из детского альбома", которое в списке ЦГАЛИ (более позднем) зачеркнуто и заменено на "Завещание"; там же вписано посв. 
Хмара-Барщевский Валентин (1895 - 1944) - сын Платона Петровича, пасынка поэта.

Примечание В. Кривича в ПС:
"Первоначальное - и сохраненное в авторской тетради - заглавие: "Из детского альбома". Насколько помню, стихи эти были (или должны были быть) написаны в детский альбомчик "внука" Анненского, - сына его пасынка, - В. П. Хмара-Барщевского, тогда ребенка." (с. 155).

*   *   *

Нет, мне не жаль цветка, когда его сорвали,
Чтоб он завял в моем сверкающем бокале.

Сыпучей черноты меж розовых червей,
Откуда вырван он, - что может быть мертвей?

И нежных глаз моих миражною мечтою
Неужто я пятна багрового не стою,

Пятна, горящего в пустыне голубой,
Чтоб каждый чувствовал себя одним собой?

Увы, и та мечта, которая соткала
Томление цветка с сверканием бокала,

Погибнет вместе с ним, припав к его стеблю,
Уж я забыл ее, - другую я люблю...

Кому-то новое готовлю я страданье,
Когда не все мечты лишь скука выжиданья.

Альм. "Гриф". М., 1913. Автограф в ЦГАЛИ.

О стихотворении размышляет Л. А. Колобаева в работе "Ирония в лирике Иннокентия Анненского".

 



При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2017

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования