Начало \ Именной указатель \ У. В. Новикова, автореферат кандидатской диссертации | |
Открытие: 1.07.2007 |
Обновление: 20.04.2022 |
У. В.
Новикова Эстетика И. Ф. Анненского в свете интерпретации доминантных мотивов лирики поэта Автореферат диссертации на соискание ученой степени
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Реферируемая работа посвящена анализу эстетических взглядов И. Ф. Анненского-поэта. В последние годы все заметней становится противоречивость в восприятии творчества И. Ф. Анненского, особенно его лирики, которая и сегодня исследуется фрагментарно, часто без учета системной семантической связи внутри поэтического пространства. 'Непостижимость' образа Анненского, отмеченная еще современниками поэта и первыми исследователями его творчества (С. Маковский, В. Жирмунский и др.) сохранялась и в 80-е гг. XX века (Е. В. Ермилова, А. В. Федоров и др.). И сегодня исследователи называют поэзию И. Анненского одним из загадочных явлений в русской литературе XIX-XX веков (Г. Петрова), а самого поэта - фигурой нетрадиционной для русского символизма (В. Капцев).
Актуальность темы диссертации определяется следующими факторами: В нашем литературоведении существует давняя традиция изучения лирики И. Анненского в соотнесенности ее с эстетикой символизма, импрессионизма, акмеизма, других модернистских течений начала XX века. В предлагаемом диссертационном исследовании эстетика И. Анненского рассматривается с иных позиций. Важнейшим признаком представленной в диссертации характеристики художественного мира И. Анненского становится отношение поэта к действительности. В работе предпринята попытка уточнить и дополнить традиционно сложившиеся в литературоведении представление и выводы о природе эстетического и поэтического мышления И. Анненского путем исследования доминирующих в его лирике мотивов.
Цель диссертационного исследования - получение максимально возможного объективного представления об эстетических взглядах И. Анненского через комплексный анализ поэтического пространства лирики поэта в рамках теории мотивного анализа с выявлением доминантных мотивов лирики, глубинных магистральных семантических соотношений и пересечений. Методология и методы проведения исследования В основу методологии положен комплексный подход, основанный на принципах историко-литературного, мотивного, лингвопоэтического анализа текста, учитывающий биографический и аксиологический аспекты. Теоретико-методологическая база исследования включает концепции, разработанные в трудах П. Н. Сакулина, А. П. Скафтымова, М. М. Бахтина (понимание идеи целостности художественного произведения); В. П. Григорьева, М. Б. Гаспарова (определение принципов лингвопоэтического мотивного анализа); Д. С. Лихачева, Ю. С. Степанова (обоснование концептуально-культурологического направления в филологии). В работе использовались различные методы исследования: описательный, сопоставительный, историко-литературный, метод мотивного анализа, метод контекстологического анализа, метод трансформации инварианта во множество его реализаций. Объектом исследования выступает лирика И. Ф. Анненского (стихи сборников 'Тихие песни', 'Кипарисовый ларец', стихотворения в прозе и стихотворения, не вошедшие в сборники). Непосредственным предметом исследования являются доминантные мотивы лирики И. Ф. Анненского, выявленные и интерпретированные с учетом их взаимопересечения и взаимодополнения. Научная новизна исследования заключается в том, что настоящая диссертационная работа - определение системы эстетических взглядов И. Ф. Анненского на основе интерпретации доминантных мотивов его лирики, образующих сложную мотивную парадигму, объективированную в системе семантических инвариантов. Теоретическая значимость работы определяется тем, что представленное в ней исследование может стать составной частью всестороннего целостного анализа творчества И. Анненского. Конкретные наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, позволяют дополнить и существенно скорректировать существующие в литературоведении представления об эстетике творчества поэта. Практическое значение диссертации обусловлено возможностью использования ее материалов в вузовском преподавании (в курсах истории русской литературы, анализа поэтического текста, спецкурсах и спецсеминарах по проблемам поэтики и поэтической стилистики), а также в школьной практике изучения литературы. Представленный в диссертации алгоритм исследования лирики И. Ф. Анненского может быть использован для исследования творчества других авторов. Основные положения, выносимые на защиту 1. Поэтическое пространство лирики И. Анненского возможно рассматривать как внутреннее единое и целостное, что становится очевидным при выявлении доминантных мотивов лирики поэта. На основе учета индекса частотности лексики лирики И. Анненского и контекстуального анализа глубинных семантических текстовых связей выделяются следующие доминантные мотивные центры лирики И. Анненского: 'Ночь', 'Путь', 'Человек', 'Творчество', 'Природа'. 2. Пространство ночи в лирике И. Анненского насыщено реальными событиями и 'действующими лицами', оно не замкнуто и автор не единственный обитатель этого ночного мира. Поэта не оставляет мысль о том, что где-то тоже не спят, страдают и тоскуют. В пространстве ночи особое положение занимают образы простых людей, чья безрадостная жизнь и судьба заставляют поэта вновь и вновь возвращаться к их осмыслению; ночь никогда не заслоняет для И. Анненского тревог и радостей реальной жизни. 3. Мотив пути в лирике И. Анненского связан не с неким абстрактным движением, а с переживанием каждого шага, внимательным всматриванием в окружающую действительность, при этом особенно значимы семантические образования 'Дорога - жизненный путь' и 'Поиск пути', причем мотив поиска пути является одним из самых важных в лирике И. Анненского, и развивается по двум направлениям: поиск собственного жизненного пути и поиск пути развития России. 4. Творчество для Иннокентия Анненского - это способ постижения мира и себя в мире. Поэзия - отражение действительности, и она, какой бы глубокой ни была, не может отразить жизнь во всей полноте. По мнению И. Анненского, настоящий большой поэт должен ориентироваться на жизнь и только такая поэзия может быть востребована в будущем. Одна из главных задач творчества, по мнению И. Анненского, заключается в пробуждении сознания читателя, и, как следствие, в укреплении его осознанного отношения к действительности, в усилении чувства ответственности за происходящее. 5. Интерпретация мотива, семантическим центром которого является понятие 'природа', по-новому открывает для восприятия не только саму тему природы в целом. В развитии мотива природы оказывается особенно значим образ природы деревенской. В связи с этим по-новому открывается не только сама тема природы, но и восприятие народной темы, которая развивалась и углублялась, воплощалась во все более индивидуализированных, психологически верно понятых и реалистически изображенных образах народной жизни. Окружающий поэта мир постепенно приобретал конкретно-исторические и социальные признаки, которых не было в раннем творчестве. 6. Выявленные доминантные мотивы лирики И. Анненского не изолированы друг от друга, а во взаимопересечении, взаимопроникновении и взаимодополнении они создают мотивную парадигму, объективированную и закрепленную в семантических инвариантах, позволяющих раскрыть глубинные основы эстетических взглядов поэта. Такими семантическими инвариантами являются следующие компоненты значения: 'действительность', 'жизнь', 'глубина сердца', 'ответственность', 'противостояние', 'осознанность', 'совесть', 'постоянство', 'единение', 'сострадание', 'дом', 'дети', 'Россия'. 7. Особенностью эстетических взглядов Анненского-лирика является общее стремление поэта к реальности, жизни. Важнейшими качествами человека поэт считает умение сопереживать, способность услышать чужое горе, чужое сердце рядом. Это глубокое сострадание переходит в чувство единения со всем миром, когда все вокруг воспринимается как свое, за все ощущается ответственность. Совесть является основной точкой отсчета, определяя систему ценностных отношений человека к миру. В этом и состоит основа эстетических взглядов И. Анненского. Апробация результатов
По материалам диссертации были сделаны доклады на следующих научных конференциях: СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения. Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, объект, предмет, методы исследования, раскрываются теоретическая и практическая значимость работы, ее научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту. В первой главе 'Проблемы изучения лирики И. Ф. Анненского' предпринята попытка определить основные этапы и линии восприятия лирики И. Ф. Анненского в нашем литературоведении. Раскрываются традиционные способы интерпретации поэтического пространства И. Анненского, дан сопоставительный анализ восприятия главной темы (тем) лирики поэта. Отмечается, что вплоть до 50-х годов XX века литературоведами всячески подчеркивались, абсолютизировались 'декадентские' мотивы в эстетике и поэзии И. Анненского, его настроения тоски, одиночества, безверия. И только в конце 50-х годов начинают появляться работы, авторы которых пытаются оценить поэзию Анненского на фоне широкого контекста литературной и общественной жизни России конца XIX - начала XX века, объясняют пессимизм И. Анненского не просто данью модным литературным поветриям и не особенностями психического склада, но социальной совестливостью поэта, его мучительным отвержением бездуховного существования, безысходными поисками идеала. Самым плодотворным для всестороннего анализа творческого наследия И. Ф. Анненского явился период 50-80-х гг. прошлого века. Впервые А. В. Федоровым было определено значение поэта и значимость углубленного изучения его творческого наследия. Литературоведы (П. П. Громов, Л. Гинзбург и др.) сосредотачивают внимание на коренных проблемах творчества И. Анненского. Это прежде всего процесс формирования его поэтической системы, многообразие идейно-тематического содержания, вопросы метода, лирического героя, особенности поэтики, наконец, вопрос влияния И. Анненского на литературный процесс XX века. Однако выводы исследователей часто выглядели недостаточно обоснованными, не подкрепленными опорой на всесторонний анализ поэтических текстов. Содержательный (проблемно-тематический) аспект исследований явно преобладал над редкими попытками лингвопоэтического анализа стихотворений И. Анненского. В литературоведении 90-х годов XX - начала XXI века идейно-эстетические акценты, в интерпретации творчества И. Анненского сместились. Вместе с интересом к 'серебряному веку' прежде всего к его модернистским течениям, возродился, но уже на новом уровне интерес к декадентству и модернизму и в творчестве И. Анненского. В работах Е. Ермиловой, А. Кушнера, А. Барзаха, О. Лекманова и др. главными темами его поэзии называются тема смерти, тема одиночества (И. Подольская даже полагает, что именно с И. Анненским в русскую литературу вошла тема одиночества). О. Кустов анализирует творчество И. Анненского на основе сопоставления его эстетики с философией экзистенциализма М. Хайдеггера. В диссертации В. Капцева 'Художественный мир И. Анненского' (Минск, 2002) делаются следующие выводы: 'Для мировосприятия И. Анненского характерным является 'безысходный' эгоцентризм и пессимизм, 'культ Я': Причем больший интерес представляет 'темная' бессознательная сторона души: Поэт имитирует отказ от контроля сознания: По этому пути пошли многие течения модернизма - сюрреализм, дадаизм и др. И. Анненский был одним из первых'. Таким образом, взгляды исследователей на поэзию И. Анненского представляются не просто противоречивыми, но часто даже полярными: от признания ведущей для Анненского 'темы моральной ответственности человека за горечь и несовершенство современной жизни' (П. Громов) до утверждения о том, что И. Анненский - эстетический нигилист. Его поэзия - это поэзия 'отрицания: в этом Анненский подлинный декадент' (И. Тарасова). При подведении итогов первой главы делается вывод о том, что несмотря на большое количество исследований, посвященных творчеству И. Анненского, до сих пор отсутствует системный подход к изучению его лирики, основанный на движении от регулярных структурообразующих принципов - к единой смысловой системе поэтического мира. Остаются малоизученными мотивные парадигмы и их функционирование в общем контексте лирики, что искажает представление о поэте, не позволяет полностью раскрыть особенности его мировосприятия. Во второй главе 'К вопросу о понятии мотива в литературоведении' кратко прослеживается становление понятия 'мотив' в нашем литературоведении. Отмечается, что данное понятие определяет одну из наиболее дискуссионных тем современного литературоведения и как феномен поэтики мотив все чаще становится предметом специальных научных исследований. Обращается внимание на то, что классические представления о понимании мотива как некоего смыслового ядра, выполняющего определенную функцию в тексте, были сформированы в трудах В. Я. Проппа, А. Н. Веселовского, Б. В. Томашевского, В. Б. Шкловского, А. П. Скафтымова, Г. В. Краснова и др. Прослеживается развитие семантического направления внутри общей теории мотива (работы А. Н. Веселовского, А. Л. Бема и др.) Обозначаются особенности мотива в поэтическом тексте (и поэтической системе в целом). В частности, отмечается то, что мотив лирический может эксплицироваться через дополнительные, 'привходящие' мотивы. Полную картину развития того или иного мотива можно получить лишь при анализе мотивной парадигмы, через которую данный мотив реализуется в тексте. В связи с этим можно говорить о мотиве, мотивном центре и области мотивных реализаций в лирическом тексте.
При обобщении идей А.
П. Скафтымова подчеркивается большое значение для изучения мотива в поэтическом тексте мысли о системности мотива и идеи необходимости связи мотива с личностью автора и его художественным мировосприятием. Эти положения могут стать основополагающими при изучении мотивной структуры поэтического пространства. При обобщении идей А. Н. Веселовского об эстетической значимости мотива, идеи о том, что автор выражает в произведении ценностно значимые смыслы, идей А. П. Скафтымова о системности мотива и непременной соотнесенности с личностью автора, делается вывод о том, что изучение развития мотива в поэтическом тексте должно связываться с системным (целостным) изучением всей поэтической системы данного автора, с попыткой обнаружить глубинные основы художественно-эстетических взглядов автора через доминантные (имеющие максимальную ценностную значимость) мотивы лирики. Ввиду широкого спектра определений термина 'мотив' в литературоведении обозначается система терминов, используемых в данном диссертационном исследовании и поясняются некоторые аспекты осуществленного мотивного анализа. Термин 'мотив' трактуется нами как устойчивый формально-содержательный компонент поэтической системы, повторяющийся комплекс чувств и идей, реализующийся через мотивные центры. Понятием 'мотивный центр' обозначается сфера реализации мотива, связанная с опорным (ключевым, семантически насыщенным) словом. Например, при анализе развития мотива ночи в лирике И. Анненского выделен мотивный центр 'Ночь', интерпретация которого позволяет выявить мотивную парадигму, через которую главным образом и происходит реализация мотива ночи в целом. Интерпретация мотивного центра должна осуществляться с учетом дополнительных мотивов. При интерпретации мотива ночи в лирике Анненского таким дополнительным мотивом стал мотив 'События ночи'. При изучении мотивной сферы лирики Анненского были выделены два мотивных центра ('Человек' и 'Природа'), интерпретация которых осуществлялась через области мотивных реализаций. Понятием 'область мотивных реализаций' в данном диссертационном исследовании обозначается развернутая структурная область реализации возможных мотивных парадигм, соотносящихся с мотивным центром (в первую очередь с центральной лексемой мотивного центра). Например, в мотивном центре 'Природа' выделено несколько областей мотивной реализации: 'Природные пространства', 'Природные стихии', и уже внутри области мотивных реализаций 'Природные пространства' интерпретирован мотив деревенской природы, напрямую связанный с ключевым словом мотивного центра - 'природа'. При подведении итогов второй главы отмечается, что в поэтическом тексте мотив как правило закрепляется в ключевом слове (или мотивном центре), несущем особую смысловую нагрузку, т.е. представляется возможным при анализе развития мотива выявить определенные области мотивных реализаций, связанные с конкретными словами (лексемами). Подчеркивается необходимость учета того, что только в процессе конкретного анализа развития мотива, в выявлении устойчивости и индивидуальности компонентов значения, через которые реализуется тот или иной мотив, он обретает свое художественное значение и ценность, более прямо, чем другие компоненты художественной формы, соотносясь с миром авторских мыслей и чувств, позволяя обнаружить глубинные основы художественно-эстетических взглядов автора. Третья глава 'Доминантные мотивы лирики И. Ф. Анненского' посвящена анализу доминантных мотивов лирики поэта. Целью такого анализа является стремление приблизиться к целостному представлению об эстетических взглядах поэта. В разделе 'Мотив ночи в лирике И.Ф. Анненского' анализируется развитие мотива ночи в лирике поэта с выявлением малоизученных, но значительно влияющих на общее восприятие и понимание лирики И. Анненского особенностей воплощения понятия 'ночь' в авторской поэтической системе. Именно такие особенности и обусловили своеобразие и неповторимость поэтического голоса И. Анненского среди многоголосия поэзии серебряного века. Традиционное литературно-критическое осмысление воплощения образа ночи в лирике поэта сводится к восприятию кошмарно-мистических образов и мотивов лирики. Считается, что 'тема ночных кошмаров, бессонницы варьируется во многих стихах Анненского', причем 'ночь Анненского - это пугающий, населенный призраками мрак, стремящийся поглотить человека, обладающий способностью диффузного проникновения во внутренний мир. Для героя лирики Анненского ночь - это борьба с мраком слабого человеческого сердца, преодолевающего безнадежность, хорошо осознаваемую невозможность (один из главных символов лирики Анненского) усилием личного мужества и творчеством (экзистенциальный героизм)' (Н. Т. Ашимбаева). Другой исследователь творчества поэта пишет: 'Он [Анненский] настаивал стихи на головной боли, разводил бессонницей' (С. Лурье). В ходе нашего исследования выявлено, что восприятие ночи И. Анненским многообразно, наполнено самыми разными чувствами и смыслами. Мотив ночи реализуется в лирике Анненского через мотивную парадигму: 'Позитивное восприятие ночи' - 'Осознанно-конкретное восприятие ночи' - 'Ночь - время возвращения к реальности'. Углубляют представление о развитии мотива ночи дополнительные мотивы, один из которых - мотив ночных событий. Ночь мыслится Анненским как совершенно особое многомерное пространство, насыщенное 'действующими лицами', главное из которых - автор. Он одновременно и творец ночного мира и проницательный зритель. Особенно значимо, что поэта не покидает мысль о том, что где-то тоже не спят, страдают и тоскуют. Вместе с ним не спит у догорающего костра 'оборванец на деревяшке' - бывший матрос с 'Громобоя', борется со сном баба над зыбкой, путник на глухой дороге в зимнюю ночь слушает свадебную историю ('Песни с декорацией'), милая метельной ночью возвращается домой (стихотворение 'Милая'); плачет ребенок, молчит кто-то жалостно-чуткий ('Осень'). Ночью для Анненского готовы произойти события по-доброму светлые, даже радостные. Так, например, в стихотворении 'Бронзовый поэт' памятник Пушкину в Царском Селе напоминает Анненскому задремавшего поэта. Бронзового Пушкина Анненский считал Genio locy (гением-хранителем) Царского Села. В названном стихотворении запечатлен тот миг, когда в мыслях лирического героя бронзовый Пушкин оживает, и возникает ощущение полной реальности происходящего:
И ночь уже идет сквозь черные вершины: В данном стихотворении в связи с центральным словом 'ночь' актуализируются контекстуальные компоненты значения 'чудо', 'волшебство', 'радостное ожидание'. Сюжет стихотворения Анненского 'Бронзовый поэт' будет позже развит в знаменитом стихотворении В. Маяковского 'Юбилейное'. Другая линия реализации мотива 'Ночь' воплощена в стихотворении 'Желание':
Когда к ночи усталой рукой В данных строках наблюдается следующие изменения значения центрального слова мотивного центра 'Ночь': ночь - закат жизни, зрелость и ночь - спокойствие, осознанность, философское отношение к неизбежной быстротечности жизни. Подобное восприятие ночи характерно для русской классической поэзии. Вспомним пушкинское 'Пора, мой друг, пора!', лермонтовское 'Выхожу один я на дорогу'. В приведенном стихотворении Анненского ('Желание') конкретность и глубина восприятия образа ночи усиливаются благодаря связи его с образом крестьянина, пахаря, за которым для русского человека ощутимы традиционно-русское былинное спокойствие, упорство, терпение, неотступность. 'Полоса' ('Когда к ночи усталой рукой/ Допашу я свою полосу:') - вовсе не просто крестьянский надел земли: крестьянская полоса символизирует все то, что дóлжно сделать в жизни, долю, судьбу человека. Такой образ также лежит в традициях русской литературы (вспомним некрасовскую 'несжатую полосу'). Однако в стихотворении И. Анненского этот образ приобретает еще и общефилософское звучание. Ночи и бессонницы И. Анненского - это время, когда обостряются чувства, оживает сердце. Будучи для поэта временем творческих поисков, ночь не заслоняет для Анненского тревог и радостей реальной жизни. В русле развития мотива ночи актуализированы следующие контекстуальные и ассоциативные компоненты значения слова 'ночь': 'мечта', 'ожидание', 'надежда', 'юность', 'молодость', 'любовь', 'чудо', 'волшебство', 'жизнь', 'глубина сердца', 'Вселенная', 'космос', 'ответственность', 'противостояние', 'гражданственность', 'неизбежность', 'реальность', 'осознанность', 'честность', 'оптимизм', 'бесстрашие', 'объективность', 'постоянство', 'единение', 'сострадание', 'близость переживаний', 'Россия', 'мать', 'путь', 'дом', 'дети'. Таким образом, представленные поэтические фрагменты и анализ доминантных мотивов позволяют существенно уточнить и дополнить традиционный для нашего литературоведения взгляд на лирику И. Анненского как на поэзию кошмаров и бессонниц. В разделе 'Мотив пути в лирике И. Ф. Анненского' предпринята попытка интерпретировать развитие мотива пути в лирике поэта. Развитие данного мотива связано с контекстуальной реализацией лексем 'дорога' и 'путь'. Делается вывод о том, что развитие мотива пути в лирике И. Анненского реализуется через мотивную парадигму: 'Дорога - жизненный путь' - 'Поиск пути' - 'Дорожные впечатления'. Мотив поиска пути является одним из самых значимых в лирике Анненского и развивается по двум направлениям: поиск собственного жизненного пути и поиск пути развития России. В стихотворении 'Далеко: Далеко:' читаем:
Мы тронулись: Тройка плетется, Образ тройки в стихотворении И. Анненского ассоциативно соотносится с гоголевским из 'Мертвых душ', где Н. В. Гоголь сравнивает Русь с летящей тройкой. В строках И. Анненского образ тройки не связан с быстрым бегом, напротив, мотив поиска пути внешне выражен через замедленное движение. Внешне, со стороны может показаться, что пути и движения как будто и нет вовсе ('Тройка плетется / Никак не найдет колеи'), однако с помощью противопоставления ('А сердце бубенчиком бьется / Так тихо у потной шлеи') поэт смещает акценты: подчеркивается внутреннее напряжение, эмоциональная взволнованность, невидная постороннему глазу мучительность поиска пути. Путь (в данном случае это может быть и собственный творческий путь и путь, выбираемый страной) определяется с трудом, медленно, ощупью, но сколько внутренних сил отдано этому преодолению. Вместе с мотивом выбора пути рождается мотив единения человека со всеми, кто вместе с ним выбирает этот путь. Мотив поиска пути в лирике И. Анненского лежит в целом в традициях русской классической литературы. Но заметны и уникально-авторские изменения значения лексем 'дорога' и 'путь'. Например, при развитии мотива поиска пути особенно значимы следующие контекстуальные компоненты значения: 'ощупью', 'медленно', 'наугад', 'сердце'. Важно и то, что в поэтическом пространстве Анненского сближаются и соотносятся индивидуальные (личные) устремления с ответственностью за развитие, 'движение' общества, России. Путь в восприятии И. Анненского является средством, способом достижения чего-либо, причем индивидуально-личностные и социально-общественные цели входят в отношения взаимообусловленности. Кроме того, поэт реализует в лирике и древнее значение лексемы 'путь', соотносимое со значением 'звук', и являющееся символом судьбы, страдания и боли. В разделе 'Мотивный центр 'Человек' в лирике И. Ф. Анненского' дается анализ реализации мотивного центра 'Человек' и связанных с данным центром мотивов в лирике поэта. Комплексный анализ мотивного центра 'Человек' позволяет понять, что сосредоточенность на собственном 'Я', психологическая углубленность и утонченность поэта - это не эгоистическое самоуглубление, а, напротив, острое осознание внешнего мира, всего, что 'не-я'. Через самоуглубление И. Анненский выходит во внешний мир, который в его лирике предстает зримым, разнообразным и живым. Мотивный центр 'Человек' реализуется, главным образом, в связи с лексемами 'человек' и 'люди'. Реализация мотивного центра 'Человек' осуществляется через развитие мотива социальных отношений и мотива отношений в семье. Большое место в реализации мотива социальных отношений занимает изображение человека в отношении к его профессии. На наш взгляд, значимо, то, что из 23-х профессий, которые использует Анненский в лирике, 15 - обозначают занятия простых людей: мастер, почтальон, дворник, посыльный, грабар, пастух, сторож, часовщик, няня и т.д. Даже себя самого поэт сравнивает с настройщиком музыкальных инструментов:
А я лучей иной звезды Поэт относится с участием и пониманием к незнакомому кондуктору - 'Кондуктóр однорукий / У часов в ожиданьи', ('Тоска вокзала'); дворнику - 'Как с дворником? Ему бы хоть прибавить!' ('Нервы'); посыльному, что 'орхидеи нам несет, / Дыша в башлык обледенелый', ('Пэон второй - пэон четвертый'). И, напротив, презрительно-осуждающе говорит поэт о чиновнике: ':все там было - злобность мосек / И пустодушье чинуша' ('Бессонные ночи'); об агенте похоронного бюро: 'И áгент бюро подходил / В калошах ко мне и с укором' ('У св. Стефана'). Бесчувственными изображает поэт представителей так называемой 'образованной' части общества в стихотворении 'Буддийская месса в Париже':
И, тайне чуждые, как свежий их ирис, Устами уличного торговца поэт иронизирует над 'господами':
Хорошо ведь, говорят, на воле, Анненский хорошо ощущает трагическую безысходность и мучительность существования простых людей. В стихотворении 'Шарики детские' находим такие строки:
Вам, сударики, шарики, Все по-настоящему семейные отношения строятся для И. Анненского на отношениях матери и детей. Образ матери в поэзии Анненского в целом традиционен для русской литературы. Значимо, что поэт обращается к образу простых женщин: это и баба над зыбкой ('Без конца и без начала'), и вдова с сиротами, и старуха мать ('На полотне'): В стихотворении 'На полотне' И. Анненский создает образ матери, в котором сосредоточена вся женская стойкость и сила:
Два дня тому назад средь несказанных мук Этот образ углубляется в стихотворении 'Старые эстонки', где особенно остро звучит характерный для И. Анненского мотив собственной вины за чужие страдания. Это глубокое сострадание переходит в чувство единения со всем миром, когда все вокруг воспринимается как свое, за все ощущается ответственность. Чувство единения конкретизируется в стихотворении 'Ego': Я - слабый сын больного поколенья: Дети для И. Анненского - воплощение лучшего, светлого, надежды. Человека Анненский оценивает с точки зрения его отношения к детям:
Вызвать шепот - это срам, Взаимоотношения матери и детей настолько значимы в сознании поэта, что даже о собственных стихах он говорит как о детях:
Но я люблю стихи - и чувства нет святей: Реализация мотивного центра 'Человек' связана со сближением дифференциальных компонентов значения 'одушевленный' - 'неодушевленный' и актуализирует преимущественно следующие контекстуальные компоненты значения: 'мать', 'дети', 'преемственность', 'сознание', 'ответственность', 'действительность', 'реальность', 'воздействие', 'избранность', 'осознание факта', 'противостояние'. В разделе 'Мотив творчества в лирике И.Ф. Анненского' предпринята попытка проследить развитие мотива творчества в лирике поэта, который раскрывается, главным образом, при интерпретации значений слов 'поэзия', 'поэт' и 'стихи'. Отмечается, что в связи с контекстуальной реализацией лексемы 'поэзия' на первый план выходят контекстуально-ассоциативные компоненты значения 'свет', 'поиск пути', 'действительность', 'жизнь', 'сострадание'. В ходе интерпретации контекстуальной реализации лексемы 'поэт' выявлено, что актуализированными оказываются компоненты значения 'реальность', 'жизнь', 'целостность', 'гармоничность', 'осознанность'. В связи с лексемой 'стихи' в лирике Анненского актуализируются компоненты значения 'труд', 'целостность', 'дети', 'совесть', 'ответственность', 'понимание', 'будущее'. Лексема 'слово' в лирических текстах И. Анненского связана с актуализацией следующих компонентов значения: 'жизнь', 'действительность', 'единение', 'ответственность', 'действие', 'противостояние', 'совесть'. Относясь к слову подчеркнуто внимательно, осознавая всю его ценность и значимость, Анненский все же не воспринимает слово как достаточное условие понимания людей, и считает значимость слова по отношению к действию относительно небольшой. Значимым представляется вывод о том, что творчество для Иннокентия Анненского - это способ постижения мира и себя в мире. Поэзия - отражение действительности, и она, какой бы глубокой ни была, не может отразить жизнь во всей ее полноте, поэзия - всегда снимок, рисунок, мгновение. Кроме того, по мнению Анненского, настоящий большой поэт всегда должен ориентироваться на действительность, жизнь и только такая поэзия может быть востребована в будущем. Отмечается, что главная цель творчества, по мнению И. Анненского, заключается в пробуждении сознания читателя, и, как следствие, в укреплении его осознанного отношения к действительности, в усилении чувства ответственности за происходящее. Подчеркивается, что поэт, в восприятии И. Анненского, никогда не должен уходить от действительности, создавая 'идеальный мир' и замыкаясь внутри него. Напротив, основной задачей поэта должно стать стремление к реальности, единению с окружающим миром. Особенно важно для поэта, по мнению И. Анненского, тонко чувствовать и уметь выразить в творчестве даже грубые и трагические моменты реальной жизни. Именно эти условия считает Анненский необходимым залогом существования и развития поэзии. 'Мечтатель любит только себя: Поэт, напротив, беззаветно влюблен в самую жизнь. Поэту тесно в подполье и тошно, тошно от зеленой жвачки мечтателей', 'Красота может быть, по-моему, только жизнью:', 'Идеал - стремление к справедливости, уважение к страданию, гуманность', - эти слова Анненского-критика подтверждают справедливость выводов, представленных в данной работе на основе анализа мотива 'Творчество' в лирике поэта. В разделе 'Мотивный центр 'Природа' в лирике И.Ф. Анненского' произведен анализ реализации мотивного центра 'Природа' и связанных с ним мотивов в лирике поэта.
Выделены области реализации мотивного центра 'Природа': Кроме того, подчеркивается, что интерпретация развития мотива деревенского пейзажа в лирике И. Анненского, связанного с мотивным центром 'Природа' по-новому открывает для восприятия не только тему природы в лирике И. Анненского, но и народную тему, которая развивалась и углублялась, воплощалась во все более индивидуализированных, психологически верно понятых и реалистически изображенных образах народной жизни. Окружающий поэта мир постепенно приобретал конкретно-исторические и социальные признаки, которых не было в раннем творчестве. Именно поэтому для Анненского кажется важным умение человека видеть и чувствовать окружающий мир, в частности природу, но не как пейзаж в далекой туманной дымке, а как живое пространство реальности:
Не сошла и тень с земли,
Дед идет с сумой и бос, В связи с мотивом деревенской природы в лирике И. Анненского актуализированными оказываются следующие контекстуально-ассоциативные компоненты значения: 'жизнь', 'реальность', 'путь', 'дети', 'мать', 'сострадание', 'ответственность', 'забота'. При подведении итогов третьей главы делается общий вывод о том, что анализ компонентов значения лексем, являющихся мотивными центрами лирики И. Анненского, позволяет достаточно объективно обозначить магистральные линии мировосприятия поэта, нравственно-психологических и художественно-эстетических основ его лирики. Произведенная интерпретация мотивной парадигмы лирики Анненского позволяет сделать вывод о том, что повышенная частотность и высокая контекстуальная валентность центральных слов не случайна, она во многом определена наличием общих (повторяющихся, сходных) компонентов значения. При сопоставительном анализе актуализированных компонентов значения, входящих в объем значения центральных слов доминантных мотивных центров лирики Анненского, выявлено, что при изменении форм выражения неизменными остаются определенные компоненты плана содержания языковых единиц. В частности, во всех доминантных мотивных центрах повторяются и актуализируются следующие компоненты значения: 'действительность', 'жизнь', 'глубина сердца', 'ответственность', 'противостояние', 'участие каждого', 'реальность', 'осознанность', 'совесть', 'постоянство', 'единение', 'сострадание', 'дом', 'дети', 'молодость', 'Россия'. Учитывая, что во всех случаях структура значения слова (особенно в художественном тексте) определяется р е а л ь н ы м и свойствами элементов действительности и важностью этих свойств и в размышлениях поэта, и при создании им стихов, можно сделать вывод, что мотивные центры 'Ночь', 'Путь', 'Человек', 'Творчество', 'Природа' являются доминантными в лирике И. Анненского. Сама координация внутри системы мотивных центров носит преимущественно пространственный характер, т.е. фиксирует совокупность отношений сосуществующих объектов. Таким образом, объекты определяются не по отношению к своему новому потенциальному состоянию (как происходит при временнóй координации), а всегда по отношению к другому объекту. В Заключении излагаются основные результаты исследования, формулируются общие выводы. Выявленные в ходе интерпретации доминантных мотивов и реализации мотивной парадигмы в целом семантические инварианты, своеобразные эстетические константы лирики поэта подтверждают правомочность вывода о том, что объединяющим центром лирики и основой эстетики Анненского-поэта является его, не всегда очевидное, но всегда ему внутренне присущее стремление к реалистичности, гуманизму и жизненной правде. В Приложении приведен 'Частотный словарь лексики лирики И.Ф. Анненского'. Основные положения диссертационного исследования изложены в публикациях:
1. Новикова У. В.
Образ Парки в лирике И.Ф. Анненского
// Литература в диалоге культур-2: Материалы международной научной конференции. Ростов на
Дону, 2004. С. 88-92. |
Начало \ Именной указатель \ У. В. Новикова, автореферат кандидатской диссертации | |
|