Степан
Осипович
ЦЫБУЛЬСКИЙ
(Stefan
Cibulski)
(20
июня (ст.) 1858 - 21
февраля 1937)
Филолог-классик,
педагог, издатель, преподаватель древних языков
Николаевской гимназии (1890-1902).
Подробнее:
Татьяна Бровкина. Преподаватели
Императорской Николаевской Царскосельской гимназии (1870-1918).
СПб.: Страта, 2020. С. 128-138.
Червяков А. И. Прим. 5 к
письму Анненского к А. В. Бородиной от 29.11.1899 // Письма
I. С. 243-246.
Музей Николаевской
царскосельской гимназии
Впервые
Анненский написал о труде Цыбульского в
отклике на издание:
Гомер.
III
песнь Илиады / Объяснил
С. О.
Цыбульский. СПб.,
1890. (Иллюстрированное собрание греческих и римских классиков с
объяснительными примечаниями под редакцией Л. Георгиевского и С. Манштейна).
//
Филологическое обозрение. 1892. Т. II. Паг. 1. С.
223.
[495]
Анненский положительно
и вместе с тем критически отметил статью Цыбульского 'Музыка и пение в гимназиях' в своём
2-м педагогическом письме, с.
71-72.
Анненский
посвятил Цыбульскому отдельный оттиск перевода трагедии Еврипида
"Ифигения
- жертва":
Ифигения - жертва, трагедия
Еврипида.
Перевёл с
греческого стихами и снабдил
послесловием 'Посмертная Ифигения
Еврипида'
Иннокентий Анненский.
Перевод посвящается Ст. Ос. Цыбульскому.
<в журнальной
публикации (ЖМНП) посвящения нет>
СПб.: Тип. В. С. Балашева и К°, 1898. 94 с. (Извлечено
из ЖМНП за 1898 г.).
[36]
Письма
I, с. 220:
С февраля того же 1909 г.
началась и гимназическая "жизнь" "Ифигении в Авлиде" в "отличном
переводе И. Ф. Анненского": ее фрагменты в сопровождении музыки Г. И.
Новальсетти, служившего в свое время капельмейстером Лейб-Гвардии
Егерского полка (см.:
Новальсетти Г. Музыка
к отрывку из Ифигении в Авлиде в переводе И. Ф. Анненского
PDF 1,2
MB // Гермес.
1909. Т. IV. ? 8 (34). 15 апр. С. 312-315;
? 9 (35). 1 мая. C. 337-339;
? 10 (36). 15 мая. С. 371), были представлены воспитанниками гимназии
при римско-католической церкви Св. Екатерины, которой заведовал С. О.
Цыбульский (см.: Виноградов Ф. А. Хроника // Гермес. 1909. Т. IV.
? 5 (31). 1 марта. С. 163. Подпись: Ф. В.; Хроника
см. ниже // Гермес. 1909. Т. IV. ? 8 (34).
15 апреля. С. 312. Без подписи). См. также: Виноградов Ф. Концерт
античной греко-римской музыки, состоявшийся 14-го марта с. г. // Гермес.
1910. Т. VI. ? 7 (53). 1 апр. С. 203; Ф. С. "Ифигения в Авлиде" в
большом зале Консерватории // Гермес. 1913. Т. XII. ? 3 (109). 1 февр.
С. 69; Античный вечер // Гермес. 1917. Т. XX. ? 8 (194). 15 апр. С. 158.
Без подписи.
"В ? 5(31) Гермеса была помещена заметка
Ф. А. Виноградова о представлении Ифигении Еврипида (в русском
переводе И. Ф. Анненского) учениками гимназии при р.-к. церкви св.
Екатерины 22 февраля с. г., с музыкою Г. Новальсетти. В настоящем
номере даем фотографию одной сцены, снятой во время репетиции "Ифигении"
в гимназии, и отрывок из музыки Г. И. Новальсетти".
Гермес. 1909. Т. IV. ? 8
(34). 15 апреля. С. 312. Без подписи. Скорее
всего, это сообщение написал Цыбульский.
В 1919 г. Цыбульский
вновь поставил и организовал два спектакля "Ифигении в Авлиде", в
которых приняли участие бывшие преподаватели, ученики и ученицы
гимназий при церкви Св. Екатерины. Была использована и музыка
Новальсетти. См. сообщение
в:
БИРЮЧ Петроградских Государственных
театров. 1919. Сб. I. С. 168-169.
В 1906 г. существовавшее
при римско-католической церкви Св. Екатерины Петербурга училище было
преобразовано и стало называться "Частная мужская гимназия с правами
для учащихся римско-католической церкви Св. Екатерины". Первые
выпускники вышли из нее в 1910 г. При этой же церкви существовала и
женская гимназия. Большинство учащихся были поляками. Учебное
заведение содержалось на средства прихода Св. Екатерины. Окончившие
гимназию получали аттестаты с правами правительственных учебных
заведений. С 1907 г. и до закрытия в 1918 г. заведующим мужской
гимназией и одновременно преподавателем латинского и греческого
языков и психологии был Цыбульский, ранее
преподававший в Николаевской гимназии Царского Села. При нём развивалась дидактика,
использовались различные наглядные пособия, в том числе собственного
изготовления Как и в женской школе,
устраивались спектакли, танцевальные вечера и празднества, были
организованы хор и оркестр.
Цыбульский о музыке к
постановке
трагедии Еврипида
"Ифигения -
жертва" в 1909 г. в Михайловском театре:
"Быть может, лучше было воспользоваться в
отрывках музыкою Глюка, чем заказывать новую музыку композитору,
незнакомому ни с греческими размерами, ни с характером если уже не
греческой музыки, то греческой поэзии вообще". (Цыбульский С.
Хроника // Гермес. 1909. Т. V. ? 16 (42). 15
окт. С. 499).
Письма
I. С. 219.
"Гермес".
Научно-популярный вестник античного
мира.
Цыбульский был основателем и
соредактором (с. А. И. Малеиным) журнала. В нём Анненский опубликовал:
Афинский
национализм и зарождение идеи мирового гражданства.
PDF
// 1907. Т. III. ? 1. 1 окт. С. 21-25;
? 2. 15 окт. С. 50-52.
[690]
Античный миф в современной
французской поэзии.
PDF 1,7
MB
//
1908. Т. II.
? 7(13), 1 апр.
С. 177-185;
? 8(14), 15 апр. С. 209-213;
? 915), 1 мая. С. 236-240;
? 10(16), 15 мая. С. 270-288.
[698]
Отдельный оттиск: Анненский И. Ф.
Античный миф в современной
французской поэзии. СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1908. 39 с.
(Извлечено из журнала Гермес за 1908 г.: ? VII; VIII; IX; X). С посв.:
"Анне Владимировне Бородиной Автор".
Рецензия PDF
на кн.: Издание философского
общества при Императорском С.-Петербургском университете. Этика
Аристотеля. Перевод с греческого с приложением "Очерка истории
греческой этики до Аристотеля" Э. Радлова. Спб. 1908.
// 1908. Т. II. ? 10(16). 15 мая. С. 257-258.
[699]
приведена полностью в комментарии к служебной
рецензии в УКР
IV, с. 143-144.
Рецензия на кн: Из жизни идей. Научно-популярные статьи проф. С.-Петербургского
университета Ф. 3елинского.
Изд. второе, исправленное и дополненное.
С.-Петербург. 1908. Стр. VIII + 428 + II.
// 1908. Т. III. ? 19(25). 1 дек. С. 493-494.
[705]
"Рес" на гимназической сцене.
PDF
Подпись:
И. А.
// 1909. Т. IV. ? 10(36). 15 мая. С. 367-369.
[721]
Это отклик на "Анкету", предложенную в
журнале Цыбульским:
Анкета
Классические спектакли сыграли
немаловажную роль в жизни нашей школы. Музыкальное исполнение од
Горация, представления трагедий Софокла, Эсхила и Еврипида, комедий
Аристофана - при условиях постановки, воспроизводящих
действительность или - в современной интерпретации, на языке
подлинника или в переводе... все это способствовало подъему
интеллектуального уровня, облагорожению чувства, развитию
эстетической стороны воспитания. Дни подобных представлений на
всегда запечатлены в хронике тех учебных заведений, где они
происходили.
Думается, что собранные в одно целое все
данные, относящиеся к представлению античных пьес в гимназиях, могли
бы дать весьма ценный материал для одного из периодов русской
средней школы.
Собрать в одно целое подобный материал
на страницах Гермеса не представляло бы больших затруднений.
Подписавшийся имеет честь обратиться с
покорною просьбою к гг. директорам и преподавателям гимназий не
отказать в любезном сообщении соответствующего материала. Желательно
было бы получить ответ на следующие вопросы:
1) Какие ставились пьесы?
2) на каком языке?
3) Время представлений?
4) Условия постановки?
5) Исполнители?
6) Руководители?
7) Какое впечатление произвел спектакль на учащихся и на публику?
Как отнеслась пресса?
Материалом могут служить: личные
воспоминания, выписки из хроник и отчетов учебных заведений,
газетные статьи. В качестве приложений весьма ценны были бы
фотографии и рисунки.
С. Цыбульский
Гермес. 1908. ? 10(16). С. 296.
Рецензия на публ.:
Revue des études Grecques. Tome XXII. 96-97,
Janvier -
Juin1909. ? 96. Henri Weil. Papyrus
récemment découverts.
// 1909. Т. V. ?11-12
(37-38).
Август. С. 379-380.
PDF [729]
В архиве:
Оп. 1.
Ед. хр. 174. 2 л.
Рецензия написана по просьбе Цыбульского,
"сформулированной в письме к
Анненскому от 15 августа 1909 г. (см.: РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. ? 380. Л. 5-6)"
(Письма
I, с. 229), раздел "Извлечения из журналов".
Таврическая жрица у
Еврипида, Руччелаи и Гете. PDF 2,3 MB
//
1910. Т. VII. ? 14 (60). 15 сент. С. 359-364;
?
16 (62). 15 окт. С. 416-422;
? 17 (63). 1 ноября. С. 442-454;
? 18 (64).
15 ноября. С. 468-472;
? 19 (65). 1 дек. С. 492-499.
[749]
В журнале "Гермес" также
было опубликовано:
Некрологическое сообщение
Цыбульского и Малеина о смерти Анненского:
Гермес. 1909. Т. V. ? 19 (45). 1 дек. С.
595.
Мухин А. А.
И. Ф. Анненский (некролог)
// Гермес. 1909. Т. V. ? 20 (46). 15 декабря. С. 608-612.
Подпись: Ар. Мухин.
Копия из журнала
PDF 1,2
MB
Цыбульский упоминается
Анненским в письме к А. В.
Бородиной от 29 ноября 1899 г. В справке о Цыбульском
А. И. Червякова к этому
письму сказано (с. 245):
"В архиве Анненского сохранились 4 письма Цыбульского 1907-1909 гг. (РГАЛИ.
Ф. 6. Оп. 1. ? 380. 8 л.)". Приводится в
извлечениях письмо от 2 августа 1907 г. Далее: "Несомненно, представляют интерес и другие
письма Цыбульского <...>
К сожалению, письма Анненского, адресованные Цыбульскому, разыскать не
удалось."
Анненский в своём
предисловии к ТЕ 1906 выразил
благодарность и назвал Цыбульского в числе лиц, "которые своим
неизменным сочувствием моей работе немало содействовали ее довершению".
Цыбульский был "литературным агентом" (Червяков,
Письма
I, с. 418)
Анненского в издании этой книги, о чём свидетельствует письмо от
издательства "Просвещение", см. в прим. 2. к
письму
Анненского к А. В. Бородиной от 14.07.1905 (Письма
I, с. 419).
Цыбульский написал рецензии:
на кн.: 'Театр Еврипида' //
С.-Петербургские ведомости. 1907. ? 18. 24 янв. (6 февр.). С. 2;
на кн.:
Памятники мировой литературы.
Античные писатели. Театр Еврипида. Перевод с введениями и
послесловиями И. Ф. Анненского, под редакцией и с комментарием Ф. Ф.
Зелинского. Том I: Алкеста, Андромаха,
Вакханки, Гекуба. Москва. Издание М. и С. Сабашниковых. 1916. Цена 3
руб. 50 коп. PDF
// Исторический вестник. 1917. Т.
CXLVII.
Февраль. С. 532-533.
|