Начало \ Галереи \ Памятные места в Петербурге: места жительства и учёбы

Сокращения

Обновление: 20.10.2018

Памятные места в Петербурге
Места жительства и учёбы

Места жительства и учёбы     Гимназия Человеколюбивого общества     Места службы     Места неслужбы
Мужская гимназия ? 8
     Куоккала (Репино)

Другие галереи памятных мест

Все фотографии можно посмотреть крупнее






 

а
Сентябрь 2009 г. [2]
б
[1]
в
[1]
г
Август 2007 г. [3]
 
         

а
Квартира родителей. Ул. Восстания (б. Знаменская улица), ? 40, кв. З. Обширная фотогалерея дома
1-я квартира родителей после возвращения из Сибири в 1860 г. [6]
Здесь пятилетний Иннокентий начал свою жизнь в Петербурге с 1860 по 1868? гг. Дом не раз перестраивался, менял владельцев, горел. В 1863 году в этом доме проживал с семьёй контр-адмирал Г. И. Невельской (1813
-1876), знаменитый мореплаватель, гидрограф, ученый. В 1899-1906 гг. квартиру ? 33 занимала семья генерала К. В. Комарова (1832-1912), впоследствии коменданта Петропавловской крепости. Его племянницей была О. Д. Форш, урожденная Комарова. В разное время в доме проживали семьи высоких военных чинов.
Более 20 лет в квартире ? 24 жил с семьей видный русский юрист, профессор Николай Степанович Таганцев (1843
-1923) - сенатор, крупный специалист по уголовному праву. Но известна эта фамилия больше по делу 1921 г. о 'Петроградской боевой организации', 'Таганцевскому делу', по которому уничтожен его тёзка, Н. С. Гумилёв.

б
Квартира родителей. Проспект Римского-Корсакова (б. Екатерингофский), ? 47 (ранее 35).
2-я квартира родителей с нач. 70-х гг. до 1874 г., где И. Анненский готовился сдавать экзамены за гимназический курс экстерном. Эта попытка оказалась неудачной. [6]

В октябре 2008 г. Наталия Ксенофонтовна Цендровская, сотрудник Музея-квартиры А. А. Блока,  сообщила:

У меня большое сомнение относительно дома 35 по Екатерингофскому (Р.-Корсакова). Я даже перечитала статью Орлова, но не поняла, на что он ссылается. С 1840-х годов в этом огромном здании был статс-секретариат царства Польского. И позднее этот дом был (и остался) домом казенным. Если там кто и жил, то служащие соответствующих ведомств. Не знаю как в 1870-ые, но в 1860-ые этот дом имел совсем другой номер, а 35-м был дом дальше по Екатерингофскому, за Крюковым каналом, т. е. в Коломне. Позднее он получил ? 47, какой имеет и сейчас. Принадлежал он тогда кн. А. В. Трубецкому и был домом доходным. Не у Трубецкого ли жили Анненские?

В июле 2011 г. она же все разъяснила:

Действительно, в 1860-1870-х годах те дома по Екатерингофскому пр., которые выходили на Никольскую площадь, по ней и числились.
Табель 1869 года дает такую нумерацию по Екатерингофскому (за Харламовым мостом через Екатерининский канал): современные дома 27 и 29 имеют те же номера (С. 15), а далее идут дома с номерами по Никольской площади, начиная с ? 1, который соответствует современному ? 31 по пр. Римского-Корсакова, и кончая ? 11, который соответствует ? 41/14 по пр Р.-К. (С. 53-54). Такая же картина в табели 1875 года (С. 30, 85).

Соответственно современный ? 43/11 -- это ? 31 по тогдашней нумерации, ? 45 = ? 33, а ? 47 = ? 35.

в
Квартира родителей.
Набережная р. Фонтанки, ? 133 (ранее 107), кв. 56.
4-я квартира родителей после возвращения семьи из Сибири, в 1874-1875 гг.

'Родители мои: действительный статский советник Федор Николаевич и Наталия Петровна Анненские жительствуют: по Фонтанке, в доме Бруни, ? 107, кв. ? 56. Жительство имею в квартире моих родителей.'

-- из прошения подростка Иннокентия Анненского 17 апреля 1875 года на имя попечителя Санкт-Петербургского учебного округа для разрешения сдавать экзамены на получение 'свидетельства зрелости' [6].
Долгое время я ошибочно показывал другой дом, не зная об изменениях нумерации. Ошибку исправила Н. К. Цендровская в сентябре 2018 г.Вот что она написала в FB-группе "Анненская хроника" 24.09.2018.

