Начало \ Написано \ С. М. Городецкий

Сокращения

Открытие: 20.12.2023

Обновление: 

С. М. Городецкий

Городецкий Сергей. Формотворчество // Золотое руно. 1909. ? 10. С. 56.
Фрагмент ниже из прим. 1 к письму Анненского к Е. М. Мухиной от 6 июля 1909 г.

Городецкий С. Трагедия и современность // Новая студия. 1912. ? 5. С. 8. фрагмент

Городецкий Сергей. Некоторые течения в современной русской поэзии // Аполлон. 1913. ? 1. Январь. С. 47.
Цитата ниже

Городецкий Сергей. Праздное занятие // Речь. 1914. ? 168. 23 июня (6 июля). С. 3. фрагмент

Вне собрания:

Городецкий С. М. [Рец.] // Гиперборей. 1913. ? 6. Март. С. 29. Подпись: С. Г. Рец. на изд.: Жатва. М, 1913. Кн. IV.
[Городецкий С. М.] От редакции
// Гиперборей. 1912. ? 1. Октябрь. С. 3-4. Без подписи.
[Городецкий С. М.] Предисловие
// Мировая муза: Антология современной поэзии зап.-европейской и русской. СПб.: Т-во 'Екатерингофское Печатное Дело', 1913. Т. 1: Франция. С. 6. (Бесплатное приложение к журналу 'За 7 дней', Кн. 1). Подпись: С. Г.
Городецкий Сергей.
Поэзия как искусство
// Лукоморье. 1916. ? 18. 30 апр. С. 20.

Источник текста: Червяков А. И. // Письма II, ? 196, с. 320-332.
Прим. 1 к письму Анненского к Е. М. Мухиной от 6 июля 1909 г., где написано:
"Вы знаете, что письмо к Вам для меня поэма, а тут пришлось бы писать её чуть что не стилем Сергея Городецкого". О "стиле Городецкого", вполне поэтическом, Анненский написал в статье "О современном лиризме", подразумевая или "ноздревский" объём написанного, или многословность о предмете написания. А может - то и другое вместе.

330

Городецкий Сергей Митрофанович (1884-1967) - поэт, прозаик, драматург, критик, публицист, художник (см. о нем подробнее критико-биографическую статью Р.Д. Тименчика: РП 89. Т. 1. С. 639-641). Фото: РП 1. С. 639.

Городецкий, вероятно, был лично знаком с Анненским (ср. свидетельство К. И. Чуковского: 'Я видел, как пытался он "совсем просто", "на равной ноге" разговаривать с Сергеем Городецким, но преднамеренность этой простоты слишком бросалась в глаза' ('Я почувствовал такую горькую вину перед ним...': (Смутные воспоминания об Иннокентии Анненском) / Вступ. заметка, публ. и коммент. И. Подольской // Вопросы литературы. 1979. ? 8. С. 305)). Будучи заметной фигурой литературного процесса первого десятилетия XX в., стал одним из персонажей первой части статьи Анненского "О современном лиризме", над которой тот работал в мае - июле 1909 г.* Анненский высоко оценивал поэтические находки Городецкого, в книгах которого его внимание привлекли не только 'образчики криптограмм' (КО. С. 333-334): <...> (КО. С. 374-375). <...> (КО. С. 376).
А по поводу поэмы Городецкого 'Лия', - стиль которой он иронически соотносит с проблемой 'развитости' современного человека, - пишет (КО. С. 376
-377):

* Краткую характеристику Городецкому Анненский дал и во второй, женской, части статьи: "Городецкий, с пугающей ширью и искренностью его признаний".

331

'...10 страниц, да еще сплошь заполненные восьмистопными хореями в одну строчку.
Это - Сергей Городецкий с большим искусством лирически решает вопрос, была ли с ним Лия или нет <...>'.

Тем не менее отклик Анненского, вне всякого сомнения, был Городецкому приятен и дорог, и некрологически благожелательное упоминание им имени Анненского вполне определенно противостояло другим 'золоторунским' публикациям, посвященным 'Аполлону':

'Третье имя, которое следует тут упомянуть, повергает в тяжелую скорбь. Это безвременно погибший воин Аполлона Иннокентий Анненский. Пока не вышел "Кипарисовый Ларец", нельзя судить, насколько видное место занимает в нем поэт наряду с филологом и педагогом. Но эта "резанность линий", о которой говорится в его стихотворении "Снег", - очень явный признак формализма. Наверное "К. Ларец" откроет нам новые изломы формотворчества, но есть и некоторая надежда, что Иннокентий Анненский снисходительнее своих собратьев относился к душе и допускал лиризм в стихах. По крайней мере, болезненная чуткость к этому вопросу его своеобразных статей говорит за это'.

(Городецкий Сергей. Формотворчество // Золотое руно. 1909. ? 10. С. 56. Ср., например, с суждениями о редакционном 'Вступлении' и о разделе 'Пчелы и осы Аполлона' в следующей статье: [Тастевен Г. Э.] О петербургском 'Аполлинизме': (Письмо из Петербурга) // Золотое руно. 1909. ? 7-9. С. 136-138. Подпись: Эмпирик).

На протяжении 1910-х гг. Городецкий, жестко разошедшийся с символистами и ставший одним из основателей 'Цеха поэтов' и теоретиков акмеизма, пропагандировал 'изысканные методы Иннокентия Анненского' (Городецкий С. М. [Рец.] // Гиперборей. 1913. ? 6. Март. С. 29. Подпись: С. Г. Рец. на изд.: Жатва. М, 1913. Кн. IV), а в своих манифестирующих и обобщающих работах упоминал его имя исключительно в контексте вершинных достижений русской поэзии (См.: Городецкий С. М. От редакции // Гиперборей. 1912. ? 1. Октябрь. С. 3-4. Без подписи; Городецкий Сергей. Некоторые течения в современной русской поэзии // Аполлон. 1913. ? 1. Январь. С. 47*; Городецкий С. М. Предисловие // Мировая муза: Антология современной поэзии зап.-европейской и русской. СПб.: Т-во 'Екатерингофское Печатное Дело', 1913. Т. 1: Франция. С. 6. (Бесплатное приложение к журналу 'За 7 дней', Кн. 1). Подпись: С. Г.). См. также другие упоминания Анненского в публикациях Городецкого:

* '...символисты одного из благороднейших своих деятелей проглядели: Иннокентий Анненский был увенчан не ими'.

332

Городецкий С. Трагедия и современность // Новая студия. 1912. ? 5. С. 8;
Городецкий Сергей
. Праздное занятие // Речь. 1914. ? 168. 23 июня (6 июля). С. 3;
Городецкий Сергей
. Поэзия как искусство // Лукоморье. 1916. ? 18. 30 апр. С. 20.

По воспоминаниям А. Г. Коонен, вакхическая драма 'Фамира-кифаред' вошла в репертуар Московского Камерного театра именно 'с легкой руки' Сергея Городецкого: 'Как-то у меня дома Таиров устроил репертуарное совещание. Были Бальмонт, Брюсов, Балтрушайтис, Сергей Городецкий. После длительных разговоров и ряда предложений Городецкий вдруг сказал: "А знаете что, Александр Яковлевич, перечитайте-ка нашего Иннокентия Анненского, талантливый поэт!"' (Коонен Алиса. Страницы жизни / Послесл. Ю. Рыбакова. 2-е изд. М: Искусство, 1985. С. 221. См. об этом статью в собрании).

С. Городецкий
Трагедия и современность

фрагмент

Источник текста: Новая студия. 1912. ? 5. С. 8.

Но в зрителе и действующем <т. е. актере, по Городецкому> стремление к трагизму, естественно, ощущается глухо в сравнении с мощным порывом в ту же сторону поэта, которому принадлежит начальный акт триединого театра.

Русской трагедии еще не написано, но уже с уверенностью можно сказать, что она будет написана.

Одна из первых попыток в этом великом деле принадлежит так называемым декадентам. Мы имеем написанного по классическим образцам "Тантала" Вячеслава Иванова и "трагедию" Иннокентия Анненского*. <далее перечислены "неудачные опыты" Брюсова, Сологуба и Блока>

* Неясно, какую трагедию имел в виду автор. Вероятно, все четыре в целом.

Сергей Городецкий
Праздное занятие

фрагмент

Источник текста: Речь. 1914. ? 168. 23 июня (6 июля). С. 3.

Это часть рецензионного очерка о книге (как указано в сноске): Модест М. Дружинин. Напевные грезы. СПб., 1914. С портретом и автографом автора. Ц. 1 р.
О Модесте Модестовиче Дружинине известно лишь, что он был учеником Гимназии и реального училища Гуревича и выпустил брошюрные поэтические сборники (1909, 1912), собранные в 1916 г. в три книги.

Приведём ещё одно стихотворение, по острой своей образности, по смелому выявлению индивидуальности напоминающее другого крупного поэта 80-х годов (признанного много позже) - Иннокентия Анненского:

Одиночество

С минутной подругой - сигарой -
     Проходим мы мимо
     В объятиях дыма
Безмолвно сгорающей парой.
     И струйкою вьётся мечтанье

          От тёмного мира
          Туда, где мерцанье
                    Эфира,

Где нет ни блаженного льда,
     Ни пыла, ни пепла,
     Где сердце ослепло,
Застыло, - ни грустно, ни радо,
     Как сонного дыма сигары
          Душистые звенья,
          Как сладкие чары
                    Забвенья.

Таковы же стихи "Усталость", "На покой", "Весеннее чувство", "На Неве", "Пленница-душа" и некоторые другие. Эти стихотворения являются не только неожиданной наградой <...> 

 

 

Начало \ Написано \ С. М. Городецкий

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005
-2023
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования