Начало \ Именной указатель \ В. В. Гофман, персональная страница | |
Открытие: 1.07.2008 |
Обновление:05.08.2022 |
Виктор (Виктор-Бальтазар-Эмиль) Викторович ГОФМАН (14/26.05.1884 - 13.08.1911)
<Рецензия> Источник: Новый журнал для всех. 1910. ? 21. Стлб. 121-122. Иннокентий Анненский. Кипарисовый ларец. Вторая книга стихов (посмертная). К-во "Гриф". Москва. 1910. Ц. 80 к. Стлб.121 Для И. Анненского его лирика не была всем, не была единственным способом проявления себя, тем творческим долгом, которому отдается вся жизнь и вся душа. Лишь поверхностную, лишь ограниченную часть своей исключительно-богатой личности, а внешне, быть может, только досуги свои - посвящал Анненский стихам. Это неуловимо ощущается при чтении настоящей книги, в этом же вероятная причина того, что так поздно взялся он за стихи и, уже взявшись, не чувствовал, по-видимому, большой необходимости их печатать, вследствие чего настоящему сборнику и суждено было стать посмертным... Двойной траур облекает эту книгу. Траур по скончавшемся поэте и по всему тому ценному и исключительному, что было в Анненском и чего нет в такой же мере в его книге. Анненский принадлежал к тому типу художников, которые как люди больше себя самих - творцов. Пушкинское о ничтожности поэта "среди ничтожных мира" совершенно не подошло бы к нему. Но за это и кара: его необыкновенность, его превосходство, духовная его красота - далеко не вся в этой книге: большая часть её умерла с ним. Может быть, причина этого еще в необыкновенной разносторонности писателя (ученый, критик, переводчик, поэт), дробившей его творческие силы, не давая им точки всемерного приложения. Не только министры, бывают, вероятно, и гении "без портфеля"... Многое ли остается после них? Мимолетно-лирические отзвуки богатой души, стихотворное "между прочим" - вот что представляет собой книжка Анненского. Можно ли по этим разнородным и разнослучайным стихам воссоздать образ умершего? Да, многое здесь очень характерно и многое ценно не только в этом смысле. И опять та же здесь многосторонность и то же разнообразие... Обычный тон и стиль - песня изысканно-утомленной, перегруженной культурностью, перегоревшей в ее атмосфере души, - но рядом - яркое, очень своеобразное, очень наблюдательное и тонкое восприятие и воспроизведение природы. В картине дождя, напр., такие "реалистические" подробности:
Стлб.121
Подобных живописно-точных, не из книжек взятых описаний немало. Иногда даже слышится что-то Чеховское или Бунинское... Возможны еще и другие противопоставления. Несомненно одним краем своим книжка примыкает к нашему модернизму и, пожалуй, самого "нового" и вычурного толка. Эта вычурность проявляется даже в чисто внешнем, в разделении, напр., большинства стихов на какие-то "Трилистники" (Трилистник сумеречный, Трилистник соблазна, Трилистник огненный, кошмарный, дождевой, ледяной, вагонный и т. д.). В соответствии с этим - и самый стиль некоторых стихов, их ритм и необыкновенные рифмы: некоторые вещи - только словесные фокусы и стихотворные "трюки" ("Нервы", "Перебой ритма" и др.). Но рядом с этим - богатый, полный, живой язык, в котором иногда простонародная меткость и что-то подчеркнуто и традиционно русское. Анненского не назовешь французским декадентом, пишущим по-русски. У него именно живой, разговорный язык, а не тот условный, искусственно приготовленный стиль, которым так часто пишут теперь поэты, гордящиеся тем, что их не читают. Пафос книги - тяжелое снисхождение и пробуждение к действительности, убогой и кошмарной, жалкой и трагической действительности, которую поэт именует "хаосом полусуществований", и в которой - мучительный соблазн: "уничтожиться, канув в этот омут безликий". Но Анненский соблазну не поддается и в омут не попадает: до конца он вполне посторонний, правда элегически настроенный, но все же несколько чопорный и слегка язвительный наблюдатель. Есть трогательные и целиком красивые стихотворения: 'Октябрьский миф', 'Я на дне', 'Облака', 'Буддийская месса'. Своеобразна по технике 'Старая усадьба'... Виктор Гоман
Фрагмент приведен в
статье: Тименчик Р. Д.
Поэзия И. Анненского в читательской среде 1910-х годов
DJVU // А. Блок и его окружение. Учен. зап. Тарт. ун-та, вып. 680. Блоковский сборник.
VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т. 1985. С. 104-105.
В. В. Гофман писал также об Анненском: И всё же - настоящим творцом он не был. <...> 'Кипарисовый ларец' очень интересная книга, но, читая её, с горькой грустью думаешь, что вот и Анненский умер, и не скажешь себе, что нет, - он жив, он в этих стихах, он бессмертен..."
Гофман В. В.
Литературные новинки // Утро, Харьков, 1910,
? 1037, 9 мая. Из писем В. В. Гофмана А. А. Шемшурину (публикация А. В. Лаврова в [1]): 5.06.<1909> фрагмент Дорогой Андрей Акимович*,
У нас все уже разъехались и разъезжаются: завтра и я поеду в
Куоккалу
искать себе летнего жилища. Если устроюсь там, лето будет, вероятно,
довольно забавное - в Куоккале много литераторов и прежде всего
Чуковский. Вчера был в Царском Селе у Анненского (один из редакторов
"Аполлона"):
очень интересный старик - какой-то спесивый, важный, и учёности
действительно изумительной и даже, примеряя к собственным возможностям,
- непостижимой. Однако не без некоторых слабостей. Вы его знаете - он
перевёл всего Еврипида и написал ряд критических исследований? [1], с. 250-251. (ГБЛ, ф. 339, к. 2, ед. хр. 13, л. 10)
* Шемшурин
Андрей Акимович (1872-1939)
- московский купец,
интересовавшийся искусством и литературой. Беллетрист и публицист. 14.10.<19>09, СПб фрагмент
<...> [1], с. 262.
28/X <1909> Дорогой Андрей Акимович, Спасибо Вам за Ваши письма. 'Аполлон' и я получил, но прочесть еще не собрался.1 Конечно, они не далеко уйдут, в конце концов, от 'Весов', хотя и толкуют о стройном и строгом искусстве и протесте против бесформенных исканий и дерзаний.2 Иннок<ентий> Анненский - тот самый превосходительный старец, мой визит к которому прошедшей весной3 так Вам не понравился. Это весьма ученый филолог (он директор царскосельской гимназии),4 но, по-видимому, довольно легкомысленный критик.5 В 'Аполлоне' он один из редакторов и пользуется большим весом... Помните 'академию поэтов', о которой я писал Вам в прошлом году?6 Так вот она теперь расширена, перенесена из квартиры Вяч. Иванова в помещение 'Аполлона' и готова к дальнейшему развитию. Кроме В. Иванова, лекции читает там еще этот же Анненский: в той же роли выступит вскоре и Брюсов...7 В Москву, к Вам я собираюсь в конце ноября. Ведь Вы к тому времени еще из Москвы не уедете? Вас увидеть я очень рад... 'Пчелы и осы' я тоже почитал немного и тоже нашел, что это нечто на редкость беззубое и лишенное всяких жал.8 Но вот что: разберите, пожалуйста, по-Вашему, со всей Вашей педантичностью или неприспособленностью, - стихотворение Вяч. Иванова в 'Аполлоне'.9 Эта ученая пифия окружена здесь таким благоговением, что я не верю самому себе. Где в этом сонете подлежащие и дополнения, к чему относятся глаголы и определения - ничего не понимаю... Весь Ваш В. Г.
1 Первый номер 'Аполлона' вышел в
свет 24 октября 1909 г.
20/XI <19>09.
<...>
1 Достоверных сведений об этом лице
обнаружить не удалось. Не исключено, что это - московский стихотворец,
общавшийся с К. Н. Леонтьевым (который упоминает 'несчастного Эбермана'
в письме к А. А. Александрову от 15 января 1888 г.); А. А. Александров
указывает: 'Эберман напечатал, под псевдонимом Вольмара, несколько
стихотворений в "Русск<ом> Вестн<ике>", "Гражд<анине>" и других
журналах. <...> Он был очень беден, и К<онстантин> Н<иколаеви>ч не раз
помогал ему, то устраивая в его пользу литературные вечера, то доставляя
ему заработок' (Александров А. I. Памяти К. Н. Леонтьева. II. Письма К.
Н. Леонтьева к Анатолию Александрову. Сергиев Посад, 1915. С. 28). См.
публикацию двух стихотворений ('Смерть' и 'Поклонникам Нирваны') под
псевдонимом Вольмар в 'Русском Вестнике' (1883. Т. 68. Декабрь. С.
876-877). ИСТОЧНИКИ
1. Писатели символистского круга. Новые материалы. С-Пбг., "Дмитрий Буланин", 2003.
|
Начало \ Именной указатель \ В. В. Гофман, персональная страница | |
|