По поводу адреса родительской квартиры на Фонтанке, 107, в доме Бруни.
Это Спасская, а не Адмиралтейская часть.
По старой нумерации (до конца 1880-х годов) М.А. Бруни принадлежал дом, имевший по набережной Фонтанки двойной номер 107-109, но обычно, даже в документах употреблялся только первый номер -- 107. Этот огромный дом находился (и находится) на углу набережной и Никольского переулка. В результате перенумерации дом получил номер 133, который сохраняется за ним и сейчас. Вот наименования архивных дел, показывающих эту ситуацию.

ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 174.
О залоге имущества М.А. Бруни, А.Х. Пелем, П.П. Степановым на берегу р.Фонтанки, 325-377/107 (наб. р. Фонтанки, 133 и Никольский пер., 9).
Начальная дата: 09.03.1862. Конечная дата: 12.08.1864. Количество листов: 193.
Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/1/174.

В электронном каталоге Архивного комитета, откуда копирую, довольно много опечаток и разного рода ошибок. Есть несовпадение старых номеров в приведенном и в следующем случае, но что речь идет об одном и том же доме, несомненно.
Хозяйка дома Мария Александровна Бруни -- жена арх. Юлия Федоровича Бруни, который перестраивал части этого огромного дома в 1873 году, об этом см. в одном из комментариев к публикации о доме -- http://www.citywalls.ru/house1733.html.

ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 713А
О залоге имущества П.П. Степановым, П.Ф. Петровым, М.А. Бруни по наб.р.Фонтанки,325/376, 2 (наб.р.Фонтанки,133, Никольский пер.,9).
Начальная дата: 06.02.1867. Конечная дата: 04.06.1873. Количество листов: 20.
Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/1/713A.

Есть и еще одно дело по интересующему Вас времени, но тоже, вероятно, с опечаткой в указании начальной даты (1898). Фамилия хозяйки относится, вероятно, к концу 1890-х годов.

ЦГИА СПб. Фонд 1026. Опись 1. Дело 469.
Домовая книга по наб. р. Фонтанки и Никольскому пер., 133/9 (дом Навроцкой З.В.) Имеются данные о проживании жильцов с 1867 по 1897 гг.
Начальная дата: __.__.1898. Конечная дата: __.__.__. Количество листов: 303.
Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/1026/1/469.

г
Квартира Н. Ф. Анненского. Исаакиевская площадь, 9 (ул. Союза связи, б. Почтамтской, ? 2), кв. 12.
Дом П. В. Мятлева. Здесь И. Анненский зарегистрирован с осени 1875 г. (а жил, вероятно, с мая) до лета 1876 г. в семье старшего брата Н. Ф. Анненского. Под его руководством И. Анненский выдержал экзамены на "испытание зрелости" и  поступил в университет.
[6]

д
Квартира родителей.
Ул. Декабристов, дом ? 57 (б. Офицерская).

д1
Сентябрь 2009 г. [2]
д2
Сентябрь 2009 г. [2]
д3
[7]
д4
[7]
д5
Набережная р. Пряжки. [4]
д6
Набережная р. Пряжки.
Сентябрь 2009 г. [2]
д7
Вид из кв. ? 21 на р. Пряжку
Сентябрь
2009 г. [2]

Широко известен как Музей-квартира А. А. Блока. Здесь, "в доме сером и высоком у морских ворот Невы", по словам А. Ахматовой, Блок поселился 24 июня 1912 г., здесь 7 августа 1921 г. он умер. А. А. Блок занимал квартиру ? 21 на четвёртом этаже, окнами на речку Пряжку, в сторону залива. Но в этом же доме, в том же подъезде, на втором этаже в квартире ? 23 с середины 1870-х гг. проживала семья Анненских, и это была уже пятая квартира родителей Иннокентия Фёдоровича после возвращения из Сибири. См. об этом исследование А. В. Орлова, где в примечаниях почему-то сказано, что Блок поселился в этом доме "спустя 13 лет"; И. Ф. Анненский к тому времени (с 1896 г.) жил в Царском Селе. Именно в эту квартиру ? 23 переехали А. А. Блок с женой в феврале 1920 года, где с 1918 г. уже жила его мать. Но табличкой "А. А. Блокъ"обозначена дверь в квартиру ? 21.

25 ноября 1980 г. в дни празднования столетия Александра Блока в доме ? 57 по ул. Декабристов был открыт Музей-квартира А. А. Блока. 30 августа 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР (? 1327) дом взят под государственную охрану. Музей разместился на двух этажах (четвёртом и втором) соответственно двум квартирам ?21 и 23, где жил Блок в 1912-1920 и 1920-21 гг. В квартире 23 - памятная комната, в которой он скончался. [5]

Дом на Офицерской задал мне две задачи, главным образом потому, что я не имел возможности увидеть его сам. Первая связана с А. Блоком. На фотографии С. М. Алянского 1919 г. чета Блоков стоит на балконе, и понятно, что это верхний, 4-й этаж, а значит, квартира ? 21 (навес крыши, водосточная труба вдали). Но на фото д1 балконы только на втором и на третьем этаже и их всего два. А на фото д5 их нет совсем. Задача не давала мне покоя, а решилась просто, с любезной помощью Натальи Туймебаевны Ашимбаевой, директора Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в Петербурге, с которой мы познакомились на Анненских Чтениях 2005. Она прислала мне рекламный буклет Музея-квартиры А. А. Блока 1988 года, и стало ясно - всё дело в дереве. Оно закрывает на фото д5 два балкона, на одном из которых сфотографировались А. А.  и Л. Д. Блок, см. фото д7. А ещё стало ясно, где окна квартиры ? 23, в которой жили и Блоки, и Анненские.

