Начало \ Написано \ В. Чигарев | |
Открытие: 1.10.2008 |
Обновление: 05.07.2016 |
Виталий Чигарев Источник текста: "Russian Gothic Page", www.gothic.ru/literature/index.htm. Статья продолжает "смертельную" тему, открытую В. Ф. Ходасевичем. Среди поэтических индивидуальностей Серебряного века уникальное место занимает Иннокентий Фёдорович Анненский - филолог, знавший 14 языков, переводчик, критик, исследователь Еврипида, но прежде всего - поэт ("Да, да, с этим претенциозным "о", - как любил говорить он сам). В своей статье "Что такое поэзия?" Анненский говорил о современной лирике, как о "дите смерти и отчаянья". В другой же статье он пишет, "что поэты говорят обычно об одном из трёх: о страдании, о смерти и о красоте". Эта триединая формула относится прежде всего к нему самому. Анненский любил трагическое начало в искусстве (недаром он создатель замечательной трагедии "Фамира Кифаред"). По его мнению, именно настоящий человек, глубоко ценящий красоту природы, искусства, способен к трагическому мироощущению, ибо он осознаёт всю хрупкость окружающего мира. "Его страдающий человек живёт в прекрасном мире, овладеть которым он не в силах", - пишет Л. Гинзбург.1 Человек в поэзии Анненского жаждет преодолеть своё одиночество, стремится к слиянию с окружающим миром, но осознаёт невозможность этого. В статье "Бальмонт-лирик" Анненский пишет: "Мы никак не хотим допустить, что старые художественные приёмы, которые годились для Манфреда и трагического Наполеона, вся эта тяжёлая романтическая арматура мало пригодна для метерлинковского я: там была сильная воля, гордая замкнутость натуры, там было противопоставление себя целому миру, была условная определённость эмоций, была и не всегда интересная поэтически гармония между элементарной человеческой душой и природой, сделанной из одного куска. Здесь, напротив, мелькает я, которое хотело бы стать целым миром, раствориться, разлиться в нём, я - замученное сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования, я в кошмаре возвратов, под грузом наследственности, я - среди природы, где, немо и незримо упрекая его, живут такие же я, я среди природы, мистически ему близкой и кем-то больно и бесцельно сцепленной с его существованием". В отличие от того же Бальмонта, Анненский не воспевал внерассудочные эмоциональные порывы. "Быть самим собой невозможно без того, чтобы не приносить страдания другому... Столкнулись два высших в понимании Анненского закона жизни: закон свободы и закон добра. Это столкновение остаётся в его поэзии неразрешённым", - пишет современный критик Л. А. Колобаева в книге "Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков". Рассмотрим теперь отдельные стихотворения из его посмертного сборника "Кипарисовый ларец", вышедшего в 1910 г. тиражом всего 100 экземпляров. Открывает сборник стихотворение "Сиреневая мгла":
Наша улица снегами залегла, Это стихотворение навеяно ничем иным, как "Снежной королевой" Г. Х. Андерсена. "Но Анненский, в отличие от своего предшественника, вовсе не склонен противопоставлять тепло со знаком плюс холоду со знаком минус. Сознательно отказался он и от столь значимой для "Снежной королевы" христианской символики. Подчиняясь парадоксальным законам, в соответствии с которыми выстроена книга "Кипарисовый ларец", поэт готов предпочесть холод теплу", - пишет О. Лекманов.2 Третье стихотворение в сборнике - "Свечку внесли" - о том, как в потёмках человеку кажется, что рядом с ним кто-то присутствует:
Не мерещится ль вам иногда,
С тенью тень там так мягко слилась,
И движеньем спугнуть этот миг
Но едва запылает свеча, Интересно, знал ли Анненский стихотворение Фёдора Сологуба:
Не стоит ли кто за углом?
Вот подходит кто-то в потьмах
Не поможет, знаю, никто, Самое знаменитое стихотворение из этого сборника и самое любимое произведение поэта - "Смычок и струны". По воспоминаниям современников, голос Анненского дрожал, когда он читал эти строки:
Смычок всё понял, он затих, В этом стихотворении, как это часто бывает у Анненского, психологические качества переносятся на неодушевлённые предметы - смычок и скрипку, а сам действующий субъект обозначен весьма неопределённо: "кто-то", "человек". Анненский символически показывает, что миг счастья неотделим от боли, от страдания, ибо всякое счастье мимолётно. Гармония - мираж, сладкое видение среди "мутных высей", среди "тёмного бреда". Но стремление, не смотря ни на что, к этому мигу - вечное свойство человека и поэта. Музыка и мука - такие похожие по звучанию слова, такие неотделимые друг от друга понятия по Анненскому. Вот самопризнание поэта в "Мучительном сонете":
Мне надо дымных туч с померкшей высоты,
И музыки мечты, ещё не знавшей слова... Но вернёмся к "Смычку и струнам". А. Леденёв пишет, что "раздельность и слитность становятся двумя внутренними мотивами анализируемого стихотворения". Эта раздельность графически подчёркнута многоточиями, которые так любил поэт. Подчёркнуто это и разнозвучием "о" и "у", которое противоречит тому, что описывается вроде бы "взаимодействие", а не "противодействие" смычка и струн. Лишь на краткий миг это разнозвучие уходит из стихотворения и заменяется ассонансом на "а":
"О, как давно! Сквозь эту тьму "С кем не случалось этого? Кому не приходилось склоняться над своей мечтой, чувствуя, что возможность осуществить её потеряна безвозвратно? И кто, прочитав это стихотворение, забудет о вечной, девственной свежести мира, поверит, что есть только мука, пусть кажущаяся музыкой, - тот погиб, тот отравлен. Но разве не чарует мысль о гибели от такой певучей стрелы?", - восхищался Николай Гумилёв в статье "Жизнь стиха". В поэтическом мире Анненского все предметы страдают, мучаются (Анненский, кстати, очень любил Достоевского) - даже старая, никому не нужная кукла.3 Её поэт сравнивает со своей одинокой, глубоко страдающей душой.
И в сердце сознанье глубоко, Лидия Гинзбург отмечает следующую особенность поэтики Анненского: предмет "дублирует" человека. Пример - стихотворение "Стальная цикада".
Я знал, что она вернётся
Сердца стального трепет "Что это - механизм отданных в починку часов или тоскующее сердце человека? И то, и другое - двойники", - пишет Л. Гинзбург. Тоска, мука - слова, постоянно повторяющиеся у Анненского:
Пусть травы сменятся над капищем волненья Это было последнее стихотворение поэта - "Моя тоска", написанное незадолго до скоропостижной смерти на пороге Царскосельского вокзала. Таким великим и страдающим поэтом Анненский и остался для нас. Мучительный огонь прольётся мягким светом... Примечания:
1 Здесь и далее автор цитирует главу
"Вещный мир"
из известной книги Л. Я. Гинзбург. |
|
Начало \ Написано \ Чигарев В. | |
|