![]() |
|
Начало \ Именной указатель \ Анненский и Лермонтов | |
Открытие: 1.11.2009 |
Обновление: 05.12.2020 |
АННЕНСКИЙ и ЛЕРМОНТОВ
Михаил Юрьевич Лермонтов (3/15.10.1814 - 15/27.07.1841) - великий русский поэт.
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Поэт в виц-мундире лейб-гвардии Гусарского
полка. Гравюра по стали Ф. А. Брокгауза в Лейпциге (1865 г.) По фотографии А. С. Муренко с оригинала Ф. О. Будкина, 1834 г. [1] |
Автопортрет М. Ю. Лермонтова |
Автопортрет. 1837-1838. ГЛМ |
П. Е. Заболотский М. Ю. Лермонтов в штатском сюртуке 1840 [1], с. 31 |
Поэт в форме Тенгинского пехотного полка. Литография В. Бахмана (1860 г.) по акварели К. А. Горбунова, 1841 г. [1] |
Первая из упомянутых статей Анненского о Лермонтове не получила широкой известности по ее выходе в свет, заслужив лишь упоминание в обзорной статье: (см.: Беллярминов И. Педагогический журнал Я. Г. Гуревича // ЖМНП. 1892. Ч. CCLXXIII. Октябрь. Паг. 3. С. 55-56. Подпись: И. Б.). Она вспоминалась также среди наиболее ценных работ, посвященных поэтике Лермонтова, в библиографическом обзоре А. В. Багрия 'М. Ю. Лермонтов в юбилейной литературе' (ЖМНП, новая серия. Ч. LVII. Июнь. Паг. 4. С. 86). Более счастлива читательская судьба статьи 'Юмор Лермонтова', "распространению" которой отчасти способствовало и то, что ее фрагмент был включён в 6 том юбилейного лермонтовского 'Иллюстрированного полного собрания сочинений' под редакцией В. В. Каллаша (М., 1915. С. 220-221). Во всяком случае Блок заслужил упрёк, что в комментарии к подготовленному им изданию сочинений Лермонтова "нет упоминания ... о статьях Ин. Ф. Анненского" (Яковлев Н. [Рец.] // Русская книга. Берлин. 1921. ? 3. Март. С. 20. Рец. на кн.: Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения в одном томе / Ред., вступ. статья и прим. А. Блока. Берлин, 1921). Среди наиболее важных работ, посвященных теме 'Анненский и Лермонтов' следует назвать следующие:
Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.;
Л.: Наука, 1964. С. 250-252; А. И. Червяков / УКР I, с.114-115. Ещё исследования темы "Анненский и Лермонтов":
Баевский В. С. Иннокентий Анненский.
О жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова Ранняя склонность Пушкина к объектированию своих настроений и к разнообразию и живости картин. Лермонтов сильнее субъективностью, лиризмом. Сравнение объективно-художественных изображений "Кавказского пленника" с лирическими картинами природы в "Демоне", которые то соответствуют дикой и мрачной фигуре Демона, то нежной красоте Тамары (картина Грузии) <...> Л. 1, 1об. Поэзия, как она представлялась Пушкину ("Эхо") и как понимал ее Лермонтов ("Кинжал") <...> Л. 1об. Лермонтов в наиболее зрелых своих произведениях "Герой нашего времени", "Валерик", в своем любимом "Демоне" останавливается на неразрешенном диссонансе <...> Л. 1об., 2.
"Герой нашего времени"
- высшее,
совершеннейшее произведение Л<ермонто>ва
и одна из самых умных книг в нашей
беллетристике. Л. 4об.
Сопоставление Чацкого с Печориным. Там
горе от "ума", тут горе - от "силы",
от "энергии". Л. 5об. РГАЛИ. Ф. 6, Оп. 1. ? 189. 5 л.
Опубл.
И. И. Подольской в прим. к
докладу "Об эстетическом
отношении Лермонтова к природе" (КО,
с. 613-614).
...нечто 'надчеловеческое', которое было присуще только Лермонтову и которое скорее интуитивно, но почти повсеместно чувствовали все русские литераторы, обращавшиеся к творчеству великого поэта, - от В. Белинского, А. Григорьева до Вл. Соловьёва, который первым (статья 'Лермонтов') охарактеризовал изначальную, врождённую гениальность Лермонтова как 'сверхчеловеческую', до А. Блока, В. Розанова, И. Анненского и опять того же Мережковского, который в полемике с Вл. Соловьёвым попытался выявить сущность лермонтовской 'надчеловечности', или 'сверхчеловечности'. <...> Но главная черта обозначена идентично обоими <В. Соловьёв, Д. Мережковский>: сверхчеловек. Тот самый, который 'сходит, презрев времена' к Маяковскому, к нам и будет, надо полагать, 'сходить' к нашим потомкам. Именно 'сходить' с отдалённейшей высоты, потому что, как углядел ещё один современник Вл. Соловьёва и Д. Мережковского, 'Лермонтов умел стоять около жизни влюблённым и очарованным, и не слиться с нею, не вообразить себя её обладателем ни разу и ни на минуту' (И. Анненский. Вторая книга отражений). Заметим, между прочим, что И. Анненский ставит в похвалу Лермонтову то, что осуждается Вл. Соловьёвым как 'демоническая гордыня'. Опять - потаённый спор, но и опять же - необыкновенно точно подмеченный факт. В контексте 'сверхчеловечности' умение Лермонтова стоять 'около жизни' можно воспринимать и как над жизнью. И даже не стоять, а летать, подобно вечному страннику ('Тучи') или дубовому листку, оторвавшемуся от родимой ветки: Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя... А поэтому и разочарования - с оттенком горделивого высокомерия ('И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - // Такая пустая и глупая шутка...'). Но вот вопрос: поэт сам не хотел сливаться с жизнью (в силу своей 'сверхчеловечности') или всё-таки тому мешали и ещё какие-то препятствия? Если встать на точку зрения Вл. Соловьёва и объективно разделившего соловьёвский постулат И. Анненского, то Лермонтов целенаправленно никогда не желал сливаться с жизнью, и, видимо, поэтому: Выхожу один я на дорогу... Николай Кузин (г. Екатеринбург). 'Демонизм' как поиск 'души родной'? // Газета "Литература", 35/1997, http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=199703501
Анненский о Лермонтове в других статьях:
-- упоминания в
рецензии на
кн.: Илиада Гомера. Перевод Н. Минского. Москва, 1896. -- Дафнис и Хлоя.
Древне-греческий роман Лонгуса. Перевод Д. С. Мережковского
ИСТОЧНИКИ 1. "Литература в школе". ? 8. 2005.
|
Начало \ Именной указатель \ Анненский и Лермонтов | |
|