Начало \ Именной указатель \ Анненский и Бакст

Сокращения

Создание: 22.07.2006

Обновление: 20.01.2024

АННЕНСКИЙ и БАКСТ

Лев Самойлович Бакст (наст. Лейб-Хаим Израилевич Розенберг, 1866-1924) - художник, книжный иллюстратор, театральный декоратор. Оформлял постановку трагедии Еврипида "Ипполит" Александринского театра в переводе Д. С. Мережковского (1902). Автор картины "Древний ужас", с характеристикой которой Анненский откликнулся в письме художнику. Меццотинтогравюра картины была помещена на вкладке 1-го номера журнала "Аполлон", вместе с первой частью статьи "О современном лиризме". Бакст - автор обложки и фронтисписа журнала; "глубокое безвкусие и аляповатость" этих "нелепых рисунков" заклеймил В. П. Буренин. Также Бакст - автор обложки журнала "Остров",  во  2-м номере которого опубликованы стихотворения Анненского "То было на Валлен-Коски", "Шарики. Трилистник балаганный" (см. о журнале страницу "Анненский и Гумилев").

 

Посмотреть крупнее

Л. С. Бакст
Фото 1914 (1915?) г.
[1]

Л. С. Бакст
Фото 1914 (1915?) г.
[1]
Древний ужас (Terror antiquus),
декоративное панно, 1908
[1]

Обложка журнала "Остров", 1909
https://gumilev.ru

 

Страница Википедии

Из очерка С. Ростовцева в Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Эфрона:

Талант Бакста чрезвычайно разносторонен. По словам М. Волошина, Бакст "с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем чётким изяществом восемнадцатого века, воссоздаёт в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к "Ипполиту" и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды".* <...> В театральных постановках Бакст чрезвычайно разнообразен: строги и стильны его античные трагедии: "Ипполит" (1902) и "Эдип в Колоне" (1904) <...> Он много занимается архаикой. В 1907 г. он посещает Грецию и Крит и привозит оттуда огромный художественный материал; в 1909 г. выставляет свою громадную картину "Terror Antiquus" с архаической Афродитой на первом плане <...>

* М. Волошин. "Архаизм в русской живописи". А, 1909, 1.  

Вяч. И. Иванов написал статью на материале публичной лекции по поводу выставки картины Л. Бакста: 'Золотое Руно', 1909. IV. Её название: "Древний Ужас. По поводу картины Л. Бакста 'Terror Antiquus'. В том же году статья помещена Ивановым в сборник 'По Звездам'. См. текст, например, здесь: http://ivanov.lit-info.ru/ivanov/kritika-ivanova/drevnij-uzhas.htm.

О впечатлении, произведённом картиной Бакста, можно судить по тому, что спустя много лет М. А. Волошин в своём "программном" стихотворении "Дом поэта" (25 дек. 1926) написал: "Крестя мечом и пламенем народы, / Весь древний Ужас подняли со дна".

Анненский и Бакст обсудили картину "Terror antiquus" в письмах. Сохранилось только письмо Бакста, см. ниже.
См. также : Иванова О. Ю. Вяч. Иванов и И. Анненский: две точки зрения на картину Л. Бакста "Terror antiquus" (версия).

Л. С. Бакст - И. Ф. Анненскому. <5 февраля 1909 г.>
Привожу две публикации, они отличаются.

"Многоуважаемый Иннокентий Фёдорович.
Ваше письмо доставило мне несколько минут наслаждения и, говоря фигурально, раздвинуло горизонты моего воображения. Вы смотрите на мою картину очень проницательно, а некоторые сближения для меня откровение, как может быть откровением
внутренний смысл символов, которыми художник пользуется часто своим бессознательным умом-творчеством...".

ЦГАЛИ, ф. 6, оп. 1, ед. хр. 298.
К сожалению, не известно, в каком плане рассматривал картину Анненский, но из слов Бакста явствует, что отнюдь не все, что он в ней выразил и что усмотрели в ней современники, было им вполне осознано.

Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. Л., "Искусство", 1975. С. 117.

'Многоуважаемый Иннокентий Федорович!
Ваше письмо доставило мне несколько минут наслаждения и, говоря фигурально, раздвинуло горизонты моего воображения. Вы смотрите на мою картину очень проницательно, а примером: сближения для меня - откровение, которое может быть откровением внутреннего смысла символов, которыми художник пользуется часто своим подсознательным умом-творчеством. Я могу страшно жалеть, что Ваши слова обращены только ко мне, а не к той массе, про которую Вы верно сказали, что они не могут постичь: картины непосредственно, но, может быть, я и не против, может быть, нужно терпеливо ждать, чтобы новый род произведений сделался доступным: массе, и чтобы она сама уже реагировала. Я счастлив уже тому, что цвет культурного общества заинтересовался моими потугами: и исканиями - больше пока не надо:'

РГАЛИ, ф. 6, оп. ? 1, ед. хр. 298.
Текст в статье:
Иванова О. Ю. Вяч. Иванов и И. Анненский: две точки зрения на картину Л. Бакста "Terror antiquus" (версия).

 

    
Почтовая карточка с оригинальной маркой и штемпель к 150-летию Л. С. Бакста. Россия. 2016 г.


 

Начало \ Именной указатель \ Анненский и Бакст

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005
-2024
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования