Начало \ Трагедии \ "Фамира Кифаред" в театре А. Я. Таирова

Словарь

Открытие: 25.06.2011

Обновление: 20.01.202


"Фамира-кифаред" в театре А. Я. Таирова

Отзывы в прессе, воспоминания и исследования
 


Постановка вакхической драмы 
"Фамира Кифаред" осуществлена Московским Камерным театром под руководством А. Я. Таирова дважды - в 1916 и 1919 годах. Премьера обозначена здесь:

Таиров Александр Яковлевич. Краткая летопись жизни и творчества. / Составители: Р. М. Брамсон, Ю. А. Головащенко // [1]. С. 510:

1916, 2 ноября. Премьера 'Фамиры-Кифарэда' И. Ф. Анненского. Художник А. А. Экстер; музыка А. Фортера.

'Постановка... 'Фамиры-Кифарэд', несомненно, самое значительное явление московской театральной жизни в начале сезона. Я вовсе не хочу этим сказать, что спектакль оправдал все возлагавшиеся на него надежды - слишком своеобразен был замысел, слишком сложна драма Анненского сама по себе, слишком неблагоприятно для больших затей в наше военное время, чтобы все вышло так, как предполагалось. Но именно ввиду перечисленных обстоятельств даже промахи спектакля интересны, а самый факт его значителен'.

(Я. Тугендхольд. Письмо из Москвы PDF, - 'Аполлон', 1917, ? 1, стр. 72-74)
В книге 1699 г. обращает внимание наличие дефиса в названии трагедии, которого нет в исходной публикации рецензии.

О дне премьеры 2 ноября написала и А. Г. Коонен. Однако газетные объявления показывают другие первые дни показа спектакля:


Рампа и жизнь. 1916. ? 45. 6 ноября.


Рампа и жизнь. 1916. ? 46. 13 ноября.

Спектакль показывался 30 ноября того же года, в день смерти Анненского, и сопровождался вступительной речью К. Д. Бальмонта "Поэт внутренней музыки (Иннокентий Анненский)". Думается, что спектакль в этот день был плановым; а вот приурочен ли он был к известию о смерти Анненского - вопрос. Возможно ли, что об этом узнали к началу спектакля, и Бальмонт  успел приготовить свое выступление, с цитатами из Анненского? В его тексте нет намека на это. Скорее всего, это совпадение. Неявный намек содержит лишь редакционное примечание газеты, вышедшей 3 декабря.
 



[2]

Возобновление спектакля было приурочено к 10-летию со дня смерти автора драмы и состоялось 13 декабря 1919 года. Перед этим спектаклем К. Д. Бальмонт снова произнёс речь, наряду с речью  А. Я. Таирова (см. статью А. В. Канатьевой в издании).

Хотя еще весной 1919 года, когда гастроли Камерного театра состоялись в Петербурге, М. А. Кузмин посетовал в своем отклике на то, что театр не представил драму 'Фамира Кифаред': "Неужели, в самом деле, для Камерного театра менее характерны 'Сакунтала', 'Фамира-кифаред', 'Веер', чем четыре второстепенные и третьестепенные старые пьески, подчеркнуто декадентски поданные?" (Кузмин М. Наивные вопросы: (Гастроли Московского Камерного театра) // Жизнь искусства. 1919. ? 113. 6 апр. С. 3).

А. Г. Коонен, ведущая актриса Камерного театра и жена А. Я. Таирова, исполнила в спектакле роль вакханки. Она вспоминала, что вакхическая драма 'Фамира Кифаред' вошла в репертуар театра по подсказке С. М. Городецкого.

Страница А. А. Экстер, художницы спектакля.

Музыкальное сопровождение спектакля принадлежит французскому композитору и дирижёру Анри Фортеру, сотрудничавшему с А. Я. Таировым в нескольких спектаклях Камерного театра.

Над созданием спектакля трудилась также Вера Игнатьевна Мухина, чьими руками практически была сделана сцена. Будущей создательнице знаменитых монументов и скульптур было 27 лет. К сожалению, Интернет дает текст воспоминаний, но не дает ссылки. Отдельной их публикации я не нашел. Кстати, Мухина активно и плодотворно занималась костюмами и начинала с Пьеретты для А.Г. Коонен в спектакле 'Покрывало Пьеретты' того же театра.

'Еще в шестнадцатом году мне пришлось познакомиться с Александрой Александровной Экстер, которая оказала большое влияние на мою жизнь. Как-то Любовь Сергеевна Попова сказала мне: 'А вот Экстер в Камерном театре ставит 'Фамиру Кифаред' Анненского. Там нужна лепка, не хочешь ли попробовать?' Я до этого никогда больших вещей не делала, говорю: 'Не одолею'. Все же пошла, познакомилась с Экстер, потом подружилась. Надо было вылепить всю раму вокруг сцены: Экстер была художница крайне левого направления. <:> Ее толкование античного мира чрезвычайно своеобразно: Своих нимф она раскрашивала прямо по голому телу. Грудь - нарисует круг, в середине точка. Обозначала краской некоторые мускулы. Парики синели - бархат с шелком. Кудри стояли, как у медузы-горгоны, как змеи:Специально для 'Фамиры' обрамляли всю сцену лепкой. Наверху - картуш, связка музыкальных инструментов, маски, барочный орнамент, в конце рога изобилия, из которых выходили две колонны*. Базой служили две большие головы - Аполлона и Диониса. Верх я делала по рисунку Александры Александровны, головы - сажень высотой - я делала самостоятельно'.

* Примерно это мы видим на эскизе занавеса к спектаклю в [3], с. XV. См. на странице отзывов и воспоминаний.

https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post482658907/

Страница спектакля "Фамира Кифаред" на сайте Театра имени Пушкина, преемника Камерного театра.

Д. С. Усов оставил в письме к Н. С. Архипповой свои впечатления о посещении спектакля осенью 1916 г.

Об интересе А. М. Горького к спектаклю Таирова см. страницу собрания "Анненский и М. Горький".

 

"Фамира Кифаред"
Сцена 3-ьей картины: хор мэнад; в центре Нимфа - г-жа Коллэн.
Фот. М. Сахарова и П. Орлова.
Рампа и жизнь. 1916. 13 ноября. ? 46. С. 7
Предпросмотр по  публикации в [1]
"Фамира Кифаред"
Сатиры, Силен - г. Аркадин, Нимфа - г-жа Коллэн, Фамира - г. Церетелли.
Фот. М. Сахарова и П. Орлова.
Рампа и жизнь. 1916. 13 ноября. ? 46. С. 8
По  публикации в книге А. Г. Коонен.
Сцена Силена и Фамиры [3]

  
[1]


[2]
Сцена стансов Фамиры [3]


[2]

 

Н. М. Церетелли в роли Фамиры [2]
См. также рис. Chalico в: Рампа и жизнь. 1916. 13 ноября. ? 46. С. 10. PDF
Стихотворение Любови Столицы, посвящённое исполнителю главной роли

ИСТОЧНИКИ

1. А. Я. Таиров. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. / Ред. П. Марков, сост. Ю. Головащенко, худ. С. Сахарова. М., Всероссийское театральное общество, 1969 г.
2. Страница сайта Театра имени Пушкина, http://www.teatrpushkin.ru/plays/famira-kifared
3. Камерный театр и его художники: 1914 - XX - 1934 / Введение Абрама Эфроса. М.: Изд. Всероссийского театрального общества, 1934.

 

Отзывы в прессе, воспоминания и исследования

вверх

 

Начало \ Трагедии \ "Фамира Кифаред" в театре А. Я. Таирова

Словарь


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования