Начало \ Галереи \ Изображения И. Ф. Анненского

Сокращения

Обновление: 05.02.2024

Изображения И. Ф. Анненского

Галереи

 

О своём прижизненном портрете И. Ф. Анненский с иронией высказался сам в экспромте, заголовок которому с указанием фамилии художника, по-видимому, дан А. В. Фёдоровым. В ПК (прим. 274, с. 143; в собрании - прим. 68 к странице) экспромт неточно приводится по письму Д. С. Усова к Е. Я. Архиппову (апрель 1925 г.), в котором отмечается, что это "неудачный официальный портрет", И. Ф. Анненский его "не любил и повесил в какой-то темный угол за печкой". Там же (прим. 29) говорится о передаче его в ГЛМ вдовой В. И. Анненского (Кривича), которая художника назвала Курдюмовым и обозначила время создания - "после тягчайшей болезни Ин. Фед. в Сочи, кажется в 904-5 г.".
О портрете сообщил К. И. Финкельштейн в FB-группе "Анненское общество" (04.04.2015), приводя ссылку на страницу продажи постера, откуда и взято изображение.

Автор портрета - Антон Николаевич Курбатов (1865
-?), художник, ученик Академии Художеств с 1892 г. по 1895 г., где получил звание классного художника 3 степени; с 1897 г. - в звании художника (за картины "Начало весны" и "Волна"), http://artru.info/ar/9665/. В 1898-1902 гг. - преподаватель и воспитатель Николаевской гимназии, см. подробнее страницу "Энциклопедии Царского Села".

Искусствовед Всеволод Николаевич Петров (1912-1978) о портрете работы А. Бенуа:

... Осенью 1932 года я был экстерном III курса исторического факультета и поступил на службу в Русский музей.
<...>
<...> секцией рисунков <заведовал> Николай Николаевич Пунин (назначенный на эту должность после того, как было расформировано возглавляемое им отделение новейших художественных течений) <...>
... Под руководством "действительных членов" музея работали научные сотрудники первого и второго разряда. Среди них я был самым младшим по возрасту и званию. Я числился научным сотрудником второго разряда и ведал научным архивом Русского музея, сменив на этой должности семидесятилетнего старика А.А. Турыгина.
... Однажды мне посчастливилось сделать находку, особенно заинтересовавшую Николая Николаевича: в одном из черновых альбомов Бенуа я обнаружил портретную зарисовку, изображающую поэта Иннокентия Анненского на редакционном совещании в "Аполлоне".
Кажется, никто из художников не делал портрета Анненского; находка представляла, таким образом, некоторый общий интерес, для Пунина - особенно большой. Он был учеником Анненского в Царскосельской гимназии и преданным поклонником поэта в течение всей своей жизни.
А. А. Ахматова тоже любила и высоко ценила Анненского.
После этой находки Николай Николаевич пригласил меня в гости, чтобы представить Ахматовой.
<...>
Пунин представил меня. Я почтительно поклонился и передал Ахматовой фотографию с рисунка Бенуа.

Всеволод Петров. Фонтанный дом // [2]. С. 221.

 


Портрет работы А. Н. Курбатова. ГЛМ


Рисунок из альбома черновиков А. Н. Бенуа, 1909
ГРМ [1]
Подпись под рисунком:
"Инн. Фед. Анненский
1ое заседание Аполлона в доме Донона
5.VIII.1909"
(воспроизведена в издании:
Муравьева И. А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т. 2. - СПб.: Издательство "Пушкинского фонда", 2004. С. 161)
 

В 2017 г. на обратной стороне обложки книги С. Экштута "Красные когти судьбы" появился ещё один предполагаемый портрет Анненского. В книге было сказано, что он находится в частном собрании. А впервые я его увидел 13 октября 2015 г. в ходе заседания анненской конференции в здании бывшей Николаевской гимназии Царского Села, см. видео на странице (выступление Т. Ю. Бровкиной).

В ноябре 2018 г. мне показали ссылку на сайт антикварного магазина в Москве, где этот портрет выставлялся на продажу, но, как я понял, был возвращён владельцу с сохранением возможности его приобрести. Данные:

Лот АГ-2480
Художник: С. С. Егорнов
Техника: доска, масло
Размер: доска: 31,8 Х 23,7 см
Оформление: старинная рама
Реставрация: реставрирована

Егорнов Сергей Семенович (1860-1920)
Портретист, живописец, писавший классику и быт, да и пейзажи ему удавались в полной мере. Рисовальная школа Общества поощрения художеств в Петербурге (1879
-1881), Академия художеств (1881-1891). Помимо малых и больших серебряных медалей академист С. С. Егорнов получил в 1890 году за картину 'Апостол Петр исцеляет расслабленного' малую золотую медаль. В 1891 году выполнение программы 'Царица Александра просит святого Георгия принять ее в христианство' приносит ему звание классного художника первой степени. Персональная выставка работ: 1904 г. в Петербурге. Егорнов участник обществ: внепартийное общество художников, Мюссаровские понедельники, Санкт-Петербургское общество художников (с 1914 года - Петроградское общество художников). Скончался С. С. Егорнов в Геленджике, оставив после себя десятки картин и этюдов. Представлен во многих Российских и зарубежных музеях, большое количество картин находится в частных собраниях.
По материалам: http://www.artsait.ru/art/e/egornov/main.htm


"Анненская хроника": Неясный портрет, 16.11.2018

Посмотреть крупнее Посмотреть крупнее Посмотреть крупнее
Силуэт Э. Ф. Голлербаха
[6]
Гравюра Н. И. Калиты
[3]
Н. Каверзина, О. Гурьевская.
Фронтиспис в [4]
Рисунок Антона Куманькова
[5]


 
Почтовая карточка, выпущенная к 150-летию И. Ф. Анненского
Издатцентр "Марка", Россвязь, 2005
Художник Ю. Арцименев
Офорт В. Бегиджанова
в издании

2007 г.
 




Бюст И. Ф. Анненского работы А. А. Неверовой в здании бывшей Николаевской царскосельской гимназии.
Бюст установлен на втором этаже напротив входа в актовый зал, слева от входа в помещение гимназической церкви.
[7]
Андрей Леонидович Рыкованов, мастер микроживописи, прислал изображение своего удивительного портрета, сделанного на косточке алычи из Царскосельского сада к 160-летию поэта. Его информационная группа - "Союз Лицейский сад - живая книга": https://vk.com/soyslitseyskygarden. А. Н. Бурганов (Москва)
Проект памятника у Николаевской гимназии, был установлен 12 декабря 2015 г. Вскоре убран.
См. об этом на странице "События и дни", а также очерк "Что я думаю о памятнике И. Ф. Анненскому" в "Записках составителя".

А. И. Червяков в комментарии к письму И. Ф. Анненского сыну из Италии 7 июня 1890 года сообщает (Письма II, с. 70):

"В том же деле (Л. 48)* сохранился карандашный набросок портрета Анненского, сделанный, вероятно, сыном <...>"
* РГАЛИ. Ф. 5. ? 28.

ИСТОЧНИКИ

1. Владислав Ходасевич. Колеблемый треножник. М., "Советский писатель", 1991.
2. Воспоминания об Анне Ахматовой / Сост. В. Я. Виленкин и В. А. Черных; коммент. А. В. Кнут и К. М. Поливанов. М., "Советский писатель", 1991.
3. Иннокентий Анненский. Стихотворения. Москва, "Советская Россия", 1987.
4. Анненский И. Ф. Кипарисовый ларец. Омск, "Наследие. Диалог-Сибирь", 2003.
5. "Смена", ? 7 (1413), апрель, 1986. К статье Ю. Нагибина "Анненский".
6. Э. Ф. Голлербах. Город муз. Издание второе. Ленинград, 1930
. Репринт 1990 г.
7. Фото составителя 8 сентября 2015 г.

Галереи


 

 


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005
-2024
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования