Начало \ Трагедии \ "Фамира-кифаред" в театре А. Я. Таирова

Словарь

Открытие: 25.06.2011

Обновление: 15.12.202


"Фамира-кифаред" в театре А. Я. Таирова

Страница 1     Страница 2
 


Постановка вакхической драмы 
"Фамира-кифаред" осуществлена Московским Камерным театром под руководством А. Я. Таирова дважды - в 1916 и 1919 годах. Премьера обозначена здесь:

Таиров Александр Яковлевич. Краткая летопись жизни и творчества. / Составители: Р. М. Брамсон, Ю. А. Головащенко // [1]. С. 510:

1916, 2 ноября. Премьера 'Фамиры-Кифарэда' И. Ф. Анненского. Художник А. А. Экстер; музыка А. Фортера.

'Постановка... 'Фамиры-Кифарэд', несомненно, самое значительное явление московской театральной жизни в начале сезона. Я вовсе не хочу этим сказать, что спектакль оправдал все возлагавшиеся на него надежды - слишком своеобразен был замысел, слишком сложна драма Анненского сама по себе, слишком неблагоприятно для больших затей в наше военное время, чтобы все вышло так, как предполагалось. Но именно ввиду перечисленных обстоятельств даже промахи спектакля интересны, а самый факт его значителен'.

(Я. Тугендхольд. Письмо из Москвы PDF, - 'Аполлон', 1917, ? 1, стр. 72-74)
В книге 1699 г. обращает внимание наличие дефиса в названии трагедии, которого нет в исходной публикации рецензии.

О дне премьеры 2 ноября написала и А. Г. Коонен. Однако газетные объявления показывают другие первые дни показа спектакля:


Рампа и жизнь. 1916. ? 45. 6 ноября.


Рампа и жизнь. 1916. ? 46. 13 ноября.

Спектакль показывался 30 ноября того же года, в день смерти Анненского, и сопровождался вступительной речью К. Д. Бальмонта "Поэт внутренней музыки (Иннокентий Анненский)". Думается, что спектакль в этот день был плановым; а вот приурочен ли он был к известию о смерти Анненского - вопрос. Возможно ли, что об этом узнали к началу спектакля, и Бальмонт  успел приготовить свое выступление, с цитатами из Анненского? В его тексте нет намека на это. Скорее всего, это совпадение. Неявный намек содержит лишь редакционное примечание газеты, вышедшей 3 декабря.
 



[2]

Возобновление спектакля было приурочено к 10-летию со дня смерти автора драмы и состоялось 13 декабря 1919 года. Перед этим спектаклем К. Д. Бальмонт снова произнёс речь, наряду с речью  А. Я. Таирова (см. статью А. В. Канатьевой в издании).

Хотя еще весной 1919 года, когда гастроли Камерного театра состоялись в Петербурге, М. А. Кузмин посетовал в своем отклике на то, что театр не представил драму 'Фамира-кифаред': "Неужели, в самом деле, для Камерного театра менее характерны 'Сакунтала', 'Фамира-кифаред', 'Веер', чем четыре второстепенные и третьестепенные старые пьески, подчеркнуто декадентски поданные?" (Кузмин М. Наивные вопросы: (Гастроли Московского Камерного театра) // Жизнь искусства. 1919. ? 113. 6 апр. С. 3).

А. Г. Коонен, ведущая актриса Камерного театра и жена А. Я. Таирова, исполнила в спектакле роль вакханки. Она вспоминала, что вакхическая драма 'Фамира-кифаред' вошла в репертуар театра по подсказке С. М. Городецкого.

Страница А. А. Экстер, художницы спектакля.

Музыкальное сопровождение спектакля принадлежит французскому композитору и дирижёру Анри Фортеру, сотрудничавшему с А. Я. Таировым в нескольких спектаклях Камерного театра.

Над созданием спектакля трудилась также Вера Игнатьевна Мухина, чьими руками практически была сделана сцена. Будущей создательнице знаменитых монументов и скульптур было 27 лет. К сожалению, Интернет дает текст воспоминаний, но не дает ссылки. Отдельной их публикации я не нашел. Кстати, Мухина активно и плодотворно занималась костюмами и начинала с Пьеретты для А.Г. Коонен в спектакле 'Покрывало Пьеретты' того же театра.

'Еще в шестнадцатом году мне пришлось познакомиться с Александрой Александровной Экстер, которая оказала большое влияние на мою жизнь. Как-то Любовь Сергеевна Попова сказала мне: 'А вот Экстер в Камерном театре ставит 'Фамиру Кифаред' Анненского. Там нужна лепка, не хочешь ли попробовать?' Я до этого никогда больших вещей не делала, говорю: 'Не одолею'. Все же пошла, познакомилась с Экстер, потом подружилась. Надо было вылепить всю раму вокруг сцены: Экстер была художница крайне левого направления. <:> Ее толкование античного мира чрезвычайно своеобразно: Своих нимф она раскрашивала прямо по голому телу. Грудь - нарисует круг, в середине точка. Обозначала краской некоторые мускулы. Парики синели - бархат с шелком. Кудри стояли, как у медузы-горгоны, как змеи:Специально для 'Фамиры' обрамляли всю сцену лепкой. Наверху - картуш, связка музыкальных инструментов, маски, барочный орнамент, в конце рога изобилия, из которых выходили две колонны. Базой служили две большие головы - Аполлона и Диониса. Верх я делала по рисунку Александры Александровны, головы - сажень высотой - я делала самостоятельно'.
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post482658907/

Страница спектакля "Фамира-Кифаред" на сайте Театра имени Пушкина, преемника Камерного театра.

Д. С. Усов оставил в письме к Н. С. Архипповой свои впечатления о посещении спектакля осенью 1916 г.

Пресса о постановке:

Джонсон И. <И. В. Иванов>. Московские письма // Театр и искусство, 1916, ? 47, с. 950.

С. К. Через немногих - ко всем // Московские ведомости, 1916, ? 258, 8 ноября.

Сурмин П. И. Фамира-кифаред // Утро России. 1916. ? 313. 9 ноября. С. 5. Подпись: Майгур.

Игнатов И. Камерный театр // Рус. ведомости, 1916, ? 260, 10 ноября.

Эфрос Н. Фамира-кифаред // Речь, 1916, ? 312, 12 ноября.

Фрагмент:
'Спектакль прошел бы и совсем бесследно, если бы не одно стороннее обстоятельство: Внутренний облик театра к этой премьере принял необычный вид. Вестибюль, лестница, фойе, наконец, самый портал сцены были покрыты сплошной, цепкой, добротной кубофутуристической живописью: За нее отвечало новое имя - Александра Экстер: Сдвиги и 'разрывы' ее росписей, сделанные с горячей, скажу - страстной убежденностью, охватывали нас своим пафосом сразу же у входа, вели наверх, проводили в фойе и замыкались в зрительном зале великолепным занавесом стиля, своими черно-белыми шашками, геральдическими зверями и мрачно-цветными полосами. Глядя на них, ожидая начала, зритель предчувствовал новое искусство, новую зрелищность и новую поступь драматического действия:'.

К. Камерный театр // Театральная газета. 1916. ? 46. 13 ноября. С. 9.
Четыре цитаты приведены в статье: Канатьева А. В. 'Фамира-кифарэд' на сцене Московского Камерного театра PDF // Материалы 2009. С. 252, 253.

Королевич Влад. Камерный театр // Рампа и жизнь. 1916. 13 ноября. ? 46. С. 10-11. PDF
Источник: СПб государственная Театральная библиотека: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/3887-rampa-i-zhizn-1916
В этом выпуске газеты помещены две фотографии сцен спектакля, см. ниже. А также два рисунка, изображающие актеров Н. М. Церетелли - Фамиру (автор Chalico) и А. А. Чаброва (Подгаевского) - Сатира (автор Кириченко).

Тугендхольд Я. Письмо из Москвы // Аполлон. 1917. ? 1. С. 72-74. PDF
Источник: "Электронекрасовка", https://electro.nekrasovka.ru/editions/46
Речь идет о московской выставке объединения "Бубновый валет" в конце 1916 г. Очерк сопровождается четырьмя ч/б изображениями эскизов А. А. Экстер к спектаклю "Фамира-кифаред".

? // Театральная газета. 1917. ? 1. С. 9.
Две цитаты приведены в статье: Канатьева А. В. 'Фамира-кифарэд' на сцене Московского Камерного театра PDF // Материалы 2009. С. 255.

Victor <В. М. Жирмунский> Московский камерный театр // Биржевые ведомости. 1917. 18 февраля.
Видимо, из этой заметки выписал Р. Д. Тименчик:

В. М. Жирмунский писал в связи с постановкой драмы Иннокентия Анненского в московском Камерном театре: '"Фамира-кифаред" вместе с лирической драмой Александра Блока "Роза и крест" - единственное произведение поэзии символизма, которое требует действительного сценического воплощения, так как заключает в себе зерно неосуществленной трагедии.'

Тименчик Р. Д. Пропущенная реплика // Роман Тименчик. Что вдруг. Статьи о русской литературе прошлого века. Иерусалим, "Гешарим"; Москва, "Мосты Культуры", [2008]. С. 343.

[Без подписи]. Камерный театр в этом сезоне: (Беседа с А. Я. Таировым) // Вестник театра. 1919. ? 38. 21-26 окт. С. 12.
Здесь А. Я. Таиров только назвал спектакль в числе "основных работ" и объявил о его возобновлении.

Камышников Л. М. Камерный театр. Спектакль памяти Ин. Анненского. // Вестник театра. 1919. ? 47. 23-28 декабря. С. 9-10. Подпись: Лев К.
http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/1908-vestnik-teatra-1919-47
Автором назван Л. В. Колпакчи в статье: Канатьева А. В. 'Фамира-кифарэд' на сцене Московского Камерного театра PDF // Материалы 2009. С. 259.

9

13 декабря (30 ноября ст.  ст.) исполнилось 10 лет со дня смерти выдающегося, но до сих пор весьма мало популярного  в широких массах русского поэта Иннокентия Анненского.

10

Память об этом поэте, наряду с ограниченным кругом знатоков и ценителей подлинной поэзии, особенно чтит Камерный театр, в репертуаре которого видное место занимает вакхическая поэма его "Фамира Кифаред".

В день десятилетия смерти Ин. Анненского Камерный театр предпослал спектаклю "Фамиры Кифаред" две вступительные речи - А. Таирова и К. Бальмонта - и распределил билеты на этот спектакль исключительно среди профессиональных и рабочих организаций.

Память поэта, таким образом, была ознаменована не только постановкой его пьесы, но и сближением творчества его с широкими массами.

Следует пожалеть только, что красивая речь К. Бальмонта, как всегда у этого поэта, расцвеченная яркой образностью и четкостью символов, была все же слишком "специальной", философски отвлеченной, слишком мало понятной для слушателя, непосвященного ранее в "святая святых" творчества Ин. Анненского.

Мы знаем, что даже самый спектакль "Фамиры Кифаред", в прекрасном сценическом воплощении  его Камерным театром оставляет массового зрителя в недоумении: "что собственно хотел сказать поэт своей поэмой". И нам думается - для того, чтобы действительно приблизить поэта к незнакомой с ним аудитории, во вступительном слове следовало подробнее и главным образом остановиться на самой пьесе, на основной, в ней заложенной, идее поэта.

Бальмонт этого не сделал. Этой задачи не ставил себе и А. Таиров, указавший лишь на трагический удел Ин. Анненского: пребывать и при жизни, и после смерти в полной безвестности, удел, завершенный  не менее трагической смертью поэта - на Царскосельском вокзале в Петербурге.

Камерный театр,  во всяком случае, достиг одного: в этот вечер вспомнили большого поэта, подойдя вплотную к чарованию его  творчества.

Державин Конст. 'Фамира Кифаред': К двадцатилетию Государственного Камерного театра // Рабочий и театр. 1934. ? 36. Декабрь. С. 8-11.
Две цитаты приведены в статье: Канатьева А. В. 'Фамира-кифарэд' на сцене Московского Камерного театра PDF // Материалы 2009. С. 250, 251.

Оленин Александр. Тверской бульвар - Никитская и обратно // Рабочий и театр. 1935. ? 1. С. 4.
Цитата приведена в статье: Канатьева А. В. 'Фамира-кифарэд' на сцене Московского Камерного театра PDF // Материалы 2009. С. 255.

Хидекель Р. О трех художниках Камерного театра // Искусство. 1971. ? 5. С. 37.
Цитата приведена в статье: Канатьева А. В. 'Фамира-кифарэд' на сцене Московского Камерного театра PDF // Материалы 2009. С. 254.

Об интересе А. М. Горького к спектаклю Таирова см. страницу собрания "Анненский и М. Горький".

О спектакле:

Камерный театр и его художники: 1914 - XX - 1934 / Введение Абрама Эфроса. М.: Изд. Всероссийского театрального общества, 1934. С. 22.
Цитата приведена в статье: Канатьева А. В. 'Фамира-кифарэд' на сцене Московского Камерного театра PDF // Материалы 2009. С. 256.

Быков Николай. Первая встреча с Камерным театром // Государственный театральный музей имени Бахрушина. Ф. 526. ? 135. Л. 7-8.
Цитата приведена в статье: Канатьева А. В. 'Фамира-кифарэд' на сцене Московского Камерного театра PDF // Материалы 2009. С. 257.

 

"Фамира Кифаред"
Сцена 3-ьей картины: хор мэнад; в центре Нимфа - г-жа Коллэн.
Фот. М. Сахарова и П. Орлова.
Рампа и жизнь. 1916. 13 ноября. ? 46. С. 7
Предпросмотр по  публикации в [1]
"Фамира Кифаред"
Сатиры, Силен - г. Аркадин, Нимфа - г-жа Коллэн, Фамира - г. Церетелли.
Фот. М. Сахарова и П. Орлова.
Рампа и жизнь. 1916. 13 ноября. ? 46. С. 8
Предпросмотр по  публикации в книге А. Г. Коонен.

  
[1]


[2]


[2]

 

Н. М. Церетелли в роли Фамиры [2]
См. также рис. Chalico в: Рампа и жизнь. 1916. 13 ноября. ? 46. С. 10. PDF
Стихотворение Любови Столицы, посвящённое исполнителю главной роли

ИСТОЧНИКИ

1. А. Я. Таиров. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. / Ред. П. Марков, сост. Ю. Головащенко, худ. С. Сахарова. М., Всероссийское театральное общество, 1969 г.
2. Страница сайта Театра имени Пушкина, http://www.teatrpushkin.ru/plays/famira-kifared

 

Страница 1     Страница 2

вверх

 

Начало \ Трагедии \ "Фамира-кифаред" в театре А. Я. Таирова

Словарь


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2022

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования