Начало \ Стихотворения \ Стихотворения, не вошедшие в авторские сборники \ 19

Алфавитный указатель

Мифология

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

Сокращения

Обновление: 10.03.2015

Тексты, примечания и варианты - СиТ 90


*   *   *

Я думал, что сердце из камня,
Что пусто оно и мертво:
Пусть в сердце огонь языками
Походит - ему ничего.

И точно: мне было не больно,
А больно, так разве чуть-чуть.
И все-таки лучше довольно,
Задуй, пока можно задуть...

На сердце темно, как в могиле,
Я знал, что пожар я уйму...
Ну вот... и огонь потушили,
А я умираю в дыму.

А, 1911, 1. Два автографа в ЦГАЛИ, один из них с вар., там же черновой автограф, с зачеркнутым загл. "Под колокольные звоны", и ряд черновых набросков.

Примечание В. Кривича в ПС:
"Варианты строки 8: Задуй еще можно/если можешь задуть..." (с. 157).

Минута

Узорные тени так зыбки,
Горячая пыль так бела, -
Не надо ни слов, ни улыбки:
Останься такой, как была;

Останься неясной, тоскливой,
Осеннего утра бледней
Под этой поникшею ивой,
На сетчатом фоне теней...

Минута - и ветер, метнувшись,
В узорах развеет листы,
Минута - и сердце, проснувшись,
Увидит, что это - не ты...

Побудь же без слов, без улыбки,
Побудь точно призрак, пока
Узорные тени так зыбки
И белая пыль так чутка...

А, 1911, 1. Автограф в ЦГАЛИ, в ст. 8 незачеркнутый вар.: "На сетчатом фоне - на фоне дрожащих теней". Принимается вар. "Аполлона", повторенный в ПС.

Исследование стихотворения: Николина Н. А. 'Поэзия грамматики' ('Трилистник минутный' И. Анненского).


Аметисты

Глаза забыли синеву,
Им солнца пыль не золотиста,
Но весь одним я сном живу,
Что между граней аметиста.

Затем, что там пьяней весны
И беспокойней, чем идея,
Огни лиловые должны
Переливаться, холодея.

И сердцу, где лишь стыд да страх,
Нет грезы ласково-обманней,
Чем стать кристаллом при свечах
В лиловом холоде мерцаний.

ПС. Автограф в ЦГАЛИ, где под общим загл. "Аметисты" записаны два ст-ния, одно из которых автор отобрал для КЛ (см. примеч. к стихотворению 1, "Трилистник огненный"); другое помещено здесь.

Примечание В. Кривича в ПС:
"В автографе "Аметисты" состоят из двух, разделенных между собой частей. В одном из списков мы видим первую часть перечеркнутою, а перед второй частью надписанное рукою Анненского, и тоже вычеркнутое, слово "иначе". По-видимому, планируя свою вторую книгу стихов, Анненский предполагал сначала включить туда обе части, м. б., с особым подзаголовком у второй, а потом избрал для книги только вторую часть. Здесь приведена первая, вычеркнутая в списке, часть. Вторая, под тем же заглавием "Аметисты", вошла, в составе "Трилистника Огненного", в "Кипарисовый Ларец"." (с. 157-158).

См. об этих стихотворениях:
Гитин В. Е. "Интенсивный метод" в поэзии Анненского
(Поэтика вариантов: два "пушкинских" стихотворения в "Тихих песнях").

Некрасова Е. А. "А. Фет, И. Анненский: Типологический аспект описания", с. 52-55. PDF
Подворная А. В.
Особенности поэтической онтологии И. Анненского. АКД. PDF 220 KB

О стихотворении размышляет Е. Головин в очерке "Иннокентий Анненский и сиреневая мгла".

*   *   *

Только мыслей и слов
Постигая красу, -
Жить в сосновом лесу
Между красных стволов.

Быть как он, быть как все:
И любить, и сгорать...
Жить, но в чуткой красе,
Где листам умирать.

ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

Осенняя эмаль

Сад туманен. Сад мой донят
Белым холодом низин.
Равнодушно он уронит
Свой венец из георгин.

Сад погиб...
                   А что мне в этом.
Если в полдень глянешь ты,
Хоть эмалевым приветом
Сквозь последние листы?..

ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

 

Мифология

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

Сокращения



При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2015

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования