|
|
Начало \ Написано \ С. М. Городецкий | |
Открытие: 20.12.2023 |
Обновление: |
С. М. Городецкий
Городецкий Сергей.
Формотворчество // Золотое руно.
1909. ? 10. С. 56. Городецкий С. Трагедия и современность // Новая студия. 1912. ? 5. С. 8. фрагмент
Городецкий Сергей.
Некоторые течения в современной русской поэзии //
Аполлон. 1913. ? 1. Январь. С. 47. Городецкий Сергей. Праздное занятие // Речь. 1914. ? 168. 23 июня (6 июля). С. 3. фрагмент Вне собрания:
Городецкий С. М. [Рец.]
// Гиперборей. 1913. ? 6. Март. С. 29.
Подпись: С. Г. Рец. на изд.: Жатва. М, 1913. Кн. IV.
Источник текста:
Червяков А. И. // Письма
II, ? 196, с. 320-332. 330 Городецкий Сергей Митрофанович (1884-1967) - поэт, прозаик, драматург, критик, публицист, художник (см. о нем подробнее критико-биографическую статью Р.Д. Тименчика: РП 89. Т. 1. С. 639-641). Фото: РП 1. С. 639.
Городецкий, вероятно, был лично
знаком с Анненским (ср. свидетельство
К. И. Чуковского:
'Я видел, как пытался он "совсем просто", "на равной ноге" разговаривать
с Сергеем Городецким, но преднамеренность этой простоты слишком
бросалась в глаза' ('Я почувствовал такую
горькую вину перед ним...': (Смутные воспоминания об Иннокентии
Анненском) / Вступ. заметка, публ. и коммент.
И. Подольской
// Вопросы литературы. 1979. ? 8. С. 305)). Будучи
заметной фигурой литературного процесса первого десятилетия XX в., стал
одним из персонажей первой части статьи Анненского
"О современном
лиризме", над которой тот работал в мае -
июле 1909 г.* Анненский
высоко оценивал поэтические находки Городецкого, в книгах которого его
внимание привлекли не только 'образчики криптограмм' (КО. С. 333-334):
<...> (КО. С. 374-375).
<...> (КО. С. 376). * Краткую характеристику Городецкому Анненский дал и во второй, женской, части статьи: "Городецкий, с пугающей ширью и искренностью его признаний". 331
'...10 страниц, да еще сплошь заполненные восьмистопными хореями в одну
строчку. Тем не менее отклик Анненского, вне всякого сомнения, был Городецкому приятен и дорог, и некрологически благожелательное упоминание им имени Анненского вполне определенно противостояло другим 'золоторунским' публикациям, посвященным 'Аполлону': 'Третье имя, которое следует тут упомянуть, повергает в тяжелую скорбь. Это безвременно погибший воин Аполлона Иннокентий Анненский. Пока не вышел "Кипарисовый Ларец", нельзя судить, насколько видное место занимает в нем поэт наряду с филологом и педагогом. Но эта "резанность линий", о которой говорится в его стихотворении "Снег", - очень явный признак формализма. Наверное "К. Ларец" откроет нам новые изломы формотворчества, но есть и некоторая надежда, что Иннокентий Анненский снисходительнее своих собратьев относился к душе и допускал лиризм в стихах. По крайней мере, болезненная чуткость к этому вопросу его своеобразных статей говорит за это'. (Городецкий Сергей. Формотворчество // Золотое руно. 1909. ? 10. С. 56. Ср., например, с суждениями о редакционном 'Вступлении' и о разделе 'Пчелы и осы Аполлона' в следующей статье: [Тастевен Г. Э.] О петербургском 'Аполлинизме': (Письмо из Петербурга) // Золотое руно. 1909. ? 7-9. С. 136-138. Подпись: Эмпирик). На протяжении 1910-х гг. Городецкий, жестко разошедшийся с символистами и ставший одним из основателей 'Цеха поэтов' и теоретиков акмеизма, пропагандировал 'изысканные методы Иннокентия Анненского' (Городецкий С. М. [Рец.] // Гиперборей. 1913. ? 6. Март. С. 29. Подпись: С. Г. Рец. на изд.: Жатва. М, 1913. Кн. IV), а в своих манифестирующих и обобщающих работах упоминал его имя исключительно в контексте вершинных достижений русской поэзии (См.: Городецкий С. М. От редакции // Гиперборей. 1912. ? 1. Октябрь. С. 3-4. Без подписи; Городецкий Сергей. Некоторые течения в современной русской поэзии // Аполлон. 1913. ? 1. Январь. С. 47*; Городецкий С. М. Предисловие // Мировая муза: Антология современной поэзии зап.-европейской и русской. СПб.: Т-во 'Екатерингофское Печатное Дело', 1913. Т. 1: Франция. С. 6. (Бесплатное приложение к журналу 'За 7 дней', Кн. 1). Подпись: С. Г.). См. также другие упоминания Анненского в публикациях Городецкого: * '...символисты одного из благороднейших своих деятелей проглядели: Иннокентий Анненский был увенчан не ими'. 332
По воспоминаниям А. Г. Коонен, вакхическая драма 'Фамира-кифаред' вошла в репертуар Московского Камерного театра именно 'с легкой руки' Сергея Городецкого: 'Как-то у меня дома Таиров устроил репертуарное совещание. Были Бальмонт, Брюсов, Балтрушайтис, Сергей Городецкий. После длительных разговоров и ряда предложений Городецкий вдруг сказал: "А знаете что, Александр Яковлевич, перечитайте-ка нашего Иннокентия Анненского, талантливый поэт!"' (Коонен Алиса. Страницы жизни / Послесл. Ю. Рыбакова. 2-е изд. М: Искусство, 1985. С. 221. См. об этом статью в собрании).
С. Городецкий фрагмент
Источник текста:
Новая студия. 1912. ? 5. С. 8. Русской трагедии еще не написано, но уже с уверенностью можно сказать, что она будет написана. Одна из первых попыток в этом великом деле принадлежит так называемым декадентам. Мы имеем написанного по классическим образцам "Тантала" Вячеслава Иванова и "трагедию" Иннокентия Анненского*. <далее перечислены "неудачные опыты" Брюсова, Сологуба и Блока> * Неясно, какую трагедию имел в виду автор. Вероятно, все четыре в целом.
Сергей Городецкий фрагмент Источник текста: Речь. 1914. ? 168. 23 июня (6 июля). С. 3.
Это часть рецензионного
очерка о книге (как указано в сноске): Модест М. Дружинин.
Напевные грезы. СПб., 1914. С портретом и автографом автора. Ц. 1 р. Приведём ещё одно стихотворение, по острой своей образности, по смелому выявлению индивидуальности напоминающее другого крупного поэта 80-х годов (признанного много позже) - Иннокентия Анненского:
Таковы же стихи "Усталость", "На покой", "Весеннее чувство", "На Неве", "Пленница-душа" и некоторые другие. Эти стихотворения являются не только неожиданной наградой <...>
|
|
Начало \ Написано \ С. М. Городецкий |
При использовании материалов собрания просьба соблюдать
приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2023
Mail:
vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com