|
|
Начало \ Трагедии \ "Фамира Кифаред" в театре А. Я. Таирова | |
Открытие: 25.06.2011 |
Обновление: 20.01.2024 |
Таиров Александр Яковлевич. Краткая летопись жизни и творчества. / Составители: Р. М. Брамсон, Ю. А. Головащенко // [1]. С. 510: 1916, 2 ноября. Премьера 'Фамиры-Кифарэда' И. Ф. Анненского. Художник А. А. Экстер; музыка А. Фортера. 'Постановка... 'Фамиры-Кифарэд', несомненно, самое значительное явление московской театральной жизни в начале сезона. Я вовсе не хочу этим сказать, что спектакль оправдал все возлагавшиеся на него надежды - слишком своеобразен был замысел, слишком сложна драма Анненского сама по себе, слишком неблагоприятно для больших затей в наше военное время, чтобы все вышло так, как предполагалось. Но именно ввиду перечисленных обстоятельств даже промахи спектакля интересны, а самый факт его значителен'.
(Я. Тугендхольд.
Письмо из Москвы
PDF, -
'Аполлон', 1917, ? 1, стр. 72-74) О дне премьеры 2 ноября написала и А. Г. Коонен. Однако газетные объявления показывают другие первые дни показа спектакля:
Спектакль показывался 30 ноября того же года,
в день смерти
Анненского, и сопровождался вступительной речью К. Д. Бальмонта
"Поэт внутренней музыки (Иннокентий
Анненский)".
Думается, что спектакль в
этот день был плановым; а вот приурочен ли он был к известию о смерти
Анненского - вопрос. Возможно ли, что об этом узнали к началу спектакля,
и Бальмонт успел приготовить свое выступление, с цитатами из
Анненского? В его тексте нет намека на это. Скорее всего, это
совпадение. Неявный намек содержит лишь редакционное примечание газеты,
вышедшей 3 декабря. |
|
||||||||
Возобновление спектакля было приурочено к 10-летию со дня смерти автора драмы и состоялось 13 декабря 1919 года. Перед этим спектаклем К. Д. Бальмонт снова произнёс речь, наряду с речью А. Я. Таирова (см. статью А. В. Канатьевой в издании). Хотя еще весной 1919 года, когда гастроли Камерного театра состоялись в Петербурге, М. А. Кузмин посетовал в своем отклике на то, что театр не представил драму 'Фамира Кифаред': "Неужели, в самом деле, для Камерного театра менее характерны 'Сакунтала', 'Фамира-кифаред', 'Веер', чем четыре второстепенные и третьестепенные старые пьески, подчеркнуто декадентски поданные?" (Кузмин М. Наивные вопросы: (Гастроли Московского Камерного театра) // Жизнь искусства. 1919. ? 113. 6 апр. С. 3). А. Г. Коонен, ведущая актриса Камерного театра и жена А. Я. Таирова, исполнила в спектакле роль вакханки. Она вспоминала, что вакхическая драма 'Фамира Кифаред' вошла в репертуар театра по подсказке С. М. Городецкого. Страница А. А. Экстер, художницы спектакля. Музыкальное сопровождение спектакля принадлежит французскому композитору и дирижёру Анри Фортеру, сотрудничавшему с А. Я. Таировым в нескольких спектаклях Камерного театра. Над созданием спектакля трудилась также Вера Игнатьевна Мухина, чьими руками практически была сделана сцена. Будущей создательнице знаменитых монументов и скульптур было 27 лет. К сожалению, Интернет дает текст воспоминаний, но не дает ссылки. Отдельной их публикации я не нашел. Кстати, Мухина активно и плодотворно занималась костюмами и начинала с Пьеретты для А.Г. Коонен в спектакле 'Покрывало Пьеретты' того же театра.
Страница спектакля "Фамира Кифаред" на сайте Театра имени Пушкина, преемника Камерного театра. Д. С. Усов оставил в письме к Н. С. Архипповой свои впечатления о посещении спектакля осенью 1916 г. Об интересе А. М. Горького к спектаклю Таирова см. страницу собрания "Анненский и М. Горький".
Н. М. Церетелли в роли
Фамиры [2]
ИСТОЧНИКИ
1. А. Я.
Таиров. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. / Ред.
П. Марков, сост. Ю. Головащенко, худ. С. Сахарова. М.,
Всероссийское театральное общество, 1969 г.
Отзывы в прессе, воспоминания и исследования
|
|||||||||
Начало \ Трагедии \ "Фамира Кифаред" в театре А. Я. Таирова |
При использовании материалов собрания просьба соблюдать
приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com