Начало \ Написано \ О. Е. Рубинчик

Сокращения

Открытие: 10.01.2010

Обновление: 10.07.2016

О. Е. Рубинчик
О вечере памяти И. Ф. Анненского
(Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, 9 декабря 2009 г.)

Запись впечатлений, сведения о себе и фото переданы в собрание автором.

Ольга Ефимовна Рубинчик - литературовед, специалист по творчеству Анны Ахматовой. Автор пяти книг (в соавторстве) и около пятидесяти статей об Ахматовой и ее современниках, а также на другие темы. Автор стихов и прозы. Кандидат филологических наук, магистр искусствоведения. Преподаватель Института печати в Санкт-Петербурге. В 1993-2003 гг. была старшим научным сотрудником Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

Участник Мусатовских Чтений 2009 г. (Великий Новгород), где выступила с докладом '"Там были розы...": тема розы у Иннокентия Анненского'.

Был полный зал, выступавших было много, всех не вспомню. В основном это были питерские поэты: Алексей Машевский, Алексей Пурин* и др. Что-то говорили, читали стихи, посвященные Анненскому, а заодно и с ним не связанные, но как бы продолжающие традицию. Несколько стихотворений - о посещении когда-то, в одиночку или с друзьями, заброшенной, забытой могилы Анненского.
* См. страницу стихотворных посвящений этих авторов в архиве.

Вел вечер А. С. Кушнер.

Выступал А. В. Лавров, один из лучших специалистов по русской литературе начала ХХ в., ныне академик. Он говорил о сегодняшней ситуации с изданием текстов Анненского: о замечательной работе в этой области В. Е. Гитина, А. И. Червякова и др.; о том, что необходимо полное комментированное издание стихов Анненского. Еще А. В. Лавров говорил о легендах вокруг Анненского, самая неприятная и несправедливая из которых - что Маковский отчасти виновен в его скоропостижной смерти*; Маковский высоко ценил Анненского и много сделал для того, чтобы о нем узнали как о поэте и литературном критике.
* Этой точки зрения придерживалась Ахматова.

Литературовед К. М. Азадовский сказал, что Анненский при жизни был совершенно неизвестен России как поэт и мало известен в остальных своих ипостасях и что он был бы очень изумлен, если бы узнал: через 100 лет после его смерти о нем не только вспомнят - в его честь соберется полный зал почитателей. Когда он умер, то было, по утверждению К. М. Азадовского, два-три некролога. Мне показалось, что эти слова неточны, и не только из-за числа некрологов, которых, как мы знаем, было значительно больше. Анненский, как писала Ахматова, 'славы ждал'. Из его письма А. В. Бородиной*: 'Нисколько не смущаюсь тем, что работаю исключительно для будущего:'
* Письмо Анненского А. В. Бородиной от 29 ноября 1899 г.

А. С. Кушнер говорил, как всегда, замечательно. Естественно, он делал акцент на том, что близко ему самому: на 'вещности' поэзии Анненского, на деталях простой, неброской жизни, которые с Анненским вошли в русскую поэзию. То же акцентировал литературный критик и литературовед А. Ю. Арьев, соредактор журнала "Звезда", который считает, насколько я поняла, что в показе безмерной грусти и некрасоты жизни в ее мелочах - сила Анненского, а 'декадентский' Анненский вторичен, не слишком интересен. А. С. Кушнер обрисовал Анненского сомневающегося, его сомнение во всем: есть ли Бог, есть ли смысл. По словам Александра Семеновича, Анненского, видимо, спасали, поддерживали стихи и природа. Мне показалось, что такой Анненский - неполный. Некрасота жизни и ее мелочи в его поэзии - да, но это то, что его мучило, от чего он уходил в античность, вообще в культуру, в идею Красоты, которую лелеял и в своей поэзии, и во всех своих трудах. Об этой идее писали его младшие современники: Н. Оцуп, С. Горный, Н. Пунин, Э. Голлербах и др. Красота, в том числе и мистическая красота природы ('розовый: горний путь'), была в значительной степени его опорой. Кроме того, при всех своих сомнениях, он был воспитан в твердых правилах гуманизма, был выучеником своего брата и его жены, эти правила держали его в форме, отсюда у этой 'русалки в сюртуке', как назвал его в своей статье С. А. Лурье, всегда твердый воротник. Он знал, что отвечает за семью, за когда-то любимую женщину, за гимназию, за судьбу классического образования в России и т. д. Его напутственные речи выпускникам гимназии звучат очень твердо и убедительно, он открывал ученикам свой рецепт формирования и сохранения личности:

'Я боюсь, что прервется та нравственная работа над самопознанием и самоопределением <:> дело самоопределения есть медленная, кропотливая работа; мы старались вложить в ваши сердца только зерна самоопределения и будем счастливы, если в вашей дальнейшей жизни совершится их произрастание. Признаками этого серьезного процесса должна быть осторожность ваших суждений, желание властвовать не над другими, а над самим собой, контроль над собственным душевным миром, причем вы должны чуждаться решительных, категорических и безоглядных определений. <:> Старайтесь же поставить себя в такие условия, чтобы ничто не мешало вашим занятиям наукой. Помните, что, кроме логической своей ценности, наука и научные занятия обладают еще исключительным свойством успокаивать совесть человека и что они помогают каждому мыслящему человеку понять и исполнить истинное свое назначение'*.

* Из выпускной речи, произнесенной в царскосельской гимназии 2 июля 1899 г.

Все это давало силы Анненскому существовать внутри сомнения и даже отчаяния. И еще спасало его нежное внимание и понимание нескольких женщин-конфиденток.

Мы с Натальей Туймебаевной* для вечера задумали маленькую виртуальную экскурсию по местам Анненского в Царском Селе**, я - в переплетении с темой розы у Анненского. Вышло не очень удачно: видеоряд был в режиме слайд-шоу, остановить его музейному компьютерщику не удавалось, и рассказ Натальи Туймебаевны шел сам по себе, а шоу неслось само по себе***. А я уже на слайды и ориентироваться не стала, рассказала про розы, насколько позволило время.
* Н. Т. Ашимбаева начала видеоэкскурсию и подробнее остановилась на царскосельских статуях "Мир (Pace)" и "Андромеда", которые так и стоят в Екатерининском парке, но уже не там, где их видел Анненский. На эту тему был и её доклад на Мусатовских Чтениях 2009 г. "Некоторые царскосельские мотивы в лирике Анненского". По мнению Натальи Туймебаевны слайд-шоу все-таки получилось. Народ в зале оживился и с удовольствием смотрел на виды парка, гимназию, гимназическую церковь, павильоны, статуи.
** Я же с благодарностью вспоминаю реальную экскурсию в
Царское Село (г. Пушкин) 21 сентября 2009 г. и своих замечательных попутчиц. Свидетельством поездки являются фотографии ниже. Это место - у пруда напротив Николаевской гимназии, где непуганная яблоня пригласила нас запечатлеться на память.
*** Почти как у меня во время доклада Н. Т. Ашимбаевой на конференции в Великом Новгороде. :)

Посмотреть крупнее          Посмотреть крупнее
составитель собрания, Г. Ф. Груздева, О. Е. Рубинчик

вверх

Начало \ Написано \ О. Е. Рубинчик

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2016
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования