![]() |
|
Начало \ Трагедии \ "Лаодамия", 1 | |
Открытие: 20.06.2010 |
Обновление: 05.02.2022 |
На портале "Стихи.ру" я нашёл стихотворение "Лаодамия" Анжелы Бецко в цикле "Пена Эгейского моря". А ещё в честь Лаодамии назван астероид 1011, пересекающий орбиту Марса и открытый 5 января 1924 года немецким астрономом Карлом Райнмутом в обсерватории Хайдельберга. Совсем не ясна связь шикарного пятизвездочного отеля в греческом городе Nea Anchialos с именем несчастной женщины. Ну разве что - территориальная.
Разделено на страницы мною:
СиТ 90, с. 413-473; 598-599. OCR: М. Н. Бычков, Lib.Ru Классика |
413
Dum careo veris, gaudia falsa
juvant.
* Когда я лишена радостей истинных, мне отрадны
и ложные. ПОСВ. СЫНУ ПРЕДИСЛОВИЕ Трагедия Лаодамии взята нами из античной версии мифа о жене, которая не могла пережить свидания с мертвым мужем. Один из любимых мотивов римской лирики и трогательное украшение саркофагов, эта сказка о фессалийской Леноре не считалась, однако, в древности богатой сценическими эффектами, и Еврипид со своим "Протесилаем" был едва ли не единственный греческий трагик, которого она пленила. От "Протесилая" уцелели скудные отрывки, и ученым не удалось до сих пор восстановить не только хода действия, но даже содержания этой трагедии. Мужа Лаодамии звали Иолай, он был сыном Ификла, царил в Фессалии, над городом Филакой, и был убит на троянском берегу, куда ступил первым. Протесилай стало его прозвищем, и этим словом отмечалось его первенство. Дома он оставил, по словам Гомера, "едва заведенное хозяйство" (domos hmttelhs, В. 701, cf. lat. domum inceptam frustra).* * Расшифровку условных сокращений (авторских) вместе с переводом цитат и необходимыми пояснениями к ним см. в примечаниях. - Ред. Беглый след мифа о Протесилае в каталоге кораблей стал зерном Еврипидовой трагедии, но поэт со свойственной ему чуткостью к легендам страдания перенес ее центр с погибшего героя на его погибающую жену. Пафос и гибель Лаодамии в последующей литературе и у ваятелей стали, под влиянием Еврипида, почти исключительно центром художественного интереса. Только 23-й разговор "из царства мертвых" Лукиана рисует загробное желание Протесилая, обращенное к Плутону и Персефоне (Luc. op. ex recogn. Jacobitz, I, 177 sq), и там он - первый и главный. 414 У Еврипида Протесилай назавтра после свадьбы или даже прямо с брачного пира уходит в поход под Трою, но об этом, конечно, только передавалось в трагедии. Разгневанная прерванным браком, Афродита не дала Протесилаю и после его геройской смерти разлюбить Лаодамию, и он вымолил себе у подземных богов три часа свидания со своей молодой женой. Действие происходит в Филаке, перед хором местных женщин, мужья которых ушли с Протесилаем, и это теснее сближало орхестру со сценой. Декорацию составлял фасад того дворца, где Лаодамия, дочь царя Акаста из Иолка, была новой и одинокой хозяйкой. Отпущенный из преисподней Протесилай появлялся и говорил на сцене, но, вероятно, не в виде загробной тени, как Клитемнестра "Евменид", а так, что жена могла принять его за живого человека. Когда из его слов, или, может быть, по миновании трех условных часов, Лаодамии становилось ясно, что возвращение Протесилая, а следовательно, и начало ее новой счастливой жизни - только обман, она закалывалась, или в порыве отчаяния, или покорная призыву мужа. Вот остов содержания пьесы Еврипида, как устанавливается он в современной литературе предмета (см. особенно: Maximilian Meyer, Hermes, 1885. 20. В. Der Protesilaos des Euripides (SS. 101-143) и W. H. Roscher, Lexikon (s. v. Laodamia). Он содержит зерно драмы, но мы еще не различаем в его чертах Еврипида. В "Протесилае" несомненно были черты, которые трудно включить в намеченные рамки. В трагедии играл роль Акаст, отец Лаодамии, и очень вероятно, по аналогии со старыми отцами в пьесах Еврипида, что роль эта так или иначе соприкасалась с трагической смертью героини. Позволю себе выписать по этому поводу несколько строчек из моего предисловия к переводу "Ипполита": "Еще одна чисто еврипидовская черта в исходе "Ипполита": этот поэт любит, разрешая драму, т. е. убивая, исцеляя и примиряя людей, оставлять в ней до конца одно разбитое сердце, на жертву тоске, которая уже не может пройти: таков у него Кадм "Вакханок", таков старый Амфитрион, таков и Фесей. Буря утихла, трупы убраны, но безветренное море все еще тихо качает около берега черный остов разбитой барки" (Отд. отт. из Ж. М. Н. Пр. за 1902 г., стр. 85 cл.). Затем не подлежит никакому сомнению, что у Лаодамии (подобно Адмету "Алькесты" vv. 348-356) была портретная статуя ее мужа и что она не только любила своего "бездушного друга" (слова Еврипида), но, по-видимому, и защищала статую от людей, которые восставали против ее болезненно страстного отношения к восковому Протесилаю. 415 Кроме того, героиня Еврипида, действительно ли или только напоказ, но соединяла свой страстный культ Протесилая с вакхическими обрядами, может быть, в честь Диониса-Загрея, бога мертвых. Наконец, способ и момент самоубийства Лаодамии остаются неразъясненными. Имели ли они какую-нибудь связь, и если имели, то какую именно, с восковым слепком Протесилая, мы не знаем. Один латинский мифограф-компилятор Гигин рассказывает (Hyg. CIV), что Лаодамия бросилась в костер, на котором Акаст приказал сжечь ее воскового мужа. Остроумные соображения критики подорвали нашу веру в то, что компилятор точно передал содержание исхода Еврипидовой драмы. Но загадочными по-прежнему остаются слова Овидия (Rem, а. а. 723):
Si poles, et ceras
remove. Quid imagine muta Т. e.
Если можешь, удали и
восковые портреты. От них еще далеко, конечно, до рассказа Гигина. В новой литературе мне известна на сюжет "Протесилая" лишь трагедия Станислава Выспянского* "Protesilas i Laodamia", напечатанная в 1899 г. в Кракове, в журнале "Przeglad polski". * Значит, о поэме У. Вордсворта "Лаодамия" Анненский не знал. Автор заставляет свою героиню заколоться после галлюцинации таинственного брака ее с Протесилаем. С большим художественным тактом польский поэт сделал героя безмолвным. Пьеса написана в эсхиловском стиле, вычурным архаизирующим языком; проза причудливо мешается в ней со стихами, а ремарки местами заглушают текст.
* * * Теперь несколько слов pro domo mea. У меня Лаодамия бросается в огонь. Я не хочу этим реабилитировать текст Гигина и вполне допускаю, что Овидий знал трагедию Еврипида лишь по пересказам, и, может быть, искаженным. Но смерть от вольного удара мечом кажется мне столь же мало соответствующей натуре Лаодамии, сколько характеру ее пафоса. Замечу при этом, что и для героинь Еврипида такая смерть не была обычной: Канаке прислали меч, а Поликсену закололи; нож не достиг Ифигении, и Электра не успела воспользоваться мечом Ореста. 416 Во всяком случае, Лаодамии более всего подобала огненная смерть, смерть жертвы; трагический жест Эвадны* мог один соединить ее с мужем, хотя бы in effigie. Костер является у меня по ходу действия, и его вовсе не раскладывают, чтобы растопить восковую куклу. Может быть, так было и у Еврипида. Выходил ли на сцену Еврипида Гермес, как предположил Велькер? (Die gr. Trag. 2. Abt. 497.) * Жена Капанея, которая в трагедии Еврипида "Молящие" бросилась в костер у гроба своего мужа. Если допустить, что боги, а за ними и Еврипид, дали Протесилаю трагедии реальное существование, то психопомп с его золотой тростью был бы, конечно, только сценическим балластом, тем более что Еврипида не стесняла никакая мифическая традиция. В трагедии, которая следует, скептический и задумчивый Гермес-созерцатель не претендует быть ничем, кроме бледного отражения своего классического собрата. Если на богов Олимпа не распространяется закон эволюции, им суждено, по крайней мере, вырождаться. И. А.
598 Сб. 'Северная речь'. Спб., 1906. <С. 137-208> Точная дата окончания трагедии - 13 июня 1902 г. - устанавливается на основании письма Анненского к А. В. Бородиной от 14 июня 1902 г.: 'Вчера я кончил мою новую трагедию и, как Вы желали, тотчас пишу Вам о ней. Ее названье 'Лаодамия'. Не буду рассказывать самого мифа, а передам содержание по действиям' (КО. С. 450). Все дальнейшее в письме представляет подробный пересказ трагедии. В тексте воспроизведено предисловие автора. Эпиграф заимствован из произведения Овидия 'Heroides' ('Героиды'), послание 13, стих 108. См. подробный комментарий и библиографию А. И. Червякова в прим. 1 к указанному письму (Письма I, с. 308-311). О трагедии см. письмо Анненского к В. Н. Тукалевскому от 26.09.1909 в публикации: Соболев А. Л. Неизвестное письмо И. Ф. Анненского. Здесь опубликованы изображения экземпляров сборника "Северная речь", принадлежавшего Е. Я. Архиппову с запиской-вклейкой Д. С. Усова, и отдельного оттиска. Анненский пишет о своей пьесе в сопоставлении с пьесой С. Выспянского в статье "Трагическая Медея". См. также рецензию Анненского на 2-е издание книги Ф. Фр. Зелинского "Из жизни идей", куда вошла статья "Античная Ленора" с подробным анализом всех источников и следствий мифологического сюжета, разбором мотивов призрака и статуи, реконструкцией утраченной трагедии Еврипида. В своей рецензии Анненский называет статью "блестящей", хотя и отмечает свой приоритет в освещении темы.
Предисловие.
Действие первое, явление третье.
Действие второе, явление пятое.
Явление шестое. 599 ваниям античного мира, душа умершего до тех пор не получала успокоения, пока за нее не начинали молиться и не приносили положенной жертвы. Каждый шаг седого старика - т. е. времени, которое олицетворялось в образе седого старца. Крыло мечты Разбито медною стеною. Медная стена - стена Аида.
Действие третье, явление седьмое.
Явление восьмое.
Явление девятое.
Действие четвертое, явление семнадцатое.
Публикации трагедии Анненского:
Иннокентий Анненский.
Стихотворения и трагедии. Л.:
"Советский писатель", 1959
(Б-ка поэта,
Большая серия, 2-е издание).
С. 441-508.
|
|
Начало \ Трагедии \ "Лаодамия", 1 | |
|