Вторая задача: где, собственно, квартира ? 23? И опять всё разъяснила Н. Т. Ашимбаева. В октябре 2005 г. она написала мне следующее.

Более сложный вопрос с квартирой, в которой жил Анненский. Теперь в этой квартире 23 не только памятная комната, в которой умер Блок, но и литературная экспозиция. По площади все это пространство больше, чем занимала последняя квартира Блока. Ведь он переселился туда в результате "уплотнения". Следовательно, кв. 23 была разделена на две. 23-я имела вход с "черной" лестницы, а с парадной в советское время почему-то была кв.73. Кроме того, в музейную экспозицию мы входим, поднявшись на второй этаж, направо. Но есть еще квартира рядом, в которую можно войти прямо, на той же лестничной площадке. Там до сих пор живут какие-то люди. Может быть, все это была когда-то одна большая квартира? На этот вопрос трудно ответить. Сотрудница Музея Блока Н. К. Цендровская, которая изучала проектные чертежи квартир, расположенных по этой лестнице, предполагает, что после постройки дома было именно так: на каждой площадке была одна большая квартира. А с "черной" лестницы были квартиры, не имевшие выхода на парадную, но граничившие с этими. Точно определить очертания квартиры, в которой жил Анненский, очень сложно. Я думаю, что именно на втором этаже, как и получается по нумерации, которая велась с черной лестницы. Этот номер есть там и сейчас. Но в какой именно части жил Анненский, невозможно сейчас сказать. По проектным чертежам кв. 23 имела выход только на "черную" лестницу. При Блоке и в советское время вплоть до создания Музея она была такой же. Но на протяжении периода от постройки дома до вселения Блока в 1912 г. в кв. 21, - квартиры меняли свою планировку, получали выход на парадную лестницу. Иными словами, мы не можем сказать, совпадала ли квартира, в которой жил Анненский, с той, в которой жил Блок с 1920 г., но номер они имели одинаковый и были расположены обе на втором этаже.

В октябре 2008 г. я получил уточнение Наталии Ксенофонтовны Цендровской, о которой сказала Н. Т. Ашимбаева:

Кв. 23 в доме 57 по Офицерской, действительно выходила только на черную лестницу и никогда на парадную. Это была бедненькая квартирка из 4-х комнат, из которых 3 (в т.ч. комната в 25 метров, в которой умер Блок) выходили окнами на Пряжку, а 4-ая и кухня - во двор. Некоторые изменения нумерации действительно происходили, но, похоже, только в советское время, когда делили надвое большие квартиры, и каждая получала выход только на одну лестницу - парадную или черную. В кв. 23 делить было нечего. Этажом ниже, на 1-м этаже, находится кв. 22, на 2-м против 23-й - кв. 24, выше - 25 и 26, на 4-м 27 и почему-то 21 (первая блоковская квартира, имевшая, в отличие от квартир 23 и 25 выход также на парадную лестницу). Отчего так получилось - непонятно, но все же думать, что в дореволюционное время происходила какая-то глобальная перенумерация квартир, оснований, на мой взгляд нет. Так что похоже, что Анненские жили в той самой квартире, где позднее жил и умер Блок. В кв. 21 (4 эт.) в 1980 нами были обнаружены на стенах всех комнат остатки всех слоев обоев, начиная с 1-го слоя 1876 года и газет под ним. К сожалению, в 23-й квартире, такие старые слои не сохранились.

 

д8
Сентябрь 2009 г. [2]
д9
Сентябрь 2009 г. [2]
д10
Сентябрь 2009 г. [2]
д11
Сентябрь 2009 г. [2]
д12
Сентябрь 2009 г. [2]

д8-д10 -- входная дверь в кв. ? 23 и парадная лестница, выхода на которую во время проживания семьи Анненских ещё не было..  

Вот так. Жаль, что связь дома ? 57 на Офицерской с именем Иннокентия Фёдоровича Анненского почти не видна. Тем более, что поэты были знакомы с творчеством друг друга, переписывались, виделись. И. Ф. Анненский - в тени, подобно окнам кв. ? 23, что в тени дерева на фото д5... Однако Н. Ф. Цендровская добавила:

Портрет Анненского висит у нас на 2-м этаже в литературной экспозиции, правда не на территории 23-й квартиры, а в присоединенной к ней в 1980-м году части соседней квартиры. О гимназической службе Анненского нынешней осенью мы рассказываем на временной выставке "Петербургские гимназии и гимназисты".

Видел, см. фото этого портрета в центре группы литераторов д11.

Можно ещё вспомнить, что Офицерскую улицу считал родиной и Н. Ф. Анненский, по воспоминаниям В. Г. Короленко.

Частная гимназия В. И. Беренса. Вознесенский проспект, 53. Фото: осень 2009 г. [2]

Из "Моего жизнеописания":

"Дальнейшее систематическое образование мое было возобновлено в 1869-м году. Я поступил в частную гимназию В. И. Беренса и пробыл там два с половиной года. Учение мое и здесь шло очень успешно, хотя, к сожалению, я только год с небольшим занимался греческим языком, обучение которому не было обязательным. Преподавание математики велось особенно тщательно и успешно. <...> В 1872-м году я оставил гимназию Беренса и стал самостоятельно готовиться к установленному в то время испытанию зрелости."

См. о гимназии и её директоре прим. 26 к "Моему жизнеописанию".

Санкт-Петербургский Университет. Университетская набережная, дом 7. Здание Двенадцати коллегий.

1898 г. [1] [1] [1] [1]

И. Ф. Анненский учился на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета в 1875-1879 гг., отделение сравнительного языкознания. Руководители: И. И. Срезневский, (история языка), И. П. Минаев (сравнительное языкознание).
Учёба закончена с золотой медалью и со званием кандидата. И. Ф. Анненский оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию, но

'силою вещей, а отчасти и природными свойствами (склонностью разбрасываться в занятиях) был отвлечен от профессорской карьеры'.

Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: (Историко-литературный сборник). СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1904. Т. VI. Дополнения и поправки, присланные разными лицами в редакцию "Критико-биографического словаря". С. 341-343.. С. 342. Полный текст в собрании

Первая семейная квартира И. Ф. и Над. В. Анненских.

Угол ул. Маяковского (б. Надеждинской) и Ковенского пер. (доходный дом кн. Голицыных). кв. 20. Адрес указан В. Кривичем в своих воспоминаниях и самим Анненским в двух письмах к И. П. Минаеву в нач. 1880-х гг. Раньше этот дом имел номер 9 по Надеждинской, теперь 11. Коррективы внесла перенумерация в конце 1880-х гг., потом война, когда дом был разрушен. В 1951 г. дом был восстановлен в упрощенном виде, см. http://www.citywalls.ru/house5867.html. А в довоенном здании жил в 1925-41 гг. поэт Д. И. Хармс, о чем свидетельствует с 2005 г. памятная доска с барельефом.


Июль 2011 г. [2]

Вторая семейная квартира И. Ф. и Над. В. Анненских.

Находилась рядом с первой, в квартале между Малой Итальянской и Ковенским пер., в доходном доме Риделя, по адресу:  ул. Надеждинская, д. 7, кв. 21. Здесь Анненские жили по 1886 г.  (А. И. Червяков // Письма I. С. 44). И продолжали здесь жить вплоть до отъезда в Киев, как свидетельствует адрес в письме Анненского к И. А. Шляпкину от 15 апреля 1890 г.: Малая Итальянская, д. 27. Это тот же дом Риделя. Он разрушен во время войны, а последующая застройка не позволяет точно определить его положение. Сегодня на этом месте расположено здание школы ? 171.

Можно добавить, что совсем недалеко от этих адресов, в д. ? 3 по ул. Маяковского, долгое время жил и умер корреспондент Анненского, весьма им почитаемый, знаменитый юрист А. Ф. Кони, о чем свидетельствует ныне памятная доска на фасаде.

 

ИСТОЧНИКИ

1. "SityWalls: Архитектурный сайт Санкт-Петербурга".
2. Фото составителя.
3. Фото Николая Богданова (Москва), автора статьи "Сердце Иннокентия Анненского", для собрания.
4. Музей-квартира А. А. Блока. Рекламный буклет. Лениздат, 1988.
5. Н. Т. Ашимбаева, Ю. Е. Галанина. Музей-квартира А. А. Блока (филиал государственного музея истории Ленинграда) // Александр Блок. Исследования и материалы. Л., "Наука", 1987.
6. Орлов А. В. Юношеская биография Иннокентия Анненского.

7. Фото Елизаветы Гуллер (Израиль), для собрания.

Места жительства и учёбы     Гимназия Человеколюбивого общества     Места службы     Места неслужбы
Мужская гимназия ? 8
     Куоккала (Репино)

Другие галереи памятных мест

Начало \ Галереи \ Памятные места в Петербурге: места жительства и учёбы


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2018

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования