Начало \ Именной указатель \ С. О. Цыбульский

Сокращения

Открытие: 05.03.2024

Обновление:


Степан Осипович
ЦЫБУЛЬСКИЙ
(Stefan Cibulski)
(20 июня (ст.) 1858 - 21 февраля 1937)

Филолог-классик, педагог, издатель, преподаватель древних языков Николаевской гимназии (1890-1902).

Подробнее:

Татьяна Бровкина. Преподаватели Императорской Николаевской Царскосельской гимназии (1870-1918). СПб.: Страта, 2020. С. 128-138.
Червяков А. И. Прим. 5 к письму Анненского к А. В. Бородиной от 29.11.1899 // Письма I. С. 243-246.


Музей Николаевской царскосельской гимназии

Впервые Анненский написал о труде  Цыбульского в отклике на издание:
Гомер. III песнь Илиады / Объяснил С. О. Цыбульский. СПб., 1890. (Иллюстрированное собрание греческих и римских классиков с объяснительными примечаниями под редакцией Л. Георгиевского и С. Манштейна).
//
Филологическое обозрение. 1892. Т. II. Паг. 1. С. 223. [495]

Анненский положительно и вместе с тем критически отметил статью Цыбульского 'Музыка и пение в гимназиях' в своём 2-м педагогическом письме, с. 71-72.

Анненский посвятил Цыбульскому отдельный оттиск перевода трагедии Еврипида "Ифигения - жертва":
Ифигения - жертва,  трагедия Еврипида. Перевёл с греческого стихами и снабдил послесловием 'Посмертная Ифигения Еврипида' Иннокентий Анненский. Перевод посвящается Ст. Ос. Цыбульскому. <в журнальной публикации (ЖМНП) посвящения нет>
СПб.: Тип. В. С. Балашева и К°, 1898. 94 с. (Извлечено из ЖМНП за 1898 г.). [36]

Письма I, с. 220:

С февраля того же 1909 г. началась и гимназическая "жизнь" "Ифигении в Авлиде" в "отличном переводе И. Ф. Анненского": ее фрагменты в сопровождении музыки Г. И. Новальсетти, служившего в свое время капельмейстером Лейб-Гвардии Егерского полка (см.: Новальсетти Г. Музыка к отрывку из Ифигении в Авлиде в переводе И. Ф. Анненского PDF 1,2 MB // Гермес. 1909. Т. IV. ? 8 (34). 15 апр. С. 312-315; ? 9 (35). 1 мая. C. 337-339; ? 10 (36). 15 мая. С. 371), были представлены воспитанниками гимназии при римско-католической церкви Св. Екатерины, которой заведовал С. О. Цыбульский (см.: Виноградов Ф. А. Хроника // Гермес. 1909. Т. IV. ? 5 (31). 1 марта. С. 163. Подпись: Ф. В.; Хроника см. ниже // Гермес. 1909. Т. IV. ? 8 (34). 15 апреля. С. 312. Без подписи). См. также: Виноградов Ф. Концерт античной греко-римской музыки, состоявшийся 14-го марта с. г. // Гермес. 1910. Т. VI. ? 7 (53). 1 апр. С. 203; Ф. С. "Ифигения в Авлиде" в большом зале Консерватории // Гермес. 1913. Т. XII. ? 3 (109). 1 февр. С. 69; Античный вечер // Гермес. 1917. Т. XX. ? 8 (194). 15 апр. С. 158. Без подписи.

"В ? 5(31) Гермеса была помещена заметка Ф. А. Виноградова о представлении Ифигении Еврипида (в русском переводе И. Ф. Анненского) учениками гимназии при р.-к. церкви св. Екатерины 22 февраля с. г., с музыкою Г. Новальсетти. В настоящем номере даем фотографию одной сцены, снятой во время репетиции "Ифигении" в гимназии, и отрывок из музыки Г. И. Новальсетти".

Гермес. 1909. Т. IV. ? 8 (34). 15 апреля. С. 312. Без подписи. Скорее всего, это сообщение написал Цыбульский.

В 1919 г. Цыбульский вновь поставил и организовал два спектакля "Ифигении в Авлиде", в которых приняли участие бывшие преподаватели, ученики и ученицы гимназий при церкви Св. Екатерины. Была использована и музыка Новальсетти. См. сообщение в: БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. 1919. Сб. I. С. 168-169.

В 1906 г. существовавшее при римско-католической церкви Св. Екатерины Петербурга училище было преобразовано и стало называться "Частная мужская гимназия с правами для учащихся римско-католической церкви Св. Екатерины". Первые выпускники вышли из нее в 1910 г. При этой же церкви существовала и женская гимназия. Большинство учащихся были поляками. Учебное заведение содержалось на средства прихода Св. Екатерины. Окончившие гимназию получали аттестаты с правами правительственных учебных заведений. С 1907 г. и до закрытия в 1918 г. заведующим мужской гимназией и одновременно преподавателем латинского и греческого языков и психологии был Цыбульский, ранее преподававший в Николаевской гимназии Царского Села. При нём развивалась дидактика, использовались различные наглядные пособия, в том числе собственного изготовления Как и в женской школе, устраивались спектакли, танцевальные вечера и празднества, были организованы хор и оркестр.

Цыбульский о музыке к постановке трагедии Еврипида "Ифигения - жертва" в 1909 г. в Михайловском театре:

"Быть может, лучше было воспользоваться в отрывках музыкою Глюка, чем заказывать новую музыку композитору, незнакомому ни с греческими размерами, ни с характером если уже не греческой музыки, то греческой поэзии вообще". (Цыбульский С. Хроника // Гермес. 1909. Т. V. ? 16 (42). 15 окт. С. 499).

Письма I. С. 219.

"Гермес". Научно-популярный вестник античного мира.

Цыбульский был основателем и соредактором (с. А. И. Малеиным) журнала. В нём Анненский опубликовал:

Афинский национализм и зарождение идеи мирового гражданства. PDF
// 1907. Т. III. ? 1. 1 окт. С. 21
-25; ? 2. 15 окт. С. 50-52. [690]

Античный миф в современной французской поэзии. PDF 1,7 MB
// 1908. Т. II. ? 7(13), 1 апр. С. 177
-185; ? 8(14), 15 апр. С. 209-213; ? 915), 1 мая. С. 236-240; ? 10(16), 15 мая. С. 270-288. [698]
Отдельный оттиск: Анненский И. Ф. Античный миф в современной французской поэзии. СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1908. 39 с. (Извлечено из журнала Гермес за 1908 г.: ? VII; VIII; IX; X). С посв.: "Анне Владимировне Бородиной Автор".

Рецензия на кн.: Издание философского общества при Императорском С.-Петербургском университете. Этика Аристотеля. Перевод с греческого с приложением "Очерка истории греческой этики до Аристотеля" Э. Радлова. Спб. 1908. JPG
// 1908. Т. II. ? 10(16). 15 мая. С. 257
-258. [699]

Рецензия на кн:  Из жизни идей. Научно-популярные статьи проф. С.-Петербургского университета Ф. 3елинского. Изд. второе, исправленное и дополненное. С.-Петербург. 1908. Стр. VIII + 428 + II.
// 1908. Т. III. ? 19(25). 1 дек. С. 493
-494. [705]

"Рес" на гимназической сцене. PDF Подпись: И. А.
// 1909. Т. IV. ? 10(36). 15 мая. С. 367
-369. [721]
Это отклик на "Анкету", предложенную в журнале Цыбульским:

Анкета

Классические спектакли сыграли немаловажную роль в жизни нашей школы. Музыкальное исполнение од Горация, представления трагедий Софокла, Эсхила и Еврипида, комедий Аристофана - при условиях постановки, воспроизводящих действительность или - в современной интерпретации, на языке подлинника или в переводе... все это способствовало подъему интеллектуального уровня, облагорожению чувства, развитию эстетической стороны воспитания. Дни подобных представлений на всегда запечатлены в хронике тех учебных заведений, где они происходили.

Думается, что собранные в одно целое все данные, относящиеся к представлению античных пьес в гимназиях, могли бы дать весьма ценный материал для одного из периодов русской средней школы.

Собрать в одно целое подобный материал на страницах Гермеса не представляло бы больших затруднений.

Подписавшийся имеет честь обратиться с покорною просьбою к гг. директорам и преподавателям гимназий не отказать в любезном сообщении соответствующего материала. Желательно было бы получить ответ на следующие вопросы:

1) Какие ставились пьесы?
2) на каком языке?
3) Время представлений?
4) Условия постановки?
5) Исполнители?
6) Руководители?
7) Какое впечатление произвел спектакль на учащихся и на публику? Как отнеслась пресса?

Материалом могут служить: личные воспоминания, выписки из хроник и отчетов учебных заведений, газетные статьи. В качестве приложений весьма ценны были бы фотографии и рисунки.

С. Цыбульский

Гермес. 1908. ? 10(16). С. 296.

Рецензия на публ.: Revue des études Grecques. Tome XXII. 96-97, Janvier - Juin1909. ? 96. Henri Weil. Papyrus récemment découverts.
// 1909. Т. V. ?11
-12 (37-38). Август. С. 379-380. PDF [729]
В архиве: Оп. 1. Ед. хр. 174.  2 л.
Рецензия написана по просьбе Цыбульского,
"сформулированной в письме к Анненскому от 15 августа 1909 г. (см.: РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. ? 380. Л. 5-6)" (Письма I, с. 229), раздел "Извлечения из журналов".

Таврическая жрица у Еврипида, Руччелаи и Гете. PDF 2,3 MB
// 1910. Т. VII. ? 14 (60). 15 сент. С. 359-364; ? 16 (62). 15 окт. С. 416-422; ? 17 (63). 1 ноября. С. 442-454; ? 18 (64). 15 ноября. С. 468-472; ? 19 (65). 1 дек. С. 492-499. [749]

В журнале "Гермес" также было опубликовано:

Некрологическое сообщение Цыбульского и Малеина о смерти Анненского: Гермес. 1909. Т. V. ? 19 (45). 1 дек. С. 595.

Мухин А. А. И. Ф. Анненский (некролог) // Гермес. 1909. Т. V. ? 20 (46). 15 декабря. С. 608-612. Подпись: Ар. Мухин. Копия из журнала PDF 1,2 MB

Цыбульский упоминается Анненским в письме к А. В. Бородиной от 29 ноября 1899 г. В справке о Цыбульском А. И. Червякова к этому письму сказано (с. 245): "В архиве Анненского сохранились 4 письма Цыбульского 1907-1909 гг. (РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. ? 380. 8 л.)". Приводится в извлечениях письмо от 2 августа 1907 г. Далее: "Несомненно, представляют интерес и другие письма Цыбульского <...> К сожалению, письма Анненского, адресованные Цыбульскому, разыскать не удалось."

Анненский в своём предисловии к ТЕ 1906 выразил благодарность и назвал Цыбульского в числе лиц, "которые своим неизменным сочувствием моей работе немало содействовали ее довершению". Цыбульский был "литературным агентом" (Червяков, Письма I, с. 418) Анненского в издании этой книги, о чём свидетельствует письмо от издательства "Просвещение", см. в прим. 2. к письму Анненского к А. В. Бородиной от 14.07.1905 (Письма I, с. 419).

Цыбульский написал рецензии:

на кн.: 'Театр Еврипида' // С.-Петербургские ведомости. 1907. ? 18. 24 янв. (6 февр.). С. 2;

на кн.: Памятники мировой литературы. Античные писатели. Театр Еврипида. Перевод с введениями и послесловиями И. Ф. Анненского, под редакцией и с комментарием Ф. Ф. Зелинского. Том I: Алкеста, Андромаха, Вакханки, Гекуба. Москва. Издание М. и С. Сабашниковых. 1916. Цена 3 руб. 50 коп. PDF // Исторический вестник. 1917. Т. CXLVII. Февраль. С. 532-533.

 


 

Начало \ Именной указатель \ С. О. Цыбульский

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005
-2024
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования